Презентация на тему "Основные закономерности эволюции органического мира"

Презентация: Основные закономерности эволюции органического мира
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Основные закономерности эволюции органического мира", адресованная учащимся старших классов. Автор предлагает учащимся рассмотреть пути и типы эволюционных изменений, а также инструменты эволюции.

Краткое содержание

  • Ответьте на вопросы
  • Типы эволюционных изменений
  • Параллелизм
  • Конвергенция
  • Дивергенция
  • Дивергентная эволюция или радиация
  • Пути эволюции органического мира
  • Ароморфоз
  • Идиоадаптация

Содержание

  • Презентация: Основные закономерности эволюции органического мира
    Слайд 1

    Тема урока: Основныезакономерности эволюцииорганического мира.

    Цель урока:Сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений, главных путях и направлениях эволюционного процесса.

    1.Типы эволюционных изменений

    2.Направления эволюционного процесса

    3.Пути эволюционного процесса

  • Слайд 2

    1.Что такое биологическая эволюция?

    Биологическая эволюция это необратимое развитие органического мира.

    Ответьте на вопросы:

    2.Какой эволюционный процесс называется микроэволюцией?

    Процесс образования новых видов.

    3.Что такое макроэволюция?

    Процесс образования более крупных систематических единиц – родов, семейств, отрядов и т. д.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Параллелизм - независимое приобретение сходных признаков родственными организмами,

    обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни.

    Известное общее сходство имеют млекопитающие тропического пояса, обитающие на разных континентах, в близких климатических условиях.

  • Слайд 5

    Конвергенция(схождение признаков) – возникновение сходных черт строения у неродственных видов, обитающих в одинако -вых условиях и ведущих сходный образ жизни.

    Крупные водные хищники, показанные на рисунке, возникли в четырех совершенно разных группах: среди моллюсков, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

  • Слайд 6

    Аналогичными называются органы, разные по происхождению, но выполняющие сходные функции.

  • Слайд 7

    Дивергенция(расхождение) – расхождение признаков в пределах популяции, вида, возникающее под действием естественного отбора, приводящее к образованию новых видов, родов, классов и т. д.

    Схема дивергенции форм( рисунок Ч. Дарвина)

    Общий предок дал начало двум или большему количеству форм, которые в свою очередь стали родоначальниками многих видов и родов.

  • Слайд 8

    Дивергентная эволюция или радиация.

    Класс млекопитающих распался на многочисленные отряды, представители которых отличаются по строению, образу жизни, характеру физиологических и поведенческих адаптаций.

    Примитивное млекопитающее юрского периода

  • Слайд 9

    Гомологичными называются органы, сходные по происхождению, но не сходные по выполняемым функциям.

  • Слайд 10

    Пути эволюции органического мира.

  • Слайд 11

    В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые А.Н.Северцев и И.И.Шмальгаузен. Они установили, что главными путями эволюции являются ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.

    • Алексей Николаевич Северцев (1866-1936). Выдающийся советский зоолог, основоположник эволюционной морфологии животных. С 1920г.- академик Российской АН.
    • Иван Иванович Шмальгаузен (1884-1963) Известный советский биолог, теоретик эволюционного учения.С1935г.- академик АН СССР
  • Слайд 12

    Ароморфоз(от греч.«аро»- поднимать, «морфа» – форма) – приспособительные изменения общего значения, повышающие уровень организации и жизнеспособность особей, популяций, видов.

  • Слайд 13

    Ароморфоз у животных

    Выход животных на сушу стал возможен благодаря изменению в строении скелета парных плавников некоторых рыб. В результате сформировались пятипалые конечности, способные поддерживать тело над землей.

  • Слайд 14

    Ароморфозу растений

    Важным ароморфозом растений является появление цветка ( видо –измененного побега) у покрытосеменных растений.

  • Слайд 15

    Идиоадаптация(от греч. «идиом» - особенность, «адаптация» - приспособление) – частные приспособительные изменения, полезные в данной среде обитания, возникающие без изменения общего уровня организации.

  • Слайд 16

    Идиоадаптация у животных

    Примером идиоадаптации как небольшого эволюционного изменения к частным условиям существования может служить разнообразие клювов гавайских цветочниц, питающихся нектаром различных покрытосеменных растений.

  • Слайд 17

    Идиоадаптация у растений

    Одной из идиоадаптаций у растений является приспособление семян к распространению ветром.

  • Слайд 18

    Дегенерация(вырождение) – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов.

  • Слайд 19

    У плоских паразитических червей – паразитов человека – нет кишечника, слабо развита нервная система, почти отсутствует способность к самостоятельному движению. Но одновременно у паразитических червей появляются присоски, крючки, при помощи которых они держатся на стенках кишечника своего хозяина. Они имеют сильно развитые органы размножения и отличаются огромной плодовитостью.

  • Слайд 20

    Повилика(Cuscuta L.)

    Это вьющееся растение - паразит не имеет листьев ( они редуцированы до мелких чешуек), корней. На стебле повилики образуются присоски (гаустории), через которые из растения - хозяина повилика добывает питательные вещества.

  • Слайд 21

    Соотношение путей эволюции

  • Слайд 22

    Направления эволюции органического мира.

  • Слайд 23

    Биологический прогрессхарактеризуется:

    1.Увеличением численности особей

    2.Расширением ареала

    3.Интенсивными процессами видообразования

    Изменение ареала ондатры после ее акклиматизации в Европе.

  • Слайд 24

    Биологический регрессхарактеризуется:

    1.Уменьшением численности

    2.Сужением ареала

    3.Уменьшением числа видов, популяций

    • Гигантский торфяной олень
    • Ленивец
  • Слайд 25

    Повторение

    ?

  • Слайд 26

    Тип эволюционных изменений ?

    Среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие изменения - ласты

    Параллелизм

  • Слайд 27

    Основа образования новых систе – матических групп:

    а) конвергенция

    б) параллелизм

    в)дивергенция

  • Слайд 28

    Лопатообразные конечности медведки и крота - это результат:

    А) дивергенции

    В) параллелизма

    Б) конвергенция

  • Слайд 29

    Плавник дельфина и крыло беркута-пример аналогичных или гомологичных органов?

  • Слайд 30

    Какие органы называются аналогичными?

  • Слайд 31

    Появление в процессе эволюции четырехкамерного сердца млекопитающих является примером ароморфоза или идиоадаптации?

  • Слайд 32

    Дайте определения типам эволюционных изменений: идиоадаптациии дегенерации.

  • Слайд 33

    Направления эволюции органического мира

    • Биологический прогресс
    • ароморфоз
    • дегенерация
    • идиоадаптация
    • Абиотические и биотические факторы
    • Антропогенные факторы
    • Биологический регресс
  • Слайд 34

    Были использованы:

    1.Учебное электронное издание «Экология», Московский Государственный институт электроники и математики, 2004г.

    2. 1С: Школа, Экология, 10-11кл., под редакцией А.К. Аклебинина, В.И. Сивоглазова

    3.Лабораторная практика. Биология 6-11кл. Республиканский мультимедиа центр, 2004г.

    4. БЭНП, биология 6-11кл., Министерство образования РФ, ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мифодий», 2003г.

    5. Д.К. Беляев, А.О. Рувинский, Общая биология для 10-11кл., Москва, «Просвещение», 1991

    6.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Общая биология, 10-11кл. ДРОФА, Москва-2005

    7.Уроки общей биологии: Пособие для учителя/ В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко,

    З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин – М: Просвещение, 1986

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке