Презентация на тему "Борьба за существование и естественный отбор"

Презентация: Борьба за существование и естественный отбор
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Борьба за существование и естественный отбор", созданная преподавателем специально для того, чтобы познакомить школьников с этими явлениями, описанными учеными и положенными в основу эволюционных процессов.

Краткое содержание

  • Естественный отбор
  • Стабилизирующий отбор
  • Движущий отбор
  • Дизруптивный отбор
  • Задания
  • Борьба за существование
  • Внутривидовая борьба
  • Межвидовая борьба

Содержание

  • Презентация: Борьба за существование и естественный отбор
    Слайд 1

    Борьба за существование и естественный отбор

    Тема урока:

  • Слайд 2

    Цели урока:

    • Сформировать представление о формах борьбы за существование.
    • Сформировать представление о формах естественного отбора.
  • Слайд 3

    2.Естественный отбор

    3.Задания

    1.Борьба за существование

    4.Домашнее задание

  • Слайд 4

    В среднем каждая мышь рождает в год 50 мышат. Для простоты расчета будем считать, что каждая

    мышь рождает в год 25 самок и 25 самцов. Таким образом, потомство одной самки через 5 лет составляет 829425 особей.

    Объясните, почему число мышей на планете заметно не увеличивается.

  • Слайд 5

    Несоответствие между численностью появляющихся в популяции особей и средствами к их жизни

    неизбежно приводит к борьбе за существование.Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой.

  • Слайд 6

    Внутривидовая борьба

    Возникает вследствие того, что особи одного вида нуждаются в сходных источниках питания, которые к тому же ограничены, в сходных условиях для размножения, в одинаковых убежищах. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряженной.

    Сосны в одновозрастном лесном насаждении

  • Слайд 7

    Межвидовая борьба

    • С одной стороны это может быть такая борьба за существование как взаимоотношения между хищником и жертвой (зайцы и волки). С другой стороны между различными видами может существовать конкуренция за ресурсы (пища, свет, места обитания). К межвидовой борьбе относятся и взаимоотношения организмов в форме паразитизма.
    • Рассмотрите рисунок, стрелками покажите возможные взаимосвязи между видами.
  • Слайд 8

    Борьба с неблагоприятными факторами неживой природы

    Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются (суточные и сезонные колебания температуры и влажности), а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности.

  • Слайд 9

    Результатом борьбы за существование является естественный отбор. Естественный отбор- процесc,

    в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.

  • Слайд 10

    Стабилизирующий отбор

    Действует в постоянных условиях среды. На значение этой формы указал выдающийся российский ученый И.И. Шмальгаузен. Стабилизирующий отбор направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства: размеров тела или отдельных его частей у животных, размеров и формы цветка у растений, концентрация глюкозы в крови у позвоночных и т. д. Стабилизирующий отбор сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

  • Слайд 11

    Действием стабилизирующей формы естественного отбора объясняется устойчивость размеров и формы цветков у насекомоопыляемых растений. Связано это с тем, что цветки должны соответствовать строению и размерам тела насекомых-опылителей. Шмель не способен проникнуть в слишком узкий венчик цветка, хоботок бабочки не сможет коснуться слишком коротких тычинок у растений с длинным венчиком. Благодаря стабилизирующему отбору до наших дней сохранились реликтовые животные: кистеперая рыба латимерия, представитель древних рептилий гаттерия, голосеменное растение гинго.

  • Слайд 12

    Движущий отбор

    Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям. Движущая форма действует при изменении условий внешней среды.

  • Слайд 13

    Например, среди крыс очень быстро распространилась устойчивость к яду, вызывающему кровотечение. Сейчас крысы без вреда поедают приманки, отравленные таким ядом. Примером утраты признака как результата действия движущего отбора могут служить редукция глаз у кротов, ведущих подземный образ жизни, редукция корней и листьев у растений-паразитов.

  • Слайд 14

    Разрывающий (дизруптивный) отбор

    Действует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака, но не благоприятствующих среднему состоянию.Этот отбор эффективен, когда при усиленной конкуренции благоприятными оказываются сравнительно узкие приспособления к внешним условиям и популяция проявляет тенденцию к расчленению на более мелкиегруппы.

  • Слайд 15

    Дизруптивный отбор

    Примером разрывающего отбора может служить случай образования различных популяций растения погремка большого в связи с покосами. Эта форма отбора возникает при устранении из исходной популяции растений со средними сроками цветения. В конечном итоге единая популяция распадается на две, находящиеся на одной территории, но оказывающиеся изолированными друг от друга в смысле воспроизведения.

  • Слайд 16

    Говоря о естественном отборе в целом, нельзя упускать из вида его творческую роль. Накапливая

    полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды. Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.

  • Слайд 17

    Задание 1Определите формы взаимоотношений организмов:

    • В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения,которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.
    • Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
    • После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода.
    • Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.
  • Слайд 18

    Задание 2

    Зимой 1898 г., после сильного дождя и снегопада, исследователь Х.К. Бампус собрал и принес в лабораторию 136 оглушенных стихией домовых воробьев. Из них 72 выжили, а 64 погибли. Бампус измерил у всех особей общую длину тела, размах крыльев, вес тела, длину клюва и головы, длину плечевой кости, бедра, ширину черепа и длину киля. Его измерения показали, что у выживших птиц все эти признаки в большей степени, чем у погибших, приближаются к средним величинам. Результат действия какой формы естественного отбора выявил ученый?

  • Слайд 19

    Задание 3

    • Многие виды бабочек в районах, не подвергнутых индустриализации, имеют светлую окраску тела и крыльев. Развитие промышленности, связанное с этим загрязнение стволов деревьев и гибель лишайников, живучих на их коре, привели к резкому возрастанию частоты встречаемости черных (меланистических) бабочек. В окрестностях некоторых городов черные бабочки за короткое время стали преобладающими, тогда как сравнительно недавно они там полностью отсутствовали.
    • Составьте до конца схему образования новой темно-окрашенной бабочки.
  • Слайд 20

    Домашнее заданиеЗаполните таблицу:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке