Презентация на тему "Генетика человека"

Презентация: Генетика человека
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Генетика человека", созданная преподавателем специально для того, чтобы рассказать учащимся о том, что изучает наука генетика, какие наследственные заболевания можно будет корректировать и лечить с помощью генных технологий и многое другое.

Краткое содержание

  • Особенности изучения генетики человека
  • Генеалогический метод
  • Аутосомно-доминантный тип наследования
  • Подведем итоги
  • Близнецовый метод
  • Цитогенетический метод
  • Биохимический метод

Содержание

  • Презентация: Генетика человека
    Слайд 1

    Тема:Генетика человека

    Задачи: Дать характеристику основным методам изучения генетики человека

    Пименов А.В.

  • Слайд 2

    Особенности изучения генетики человека

    В настоящее время главным объектом генетических исследований становится человек. Для генетических исследований человек является очень неудобным объектом по ряду причин:

    • у человека большое количество хромосом;
    • невозможно экспериментальное скрещивание;
    • поздно наступает половая зрелость;
    • малое число потомков в каждой семье;
    • невозможно уравнивание условий жизни для потомства.
  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Генеалогический метод

    Однако, несмотря на эти трудности, генетика человека достаточно хорошо изучена. Это оказалось возможным благодаря использованию разнообразных методов исследования.

    Генеалогический метод. Использование этого метода возможно лишь в том случае, когда известны прямые родственники — предки обладателя наследственного признака(пробанда) по материнской и отцовской линиям в ряду поколений или потомки пробанда также в нескольких поколениях. Пробанд – человек, с которого начинается генетическое обследование семьи и составление родословной.

    При составлении родословных в генетике используется определенная система обозначений. После составления родословной проводится ее анализ с целью установления характера наследования изучаемого признака.

    • Мужчина;
    • Женщина;
    • Пол не выяснен;
    • Обладатель изучаемого признака;
    • Гетерозиготный носитель изучаемого рецессивного гена;
    • Брак;
    • Брак мужчины с двумя женщинами;
    • Родственный брак;
    • Родители, дети и порядок их рождения;
    • Разнояйцевые близнецы;
    • Однояйцевые близнецы.
  • Слайд 5

    Генеалогический метод

    Целый ряд признаков наследуется сцеплено с полом:

    • Х-сцепленное рецессивное наследование — гемофилия, дальтонизм; Х-сцепленное доминантное наследование – темная эмаль зубов.
    • У-сцепленное — гипертрихоз (повышенное оволосение ушной раковины), перепонки между пальцами.
  • Слайд 6

    Генеалогический метод

    Определите, доминантен или рецессивен данный признак?

    Больные в каждом поколении, больной ребенок только у больных родителей – значит это доминантный ген.

    Этот признак сцеплен с половыми хромосомами или с аутосомами?

    С аутосомами, так как болеют в равной степени и мужчины и женщины.

    Определите генотипы особей по данному признаку (гомозиготность, гетерозиготность). Свои рассуждения поясните.

  • Слайд 7

    Генеалогический метод

    Определите, доминантен или рецессивен данный признак?

    • Больные не в каждом поколении (18–23), больной ребенок у здоровых родителей (17–18) – значит это рецессивный ген.
    • Этот признак сцеплен с половыми хромосомами или с аутосомами?
    • С аутосомами, так как болеют в равной степени и мужчины и женщины.
    • Определите где возможно генотипы особей по данному признаку (гомозиготность, гетерозиготность). Свои рассуждения поясните.
  • Слайд 8

    Генеалогический метод

    Определите, доминантен или рецессивен данный признак?

    Больные в каждом поколении, больной ребенок только у больных родителей – значит это доминантный ген.

    Этот признак сцеплен с половыми хромосомами или с аутосомами?

    С аутосомами, так как болеют в равной степени и мужчины и женщины.

    Определите генотипы особей по данному признаку (гомозиготность, гетерозиготность). Свои рассуждения поясните.

  • Слайд 9

    Генеалогический метод

  • Слайд 10

    Генеалогический метод

    • Определите, доминантен или рецессивен данный признак?
    • Больные не в каждом поколении, больной ребенок у здоровых родителей – значит это рецессивный ген.
    • Этот признак сцепленным с половыми хромосомами или с аутосомами?
    • С половыми хромосомами, так как болеют в основном мужчины.
    • В какой половой хромосоме находится ген, отвечающий за данный признак?
    • В Х-хромосоме, так как этот признак проявляется у мужчин и женщины №1.
    • Определите где возможно генотипы особей по данному признаку (гомозиготность, гетерозиготность). Свои рассуждения поясните.
  • Слайд 11

    Генеалогический метод

    Ярким примером Х-сцепленного рецессивного типа наследования является наследование гемофилии в царских домах Европы.

    Использование генеалогического метода показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. В родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии.

  • Слайд 12

    Генеалогический метод

    • Что можно сказать о наследовании данного признака?
    • Больные в каждом поколении, болеют только мужчины, значит этот признак сцеплен с полом.
    • Данный признак сцеплен с Х- или У-хромосомой?
    • С У-хромосомой, у больных мужчин больны все сыновья, вероятность наследования 100% (голандрический тип наследования, ген расположен в негомологичном участке У-хромосомы).
    • Какой признак наследуется по данному типу?

    Гипертрихоз.

  • Слайд 13

    Генеалогический метод

  • Слайд 14

    Генеалогический метод

    По аутосомно-доминантному типу наследуются:

    • полидактилия,брахидактилия (короткопалось, обусловленная отсутствием фаланг на пальцах), возможность свертывать язык в трубочку,веснушки, раннее облысение, карие глаза, волнистые волосы.

    Отсутствие веснушек, голубые глаза, прямые волосы, альбинизм, рыжие волосы и другие признаки наследуются как аутосомно-рецессивные.

  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20

    Альбинизм – рецессивный признак

  • Слайд 21

    Что затрудняет изучение генетики человека?

    У человека большое количество хромосом, невозможно экспериментальное скрещивание, поздно наступает половая зрелость, малое число потомков в каждой семье, невозможно уравнивание условий жизни для потомства.

    • Кто такой пробанд?
    • Человек, с которого начинается генетическое обследование семьи и составление родословной.
    • Как по родословной определить, доминантен или рецессивен данный признак?
    • Больные в каждом поколении, больной ребенок только у больных родителей – значит это доминантный ген.
    • Больные не в каждом поколении, больной ребенок у здоровых родителей – значит это рецессивный ген.
    • Как определить по родословной, признак сцеплен с аутосомами или с Х-хромосомой?
    • Если носителями признака в равной степени являются особи мужского и женского пола – значит признак сцеплен с аутосомами.
    • Если признак гораздо чаще проявляется у особей мужского – это Х-сцепленный рецессивный признак

    Подведем итоги:

  • Слайд 22

    Какие признаки наследуются по Х-сцепленному рецессивному типу?

    Гемофилия, дальтонизм.

    Какие признаки наследуются по Х-сцепленному доминантному типу?

    Темная эмаль зубов.

    Как определить сцепление признака с У-хромосомой?

    Если носителями признака являются исключительно особи мужского пола – значит признак сцеплен с У-хромосомой.

    Какие признаки наследуются по У-сцепленному типу?

    Гипертрихоз, перепонки между пальцами ног.

    К аутосомно-доминантным признакам относятся:

    Веснушки – отсутствие веснушек; карие глаза – светлые глаза; прямые волосы – курчавые волосы; нормальная пигментация – альбинизм; раннее облысение – отсутствие лысины;

    Веснушки, карие глаза, курчавые волосы, нормальная пигментация, раннее облысение.

    К аутосомно-рецессивным признакам относятся:

    • Полидактилия – нормальное количество пальцев; брахидактилия – нормальные пальцы; способность свертывать язык в трубочку – отсутствие этой способности; нерыжие волосы – рыжие волосы.
    • Нормальное количество пальцев, нормальные пальцы, отсутствие способности свертывать язык в трубочку, рыжие волосы.

    Подведем итоги:

  • Слайд 23

    Близнецовый метод

    Близнецами называют одновременно родившихся детей. Они бывают монозиготными (однояйцевыми) и дизиготными (разнояйцевыми).

    Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две (или более) частей. Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола.

  • Слайд 24

    Близнецовый метод

    Монозиготные близнецы характеризуются большой степенью сходства (конкордантностью) по многим признакам.

    По тем признакам, которые контролируются генами, сходство сохраняется до глубокой старости.

  • Слайд 25

    Близнецовый метод

    Дизиготные близнецы могут быть как одного, так и или разного пола. В отличие от монозиготных, дизиготные близнецы часто характеризуются дискордантностью — несходством по многим признакам.

  • Слайд 26

    Близнецовый метод

    По всем приведенным признакам конкордантность у монозиготных близнецовых значительно выше, чем у дизиготных, однако она не является абсолютной. Как правило, дискордантность однояйцевых близнецов возникает в результате нарушений внутриутробного развития одного из них или под влиянием внешней среды, если она была разной.

  • Слайд 27

    Близнецовый метод

    Благодаря близнецовому методу, была выяснена наследственная предрасположенность человека к ряду заболеваний: шизофрении, умственной отсталости, эпилепсии, сахарному диабету и других.

    Наблюдения за монозиготными близнецами дают материал для выяснения роли наследственности и среды в развитии признаков. Причем под внешней средой понимают не только физические факторы среды, но и социальные условия.

  • Слайд 28

    Цитогенетический метод основан на изучении хромосом человека в норме и при патологии. В норме кариотип человека включает 46 хромосом — 22 пары аутосом и две половые хромосомы.

    Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры.

    Цитогенетический метод

  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31

    Цитогенетический метод

    • Такие болезни получили название хромосомных. К их числу относятся: синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера,
    • Больные с синдромом Клайнфельтера (47,ХХУ) всегда мужчины. Они характеризуются недоразвитием половых желез, дегенерацией семенных канальцев, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорционально длинных ног).
    • Лишняя Х-хромосома конденсируется в тельце Барра. Тельца Барра обнаруживаются в женских клетках и в клетках больных с синдромом Клайнфельтера.
  • Слайд 32

    Цитогенетический метод

    • 47; ХХУ – синдром Клайнфельтера;
    • 45; ХО – синдром Шерешевского-Тернера;
    • 47; 21,21,21 – Дауна.
  • Слайд 33

    Цитогенетический метод

    • Синдром Шерешевского-Тернера (45; Х0) наблюдается у женщин. Он проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии половых желез, аменорее (отсутствии менструаций), бесплодии.
    • Женщины с синдромом Шерешевского-Тернера имеют малый рост, тело диспропорционально — более развита верхняя часть тела, плечи широкие, таз узкий — нижние конечности укорочены, шея короткая со складками, "монголоидный" разрез глаз и ряд других признаков.
  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36

    Цитогенетический метод

    Синдром Дауна — одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней (1:774). Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме (47; 21,21,21).

    Болезнь легко диагностируется, так как имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Часто наблюдаются и нарушения строения внутренних органов.

    Продолжительность жизни взрослых с синдромом Дауна увеличилась — на сегодняшний день нормальная продолжительность жизни более 50 лет. Многие люди с данным синдромом вступают в браки. Большинство мужчин с синдромом Дауна бесплодны. По крайней мере 50 % женщин с синдромом Дауна могут иметь детей. 35-50 % детей, рождённых от матерей с синдромом Дауна, рождаются с синдромом Дауна или другими отклонениями.

  • Слайд 37

    Чем старше женщины, тем больше частота встречаемости этого синдрома среди новорожденных

  • Слайд 38

    Биохимический метод

    Метод позволяет обнаружить нарушения в обмене веществ, вызванные изменением генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов. Наследственные болезни обмена веществ подразделяются на болезни углеводного обмена (сахарный диабет), обмена аминокислот (фенилкетонурия), липидов (болезнь Тея-Сакса), минералов и др.

    Фенилкетонурия относится к болезням аминокислотного обмена. Блокируется превращение незаменимой аминокислоты фенилаланин в тирозин, при этом фенилаланин превращается в фенилпировиноградную кислоту, которая выводится с мочой. Недостаток тирозина обуславливет недостаточное образование меланина. У таких детей голубые глаза, кожа и волосы слабо пигментированы.

    Заболевание приводит к быстрому развитию слабоумия у детей. Ранняя диагностика и диета позволяют приостановить развитие заболевания. Моча дает положительную реакцию с реактивом Феллинга (5% хлорное железо).

    Болезнь Тея-Сакса вызывается накоплением липидов в нервных клетках, в результате умственная отсталость, слепота, мышечная слабость.

  • Слайд 39

    Биохимический метод

    • Генетика человека — одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей науки.
    • Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний.
    • Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке