Презентация на тему "Опорно-двигательная система "

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Данная работа посвящена опорно-двигательной системе человека, ее строению и функциям. В работе подробно рассмотрены кости и ткани опорно-двигательной системы, их строение и функции, подробно обозревается опорно-двигательная система человека.

Краткое содержание

  • Строение и функции
  • Строение тканей и костей
  • Химические вещества костей
  • Опорно-двигательная система человека

Содержание

  • Слайд 1

    Общая характеристика опорно-двигательной системы

    Презентация подготовлена Кассихиной Татьяной Александровной, учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище

  • Слайд 2

    Строение и функции

    • Скелет
    • Мышцы

    • Опорная
    • Двигательная
    • Защитная
    • Кроветворная

  • Слайд 3

    Строение тканей

    Костной:

    - разновидность соединительной;

    - большое количество межклеточного вещества, пропитанного минеральными солями;

    - клетки остеоны, звездчатой формы.

    Мышечной:

    - скелетная, длинные мышечные волокнами со множеством ядер и белком миозином, способным растягиваться и скручиваться, придавая поперечную исчерченность волокну.

  • Слайд 4

    Строение костей


  • Слайд 5

    Строениедлинной трубчатой кости

    • Головки костей
    • Трубчатая часть
    • Хрящ
    • Надкостница

  • Слайд 6

    Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей»

    1. Рассмотрите распилы костей в головке и трубчатой части.
    2. Обратите внимание, чем заполнены головки трубчатой кости
    3. Как расположены костные пластинки
    4. Вспомните из своего опыта, чем заполнена трубчатая часть кости
    5. Сделайте записи.

  • Слайд 7

    Рост кости

    • В длина – за счет хряща
    • В толщину – за счет надкостницы

  • Слайд 8

    Химические вещества костей

    • Органические
    • Неорганические

  • Слайд 9

    Скелет человека


  • Слайд 10

    Отделы скелета

    • Скелет головы – череп
    • Скелет туловища: позвоночник, грудная клетка
    • Скелет свободной конечности:
    • верхней: плечо, предплечье, кисть;
    • нижней: бедро, голень, стопа;
    • Скелет поясов конечностей:
    • верхних: лопатка, ключица;
    • нижних – таз.

  • Слайд 11

    Скелет черепа

    • Мозговой
    • Лицевой

  • Слайд 12

    Скелет туловища

    Грудная клетка:

    1) грудина;

    2) ребра.

  • Слайд 13

    Отделы позвоночника

    1. - шейный отдел
    2. - грудной отдел
    3. - поясничный отдел
    4. - крестцовый и копчиковый отделы

  • Слайд 14

    Скелет верхней конечности

    • Пояс верхней конечности
    • Свободная верхняя конечность

  • Слайд 15

    Скелет нижней конечности

    • Пояс нижней конечности
    • Свободная нижняя конечность

  • Слайд 16

    Скелет пояса верхней конечности

    • Ключица
    • Лопатка

  • Слайд 17

    Скелет пояса нижней конечности

    • Таз – три парысросшихся костей:

    - подвздошных,

    - лобковых,

    - седалищных

  • Слайд 18

    Типы соединения костей


  • Слайд 19

    Строение сустава

    Задание: Сделайте в тетради схематичный рисунок сустава и подпишите его части.

  • Слайд 20

    Виды повреждения скелета

    • Растяжение связок
    • Вывих сустава
    • Перелом кости:

    - Открытый
    - Закрытый


  • Слайд 21

    Строение мышцы

    http://old.college.ru/biology/course/content/chapter10/section1/paragraph2/theory.html

  • Слайд 22

    Формы мышц

    А) Веретенообразная

    Б) Двуглавая

    В) Двубрюшная

    Г) Лентовидная

    Д) Двуперистая

    Е) Одноперистая

  • Слайд 23

    Основные группы мышц

    По функциям:

    • Жевательные
    • Мимические
    • Дыхательные

    Скелетные: сгибатели и разгибатели

    По расположению:

    • Мышцы головы
    • Мышцы туловища
    • Мышцы конечностей

  • Слайд 24

    Особенности опорно-двигательной системы

    • Мозговой отдел черепа больше лицевого
    • Пятый палец противопоставлен остальным
    • Кости и мышцы нижних отделов более развиты
    • Стопа имеет свод
    • Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба

  • Слайд 25

    Повторим


  • Слайд 26

     


  • Слайд 27

    Повторим


  • Слайд 28

    Источник флеш


Посмотреть все слайды

Конспект

Урок биологии на тему

«Общая характеристика опорно-двигательной системы» 8 класс

Разработан Кассихиной Татьяной Александровной учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище Немского района Кировской области

Цель урока: дать общее представление о строении и функциях опорно-двигательной системы. ...

Урок биологии на тему

«Общая характеристика опорно-двигательной системы» 8 класс

Разработан Кассихиной Татьяной Александровной учителем биологии, химии МОУ СОШ д.Городище Немского района Кировской области

Цель урока: дать общее представление о строении и функциях опорно-двигательной системы.

Задачи:

- обучающие: познакомиться с тканями образующими опорно-двигательную систему, частями, функциями и особенностями опорно-двигательной системы в процессе работы с мультимедиа презентацией;

- развивающие: развитие умения наблюдать натуральные объекты и делать выводы из наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями;

- воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к своему здоровью и его сохранению на основе приобретенных знаний.

Оборудование: распилы костей (раздаточный материал), таблицы "Строение костей и типы их соединений", "Скелетные мышцы", "Скелет", "Череп человека", мультимедиа презентация.

Урок рассчитан на два спаренных учебных часа.

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ

I. Проверка знаний.

II. Изучение нового материала

1. Состав и основные функции скелета: - беседа, работа со слайдом презентации и таблицами, запись схемы в тетради.

Записи в тетради:

Состав и основные функции скелета

image2.png

- скелет - опора

- мышцы - движение

- защита

- кроветворение.

Материалы для учителя:

Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые вместе с костями и их соединениями образуют опорно-двигательный аппарат. Кости и соединения костей составляют пассивную часть опорно - двигательного аппарата, а мышцы, выполняющие функции сокращаться и изменять положение костей - активную часть. �Скелет представляет собой совокупность костей, образующих в теле человека твердый остов, обеспечивающий выполнение ряда важнейших функций. Скелет и образующие его кости, имеющие сложное строение и химический состав, обладают большой прочностью. Они выполняют в организме функции опоры, передвижения, защиты, являются депо солей кальция, фосфора и др. �Опорная функция скелета состоит в том, что кости поддерживают прикрепляющиеся к ним мягкие ткани (мышцы, фасции и другие органы), участвуют в образовании стенок полостей, в которых помещаются внутренние органы. Без скелета тело человека, на которое действуют силы притяжения (силы тяжести), не могло бы занимать определенное положение в пространстве. К костям прикрепляются фасции, связки и т.п., являющиеся элементами мягкого остова, или мягкого скелета, который также принимает участие в удержании органов возле костей, образующих твердый скелет (остов).�Кости скелета выполняют функции длинных и коротких рычагов, приводимых в движение мышцами. В результате части тела обладают способностью к передвижению. Скелет образует вместилища для жизненно важных органов, защищает их от внешних воздействий. Так, в полости черепа находится головной мозг, в позвоночном канале - спинной мозг; грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды; костный таз - органы половой и мочевой систем и т. д. �Кости содержат значительное количество солей кальция фосфора, магния и других элементов, которые участвуют в минеральном обмене. В состав скелета входит более 200 костей, из ник 33 - 34 непарные, остальные парные; 29 костей образуют череп, 26 - позвоночный столб,25 костей составляют ребра и грудину, 64 кости образуют скелет верхних конечностей и 62 - скелет нижних конечностей. Позвоночный столб, череп и грудную клетку относят к осевому скелету, кости верхник и нижних конечностей называют добавочным скелетом. http://www.anatomus.ru/oporno_dvig.html

Функции:

Опора. Скелет служит жестким, устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму, обеспечивая опору для всей его массы, противодействуя силе тяжести и поднимая тело над землей. Это облегчает передвижение по суше. Внутренние органы оказываются закрепленными и подвешенными к скелету.

Защита. Эндоскелет (внутренний скелет) человека защищает внутренние органы. Черепная коробка обеспечивает защиту головного мозга и органов чувств (зрения, обоняния, равновесия и слуха), позвоночник - защиту спинного мозга, а ребра и грудина - защиту сердца, легких и крупных кровеносных сосудов.

Движение. Скелет, построенный из жесткого материала, служит местом прикрепления мышц. При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, и это приводит к различным движениям.

Кроветворение. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G121

2. Ткани, образующие О.-Д. систему.- актуализация и конкретизация знаний о тканях в процессе беседы, заполнение схемы в тетради на основе презентации.

Костная ткань - разновидность соединительной ткани, ее роль в минеральном обмене веществ.

Мышечная – разновидность скелетная, ее особенности.

Записи в тетради:

Строение ткани

Костной

Мышечной

Разновидность соединительной; большое количество межклеточного вещества, пропитанного минеральными веществами; клетки остеоны звездчатой формы

Скелетная; образована длинными мышечными волокнами со множеством ядер и белком миозином, способным растягиваться и сокращаться и придавать поперечную исчерченность волокнам.

3. Типы костей: круглые трубчатые и плоские губчатые. Особенности строения, обеспечивающая их прочность и легкость. Строение кости: наружное плотное и внутреннее губчатое вещество, надкостница. Функции надкостницы, плотного костного вещества и губчатого костного вещества. - рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов, презентации, заполнение схемы с рисунком, выполнение ознакомительной лабораторной работы.

Записи в тетради: Строение костей

Длинные трубчатые Короткие трубчатые Плоские

Бедренная позвонки лопатка

головки кости

трубчатая часть

хрящ

надкостница

Вопрос: Подумайте, какие особенности строения костей обеспечивают их рост?

Запись в тетради:

За счет надкостница кость растет в толщину, а за счет хряща – в длину.

Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей»

Задание:

1. Рассмотрите распилы костей, обратите внимание на строение головки кости и трубчатой части:

- чем заполнены головки кости и трубчатая часть?

- чем заполнены позвонки?

- как расположены костные пластинки?

- чем заполнено пространство между костными пластинками?

2. Сделайте необходимые записи.

Записи в тетради:

В головках костей расположены костные пластинки, которые располагаются в направлениях наибольшего растяжения и сжатия. Пространство между ними заполнено красным костным мозгом- органом кроветворения. Трубчатая часть полая и заполнена желтым костным мозгом – тканью богатой жиром

Материалы для учителя

Строение костей

Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60-70 кг (масса тела взрослого человека). Поэтому кости должны быть прочными. Кости выдерживают растяжение почти также, как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит.

Мягкие части кости не делают ее менее прочной. Клетки костной ткани живут как бы одной семьей, соединяясь друг с другом отростками, как мостиками. Кровеносные сосуды, пронизывая кость и доставляя костным клеткам питательные вещества и кислород, не снижают надежной твердости кости.

Межклеточное вещество на 67% состоит из неорганических веществ, в основном из соединений кальция и фосфора. Различают компактное (плотное) и губчатое вещество. Компактное вещество образовано плотно прилегающими костными пластинками, формирующими сложно организованные цилиндрические структуры. Губчатое вещество состоит из перекладин (балок), образованных межклеточным веществом и расположенных дугообразно, соответственно направлениям, по которым кость испытывает давление силы тяжести и растяжение прикрепляющимися к ней мышцами. Цилиндрическое строение плотного вещества и делают ее прочной и упругой.

В трубчатых костях повышению их прочности служат и различия в структуре по направлению от центра к концам. Трубчатая кость в центре отличается большей твердостью и меньшей эластичностью, чем на концах. По направлению к суставной поверхности структура трубчатой кости меняется от компактной к плотной. Такое изменение строения обеспечивает главную передачу напряжения от кости через хрящ на поверхность сустава.

Снаружи кость одета надкостницей, которую пронизывают кровеносные сосуды, питающие кость. В надкостнице имеется много чувствительных нервных окончаний, сама же кость нечувствительна.

Полость трубчатых костей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым (жировой тканью).

Форма костей

Кости отличаются друг от друга по форме и строению. Выделяют кости трубчатые, плоские, смешанные и воздухоносные. Среди трубчатых костей различают длинные (плечевая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев). Губчатые кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Они имеют форму неправильного куба или многогранника и располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с подвижностью (например, надколенник).

Плоские кости участвуют в образовании полостей, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина).

Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих разное происхождение. К смешанным костям относятся позвонки, кости основания черепа.

Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Таковы, например, некоторые части черепа: лобная, клиновидная, верхняя челюсть и некоторые другие.

Форма и рельеф костей зависят от характера прикрепления к ним мышц. Если мышца прикрепляется к кости с помощью сухожилия, то в этом месте формируется бугор, отросток или гребень. Если же мышца непосредственно сочетается с надкостницей, то образуется углубление.

Рост костей

В процессе роста человека кости растут в длину и толщину. Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. В длину молодые кости растут за счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-25 годам, у женщин - в 18-21 год. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G131

4. Химический состав костей. Влияние минеральных и органических веществ на свойства костей. Изменение химического состава костей с возрастом. - рассказ учителя с демонстрацией презентации

Записи в тетради:

Химические вещества костей

Органические Неорганические

5. Отделы скелета человека. – рассказ по модели скелета, таблице или слайду презентации, заполнение схемы в тетради

Записи в тетради

Отделы скелета

Скелет головы - череп

Скелет туловища

Скелет свободных конечностей

Скелет поясов конечностей

- лицевой

- мозговой

- позвоночник

- грудная клетка:

грудина

ребра

а) верхних:

-плечо

- предплечье

- кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев.

б) нижних:

-бедро

-голень

-стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев

а) верхних:

- лопатка

-ключица.

б) нижних - таз

Материал для учителя

Скелет верхней конечности: состоит из скелета свободной верхней конечности: плечевой кости, костей предплечья — локтевой и лучевой, запястья (8 косточек), пясти и фаланг пальцев.

Скелет плечевого пояса: состоит из парных лопаток и ключиц.

Скелет нижней конечности: состоит из и скелета свободной нижней конечности — бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой), костей стопы (предплюсна — 7 костей, плюсна и фаланги пальцев).

Скелет тазового пояса: состоит из двух тазовых костей, каждая образовалась при сращении трех костей — подвздошной, седалищной и лобковой. http://aniavetisyan.volsk-sch11.edusite.ru/p54aa1.html

6. Типы соединения костей: неподвижные, подвижные, полуподвижные. - рассказ учителя с привлечением знаний учеников из курса физики по теме "Применение рычага".

Записи в тетради

Типы соединения костей

Сустав Полусустав Шов

-подвижное -полуподвижное - неподвижное

Материал для учителя

Соединения костей

Способ соединения костей зависит от их функций. Различают непрерывные соединения, прерывные соединения (суставы) и полусуставы.

Непрерывные соединения имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Соединения костей крыши и лицевого отдела черепа называют швами. Выделяют зубчатые швы, когда зубчатой формы край одной кости крыши черепа соединяется с аналогичным краем другой кости. Полусуставы также представляют собой хрящевые соединения, но в толще хряща имеется небольшая полость. К ним относятся соединения позвонков, лобковых костей. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.

image1.png

Суставы - непрерывные соединения костей, включающие следующие элементы: суставные поверхности костей, покрытые хрящом; суставную капсулу, или сумку; суставную полость; полостную жидкость. Сустав обычно укреплен связками. Суставная жидкость продуцируется клетками, выстилающими внутреннюю поверхность суставной сумки. Жидкость облегчает скольжение суставных поверхностей костей и служит питательной средой для суставного хряща. Количество полостной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико.

Суставы различают по числу и форме суставных поверхностей костей и по возможному объему движений, т.е. по числу осей, вокруг которых может совершаться движение. Так, по числу поверхностей суставы подразделяют на простые (две суставные поверхности) и сложные (более двух). По форме - на плоские (межзапястные, запястно-пястные, предплюсно-плюсневые суставы), шаровидные (плечевой, тазобедренный), эллипсовидные (между затылочной костью и первым шейным позвонком) и т.д.

По характеру подвижности различают одноосные (с одной осью вращения - блоковидные, например, межфаланговые суставы пальцев), двуосные (с двумя осями - эллипсовидные) и трехосные (шаровидные) суставы. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G132

7. Виды повреждений скелета – беседа, запись схемы в тетрадь на основе презентации

Растяжение связок Вывих сустава Перелом: открытый и закрытый

8. Строение мышцы. – рассказ учителя, работа с учебником и презентацией, беседа, записи в тетради.

Задание: Пользуясь текстом учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр. 51-52 найдите и выпишите основные части мышцы.

Записи в тетради

Строение мышцы:

- мышечные пучки и волокна;

- соединительнотканная оболочка;

- сухожилия;

- кровеносные сосуды и нервы.

Формы мышц: веретенообразные, двуглавые, двубрюшные, лентовидные, двуперистые, одноперистые.

9. Группы мышц по расположению и функциям. – рассказ учителя, работа с учебником и презентацией, записи в тетрадь.

Задание: На основе учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр.52-54 найдите группы мышц по местоположению в теле человека и группы мышц, выделяемых по функциям. Запишите в виде схемы.

Записи в тетрадь

Группы мышц

По расположению По функциям

- мышцы головы - мимические

- мышцы туловища - жевательные

- мышцы конечностей - дыхательные

10. Особенности опорно-двигательной системы. – записи в тетрадь

Записи в тетрадь

Особенности:

Мозговой отдел черепа больше лицевого

Пятый палец противопоставлен остальным

Кости и мышцы нижних отделов более развиты

Стопа имеет свод

Позвоночник имеет 4 физиологических изгиба.

Материал для учителя

В связи с прямохождением:

- стопа человека имеет сводчатую форму,

- массивные пяточные кости;

- нижние конечности массивнее верхних;

- таз расширенный, чашевидный;

- S-образный позвоночник имеет изгибы — два лордоза (изгибы, направленные вперед — шейный и поясничный) и два кифоза (изгибы, направленные назад — грудной и крестцовый);

- грудная клетка расширена в стороны.

В связи с трудовой деятельностью и развитием речи:

- сформировалась рука с противопоставленным большим пальцем;

- увеличился мозговой отдел черепа и появился подбородок.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание: прочитать § 6, 10, выучить записи в тетради.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд