Презентация на тему "Анализаторы. Органы слуха и равновесия" 8 класс

Презентация: Анализаторы. Органы слуха и равновесия
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Анализаторы. Органы слуха и равновесия", с помощью которой учащиеся познакомятся со строением слухового аппарата человека, узнают об его особенностях, а также смогут проверить свои знания, выполняя практические задания.

Краткое содержание

  • Строение органа слуха
  • Среднее ухо
  • Внутреннее ухо
  • Работа органа слуха
  • Орган равновесия
  • Это интересно
  • Проверь себя

Содержание

  • Презентация: Анализаторы. Органы слуха и равновесия
    Слайд 1

    Анализаторы

    Органы слуха и равновесия. Биология. 8 класс

  • Слайд 2

    Анализаторы слуха и равновесия.

    Мир человека наполнен звуками. Слушая звуки, человек узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Человек также постоянно ощущает свое положение в пространстве.

  • Слайд 3

    Строение органа слуха.

    Звук – это колебание воздуха. Наш орган слуха улавливает колебания частотой 16-29 тыс. в секунду. Путь который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча света в глазу.

  • Слайд 4
    • Орган слуха подразделяют на наружное, среднее и внутреннее.
    • Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход.
    • Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом.
    • Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо.
  • Слайд 5

    Среднее ухо.

    • Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой узкую полость (1-2см3), в которой расположены три слуховые косточки.
    • Полость среднего уха (барабанная полость)продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку. Это позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, благодаря чему барабанная перепонка не искажает звуковые колебания.
    • Слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко – самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего 0,5 г.
    • Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо.
  • Слайд 6

    Внутреннее ухо.

    • Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного.
    • Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положения тела в пространстве.
    • Во внутреннем ухе выделяют орган слуха - улитку, и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые анатомически связаны друг с другом.
    • Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – перилимфа.
    • Улитка имеет 2.5 завитка и похожа на улитку - прудовика.
  • Слайд 7

    Одна из стенок перепончатой части улитки (базальная мембрана-11) состоит из24тыс. Натянутых волоконец разной длинны. Каждое волоконце отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке(12).Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находится покровная мембрана(13). К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.

  • Слайд 8

    Работа органа слуха.

    Как же работает слуховой анализатор?

    • Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебание. Через систему слуховых косточек колебания передаются дальше – во внутреннее ухо. В пластинке разделяющей полости среднего и внутреннего уха, имеются два «окна», затянутых тонкими перепонками. В одно из них – овальное упирается стремечко, передавая звуковые колебания перепонке.
    • Её колебания вызывает движение жидкости в улитке, она в свою очередь заставляет колебаться базальную мембрану. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны. В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передается в головной мозг, где через средний и промежуточный мозг возбуждение попадает в слуховую зону коры больших полушарий, расположенную в височных долях
  • Слайд 9

    Орган равновесия.

    • Большинство животных имеют специальные органы равновесия. Они могут быть простыми, например «отолитовый» орган у рака; находящиеся в нем песчинки раздражают чувствительные клетки, благодаря этому рак ощущает положение своего тела в пространстве.
    • У человека функцию органа равновесия «вестибулярного аппарата» выполняет часть внутреннего уха – это два маленьких мешочка преддверие и три полукружных канала (Изогнутые трубки лежащие в трех перпендикулярных полостях). Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью.
    • Когда голова человека находится в вертикальном положении, кристаллики, расположенные в зоне рецепторов преддверия внутреннего уха, определенным образом давят на волоски чувствительных клеток.
    • При повороте головы вправо и влево ампулярные гребешки в полукружных каналах смещаются, соответственно меняется давление на чувствительные клетки – то с правой стороны , то с левой. давление кристалликов и гребешков вызывают раздражение рецепторов. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг (средний мозг, мозжечок, кору больших полушарий). Из мозга импульсы поступают к различным группам скелетных мышц. Происходит их рефлекторное сокращение и равновесие тела восстанавливается.
  • Слайд 10

    Это интересно.

    • Слуховой проход не совсем прямой, а слегка изогнут, его стенки выделяют липкое вещество – ушную серу. Она не дает проникать в слуховой проход пыли и мелким насекомым.
    • Уровень шума измеряется в (дБ): шепот человека-15 дБ; шелест падающего с дерева листа-10 дБ; разговор двух людей -60 дБ; шум интенсивного дорожного движения-90 дБ.
    • Шум свыше 100 дБ практически невыносим для человека, однако шум издаваемый рок – группой 110дБ, у многих людей на концерте возникают болевые ощущения
    • Шум в 200 дБ может очень быстро убить человека.
  • Слайд 11
    • Эмбрион ощущает звуковые колебания. Будущий человек прекрасно запоминает звуки биения материнского сердца радуется и улыбается, прослушав их запись после рождения.
    • Как и любой анализатор, вестибулярный аппарат нуждается в тренировке. Так космонавты длительное время тренируются для того чтобы длительное время работать в условиях невесомости. Людей может укачивать не только в море во время волнения, но и в транспорте. Во время качки жидкость в полукружных каналах постоянно перемещается и возбуждает рецепторы, а мозговые центры большинства людей реагируют на это неприятными ощущениями.
  • Слайд 12

    Проверь себя

    1 Ушная раковина входит в состав:

    A. Среднего уха

    Б. Наружного уха

    B. Внутреннего уха

    2. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:

    A. Механические

    Б. Электрические

    B. Электромагнитные

    3. Слуховые косточки расположены в полости:

    A. Наружного уха

    Б. Среднего уха

    B. Внутреннего уха

    4. Молоточек, наковальня и стремя:

    A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе

    Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки

    B. Усиливают колебания барабанной перепонки

    5. Улитка является органом:

    A. Слуха

    Б. Равновесия

    B. Звуковоспроизведения

    6 Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает:

    А. Перилимфа

    Б. Эндолимфа

    В. Воздух

    7. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний:

    A. Барабанной перепонки

    Б. Слуховых косточек

    B. Жидкости в улитке

    8. Анализ звуковых раздражителей происходит:

    A. В лобной доле коры

    Б. В височной доле коры

    B. В затылочной доле коры

    9 Функцию вестибулярного аппарата выполняют:

    A. Улитка

    Б. Барабанная перепонка

    B. Полукружные каналы

    10 Равновесие тела контролируется:

    A. Мозжечком

    Б. Продолговатым мозгом

    B. Промежуточным мозгом

  • Слайд 13

    Проверьсебя. Вставь пропущенные слова.

    1. Звук – это колебания..., которые воспринимаются органом..., состоящим из наружного,... и внутреннего уха.

    2... ухо состоит из ушной... и слухового..., соединенного с... перепонкой, преобразующей звуковые... в механические...

    3. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от..., представляющего собой узкую..., продолжающуюся в слуховую..., связанную с глоткой; в барабанной полости расположены слуховые косточки..., наковальня и...

    4. Внутреннее ухо представлено... лабиринтом и... лабиринтом, соответствующими друг другу по форме и расположенными в... костях черепа; между поверхностями лабиринтов имеется жидкость – ...

    5. Во внутреннем ухе выделяют улитку,... и три... канала; стенка улитки состоит из волоконец разной длины, на которых расположены слуховые...

    6. Колебания слуховых косточек передаются через... окно улитки волокнам... клеток, в которых возникают нервные импульсы, направляющиеся по слуховому нерву в... зону коры, где происходит анализ характера и смысла...

    7. Орган... представлен преддверием и... каналами, заполненными жидкостью; в их стенках расположены... и кристаллы углекислого..., которые при изменении положения головы человека давят на рецепторные клетки, вызывая образование импульсов, поступающих в средний мозг, кору и...

    8. Орган равновесия называется также... аппаратом и информирует ЦНС о положении тела в пространстве, при этом восстановление положения тела происходит...

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке