Презентация на тему "Владимир Михайлович Бехтерев. Ученый и врач"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по биологии на тему "Владимир Михайлович Бехтерев. Ученый и врач" посвящена 150-летию великого ученого. Она состоит из 36 слайдов и рассказывает о его жизненном пути и вкладе, сделанном в развитие биологической науки и медицины. На слайдах очень много текстовой информации, в качестве презентации на урок - не годится.

Краткое содержание

  • Владимир Михайлович Бехтерев
  • Ранние годы
  • Годы учебы в Петербургской военной академии
  • На войне
  • В клинике Шарко
  • Казань
  • Петербург
  • Мозг человека
  • Основы учения о функциях мозга
  • Психоневрологический Институт
  • Исследования по мысленному внушению
  • Встреча с Дуровым
  • Эксперименты по передаче мысли
  • Смешные истории
  • Последние годы жизни

Содержание

  • Слайд 1

    Ученый и врач

    к 150-летию академика Владимира Михайловича Бехтерева

  • Слайд 2

    ​Владимир Михайлович Бехтерев

    «Высокоодаренная личность составляет величайшее счастье своей страны и всего человечества». Гете

    Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), выдающийся русский физиолог, психиатр, психолог, создатель рефлексологии — оригинальной естественнонаучной теории поведения, внесшей значительный вклад в развитие наук о человеке. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений

    В истории отечественной психологической науки с именем академика Бехтерева связано окончательное утверждение нового направления в исследовании психической деятельности, основанного на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения.

  • Слайд 3

    Ранние годы

    • Будущий великий врач родился 20 января 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Бехтерево Республика Татарстан).
    • В 1856 году отец, Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза, оставив сиротами троих сыновей. Ему не было и 40 лет.
    • Самого младшего, Володю, к экзаменам в гимназию готовил старший брат Николай, кое в чем помогала мать. Экзамены он сдал успешно, и комиссия решила зачислить его сразу во второй класс. С 16 августа 1867 года он приступил к занятиям.
    • Полученные им во время учебы в гимназии знания позволили Бехтереву в шестнадцать с половиной лет поступить в знаменитую Медико-хирургическую академию в Петербурге, тогда как туда принимали только абитуриентов, достигших 17 лет.
    • В одно и то же время учатся в вятской гимназии и сидят бок о бок в библиотеке двое: Владимир Бехтерев и Константин Циолковский. А в скором времени — тоже одновременно почти — оба покидают Вятку, чтобы с одного началась дорога человечества в космос, а имя другого стало неотрывным от познания космических глубин мозга.

  • Слайд 4

    Годы учебы в Петербургской военной академии

    • Петербургская медико-хирургическая академия в то время была одним из крупнейших научных и учебных центров. В Академии работают такие известные ученые, как химик А.П.Бородин, врач Н.И.Пирогов, физиолог И.М.Сеченов.
    • В студенческие годы В.М.Бехтерев окончательно определяется в своих научных интересах, центральное место в которых занимает психиатрия, исследование душевной жизни человека.

  • Слайд 5

    На войне

    • После третьего курса, он уехал Болгарию на войну. Никто не побуждал его и не уговаривал подставлять свою голову под пули. Предложили просто, и все. Двое братьев на собственные деньги, доставшиеся им по наследству, организовали санитарный отряд и предложили ему присоединиться: «Едем?» — «Едем!» И еще много таких поступков было в его долгой жизни. Он откликался с полной готовностью.
    • Военная кампания его длилась всего четыре месяца — началась на переправе русских войск через Дунай и закончилась жесточайшей лихорадкой от ночлега на сырой земле после тяжелейшего боя под Плевной. Здесь, под Плевной, они развернули свой добровольческий госпиталь на сорок коек. Недалеко расположился и регулярный лазарет — он был всего лишь вдвое больше. К вечеру с поля боя поступило свыше полутора тысяч раненых.
    • Он вернулся спокойный, повзрослевший, отвердевший. Риск и самоотвержение — они ведь не только победою пли удачей красны; непременно возмужанием они чреваты, тем куда более крупным шагом к зрелости, чем дается любым сроком спокойного созревания.

  • Слайд 6

     

    • В 1878 году окончил Медико-хирургическую академию
    • В 1881 году он получает профессорское звание после блестящей защиты диссертации.
    • В этом же году был командирован за границу для ознакомления с достижениями психологии и психиатрии, где работал, в частности, в клинике Шарко.
    • По-видимому, там и увлекают его вопросы внушения и гипнотизма. Он стал одним из первых отечественных психиатров, внедривших и доказавших эффективность гипноза в психиатрической и невропатологической клинической практике.

  • Слайд 7

    В клинике Шарко

    • Доктор Бехтерев приехал не прямо из Петербурга, он несколько месяцев просидел в клинике Флексига, проводя усердные анатомические разыскания. Не угодно ли будет господину профессору посмотреть привезенные срезы? Этой областью мозга, судя по выходящим статьям и поступающим слухам, занимаются как раз в лаборатории у месье, так вот не угодно ли? С большим интересом, ответил Шарко, и подозвал нескольких врачей.
    • Благодарность Шарко была величественной: он лично показал Бехтереву интереснейшие явления гипноза на истеричных. В частности, повышенную мышечную возбудимость. Усыпив больную, он, еле-еле дотрагиваясь, проводил тонкой стеклянной палочкой позади ее уха, и ухо заметно оттягивалось назад, как у настораживающегося зверя. Проводил сверху, и ухо видимо шло наверх. А ведь ушные мышцы у человека атрофированы, а под гипнозом их активность заметно и сильно повышалась. Бехтерев глядел, не отрываясь, глазами восхищенными и пристальными, а в уме его вертелся вопрос, столь же уместный, сколько и приятный хозяину. Но хозяин опередил его.

    - И после такого как могут они говорить, что гипнотический сон — простое внушение! — победоносно сказал он.

    • Шарко утверждал, что гипноз — ненормальное и нездоровое состояние человеческого мозга, что это искусственно вызванный невроз, что не случайно у его больных истеричек так легок переход в гипнотический сон и что самая расположенность к гипнозу свидетельствует о нездоровье нервной системы. И о каком лечебном воздействии гипноза может идти речь, если после него бывают судороги, параличи, бред, из которых трудно и не сразу выводится нервный больной. А был случай, когда женщина впала в летаргический сон, и сутки, целые сутки ее не удавалось привести в сознание. Не целебное это, а невротическое опасное состояние.

  • Слайд 8

    В клинике Шарко

    • Став на многие, многие годы крупнейшим в России мастером гипнотического воздействия и неустанным пропагандистом гипноза как лечебного метода, Бехтерев даже просто в силу огромного опыта своего, благодаря великому числу больных натыкался то и дело на явления, то с одной школы, то с другой, сбивающие ту крайность мнений, которая мешала выработке общего (и уже куда более близкого к истине) воззрения на гипноз.
    • Коллективную психотерапию алкоголиков под гипнозом ввел в России тоже Бехтерев, и до сих пор применяется — с небольшими изменениями — методика, разработанная и многократно использованная им.
    • Сохранились уникальные кинокадры: Бехтерев гипнотизирует огромную аудиторию из специально собранных больных. Потом обходит каждого, проверяя глубину сна, и начинает говорить о вреде алкоголя — слова его тем вернее западали в душу и разум, чем глубже спал человек и чем сильнее было его желание излечиться. Многим, очень многим это спасло жизнь, и свой последний доклад — за тридцать два часа всего до внезапной смерти — делал семидесятилетний Бехтерев как раз о коллективной психотерапии под гипнозом.

  • Слайд 9

     

    • Огромное значение Бехтерев придавал профилактике психических заболеваний. Умение предотвратить болезнь, по его мнению, даже более значимо, нежели умение ее лечить.
    • Важным направлением профилактической работы Бехтерев считал пропаганду здорового образа жизни.
    • Одной из первостепенных задач психического оздоровления общества Бехтерев считал борьбу за его дезалкоголизацию.
    • Алкоголь рассматривался им как страшное зло, в основе которого лежит социальное неблагополучие, тяжелые условия жизни, нищета и бесправие масс. Отравляюще воздействуя на организм, поражая мозг и нанося огромный ущерб психике, он отражается не только на психическом здоровье пьющего человека, но и будущих поколений.

  • Слайд 10

    Казань

    1. Самым плодотворным, пожалуй, периодом в жизни Бехтерева оказались эти почти десять лет, проведенные им в Казани. Какая бы проблема ни подворачивалась впоследствии его ученикам, с какой заковыкой ни обращались они к нему, неизменно следовало добродушное: «Я в бытность свою в Казани этим занимался, помнится. И еще французские тогда же были статьи, и немецкие. Авторов запишите, пожалуйста, а по годам легко найдете». Если же в ответ на вопрос не эти говорились слова, то другие, оптимистичные и поднимающие: «Этим я, батенька, даже в Казани не занимался. И статей об этом покуда нет ничьих, до сих пор нету, я вам просто гарантирую отсутствие. Очень вам повезло: сядьте и напишите сами всю литературу
    2. 1885 года - заведующий кафедрой психиатрии Казанского университета, где Бехтерев впервые создал психофизиологическую лабораторию, основал (1893) журнал "Неврологический вестник" и Казанское общество невропатологов и психиатров.

  • Слайд 11

    Петербург

    • Весной 1893 года Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную.
    • В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».
    • В 1894 году Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895 году он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.
    • В.М.Бехтерев среди слушателей военно-медицинской академии, 1912 г.

  • Слайд 12

     

    • В ноябре 1900 года двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К.М. Бэра.
    • В 1902 году Бехтерев опубликовал книгу «Психика и жизнь». К тому времени Бехтерев подготовил к печати первый том работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. Здесь были собраны и систематизированы общие положения о деятельности мозга. Так, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, в соответствии с которой нервная энергия в мозгу устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру. По мнению Бехтерева, эта энергия как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение».

  • Слайд 13

     

    • С 1908 года В.М.Бехтерев директор организованного им Психоневрологического института; в 1918 году возглавил организованный по его инициативе Институт по изучению мозга и психической деятельности (позже - Государственный рефлексологический им. В. М. Бехтерева институт по изучению мозга). В 1908 возглавил созданный им Психоневрологический ин-т, где объединил значит, коллектив передовых учёных и педагогов. С 1918 директор Ин-та по изучению мозга и психической деятельности в Петрограде.
    • В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение её он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении. Сначала такое учение Бехтерев пытался построить на основе поиска комплексного подхода к изучению мозга методами анатомии, физиологии и психологии ("Объективная психология", 1904; "Психорефлексология", 1910), а позднее - через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе - рефлексологии ("Рефлексология", 1918), которая, по Бехтереву, должна быть вооружена единым естественнонаучным методом исследования.

  • Слайд 14

    Мозг человека

    Крупнейший вклад в науку составили работы Бехтерева 1890-х годов в области морфологии мозга. Бехтерев широко пользовался понятием нервного рефлекса, и для описания сложных форм рефлекторной деятельности им был предложен термин "сочетательно-двигательный рефлекс". Бехтерев открыл проводящие пути спинного и головного мозга, установил анатомо-физиологические основы равновесия и ориентировки в пространстве, функций зрительного бугра, центры движения и секреции внутренних органов. Описал ряд неизвестных до него мозговых образований. Бехтерев впервые выделил ряд характерных рефлексов, симптомов и синдромов, важных для диагностики нервных болезней; описал ряд болезней и методы их лечения.

  • Слайд 15

    Основы учения о функциях мозга

    • Бехтерев был одним из пионеров в науках о мозге.
    • В начале девятисотых годов, спустя десять лет после «Проводящих путей головного и спинного мозга», начал выходить его авторский семитомник «Основ учения о функциях мозга» — уникальная, единственная не в России, а в мире энциклопедия всего, что узнал человек к тому времени о мозге. Ее сразу же начали переводить на несколько языков, справедливо объявили настольной книгой каждого натуралиста, а Бехтерева один из коллег назвал Нестором мировой неврологии. Семитомник Бехтерева, кроме исчерпывающих сведений о мозге (уровня той поры, разумеется), содержал еще превеликое множество неназойливо и ненавязчиво приведенных идей и мыслей, куда и как двигаться дальше. Это было скорее подробное напутствие, чем монография сведенных воедино знаний. После каждого почти раздела в каждой из семи книг следовала главка под названием «Наши исследования» или «Данные нашей лаборатории», или просто «Наше мнение» и непременно приводились в такой главке опыты и предположения, побуждающие, стимулирующие новый поиск и новый эксперимент. Очень много предвидений и точных догадок содержал этот удивительный труд, и очень, очень много ошибок и поспешностей, которые вполне всерьез, безо всякой тени иронии по-другому не назовешь как творческими.

  • Слайд 16

     

    • (Через несколько всего лет, когда начнут разрастаться и множиться легенды о великом враче Бехтереве, центральное место в них займет история, как молодой человек, уже несколько лет возимый в коляске, а по другой версии — трудно ходящий на костылях, после тщательного осмотра профессором вдруг услышит от него: «Вы можете ходить. Встаньте и идите!» — и встанет, и пойдет, к изумлению и восторгу служителей и родных, и больше никогда даже не вспомнит о недавней своей мучительной и долгой обездвиженности. Иногда это будет не молодой человек, а женщина с онемевшими руками или годы пролежавший чиновник. Истерические онемения, параличи и другие подобные Расстройства нервной системы научится Бехтерев распознавать стремительно и безошибочно, а его легендарный авторитет лишь будет способствовать в превеликой степени чудесам таких мгновенных исцелений.)

    Из книги Игоря Губермана «Бехтерев. Страницы жизни»

  • Слайд 17

     

    • Бехтерев творец новой, автономной науки – рефлексологии.
    • Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека.
    • Рефлекс, по его мнению, - “жизненный атом", элементарный акт поведения. Деятельность человека представляет собой не что иное, как сумму рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации.
    • Объект рефлексологии, в отличие от физиологии – целостная человеческая личность в ее внешних, объективно наблюдаемых проявлениях, в ее актах поведения, в ее бесчисленных ответных реакциях на текущие и прошлые, на внутренние - органические и внешние – космические и, в особенности, социальные воздействия

    «Неутомим, как Бехтерев»

  • Слайд 18

    Психоневрологический Институт

    • В 1908 году Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектологическим институтом по изучению мозга им. В.М. Бехтерева.

  • Слайд 19

     

    • В феврале девятьсот восьмого года, открывая учебные курсы Психоневрологического института, Бехтерев говорил взволнованно обо всем, что связывал он со своим детищем.
    • «Как это ни печально, — говорил он, — но следует отметить парадоксальный факт, что в нашем высшем образовании сам человек остается как бы забытым. Все наши высшие школы преследуют большей частью утилитарные или профессиональные задачи. Они готовят юристов, математиков, естественников, врачей, архитекторов, техников, путейцев и тому подобное. Но при этом упущено из виду, что впереди всего этого должен быть поставлен сам человек; и что для государства и общества кроме профессиональных деятелей нужны еще лица, которые понимали бы, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика, как ее оберегать от ненормальных уклонений в этом развитии, как лучше использовать школьный возраст человека для его образования, как лучше направить его воспитание, как следует ограждать сложившуюся личность от упадка интеллекта и нравственности, какими мерами следует предупреждать вырождение населения, какими общественными установлениями надлежит поддерживать самодеятельность личности, устраняя развитие пагубной в общественном смысле пассивности, какими способами государство должно оберегать и гарантировать права личности, в чем должны заключаться разумные меры борьбы с преступностью в населении, какое значение имеют идеалы в обществе, как и по каким законам развивается массовое движение умов и т. п. ... Заполнить этот важный пробел... и составляет ближайшую цель Психоневрологического института...

  • Слайд 20

    Исследования по мысленному внушению

    • В.М.Бехтерев одним из первых российских ученых занялся изучением мысли, исследованием непосредственной передачи мысли от одного индивида к другому. Необходимо большое мужество, чтобы серьезно заниматься тем, что официальная наука еще не признала и относит в область шарлатанства. Свои исследования Бехтерев проводил с В.Дуровым в его лаборатории зоопсихологии.
    • Проезжая однажды вместе со своей младшей дочкой Машей весной 1914 года по Петроградской стороне, согласился вдруг неожиданно для себя самого, так умоляла дочь, бросить все вечерние дела и пойти с ней вместе в сверкающий, зазывающий, весь яркими афишами облепленный цирк Модерн.

  • Слайд 21

    Встреча с Дуровым

    • И вдруг, когда уже аплодисменты окончательно прекратились, и публика толпилась в четырех проходах, и по арене сновали уборщики, вдруг все замерли, зашептались и уставились на бесплатное дополнительное зрелище, а Маша прижалась к отцу в полном и боязливом восхищении. Прямо к ним, приветливо улыбаясь, румяна даже не смыв и в блестящем, шитом блестками костюме, пробирался навстречу потоку публики сам волшебный укротитель Дуров.
    • Он почтительно поздоровался, сказал, что давно очень хочет познакомиться, что вот гастроли забросили его сюда, а послезавтра ему в Москву, и что очень хочет встретиться — поговорить и показать нечто заведомо интересное: мысленное внушение собакам на расстоянии. Бехтерев пригласил его назавтра к себе домой. Мы втроем будем, сказал Дуров: Лорд со мной придет и Пикки, фокстерьер.

  • Слайд 22

    Эксперименты по передаче мысли

    • Так начались их совместные эксперименты, прерванные мировой войной, а после возобновившиеся в Москве. Шестидесятидвухлетний Бехтерев целые ночи просиживал у Дурова в его знаменитом ныне уголке, упрямо ставя опыт за опытом, самому себе не веря и ассистентов загоняя к утру до изнеможения. Результаты, полученные ими, остались в виде сдержанных строгих протоколов, подписанных еще и несколькими свидетелями. Интересно, что и свидетели эти, сами тоже врачи или естественники, начинали с сомнений и ухмылок, а потом увлекались, как мальчишки. Опыты были не чересчур разнообразны — главное в них было, что получались.

  • Слайд 23

     

    • Ученый Совет Практической лаборатории зоопсихологии. Слева направо: А.В.Леонтович, А.И.Юматов, А.Л.Чижевский, В.Л.Дуров, Г.А.Кожевников
    • В 1920-1923 годах целую серию исследований по передаче мыслей выполнили наши ученые: В.Дуров, Б.Кажинский и А.Л.Чижевский. В этих экспериментах человека помещали в камере Фарадея, экранированной листами металла, и мысленное воздействие выполнялось на собаку или человека. Положительный результат был достигнут в 80% случаев.
    • В 1923 году Б.Кажинский в своей книге «Передача мыслей» предложил схему прибора, способного осуществить улавливание и регистрацию мысленных мозговых пси-излучений.
    • В 1924 году председатель Ученого Совета лаборатории зоопсихологии В.Дуров издает книгу «Дрессировка животных», в которой рассказывает об опытах по мысленному внушению.
    • В 1925 году две статьи по мысленному внушению пишет А.Л.Чижевский: «О передаче мыслей на расстоянии» и «От астрологии к космической биологии».

  • Слайд 24

     

    • Вот описание опыта по телепатическому внушению на расстоянии, поставленному в зоопсихологической лаборатории с участием академика В.М. Бехтерева, в 1926 г."Задание состояло в том, что экспериментатор В.Л. Дуров должен передать собаке Марсу мысленный "приказ" пролаять определенное число раз. В.Л. Дуров находится вместе с другими сотрудниками в зале лаборатории. Профессор А.В. Леонтович уводит собаку в другую комнату, отделенную от зала двумя промежуточными комнатами. Двери между этими комнатами А.В. Леонтович плотно закрывает за собой, чтобы достичь звуковой изоляции собаки от экспериментатора.В.Л. Дуров приступает к опыту. В.М. Бехтерев вручает ему вдвое сложенный листок бумаги, на котором написана одному Бехтереву известная цифра 14. Посмотрев на листок, В.Л. Дуров пожал плечами. Затем достал из кармана блузы карандаш, что-то написал на обороте листка и, спрятав листок и карандаш в карман, приступил к действию. Со сложенными на груди руками он устремляет взгляд перед собой.Проходит пять минут. В.Л. Дуров в свободной позе садится на стул. Вслед за тем появляется А.В. Леонтович в сопровождении собаки и делает следующее сообщение: "Придя со мной в дальнюю комнату, Марс улегся на полу. Затем вскоре привстал на передние лапы, навострил уши, как бы прислушиваясь, и начал лаять. Пролаяв семь раз, Марс снова улегся на полу. Я уже думал, что опыт закончен и хотел уходить с ним из комнаты, как вдруг вижу: Марс снова приподнялся на передние лапы и опять пролаял ровно семь раз.
    • Выслушав его, В.Л. Дуров торопливо достал из кармана блузы листок бумаги и подал его Леонтовичу. Все увидели на одной стороне листа цифру 14, на другой стояли дописанные рукой Дурова знаки: 7 + 7. Волнуясь, великий укротитель объяснил: "Владимир Михайлович (Бехтерев) дал мне задание внушить Марсу пролаять 14 раз. Но ведь вы знаете, что передавать число лаев, большее семи, я сам не рекомендую. Я и решил: в уме разбить заданное число пополам - как бы на два задания и передал ощущение лая сначала семь раз, а потом после некоторой паузы, еще семь раз. В таком именно порядке Марс и пролаял."В.Л. Дуров отмечал, что, по его мнению, собаки не воспринимали "приказы" индукторов как нечто внешнее, которому они подчинялись, как извне навязанной воле, т.е. "понимали" их в нашем, человеческом смысле этого слова, а как свою собственную потребность. Это относилось не только к собакам.

  • Слайд 25

     

    • Дуров писал: “Я собираю все силы своих нервов, сосредотачиваюсь до полного забвения окружающего меня внешнего мира на одной мысли. А мысль эта состоит в том, что я должен запечатлеть в своей голове очертание интересующего меня предмета до такой степени, что, когда я оторвусь взглядом от данного предмета, он все-таки должен стоять передо мной, как живой…
    • Я властно поворачиваю к себе голову Лорда (имя собаки) и смотрю ему в глаза, вернее, дальше глаз, куда-то внутрь, вглубь. Я фиксирую в мозгу Лорда то, что сейчас зафиксировано в моем мозгу. Я мысленно спокойно рисую ему часть пола, следующую к столу, затем ножки стола, затем скатерть и, наконец, книгу, которую необходимо взять. Затем мысленный приказ: “иди!" Лорд вырывается, бежит к столу и приносит нужную книгу. Задание исполнено".

    В.Л.Дуров и А.Л.Чижевский

    В.Л.Дуров «Дрессировка животных»

  • Слайд 26

     

    • Вот описание опыта по внушению двигательного рефлекса В.Л. Дуровым своему сотруднику, Б.Б. Кажинскому.- Владимир Леонидович, вы хорошо умеете передавать мысленное внушение. Заставьте меня мысленно сделать то или иное движение. Интересно, что я при этом буду сознавать или чувствовать. Однако удастся ли это?- Пустяки, только сидите спокойно! - решительно ответил Дуров, и мы приступили к делу.Я оставался неподвижным в течение не более двух минут и видел, как мой знаменитый собеседник, не глядя на меня, взял листок бумаги и что-то спешно написал на нем карандашом, который он извлек из кармана своей любимой черной бархатной блузы. Записку он положил на столе надписью вниз, прикрыв ее ладонью, а карандаш водворил на место. Затем Дуров стал смотреть на меня. Ничего особенного я не почувствовал, только вдруг машинально притронулся пальцем правой руки к коже головы у себя за ухом. Не успел я опустить руку, как В.Л. Дуров протянул мне листок, на котором я с изумлением прочитал: "Почесать за правым ухом."
    • Пораженный случившимся, я спросил:- Как вы это сделали?!- Вообразите себе, что у меня за правым ухом сильное раздражение кожи и что надо поднять руку и почесать это место. Ощущение зуда за ухом я постарался представить себе наиболее резко. Вот и все. А что вы почувствовали?- Конечно, никакой передачи я не почувствовал. Просто мне захотелось почесать за ухом.
    • Дуров торжествовал:- В том-то и заключается самое замечательное, что вы восприняли продуманное мной движение, как свою собственную ассоциацию идей и движений, как приказ из своего собственного мозга, да к тому еще и двойного свойства: почувствовали эффект раздражения за ухом и выполнили движение к уху, именно к правому, как я и задумывал."Как видим Б.Б. Кажинский не "прочитал" мысленный "приказ" В.Л. Дурова и сознательно подчинился ему, а выполнил его, как свою собственную спонтанную потребность.

  • Слайд 27

     

    • «Приходится допустить возможность передачи мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-либо вида лучистой энергии…»
    • И предположил, что здесь речь идет об электромагнитной энергии.
    • В ноябре 1919 года Бехтерев сделал интереснейший доклад на конференции Института по изучению мозга и психической деятельности. Доклад назывался “Об опытах над “мысленным" воздействием на поведение животных".
    • Уже к началу 1921 года в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам). Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком.
    • Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их.

  • Слайд 28

    Энергетическая концепция Бехтерева

    • Суть энергетической концепции заключается в утверждении энергетической природы психических явлений, имеющих своей первопричиной некую “свободную энергию".
    • В ходе взаимодействия человека с миром внешняя “свободная" энергия поступает в организм человека через органы чувств и преобразуется в них в нервно-психическую энергию.
    • Проявляя те или иные формы социальной активности, человек, наоборот, превращает нервно-психическую энергию в свободную энергию, тем самым, пополняя мировое энергетическое пространство.
    • В этом постоянно осуществляющемся энергообмене между человеком и миром - источник их существования и развития, их вечности и неуничтожимости.
    • Понятие энергия рассматривается в концепции Бехтерева в качестве базового, субстанционального, предельно широкого, выступающего в качестве основания как психических, так и материальных явлений, источника развития и проявления всех форм жизнедеятельности человека и общества.
    • «Мировой процесс есть проявление единой мировой энергии, и где бы и в каких бы формах последняя ни обнаруживалась, она проявляется везде и всюду одними и теми же соотношениями и подлежит одним и тем же зависимостям или законам»
    • «Индивид есть результат воздействия внешних энергий, он сам есть скопление энергии, главным аккумулятором которой являются клеточные элементы и, в частности, нервная система вообще и центральные ее органы в особенности»

  • Слайд 29

     

  • Слайд 30

     


  • Слайд 31

     

    "Большая дача".В. М. и Н. П. Бехтеревы на северном крыльце. 1924 г.

    • А гостями здесь бывали Леонид Андреев, чья усадьба была всего в 3-х верстах к востоку, Валентин Серов - сосед по западной границе, Илья Репин и многие другие известные личности. "Балкон застекленный морской" часто использовался как столовая. На втором этаже была "спальня", где, как можно предположить, Владимир Михайлович, ещё до утреннего купания, работал, записывая свои мысли и заключения.

  • Слайд 32

    Смешные истории

    • Рассеянность Бехтерева была на нормальном, хрестоматийном уже для загруженного профессора уровне. Услышав, например, входной звонок, он мог сам пойти открывать дверь, но уже подойдя к двери, сказать вдруг сердечным своим врачебным голосом: «Алло, я слушаю». Коллега его вспоминает, как они шли однажды по двору, направляясь к пролетке, и Бехтерев с ловкостью, удивительной для его грузной фигуры, подхватил споткнувшегося мальчугана. Погладил его по голове и продолжал непрерываемый разговор. «Чей это мальчонка? — спросил спутник. «Не знаю», — отключенно ответил Бехтерев и какие-то следующие немедленно произнес слова, относящиеся к интересной теме их беседы. А мальчонка был его любимый младший сын.
    • Есть несколько писем от младшей дочери Бехтерева, она сейчас живет в Сан-Франциско. Среди прочего она припомнила, как отец, живя на своей даче в Финляндии, не прекращал работать ни на минуту. Однако понимая необходимость моциона, ходил часами по дорожкам дачного полулеска-полупарка, вычитывая на ходу гранки очередных статей. А за ним преданной вереницей шли неторопливо и важно, не отвлекаясь на соблазн поноситься по травке и поиграть, двенадцать дворовых собак разных пород, характера и размера, Чувствуя в нем хозяина, они обожали его, и когда он останавливался на секунду, чтобы сделать нужную поправку, торжественно застывала вся разношерстная компания. Они трусили за ним, чуть приспустив морды, а на остановке поднимали их и бдительно смотрели на него. Зрелище это всегда было театром для домашних.

  • Слайд 33

    Последние годы жизни

    • Всемирно признанный ученый, академик Бехтерев отличался многогранностью научных интересов. Во всех энциклопедиях после его имени называются сразу три специальности: неврология, психология и психиатрия, и в каждой из них он оставил глубокий след.
    • Перу Бехтерева принадлежит множество работ, посвященных гипнозу, назовем некоторые из них: «Об объективных признаках внушений, испытываемых в гипнозе» (1905); «К вопросу о врачебном значении гипноза» (1893); «Врачебное значение гипноза» (1900); «О гипнотизме» (1911) и т.д.
    • В.М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров. Однако ни один из его учеников не смог заменить покойного ученого-энциклопедиста, наделенного блестящими организаторскими способностями. Психоневрологическая академия, созданная им, вскоре распалась.

  • Слайд 34

     

    • В конце 1927 года В.М. Бехтерев должен был участвовать в работе I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров и I Всесоюзного съезда, посвященного проблеме воспитания и обучения детей. В Москве он поселился в доме старого знакомого, профессора университета С.И. Благоволина. 22 декабря на открывшемся съезде невропатологов и психиатров В.М. Бехтерева избрали почетным председателем. В тот же день состоялось его последнее публичное выступление: он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных наркоманиями и, в частности, алкоголизмом, а также различными формами неврозов; он рассказал о методике коллективной гипнопсихотерапии и о ее преимуществах перед индивидуальным методом лечения, что связано с возникающей при этом своеобразной взаимной индукцией больных.
    • На следующий день он руководил заседанием съезда, посвященным проблеме эпилепсии. Заседание происходило в здании Института психоневропрофилактики Наркомздрава на Кудринской улице. После заседания В.М. Бехтерев изъявил желание познакомиться с некоторыми лабораториями института. В сопровождении директора и крупных московских психиатров он посетил лабораторию морфологии центральной нервной системы и отдел патофизиологии труда, которым руководил бывший ученик В.М. Бехтерева — Ильин.
    • Вечером того же дня он был на спектакле в Большом театре, а в 23 часа 40 минут 24 декабря 1927 года крупнейший нейроморфолог, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев скончался.

  • Слайд 35

     

    • Несмотря на то, что работы В. М. Бехтерева составили крупнейший вклад в науку, после смерти ученого они практически не издавались (за исключением однотомника «Избранные труды»). Они стали библиографической редкостью. Со многими из них не знакомы даже специалисты.Несомненный интерес вызывает двухтомник избранных трудов по психологии личности, выпущенный санкт-петербургским издательством «Алетейя» в 1999 году в серии «Российские психологи: Петербургская научная школа». Издание включает в себя работы автора, которые не переиздавались с момента их выхода в свет.Первый том «Психика и жизнь» открывает вступительная статья доктора психологических наук Е. В. Левченко «Научное наследие В. М. Бехтерева и его школа» и представляет собой хронику развития психологической концепции ученого. В книгу вошли сочинение об эволюционном монизме «Психика и жизнь» (1904), работа «Сознание и его границы» (1888) и речь, сказанная на торжественном акте Психоневрологического института «Бессмертие человеческой личности как научная проблема» (1918).
    • Во втором томе этого издания «Объективное изучение личности» представлены работы, отражающие вклад академика В. М. Бехтерева в разработку объективного подхода к изучению личности человека, как продукта воспитания, обучения и практической деятельности.Еще одно издание, на которое хочется обратить внимание читателей - это книга В. М. Бехтерева «Гипноз, внушение, телепатия». Она издана в Москве в 1994 году издательством «Мысль» и представляет собой сборник психологических и психиатрических работ ученого, которые дают представление о его взглядах на проблемы внушения, гипноза, психотерапии и др. Составитель сборника и автор вступительной статьи «О В. М. Бехтереве - ученом и враче – гипнологе» доктор философских наук, профессор Г. Х. Шингаров. В первый раздел книги «Гипноз» включены произведения В. М. Бехтерева, написанные в разные периоды его творческой жизни и посвященные проблемам гипноза. В разделе «Внушение» публикуются работы ученого, в которых изложены его взгляды на сущность внушения как психического процесса, рассматривается лечебное значение внушения. В разделе «Телепатия» В. М. Бехтерев сформулировал свой принципиальный подход к пониманию телепатии.

  • Слайд 36

     

    • К 150-летию со дня рождения В.М.Бехтерева и 100-летию основанного имСанкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического институтаИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
    • Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт был основан в 1907 году выдающимся учёным ХIХ и ХХ столетий неврологом, психиатром и психологом академиком В.М.Бехтеревым. Институт явился первым в мире учреждением подобного профиля, включавшим психиатрические и неврологические отделения, первую в России нейрохирургическую клинику и первый институт по изучению алкоголизма. В.М.Бехтеревым создана уникальная научная школа, позволившая воплотить в жизнь всемирно признанную системную концепцию целостного подхода к человеку.
    • В настоящее время институт является ведущим учреждением России и Северо - Запада страны по оказанию помощи больным психиатрического и неврологического профиля, исследовательским и учебным Центром Всемирной Организации Здравоохранения, Федеральным Центром по психотерапии и медицинской психологии, Федеральным научно-методическим Центром по организации неврологической помощи населению.
    • В 2007 году научная общественность страны и мира отметит 150-летний юбилей со дня рождения В.М.Бехтерева и 100-летний юбилей со дня основания Института им. В.М.Бехтерева, в праздновании которого примут участие многие ведущие учёные России и зарубежных стран. По инициативе коллектива института им. В.М.Бехтерева, Бехтеревского общества психиатров Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской Ассоциации неврологов для оказания помощи в проведении празднования этих знаменательных дат создан Фонд имени В.М.Бехтерева. Собранные Фондом средства будут направлены на приобретение нового лечебно-диагностического оборудования, улучшение материально-технической базы института, проведение ремонтных работ в клиниках и реставрацию музея В.М.Бехтерева.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд