Презентация на тему "Человек как уникальный вид живой природы"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Человек как уникальный вид живой природы" по биологии содержит описание откуда и от кого произошел человек, кто его зоологические предки и родственники, как назывались древние люди. Затем расписаны все стадии развития человечества согласно приобретаемым им навыков и уровня умственного развития. В презентации описаны все ключевые моменты и основные понятия темы.

Краткое содержание

  1. Уникальный организм
  2. Стадии становления человека как биологического вида
  3. Антропогенез
  4. Особенности человека
  5. Вывод
  6. Вопросы

Содержание

  • Слайд 1

    Человек как уникальный вид живой природы

    Выполнили: ученицы 10 класса Синякова Анастасия, Чинякова Алена

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Уникальный организм

    • Земля – единственная из девяти планет Солнечной системы, где с течением времени зародилась и продолжается сегодня жизнь. На определенном этапе развития нашей планеты возникли живые организмы, давшие начало многообразию различных видов.
    • Видообразование, естественный отбор, эволюция осуществляли постепенное усложнение структуры организмов и нарастание количества и разнообразия видов приспособленных к среде обитания. В результате взаимодействия эволюционных процессов сложилось огромное разнообразие биологических форм, среди которых имеются чрезвычайно высокоразвитые формы жизни, такие, какорганизм человека.Его формирование началось на определенном этапе эволюции и завершилось появлением особого видаЧеловек разумный. Этот процесс начался среди животных обитающих в лесных биогеоценозах в теплых районах Земли.

  • Слайд 3

     

    • В зоологической системе органического мираЧеловек разумныйотносится к классуМлекопитающих, отрядуПриматы, в который он входит членом семействаГоминиды.
    • Примерно 70 млн лет назад из популяции насекомоядных млекопитающих выделились ранние приматы. Они имели сильно развитые полушария головного мозга, пятипалые конечности, хорошо развитые органы зрения, слуха, осязания. Приматы, приспособленные к жизни на деревьях, образовывали небольшие стада. Позже приматыразделились на две ветви –широконосыхи узконосыхобезьян. Среди узконосых около 50 млн лет назад возник родДриопитекус, которые примерно 15 млн лет назад дал начало двум эволюционным ветвям – семействамГоминидыиПонгиды.
    • Непосредственными предшественниками предков родаЧеловексчитаютсяобезьянолюди, илиавстралопитеки, обитавшие в Африке 9 млн лет назад.
    • Около двух млн лет назад от африканского австралопитека произошелЧеловек умелый.

  • Слайд 4

    Стадии становления человека как биологического вида

    • Стадия предшественников (предчеловеки, или обезьянолюди, или австралопитеки) – все вымершие виды, описанные по многочисленным находкам ископаемых остатков скелета. Масса мозга – 650г. Жили примерно 3 млн лет назад.
    • Стадия архантропов (древнейшие люди – питекантроп и синантроп) – все вымершие виды, дошедшие до настоящего времени в виде ископаемых остатков скелета и примитивных изготовленных ими орудий. Масса мозга до 1000г. Жили около 500 тыс. лет назад.
    • Стадия палеоантропов (древние люди, или неандертальцы) – все вымершие виды, дошедшие до настоящего времени в виде ископаемых остатков скелета и изготовленных ими орудийтруда, наскальных рисунков, ископаемых остатков их жилищ и стоянок. Масса мозга до 1500г. Жили около 350 тыс. лет назад.
    • Стадия неоантропов ( новый человек, или Человек разумный) включает ископаемую форму и ныне живущего современного человека. Масса мозга до 1800г. Кроманьонцы существовали около 40 тыс. лет назад.

  • Слайд 5

    Антропогенез

    • Характерной особенностью антропогенеза является однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с постепенным, но гармоничным развитием предков человека, комплекса биологических особенностей.
    • Общей закономерностью эволюции человека было увеличение размеров головного мозга и убыстрение темпов антропогенеза. При этом особыми быстрыми темпами, начиная с хабилиса шла эволюция головного мозга и коры головных полушарий. При этом, конечно, способствовало прогрессирующее формирование прямохождения, связанное с этим преобразование тазовых костей, развитие руки, совершенствование коллективного образа жизни и речи. Низкий уровень орудейной деятельности у палеоантропов сменился у неантропов быстрым ростом культуры в следствие перехода от человеческого стада к общине. Жизнь в общинах привела к появлению новой, социальной среды. Развитие общественного образа жизни стало необратимым, и социальные факторы (речь, общение, забота о ближнем, совместная охота,обмен опытом, защита от опасности, постройка жилищ, приготовление пищи и т.д.) приняли непосредственное участие в антропогенезе. Популяции, лучше изготавливавшие и использовавшие орудия, вытесныли отстающие популяции в районы, менее благоприятные для жизни, что вело к их уничтожению.
    • Важным для понимания антропогенеза является признание популяции елементарной единицей биологической эволюции. Это значит, что общие предпосылки возникновения вида Человек разумный формировались путём микроэволюции определённых видов предков.

  • Слайд 6

    От чего зависит человеческий род?

    • На всех этапах своего развития род Человек зависел и будет зависеть от природной среды. Однако характер этой зависимости непрерывно менялся по мере усложнения общественных форм жизни предков человека. Все большую роль в антропогенезе стали играть социальные факторы, обусловившие возникновение в процессе эволюции вида качественно новых существ сбиосоциальными свойствами. В этом отношении исторический процесс эволюционного становления человека качественно отличался от эволюции других видов организмов, где действовали только биологические факторы.

  • Слайд 7

    Особенности человека

    • Возникновение вида Человек разумный связано с синхронным взаимодействием биологических и социальных факторов. Поэтому человеку присущи все качества, характерные для биологических систем (организм, популяция и вид) и заложенные в его генетике. В то же время человек принципиально отличается от всех других видов наличием таких социальных свойств, как мышление и речь, способность познавать окружающий мир и самого себя, умение создавать сложные искусственные системы и управлять ими. Он обладает интеллектом, волей, эмоциями и темпераментом, может регулировать свои потребности и поведение. Его деятельность носит творческий характер. Он создает культуру, духовные ценности и наследует культурные традиции.

  • Слайд 8

    Вывод

    • Эволюционное возникновение человека – крупнейшее событие на Земле, в качественном отношении не имеющее себе равных.

  • Слайд 9

    Вопросы

    • Назовите стадии становления человека как биологического вида.

  • Слайд 10

     

    • Чем отличается человек от остальных видов?

  • Слайд 11

     

    • Какая основная закономерность в эволюции человека?

  • Слайд 12

     

    • Почему человек зависит от природы?

Посмотреть все слайды

Конспект

Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новгородская СОШ им. В.Н. Лесина»

Влияние

школьного портфеля

на осанку

...

Отдел по управлению образованием администрации Свободненского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новгородская СОШ им. В.Н. Лесина»

Влияние

школьного портфеля

на осанку

Исследовательская работа

Выполнил Гуцулюк Руслан

Альбертович 11 класс

Руководитель учитель биологии

Мащенок Татьяна Ивановна

Новгородка 2013

-2-

Содержание:

1.Введение ……………………………………………………..3

1.1.Актуализация………………………………………………...3

1.2.Цель и задачи исследования ………………………………..4

1.3. Обзор литературы…………………………………………...5

Осанка и её значение…………………………………………5

Медицинская статистика……………………………………..6

Виды искривлений позвоночника……………………………7

Причины возникновения искривления позвоночника……...7

2. Методы и методика ………………………………………….12

3. Результаты................................................................................14

3.1.Анализ взвешивания школьного портфеля…………………14

3.2.Наличие заболеваний опорно-двигательной системы……..18

3.3.Наиболее распространённые виды портфелей, сумок…….19

4. Выводы ………………………………………………………..20

5. Рекомендации ………………………………………………….21

6. Список литературы ……………………………………………22

-3-

1.Введение

1.1.Физиологическое и психологическое состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Проводя исследования по оценке состояния здоровья выпускников основной школы, мы пришли к выводу, что с каждым годом состояние здоровья выпускников ухудшается. Весоростовой показатель у выпускников 2012 г – в норме у 36%, у выпускников этого года у 26%. Нарушение осанки по заболеваемости стоит не на последнем месте. (Сл.1.)

Дать короткую формулировку осанке трудно. Самое распространённое и простое определение звучит так: «Привычная поза непринуждённо стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения». В более широком понимании осанка – это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. (Сл.2.)

Актуальность работы: Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Очень часто мы слышим на уроках от учителей: «Сядь прямо», «выпрями спину». Дома родители постоянно следят за тем, как мы сидим, когда делаем уроки, едим, или просто смотрим телевизор в удобном кресле и напоминают нам: «Не горбись, спина кривая будет».

Исследование состояния опорно–двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно и нужно проводить в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку. (Сл.3.)

-4-

1.2. Цель работы: выяснить, безопасен ли для здоровья школьный портфель

Задачи:

1.Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования

2. Провести взвешивание (с последующим анализом) школьного портфеля

3.Отследить по медицинским картам и тестам наличие заболеваний

опорно - двигательной системы

4. Выявить наиболее распространенные виды портфеля (Сл.4)

Гипотеза: неправильное ношение портфеля, его тяжёлый вес одна из причин искривления позвоночника

Предмет исследования: осанка

Объект исследования: обучающиеся 7-11 классов (Сл.5)

Данная работа является продолжением исследовательской работы «Оценка состояния здоровья и физического развития выпускников основной школы»

Исследования ведутся в течении трёх лет.

-5-

1.3. Обзор литературы

Осанка и её значение

Осанка – это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника равномерно и умеренно выражены. Они образуются к 6-7 годам. С появлением естественных изгибов позвоночника, определяющих вертикальное положение тела, закрепляется и привычное положение отдельных его частей: головы, плеч, лопаток, грудной клетки, живота, таза, стоп, то есть начинает определяться и закрепляться осанка. Это играет очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях.

Нормальная осанка человека характеризуется следующими признаками:

1.Оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры.

2. Тазобедренные и коленные суставы разогнуты.

3. Изгибы позвоночника умеренно выражены.

4. Плечи умеренно развернуты и слегка опущены, симметрично расположенные лопатки не выдаются.

5. Грудная клетка цилиндрическая или коническая, умеренно выступающая.

6. Живот плоский или равномерно и умеренно выпуклый.

7. Симметричное расположение ягодичных складок.

8. Одинаковая длина нижних конечностей.

9. Правильное положение стоп.

-6-

Медицинская статистика:

1.80% детей, у которых устаёт и болит спина, страдают от избыточной активности.

2.У 88% детей из-за неправильной осанки снижены спортивные результаты.

3.92% детей из-за неправильной осанки при сидении через 42 минуты перестают воспринимать информацию;

4.У детей с плохой осанкой хуже почерк и слабая концентрация внимания.

Итак, осанка – это привычное положение тела – стоя, сидя, во время ходьбы. Хотя осанка индивидуальна, существуют признаки, по которым можно различить правильную и неправильную осанку (приложение 1). Правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека.( Обреимова Н.И. «Основы анатомии, физиологии и гигиены подростка»)

Виды искривлений позвоночника

При отклонении от характеристик нормальной осанки, наблюдаются патологические изменения в строении позвоночника, при этом нарушаются его физиологические изгибы. Врачи-ортопеды выделяют три основных изменения физиологических изгибов позвоночника. (Сл.6.)

Кифоз – значительный задний прогиб грудного отдела позвоночника и усиление компенсаторных лордозов шеи и поясницы. Упругость позвоночника при этом повышена (приложение 2 рис.1).

Болезнь протекает медленно от нескольких месяцев до нескольких лет. Функциональная способность позвоночника ослаблена, спина легко утомляется, боли в спине практически отсутствуют. При грудных кифозах происходит сдавливание органов, расположенных в грудной клетке, при этом особенно страдают легкие. Затрудняется дыхание, возникают хронические бронхиты, плевриты, возникает аритмия сердца.

-7-

Лордоз – нарушение искривлений позвоночника пояснично-крестцового отдела, при этом живот становится выпуклым, появляется его округлость (приложение 2 рис.1). При возникновении заболевания человек жалуется на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, возникает функциональная недостаточность почек, наблюдается отечность нижних конечностей, заболевают органы малого таза.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, со смещением тел позвонков (приложение 2 рис.1). В подростковом возрасте чаще всего встречается левосторонний и правосторонний грудной сколиоз. Это заболевание особенно сильно прогрессирует в период роста и развития организма. Деформация позвоночника при сколиозах начинается с того, что при утомлении мускулатуры спины позвоночник слегка отклоняется в бок. Утомление происходит вследствие напряженного долгого вертикального положения туловища на уроках. Ученик теряет способность поддерживать необходимое сокращение мышц спины, горбится, а затем, когда мышцы

позвоночника обременяются, инстинктивно ищет новое положение и находит его в ассиметричном наклоне, в боковой позе, облегченной упором локтей в стол. Условный рефлекс у учеников повторяется, поза становится привычной. При сколиозах возникают утомления спины, головокружения, происходят боковые защемления органов дыхания, затрудняются акты вдоха и выдоха, появляются сердечно-сосудистые заболевания, бронхиты, плевриты, аритмия сердца. (Петровский В.Б. «Большая медицинская энциклопедия»)

Причины возникновения искривлений позвоночника (Сл.7)

Распространенные причины возникновения искривлений позвоночника:

Искривления позвоночника, возникающие в младенческом возрасте, родители рано начинают ребёнка садить, при этом горбится его спина ,

-8-

так как мышцы еще не до конца сформировались и как следствие нарушается грудной изгиб позвоночника, рано начинают учить ходить, возникает не только искривление поясничного изгиба позвоночника, но и деформация ног. Такие действия родителей по отношению к ребенку ведут к нарушению его осанки и к возникновению заболеваний позвоночника.

2. Искривление позвоночника может возникнуть из-за перенесенных инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа, коклюш, корь, туберкулез, механических травм скелета, тяжелой формы рахита или ожирения.

При заболевании рахитом нарушается обмен фосфорно-кальциевых солей в организме, происходит деформация грудной клетки и конечностей, нарушение суставно-связочного аппарата, замедляется рост организма. Причины возникновения рахита – это дефицит витамина "Д" в организме, который образуется под воздействием ультрафиолетовых лучей на тело или поступает при употреблении рыбных и молочных продуктов. При ожирении происходит нарушение обмена веществ, при этом процесс образования жира преобладает над процессами его распада. Жир откладывается в подкожной клетчатке, сальных и других тканях. Причины возникновения заболевания – переедание, низкая двигательная активность, нарушение деятельности желез внутренней секреции. При ожирении наблюдается задержка роста, психического развития, повышение артериального давления. 37% подростков, страдающим ожирением имеют искривление позвоночника в грудном или поясничном отделе.

3.Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникает в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы и

-9-

неправильная посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вызвать эти нарушения. Вредно носить тяжести в одной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой. Неправильная осанка бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответствовать росту: стул по высоте подбирается так, чтобы стопы всей поверхности опирались о пол, а бедра и голени были согнуты под прямым углом .

Стол соответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до поверхности книги, тетради в 30-35 см, предплечья могут при этом свободно лежать на столе. Правильное положение стула по отношению к столу позволяет сидеть прямо. Во время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на 3-5 см. Не надо опираться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается расстояние, равное ширине ладони. Часто плохая осанка возникает у ослабленных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. В школьный период меняется не только среда, но и образ жизни. Вместо полной свободы движения его ждет сидение долгими часами в вынужденной позе. Ко всему этому еще присоединяется и умственная работа. Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются. В результате позвонки трутся один о другой и сдавливают нервы, отходящие от спинного мозга, что нарушает нормальную работу организма и может привести к развитию заболеваний.

Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, а если еще и освещение плохое, у ребенка

-10-

возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. В нем 5-6 учебников, дневник, рабочие тетради, письменные принадлежности, атлас, альбом, к этому весу добавляется вес сменной обуви от 0,6кг до 0,8кг. Конечно, такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то возникает боковое искривление позвоночника, и как результат: одно плечо становится выше другого, развивается боковой сколиоз.

4. Искривление позвоночника возникает у девочек в процессе раннего ношения обуви на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины. При ходьбе на высоких каблуках ноги касаются земли с ударом, в момент которого на переднюю часть ступни обрушивается чрезмерная нагрузка, которая эхом отзывается в позвоночнике, сотрясая его на каждом шагу. Все это приводит к изменению прогиба поясничной части позвоночника и, соответственно, к сдавливанию межпозвоночных дисков. Формируется лордоз поясничного отдела позвоночника.

5.Большое значение для формирования правильной осанки имеет постель, на которой спит подросток. Кровать должна быть ровной и твердой. Когда тело лежит на такой постели, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а подвывихи или искривления позвоночника, вызванные вертикальным положением тела в течение дня, легко исправляются. Мягкая постель способствует нарушению правильной осанки.

-11-

6.Развитию позвоночных искривлений может способствовать неправильное или несбалансированное питание. Необходимо употреблять достаточное количество продуктов, содержащих кальций и фосфор. Это, в первую очередь, молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, творог, мягкие сыры и сливочное масло. Необходимо употреблять рыбопродукты, овощи и фрукты, богатые витаминами. Все это способствует укреплению костно-мышечной ткани.

7.Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном подростковом возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени подросток проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы, а так как скелет человека тесно связан с мышцами, он активно реагирует на ограничение подвижности. Происходит снижение материальной насыщенности костной ткани, наблюдается отрицательный кальциевый баланс, задерживается развитие и формирование организма. Все это приводит к сутулости и деформации позвоночника. (Волкова М.В. «Ортопедия детского возраста»)

-12-

2. Методы и методика

В работе использованы методы: измерение, тестирование, визуальный осмотр, анализ, статистическая обработка данных, сравнение

Использована методика Базарнова В.Ф. «Здоровье и развитие ребёнка» практикум.

Взвешивание портфелей и обучающихся

Для расчёта правильного веса ранца с принадлежностями использовали формулу: (Сл.8)

вес ученика · 10 : 100 (меньше 10% от веса ученика).

Сокращённая формула: раздели свой вес на 10 и получи «безопасный» вес портфеля.

Фамилия, имя

Вес тела

Правильный вес портфеля для этого ученика (кг.)

Реальный вес портфеля

(кг.)

Выводы

1

Иванов Иван

49

4,9

4

норма

Тесты на правильную осанку

Для того чтобы узнать, какая осанка, нужно проделать несколько контрольных тестов.

1. Для этого необходимо нарисовать на большом зеркале мелом вертикальную черту. Встать боком к зеркалу на расстоянии 30 см. Взять в руки другое маленькое зеркало и посмотреться в него. При правильной осанке эта черта пройдет перед лодыжкой на расстоянии 2,5 см от коленной чашечки, спереди коснется плеча и кончится на мочке уха.

2. Подойти с привычной для вас осанкой к стене и встать к ней спиной. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, значит, с осанкой все в порядке

-13-

3. или нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.

4. При визуальном осмотре обратить внимание на лопатки, они должны быть симметричны, плечи тоже.

5.Чтобы проверить, правильно ли ты сидишь, поставь руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза. При ответе у доски стой прямо, опираясь на обе ноги. Не опускай низко голову и плечи. Если, сидя за столом, ты немного устал, можешь изменить позу: слегка наклониться вперед или откинуться на спинку стула.

Выявление нарушения осанки. Практическая работа.

Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки опирались на стену.

Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то ладонь

Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

Положите на темя небольшой предмет, попробуйте сесть, встать, пройтись по комнате с предметом на голове.

Проконтролируйте себя: подойдите к стене и обопритесь головой, присядьте, скользя по опоре. При правильной осанке предмет не должен упасть с головы.

Предпочитаемые школьные сумки

Сумка с одной лямкой

Сумка с узкими ручками

Рюкзак с широкими лямками

Рюкзак с тонкими лямками

Кол-во учеников

% от общего количества

-14-

3.Результаты исследования

3.1.Анализ взвешивания школьного портфеля

Первым шагом моего исследования было взвешивание учащихся 11,10, 9, 8, 7 классов и их портфелей (Таблица1,2,3).Для расчёта правильного веса портфеля с принадлежностями использовали формулу:

вес ученика · 10 : 100 (меньше 10% от веса ученика). (Сл.8)

Табл.1.

Результаты проведённого взвешивания портфелей и обучающихся 9-11 классов

№ п.п.

Фамилия, имя

Вес тела(кг)

Правильный вес портфеля для этого ученика (кг)

Реальный вес портфеля

Выводы

Нару-

шение

осанки

1.

Мартынова Валерия

53

5,3

7

Выше

нормы

-

2.

Семеняк Наташа

64

6,4

5,5

норма

-

3.

Дьячкова Марина

69

6,9

5

норма

+

4.

Кузнецова Анастасия

53

5,3

4,8

норма

-

5.

Фёдорова Кристина

48

4,8

4,2

норма

+

6.

Подгальская Карина

54

5,4

4,2

норма

-

7.

Калугина Евгения

55

5,5

4

норма

+

8.

Щетинин Егор

61

6,1

4

норма

-

9.

Николаев Андрей

53

5,3

4

норма

-

10.

Коломеец Станислав

69

6,9

4

норма

-

11.

Свидин Владимир

47

4,7

4

норма

-

12.

Лемешева Екатерина

52

5,2

3,5

норма

-

13.

Тихонов Роман

45

4,5

3

норма

-

14.

Муталипова Юлия

48

4,8

2

-

15.

Полещук Эдуард

76

7,6

7

норма

-

16.

Гуцулюк Руслан

71

7,1

8,8

Выше

нормы

+

17.

Писарук Владимир

79

7,9

7,5

норма

-

-15-

Анализируя полученные данные, мы видим, что с одной стороны вес портфеля «безопасен» почти для всех учащихся, кроме 2 человек.

Табл.2.

Результаты проведённого взвешивания портфелей и обучающихся 8 класса.

Фамилия, имя

Вес тела(кг)

Правильный вес портфеля для этого ученика

Реальный вес портфеля(кг)

Выводы

Нару

шение

осанки

1.

Попов Сергей

52

5,2

5

норма

-

2.

Полещук Ольга

48

4,8

4

норма

-

3.

Белоусов Александр

45

4,5

4

норма

-

4.

Дыбов Роман

68

6,8

4

норма

-

5.

Ширяев Владислав

49

4,9

4

норма

-

6.

Буряк Татьяна

50

5,0

4

норма

-

7.

Кузнецов Денис

39

3,9

3,5

норма

-

8.

Михайлов Максим

52

5,2

3

норма

-

9.

Федоровцев Андрей

54

5,4

3

норма

-

10.

Яров Виктор

52

5,2

3

норма

-

11.

Пантелеев Андрей

54

5,4

3

норма

-

12.

Мельник Григорий

61

6,1

3

норма

-

13.

Бабкина Анастасия

53

5,3

3

норма

-

14.

Побожьев Олег

67

6,7

2

-

15.

Корчевский Василий

39

3,9

1

-

Вес портфеля «безопасен» для всех. У двух человек он минимальный, что считать за норму нельзя.

-16-

Табл.3.

Результаты проведённого взвешивания портфелей и обучающихся 7 класса.

Фамилия, имя

Вес тела(кг)

Правильный вес портфеля для этого ученика

Реальный вес портфеля (кг)

Выводы

Нару

шение

осанки

1.

Шабалина Татьяна

72

7,2

4

норма

+

2.

Мартынова Татьяна

44

4,4

4

норма

-

3.

Бандеров Тимур

46

4,6

4

норма

4.

Кольченко Константин

84

8,4

3

норма

+

5.

Хрулькова Екатерина

67

6,7

3

норма

-

6.

Буряк Анастасия

45

4,5

3

норма

-

7.

Максимов Евгений

48

4,8

3

норма

+

8.

Лада Анастасия

55

5,5

3

норма

+

9.

Арысланов Ростислав

46

4,6

3

норма

-

10.

Фёдоров Евгений

55

5,5

3

норма

-

11.

Трегуб Алексей

43

4,3

2

-

12.

Буренков Леонид

75

7,5

2

-

13.

Чёрный Алексей

37

3,7

2

-

Вес портфеля «безопасен» для всех. У трёх человек он минимальный.

Таким образом, обследовано 45 учащихся с 7 по 11 класс.

Из 45 человек, только 2 человека имеют реальный вес портфеля далеко выше нормы ( 7 и 8,8 кг), что составляет 4%. (Сл.9)

Существуют и физиолого–гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей:

- для учащихся начальных классов: 1-2-х – не более 1,5 кг,

для 3-4-х классов – не более 2,5 кг;

- для учащихся средних классов: 5-6-х – не более 2,5 кг,

7-8-х – не более 3,5 кг. (Сл.10)

-17-

Обследовано ребят с 7 по 8 класс 28 человек. Из 28 человек у 9 реальный вес портфеля превышает допустимые нормы, что составляет 32 %. Хочется отметить, что это в основном добросовестные ученики. Самый маленький вес портфелей у ребят из приюта. На большой перемене есть возможность сходить домой, в приют, выложить часть учебников, взять спортивную форму. (Сл.11.)

Мы считаем более достоверными данные, полученные в расчётах исходящих из веса самого ученика. Следовательно, превышение веса портфеля составляет

4 % от общего количества исследуемых обучающихся.

-18-

3.2. Наличие заболеваний опорно-двигательной системы

Для ознакомления с тем, как часто встречается нарушение осанки, и сколиоз была проанализирована информация медицинских карт обучающихся за несколько лет, на основании которой удалось обнаружить запись врача ортопеда в нескольких карточках. Отмечено нормальное развитие осанки, в трёх случаях - сколиоз.

Информации оказалось недостаточно. Поэтому решили провести практическую работу по выявлению нарушения осанки ( подробная методика в разделе «методы и методика») (Сл. 12, 13.)

Анализ полученных результатов показал, что среди учащихся с

7 по 11класс, 8 человек имеют нарушение осанки (отмечены знаком «+» в таблицах), что составляет 28%. Ребята вставали к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы, пятки опирались на стену. Между стеной и поясницей проходил кулак. В норме должна проходить только ладонь.

Мы сравнили данные первого и второго исследования. Это были ребята, у которых вес портфеля не превышал нормы. Среди них очень старательные ученики, отличники (5 чел.), ребята, имеющие большой рост, избыточный вес (2 чел.), девушки, предпочитающие обувь на высоком каблуке. Не выявлено нарушений осанки у ребят 8 класса.

Диагноз сколиоз поставлен 3 обучающимся. И только в одном случае, реальный вес портфеля ученика действительно превосходил норму. У этого же ученика отмечается нарушение зрения. (Сл.14)

-19-

3.3. Предпочитаемые школьные портфели

7 класс

Сумка с одной лямкой

Сумка с узкими ручками

Рюкзак с широкими лямками

Рюкзак с тонкими лямками

Кол-во учеников

13

6

1

3

3

% от общего количества

46%

8%

23%

23%

8 класс

Сумка с одной лямкой

Сумка с узкими ручками

Рюкзак с широкими лямками

Рюкзак с тонкими лямками

Кол-во учеников

15

9

1

5

-

% от общего количества

60%

7%

33%

-

9,10,11 класс

Сумка с одной лямкой

Сумка с узкими ручками

Рюкзак с широкими лямками

Рюкзак с тонкими лямками

Кол-во учеников

17

4

10

3

-

% от общего количества

24%

58%

18%

-

Преобладают сумки с одной узкой лямкой через плечо в 19 случаях-42%. Дамская сумка с узкими ручками в 12 случаях-26%. Злоупотребляют такими сумками старшеклассницы. В том числе и девушки, имеющие нарушение осанки. Самый правильный портфель, рюкзак с широкими лямками в 14 случаях, что составляет 32 %. Отмечается неправильное распределение тяжести при ношении, портфель с одной ручкой носится преимущественно в правой руке. (Сл.15,16.)

-20-

4.Выводы:

Таким образом, обследовано 45 обучающихся с 7 по 11 класс. Именно в это время идёт активный рост организма и формирование осанки. Вес портфеля выше нормы у 2 человек, нарушение осанки у 8 человек, « правильные» портфели у 14.

Анализ литературы показал, что одна из причин искривления позвоночника перегрузка школьного портфеля

Определено, что только 4% портфелей имеют вес выше нормы

Выявлено 28 % обследуемых с нарушением осанки

Наиболее распространённые виды школьных портфелей –

сумки с одной лямкой.

На основании результатов данного исследования доказано, что

неправильное ношение портфеля в одной руке, сумки с одной лямкой ( в том числе и «дамские сумочки»), в отдельном случае избыточный вес портфеля- одна из причин искривления позвоночника. Не так уж и безопасен школьный портфель для здоровья.(Сл.17.)

Гипотеза подтвердилась частично. Не тяжёлый вес, а неправильно подобранный портфель и неправильное ношение сумок ведёт к нарушению осанки.

В работе рассмотрен лишь один из факторов, приводящих к нарушению осанки.

Хорошую осанку, как и любую другую привычку, можно и нужно воспитывать. Но, без посторонней помощи, без положительного примера, без постоянного контроля со стороны взрослых.

-21-

Рекомендации

Была разработана памятка:

Требования к школьному портфелю (Сл.18.)

1) Собирай портфель правильно: клади в него только школьные принадлежности.

2) Проверяй портфель ежедневно: бери учебники и тетради по расписанию уроков.

3)Помни: «правильный» портфель весит пустым 300 -500 граммов!

4) Раздели свой вес на 10 и получи безопасный вес своего портфеля.

Например, ты весишь 55кг, значит, «безопасный» вес твоего портфеля 5,5кг.

5) Лучший портфель-ранец. Он должен иметь широкие лямки (4-4,5см), плотную заднюю стенку, хорошо прилегающую к спине.

Ребятам с нарушением осанки был рекомендован комплекс физических упражнений. Хочется напомнить снова и снова: чем раньше выявлена болезнь, тем легче лечить. Будьте более внимательны к своему здоровью!

Я считаю, что цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

Нарушение осанки может привести к очень печальным последствиям, поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия не только в школе, но и в семье. Я надеюсь, что ребята задумаются над этой проблемой и изменят свой образ жизни.

-22-

Список литературы

1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: практикум. Пособие / В.Ф. Базарный. М.: АРКТИ, 2005.

2.Большая медицинская энциклопедия /Гл.ред. акад. Б.В. Петровский. - Москва: «Совместная энциклопедия», 1985 г.

3. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

4. Обреимова Н.И. "Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков", Москва, изд. "Академия" 2000 г.

5. Ортопедия и травматология детского возраста / Руководство для врачей, под ред.акад. М.В.Волкова. - Москва: «Медицина», 2003 г.

6. Ротенберг Р. Расти здоровым / Детская энциклопедия здоровья. – Москва: «Физкультура и спорт», 1992 г.

7. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях. Пособие для врачей. Тюмень: Издат.центр «Академия», 2006.

8. Энциклопедия «Человек» издательство «Дрофа» г. Москва 2008г.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд