Презентация на тему "Экология"

Презентация: Экология
1 из 74
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по экологии на тему: "Экология для ВУЗов", выполненная доцентом профилирующей кафедры. Автор знакомит ребят с содержанием своего курса, а также проводит вводное занятие, из которого учащиеся узнают, что такое аутоэкология и многое другое.

Краткое содержание

  • Правила курса
  • Виды занятий и контроля знаний
  • Экзамен для специальности 280202
  • Балльно-рейтинговая оценка знаний
  • Темы лекций
  • Литература
  • Основы экологии
  • Концепция устойчивого развития
  • Аутоэкология

Содержание

  • Презентация: Экология
    Слайд 1

    Игамбердиев Виль Муратович Доцент Кандидат биологических наук

    Экология

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    ПРАВИЛА КУРСА

    Настоящий курс предназначен для студентов всех специальностей 1 и 2 курсов СЗТУ заочной и очно-заочной форм образования с использованием технологии распределенной аудитории , в том числе и технологии эксперимент

  • Слайд 3

    Виды занятий и контроля знаний

    • лекции – 2;
    • практические занятия – 1;
    • контрольная работа или реферат - 1;
    • тесты тренировочные;
    • тесты контрольные.
  • Слайд 4

    Зачет

    Для сдачи зачета требуется

    1. изучить теоретический материал

    2. написать реферат или выполнить контрольную работу

    3. выполнить контрольный тест №1

  • Слайд 5

    Экзамен только для специальности 280202

    Для сдачи экзамена требуется

    1. изучить теоретический материал

    2. написать реферат или выполнить контрольную работу

    3. выполнить два контрольных теста №1 и №2

  • Слайд 6

    Балльно-рейтинговая оценка знаний 

    Базисный рейтинг - баллы равны 100 баллов, в том числе:

    • 20 баллов – практические занятия
    • 30 баллов – контрольная работа
    • 50 баллов – контрольные тесты

    Активно работая на занятиях, выполняя практические задания, студент может заработать 20 баллов.

    Правильно выполненная контрольная работа дает 30 баллов.

    В тесте 50 вопросов, один правильный ответ дает 1 балл.

  • Слайд 7

    Оценка результатов обучения проводится в соответствии с таблицей

  • Слайд 8

    Где найти материалы?

    • Все материалы курса вывешены на сайте
    • Материалы включают учебное пособие и полный комплект УМК
  • Слайд 9

    Контрольные работы представлены в методических указаниях «Экология». Смотри раздел 16

    Тема реферата может быть взята из списка рекомендуемых или выбрана самостоятельно, согласно пристрастиям и вкусу. Единственное условие – это соответствие заявленной темы предмету «Экология».

    Рекомендуемые темы рефератов >>> Смотри раздел 16

  • Слайд 10

    Тесты

    • Тренировочное тестирование – на практических занятиях
    • Контрольные тесты – в разделе 16
  • Слайд 11

    Темы лекций

    Основы экологии. Аутоэкология, популяционная экология, биогеоценология

    2. Биосфера и ее структура. Основы учения В.И. Вернадского о биосфере Качество окружающей среды

    • 4 часа
    • 4 часа
  • Слайд 12

    Литература

    • Музалевский А.А., Потапов А.И., Филиппов В.Л. Общая и прикладная экология: Учеб. Пособие.-СПБ.:СЗТУ, 2007, 579 с.
    • Потапов А.И., Цыплакова Е.Г Экология: Учеб. пособие. - СПб.: СЗТУ, 2004, 240 с.
  • Слайд 13

    Лекция 1. Тема - Основы экологии.К настоящему времени человек своими непродуманными

    действиями разрушил 60% биоты планеты.

  • Слайд 14

    Нарушение естественного равновесия.

    В начале 20 века – 20 химических элементов, в середине – 50, в 70-х годах – вся таблица Менделеева.

  • Слайд 15

    Концепция устойчивого развития

    • В 1972 г. в Стокгольме была проведена I Всемирная конференция по окружающей среде и развитию.
    • заложили основу решения экологических проблем на протяжении двух последующих десятилетий. Это были экологические проблемы первого поколения.
    • загрязнение,
    • деградация ресурсов и территорий под влиянием индустриальной деятельности, а также вследствие бедности и социально-экономической отсталости.
  • Слайд 16
  • Слайд 17
    • В 90-е годы заявили о себе экологические проблемы второго поколения.
    • Это — кислотные дожди, разрушение озонового экрана, глобальное потепление, обезлесение и опустынивание, сохранение биоразнообразия, трансграничный перенос загрязняющих ве­ществ и токсичных отходов, защита окружающей среды в условиях военных конфликтов.
  • Слайд 18
    • В 1987 г. Всемирная Комиссия по окружающей среде и развитию подготовила и представила Генеральной Ассамблее ООН доклад «Программа устойчивого долговременного развития», позже опубликованный под названием «Наше общее будущее».
    • Этот документ, в котором поставлена цель интеграции природоохранных задач в политику экономического роста, был рекомендован как основа выработки мер по охране окружающей среды всеми странами.
  • Слайд 19

    РИО

    • В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла II Всемирная конференция по окружающей среде и развитию (UNCED).
    • Для обсуждения на Конференции было подготовлено 5 документов:
    • Декларация Рио по окружающей среде и развитию.
    • Повестка дня на XXI век.
    • Лесные принципы.
    • Рамочная Конвенция по климату.
    • Конвенция по биологическому разнообразию.
    • Из перечисленных выше два последних документа не были приняты сразу и после Конференции были открыты для подписания.
  • Слайд 20

    Почему экологию изучают в ВУЗЕ?

    • Опыт показал, что наилучшие результаты дает образование и воспитание населения
    • Все финансовые вложения в ликвидацию последствий нарушений в окружающей среде дают меньший результат
    • Вы будете инженерами, будете руководить коллективами, принимать решения по разработке и реализации проектов
  • Слайд 21
    • ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии организмов между собой и с окружающей средой, а также о взаимодействии человека и биосферы.
    • Слово «ЭКОЛОГИЯ» произошло от греческих слов: oikos – жилище, местопребывание и logos – наука. Следовательно, ЭКОЛОГИЮ можно рассматривать как науку о жилищах, местопребываниях различных организмов.
    • Термин ЭКОЛОГИЯ был впервые применен в работах немецкого биолога Эрнста Геккеля, опубликованных в 1866 году.
  • Слайд 22

    три основных направления:

    • ФАКТОРАЛЬНАЯ (аутоэкология) экология;
    • ПОПУЛЯЦИОННАЯ экология;
    • БИОГЕОЦЕНОЛОГИЯ.
    • ФАКТОРАЛЬНАЯ экология изучает воздействие ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ на изолированную особь.
  • Слайд 23

    Тема - Аутоэкология

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – это компоненты окружающей среды, прямым или косвенным образом воздействующие на живые организмы. Они делятся на три группы:

  • Слайд 24
    • АБИОТИЧЕСКИЕ (факторы неживой природы);
    • БИОТИЧЕСКИЕ (факторы живой природы);
    • АНТРОПОГЕННЫЕ (факторы, связанные с жизнедеятельностью человека).
  • Слайд 25
  • Слайд 26

    К ЭДАФИЧЕКСИМ факторам относится вся совокупность физико-химических свойств почв (структура, химический состав, циркулирующие газы, вода, органические и минеральные вещества).

    ЭДАФИЧЕСКИМИ факторами определяется жизнедеятельность организмов, обитающих в почве постоянно или частично.

  • Слайд 27

    Из КЛИМАТИЧЕКСИХ факторов важное экологическое значение имеют ТЕМПЕРАТУРА, ВЛАЖНОСТЬ,

    СВЕТ.

    С ТЕМПЕРАТУРНЫМ фактором связана интенсивность обмена веществ в организмах, эволюционное развитие видов, их географическое расположение.

  • Слайд 28

    Существует интервал так называемых биокинетических температур, в пределах которых

    определенные организмы могут существовать. Интервал этих температур невелик.

  • Слайд 29

    ЛУЧИСТАЯ ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА.

    • ультрафиолетовая, ответственная за биохимические процессы, протекающие в организме,
    • инфракрасная, ответственная за тепловые процессы в организме,
    • видимая область спектра, связанная с фотосинтезом (созданием органических веществ в виде биомассы) и суточным ритмом организмов.
  • Слайд 30

    ГИДРОХИМИЧЕСКИЕ и ГИДРОФИЗИЧЕСКИЕ факторы ( связанные с водой)

    Все живые организмы в зависимости от потребности их в воде, следовательно, и по местообитаниям подразделяются на 4 экологические группы:

  • Слайд 31

    БИОТИЧЕСКИЕ факторы

    • К БИОТИЧЕСКИМ факторам относят всю сумму воздействий, которую оказывают друг на друга живые организмы.
    • В процессе жизнедеятельности между организмами складываются три группы отношений:
  • Слайд 32
  • Слайд 33

    ХАРАКТЕРИСТИКИ БИОТЫ ЗЕМЛИ

    • ФЛОРА – совокупность растительных организмов Земли или определенной территории планеты.
    • ФАУНА – совокупность животных организмов.
    • ФЛОРА и ФАУНА Земли или определенной территории совместно составляют БИОТУ.
  • Слайд 34

    ТОПИЧЕСКИЕ отношения складываются на основе их совместного проживания

    • СИМБИОЗ – это отношения сотрудничества.
    • САПРОФИТИРОВАНИЕ – это отношения, при которых один из организмов пользуется отходами жизнедеятельности своего хозяина.
    • ПАРАЗИТИРОВАНИЕ – это отношения, при которых «паразит живет за счет хозяина», нанося хозяину вред. Кстати, людям свойственен особый вид паразитирования, психологический вампиризм.
  • Слайд 35
  • Слайд 36

    ТРОФИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

    • В основе этих отношений лежит питание. По способу питания все организмы делятся на две группы:
    • АВТОТРОФНЫЕ организмы обладают способностью создавать органические вещества из неорганических веществ.
  • Слайд 37

    Гетеротрофы

  • Слайд 38

    ГЕНЕРАТИВНЫЕ отношения.Это комплекс отношений, которые складываются между организмами в

    процессе образования и разложения органических веществ по пищевым цепям.

    ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ - это ряд живых организмов, в котором каждый последующий организм поедает предыдущий, и, в свою очередь, оказывается поедаемым организмами, следующими за ним.

  • Слайд 39

    Тема - ПОПУЛЯЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯСлово ПОПУЛЯЦИЯ произошло от греческого слова popula –

    народ и представляет собой группу особей одного вида, объединенных общей территорией и единым генофондом.

  • Слайд 40

    Основными характеристиками

    • ПОПУЛЯЦИИ являются следующие параметры:
    • ВИДОВОЙ СОСТАВ,
    • ПЛОТНОСТЬ,
    • РОЖДАЕМОСТЬ,
    • СМЕРТНОСТЬ,
    • ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ,
    • ХАРАКТЕР РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИИ.
  • Слайд 41

    Основные типы распределения особей популяции по территориипо Ю. ОдумуСлучайное

    распределение (а) в природе встречается редко. Равномерное распределение (б) бывает там, где между особями очень сильна конкуренция или существует антагонизм. Наиболее часто наблюдается неравномерное (групповое) распределение (в)

  • Слайд 42

    ВИД

    • рассматривает отдельные особи не изолированно, а в составе популяции таких же особей, принадлежащих к определенному ВИДУ.
    • Для ВИДА же характерно следующее: ОБЩНОСТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СХОЖЕСТЬ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА, ЕДИНСТВО РЕАКЦИЙ НА ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (единство отклика на внешнее воздействие).
  • Слайд 43

    Тема - БИОГЕОЦЕНОЛОГИЯ

    • БИОЦЕНОЗ – это совокупность популяций разных видов, взаимодействующих между собой на определенной территории.
    • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА или БИОГЕОЦЕНОЗ – это БИОЦЕНОЗ и ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, взаимодействующие между собой.
  • Слайд 44

    ЭКОЛОГИЯ БИОТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ

    • Растительный компонент биоценоза называется ФИТОЦЕНОЗОМ.
    • Животная компонента биоценоза называется ЗООЦЕНОЗОМ.
    • Микробная компонента биоценоза называется МИКРОБИОЦЕНОЗОМ
  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Волчок жизни» (по Н. Реймерсу)

  • Слайд 47

    ПРОДУЦЕНТЫ

    • преимущественно хлорофилловые растения (автотрофы), которые под влиянием солнечных лучей в процессе фотосинтеза образуют органические вещества в виде биомассы,
    • накапливают потенциальную энергию в синтезированных белках, жирах, углеводах.
    • В наземных экосистемах продуцентами являются зеленые растения, в водной среде – планктоновые водоросли.
  • Слайд 48
    • КОНСУМЕНТЫ – гетеротрофные организмы, потребители органического вещества, созданного автотрофами.
    • К ПЕРВИЧНЫМ КОНСУМЕНТАМ относятся травоядные животные, а также паразиты: насекомые, грызуны зеленых растений. В водных средах -мелкие ракообразные, моллюски.
    • ВТОРИЧНЫЕ КОНСУМЕНТЫ питаются травоядными животными, т.е. являются всеядными животными.
    • ТРЕТИЧНЫЕ КОНСУМЕНТЫ – питаются вторичными, т.е. хищниками (хищники хищников).
  • Слайд 49
    • РЕДУЦЕНТЫ – организмы-минерализаторы (деструкторы), разлагающие органические вещества до исходных минеральных продуктов.
    • К ним относятся микроорганизмы: бактерии, дрожжи, грибы-сапрофиты).
    • РЕДУЦЕНТЫ возвращают вещества из отмерших организмов в неживую природу, разлагая органику до простых неорганических соединений и элементов: двуокиси углерода, двуокиси азота и воды.
  • Слайд 50
  • Слайд 51
    • ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗКОСИСТЕМЫ – это скорость усвоения продуцентами солнечного света в процессе фотосинтеза и образования органического вещества, которое может быть использовано затем в качестве пищи.
    • Органическая масса, создаваемая продуцентами в единицу времени, называется ПЕРВИЧНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ, а прирост в единицу времени массы консументов – ВТОРИЧНОЙ продукцией.
  • Слайд 52

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА

    Трофическая структура экосистемы может быть представлена в виде ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПИРАМИДЫ, основанием которой служит уровень продуцентов, а последующие уровни питания образуют этажи и вершину пирамиды.

    Различают следующие уровни пирамид:

    - пирамида чисел (Элтона), отражающая численность организмов на каждом уровне;

    - пирамида биомассы, отражающая массу живого вещества;

  • Слайд 53

    Экологическая пирамида численности для луга, поросшего злаками: цифры — число особей.

  • Слайд 54

    - пирамида продукции (энергии), показывающая изменения первичной продукции (энергии) на каждом трофическом уровне.

    Пирамида чисел отражает закономерность того, что количество особей неуклонно уменьшается от продуцентов к консументам.

  • Слайд 55

    Пирамиды биомассбиоценозов кораллового рифа (а) и пролива Ла-Манш (б).Цифры означают

    биомассу в граммах сухого вещества, приходящегося на 1 кв.м.

  • Слайд 56
    • Правило пирамиды биомасс гласит, что суммарная масса растений превышает массу всех травоядных, а их масса превышает массу хищников.
    • Правило пирамиды продукции показывает, что на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы, создаваемое за единицу времени, больше, чем на последующем.
  • Слайд 57

    Пирамида энергии: цифры — количество энергии, кДж • м~2 • г~1

  • Слайд 58

    ВИДОВАЯ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА БИОЦЕНОЗА

    • Для существования сообщества важна не только численность видов, но и видовое разнообразие в природе.
    • Под БИОРАЗНОБРАЗИЕМ понимается разнообразие особей в рамках вида, разнообразие видов и экосистем.

    Различают 1). ВИДОВУЮ,

    2). ПРОСТРАНСТВЕННУЮ и

    3). ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ структуру биоценоза

  • Слайд 59

    ВИДОВАЯ СТРУКТУРА

    1).ВИДОВАЯ СТРУКТУРА – это число видов, образующих данный биоценоз, и соотношение их численности или массы. Показателями значимости каждого отдельного вида в видовой структуре биоценоза являются:

    - обилие вида,

    - частота встречаемости

    - степень доминирования

  • Слайд 60

    2). ПРОСТРАНСТВЕНАЯ СТРУКТУРА БИОЦЕНОЗА – это распределение организмов разных видов в пространстве (по вертикали и горизонтали).

    Пространственная структура образуется прежде всего РАСТИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ биоценоза.

  • Слайд 61

    Различают ЯРУСНОСТЬ, или вертикальную структуру биоценоза и МОЗАИЧНОСТЬ, или структуру биоценоза по горизонтали.

    Например, в широколиственных лесах выделяются следующие ярусы:

    - деревья первой величины (дуб, липа, вяз;

    -деревья второй величины (рябина, яблоня, груша);

    - подлесок кустарниковый (крушина, жимолость, бересклет, высокие травы);

    - низкие травы.

  • Слайд 62

    Ярусность (схема)

  • Слайд 63

    Тренировочный тест

    ЗАДАНИЕ N 1( - выберите один вариант ответа)Термин «экология» предложил…

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) Э. Геккель

    2) В.И. Вернадский

    3) Ч. Дарвин

    4) А. Тенсли

  • Слайд 64

    ЗАДАНИЕ N 2( - выберите один вариант ответа)Природные тела – почвы, представляющие собой результат совместной деятельности всех живых организмов, а также физико-химических и геологических процессов, протекающих в неживой природе, В.И. Вернадский назвал…

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) биокосным веществом

    2) биогенным веществом

    3) косным веществом

    4) живым веществом

  • Слайд 65

    ЗАДАНИЕ N 3( - выберите один вариант ответа)В пищевой цепи «Растение тля синица ястреб» консументом 1-го порядка является …

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) синица

    2) растение

    3) ястреб

    4) тля

  • Слайд 66

    ЗАДАНИЕ N 4( - выберите один вариант ответа)Из перечисленных ниже экосистем естественным биогеоценозом является …

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) парк

    2) пруд

    3) лес

    4) огород

  • Слайд 67

    ЗАДАНИЕ N 5( - выберите один вариант ответа)Количество энергии, потребляемое живыми организмами, занимающими разное положение в пищевой цепи, называют пирамидой …

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) биомассы

    2) энергии

    3) численности

    4) потребности

  • Слайд 68

    ЗАДАНИЕ N 6( - выберите один вариант ответа)Какие основные тенденции имеют место в изменении численности населения Земли:

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) Незначительное увеличение

    2) Перспектива стабилизации

    3) Не контролируемый рост

    4) Незначительное уменьшение

  • Слайд 69

    ЗАДАНИЕ N 7( - выберите один вариант ответа)Структура биоценоза, показывающая соотношение популяций разных экологических групп, называется…

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) фитоценотической

    2) экологической

    3) пространственной

    4) видовой

  • Слайд 70

    ЗАДАНИЕ N 8( - выберите один вариант ответа)Рост популяции, численность которой увеличивается лавинообразно, называется…

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) логистическим

    2) экспоненциальным

    3) изменчивым

    4) стабильным

  • Слайд 71

    ЗАДАНИЕ N 9( - выберите один вариант ответа)Один из разделов экологии, изучающий биосферу Земли, называется…

    ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) общей экологией

    2) глобальной экологией

    3) сельскохозяйственной экологией

    4) химической экологией

  • Слайд 72

    ЗАДАНИЕ N 10( - выберите один вариант ответа)При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором является… ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

    1) вода

    2) температура

    3) почва

    4) свет

  • Слайд 73

    Правильные ответы тренировочного теста

  • Слайд 74

    Лекция завершена Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке