Презентация на тему "Происхождение жизни и биохимическая эволюция"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Происхождение жизни и биохимическая эволюция" рассматривает различные теории о происхождении жизни на Земле и ее дальнейшем развитии - как религиозные, так и научные. Последним уделено больше внимания в презентации. Также отдельно рассматривается теория термодинамики живых систем.

Краткое содержание

  • Религиозная теория происхождения жизни;
  • Научные теории происхождения жизни;
  • Термодинамика живых систем.

Содержание

  • Слайд 1

    Происхождение жизни и биохимическая эволюция


  • Слайд 2

    Происхождение жизни

    • Концепция сверхъестественного (божественного) происхождения живого – креационизм.
    • Основные формы жизни, человечество и мир в целом рассматриваются как непосредственно созданные Творцом (Богом).
    • В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций (богословских, философских претендующих на научность), которые, однако, отвергаются официальным академическим научным сообществом.

  • Слайд 3

     

    • День первый – сотворение света и тьмы.
    • День второй – сотворение тверди и неба.
    • День третий – сотворение суши и морей, растений.
    • День четвертый – сотворение дня и ночи, времени, светил на тверди небесной.
    • День пятый – сотворение пресмыкающихся, птиц и рыб.
    • День шестой – сотворение животных и человека.

  • Слайд 4

    День первый

    И сказал Бог: да будет свет; истал свет.И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

  • Слайд 5

    День второй

    И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды; (и стало так). И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом; (и увидел Бог, что это хорошо). И был вечер, и было утро: день второй.

  • Слайд 6

    День третий

    И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место; и да явится суша; и стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями; и сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву и дерево.

  • Слайд 7

    День четвертый

    И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов, и да будут они отделять свет от тьмы.

  • Слайд 8

    День пятый

    И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их; и стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их.

  • Слайд 9

    День шестой

    И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

  • Слайд 10

     

  • Слайд 11

     


  • Слайд 12

    Происхождение жизни

    • Христианский буквалистский креационизм настаивает на буквальном следовании Книге Бытия Ветхого Завета – мир создан Богом за шесть дней.
    • Метафорический креационизм – шесть дней творения рассматриваются как метафора, в действительности же одному дню творения соответствуют миллионы или миллиарды лет.
    • Креационизм постепенного творения – Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появление (отвергает теорию эволюции и естественный отбор).

  • Слайд 13

     

    • Теистический креационизм (эволюционный) признает теорию эволюции, причем эволюция считается инструментом Бога-творца в осуществлении его замысла. Принимает почти все основные идеи современной науки, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение бессмертной души у человека.
    • Научный креационизм утверждает, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения (например, Всемирного потопа).

  • Слайд 14

     

    • Согласно критерию научности Поппера, креационизм является не научной теорией, а религиозной верой.
    • «Теория является верифицируемой/ фальсифицируемой, если существует методологическая возможность ее подтверждения/опровержения путем постановки эксперимента, даже если такой эксперимент еще не был поставлен».
    • Креационизм вводит непроверяемые понятия (такие как Бог-Творец), опровергнуть его с помощью научных методов в принципе невозможно.

  • Слайд 15

     

    • Концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из неживого веществавозникла в древности, ее придерживался еще Аристотель.
    • Голландский ученый Ян ван Гельмонт в XVII веке описал свой опыт, утверждая, что живые мыши зарождаются из грязного белья и горсти зерна, запертых в шкафу.
    • В 1688 г. итальянский ученый Франческо Реди проверил гипотезу самозарождения жизни, поместив в четыре сосуда мертвую змею, немного рыбы, дохлых угрей и кусок телятины. В открытых сосудах мясо и рыба зачервивели, в запечатанных, в которые не залетали мухи, – нет.
    • Принцип Реди: «Все живое происходит от живого»

  • Слайд 16

     

    • Открытие в XIX веке микроорганизмов повысило интерес к самозарождению жизни.
    • Луи Пастер (1822-1895) показал, что если при опыте устранена возможность попадания микроорганизмов в питательный бульон (например, с пылью), он не изменяется, несмотря на доступ воздуха.
    • Опыты Пастера показали, что все микроорганизмы не возникают, а размно-жаются. Если зародыши микроорганизмов уничтожены (пастеризация) и их проникновение из внешней среды невозможно, то нет ни брожения, ни гниения.

  • Слайд 17

     

    • Пастер показал, что заразные болезни возникают в результате проникновения в организм микробов – на этом принципе основана вся теория и практика борьбы с заразными болезнями человека, животных и растений.
    • Пастер выделил возбудителей холеры, сибирской язвы, бешенства и разработал способ борьбы с заразными болезнями – вакцинацию.
    • Вакцины(прививки) содержат ослабленных возбудителей болезни. Их введение позволяет организму сформировать иммунитет.

  • Слайд 18

    Луи Пастер

    Луи Пастер исследовал в своей лаборатории культуру бактерии оспы. Неожиданно к нему явился незнакомец и представился секундантом одного вельможи, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Вельможа требовал удовлетворения. Пастер выслушал посланца и сказал: "Раз меня вызывают, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы; в одной бактерии оспы, в другой - чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить одну из них на выбор, я выпью другую". Дуэль не состоялась.

  • Слайд 19

    Происхождение жизни

    • Концепция панспермии связывает появление жизни на Земле с ее занесением из космического пространства. Разделяется многими учеными, интерес к ней периодически возрастает.
    • В 1908 г. шведский физик и химик Сванте Аррениус разработал концепцию радиационной панспермии:в результате миграции по Вселенной, вызванной давлением солнечного света (или давлением света другой звезды) споры термостойких бактерий попали на Землю, например, с Венеры.
    • Ф.Хойл и С.Викремасинг предположили, что межзвездная пыль есть не что иное, как бактерии, вирусы и высушенные водоросли.
    • Земля могла образоваться в результате аккумуляции холодной межзвездной пыли, получив и зародыши жизни.

  • Слайд 20

     

    • Литопанспермия (М.Кельвин) – биологический материал мог попасть на Землю с метеоритным веществом.
    • Внутри метеоритов обнаружены аминокислоты, причем как с левой, так и справой оптической асимметрией (в составе всего живого на Земле – только аминикислоты с левой асимметрией).
    • Гипотеза кометного происхождения жизни- внутри комет обнаружены сложные углеводородные молекулы и глинистые частицы.Предполагаетвнеземное происхождение вирусов, вызвавших глобальные эпидемии.

  • Слайд 21

     

    • Направленная панспермия (Ф.Крик, Л.Оргел, 1974 г.) – жизнь на Земле возникла вследствие целенаправленной деятельности внеземной цивилизации. Аргумент – универсальность генетического кода всего живого, свидетельствующая о происхождении от одного микроорганизма, привезенного из космоса.
    • Обратно направленная панспермия - отправка земного генетического материала на планетные системы других звезд (проект). Космические аппараты под «космическим парусом» направляются к выбранным звездам, различные земные организмы, находящиеся в состоянии анабиоза.

  • Слайд 22

     

    • Ускоренная обратная панспермия: в 1961 г. К.Саган предложил распылять сине-зеленые водоросли в атмосфере Венеры с тем, чтобы их жизнедеятельность изменила климат Венеры и сделала его пригодным для обитания человека.
    • Рассматривается целесообразность отправки земных микроорганизмов на Марс. Сначала – микроорганизмы, способные питаться неорганическими веществами грунта и создать органическую биомассу. Затем – микроорганизмы, вырабатывающие аммиак для создания «парникового эффекта» и потепления климата. Затем – сине-зеленые водоросли, вырабатывающие кислород для формирования атмосферы и озонового слоя.

  • Слайд 23

     

    • Концепция стационарного состояния предполагает, что Земля и жизнь на ней существовала всегда, причем в неизменном состоянии (противоречит данным палеонтологии).
    • Концепция биохимической эволюции является общепринятой в естествознании в настоящее время. Предполагает, что жизнь зародилась на Земле естественным путем в результате химических, а затем биохимических процессов.

  • Слайд 24

     

    • Современные представления о происхождении жизни восходят к гипотезам А.И. Опарина в России и Дж. Холдейна в Англии в 1920-х годах.
    • Земля, образовавшаяся из протопланетного облака 4.5 млрд лет назад, имела температуру в несколько тысяч градусов.
    • По мере остывания сформировалась земная кора, легкие газы (водород, азот, кислород) уходили из атмосферы, т.к. гравитационное поле еще недостаточно плотной планеты не могло их удержать.

  • Слайд 25

     

    • Атмосфера состояла, в основном, из тяжелых газов (аммиак, СО2, метан, пары воды). Отсутствие в атмосфере кислорода было необходимым (формирование предбиологических соединений лучше происходит в восстановительной среде, чем в окислительной.
    • С изменением температуры и давления конденсация воды привела к возникновению океанов.
    • Из-за отсутствия озонового защитного слоя, характерного для современной атмосферы существовало мощное солнечного коротковолновое излучение.

  • Слайд 26

     

    В приповерхностном слое водной среды (на глубине 10-50 м) синтезировались и накопились органические вещества благодаря

    разнообразию находящихся в древнем океане простых соединений,

    • громадной площади поверхности,
    • высоким температурам,
    • высокой интенсивности активирующего солнечного излучения,
    • длительности процессов химической эволюции.

    Возник тот «первичный питательный бульоно», в котором могли сформироваться предбиологические структуры – белки и нуклеиновые кислоты.

  • Слайд 27

     

    • Предбиологические системы образовались в первый миллиард лет существование Земли, не оставивший следов в ее палеонтологической летописи.
    • Возраст древнейших организмов, следы которых обнаружены в геологических отложениях, оценен в 3.2-3.5 млрд лет. Это минерализованные микроорганизмы, похожие на простейшие бактерии и микроводоросли - относительно сложные и не самые древние формы простейших организмов.
    • Остается открытым вопрос о характере предбиологической системы, появившейся в результате химической эволюции в «темный» миллиард лет земной истории.

  • Слайд 28

    Идея голобиоза (А.И.Опарин)

    • Решающая роль в превращении неживого в живое принадлежит белкам
    • Белковые молекулы способны к образованию коллоидных гидрофильных комплексов – обособляться от водной фазы и образовывать т.н. коацерваты с липидной оболочкой.
    • Коацерваты поглощали вещества из окружающей среды, при включении различных катализаторов (ферментов)в них происходили химические превращения, их структура усложнялась.

  • Слайд 29

    Происхождение жизни

    • Обмен веществом с окружающей средой и все более сложное внутреннее строение приблизило коацерваты к живому веществу, способному к обмену веществ и размножению.
    • Недостаток - не описывает возникновение ДНК и механизма кодировки и передачи наследственной информации.
    • Астроном Фред Хойл: мысль о возникновении живого в результате случайных взаимодействий молекул «столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение, что ураган, пронесшийся над мусорной свалкой, может привести к сборке Боинга-747»

  • Слайд 30

    Идея генобиоза

    • Идея генобиоза утверждает первичность возникновения в результате химической эволюции молекулярной системы со свойствами генетического кода.
    • Концепция мира РНК, предшествовавшего современной жизни: именно РНК могла представлять собой первичный генетический материал:
    • В химическом синтезе и в биохимических реакциях РНК предшествуют ДНК (ДНК – продукт модификации РНК).
    • Репликация РНК может происходить без участия ДНК, а редупликация ДНК требует участия РНК-затравки.
    • РНК способна к выполнению ряда функций, присущих белкам, например, включая катализ.

  • Слайд 31

    Идея стартовой роли минералов

    • Минералы рассматриваются как катализаторы неорганического синтеза биополимеров и как информационнные матрицы, структурно-функциональные предшественники генов (протогены).
    • Информационная емкость минералов, насыщенных дефектами, сравнима с емкостью ДНК.
    • Структура протогена- кристаллическая решетка минералов – в процессе совместной с синтезированными биополимерами эволюции развивается в спирали ДНК.

  • Слайд 32

    Концепция биохимической эволюции

    • Пока не удается прояснить конкретные механизмы перехода от неживого к живому.
    • Концепция биохимической эволюции совместно с представлениями о возможности и закономерностях самоорганизации в открытых неравновесных системах указывает принципиальный путь решения проблемы происхождения жизни.
    • Возможность случайного образования молекулы, способной нести и передавать генетическую информацию, в результате многократных актов взаимодействия простых органических веществ имеет вероятность порядка 1/102000 и не может реализоваться за время, отведенное геологической историей.

  • Слайд 33

    Переход от неживого к живому

    Переход от неживого к живому - возникновение и развитие зачатков двух основных жизненных систем:

    • Система обмена веществ (метаболизм);
    • Система воспроизводства живой клетки.

    Элементы живой системы постоянно разрушаются и образуются вновь. Этот процесс называется биологическим обновлением. Для его обеспечения необходим постоянный приток вещества и энергии извне, а также вывод во внешнюю среду части продуктов биохимических процессов, включая тепло.
    Живые организмы являются открытыми неравновесными термодинамическими системами..

  • Слайд 34

    Термодинамика живых систем

    • В течение времени жизни системы ее элементы подвергаются распаду, обусловленному увеличением энтропии;
    • Для компенсации неупорядоченности, возникающей в результате распада, в системе совершается работа по синтезу новых элементов взамен распавшихся; эта работа приводит к уменьшению энтропии (негоэнтропии) в живой системе, но одновременно повышает энтропию в окружающей среде.
    • Для возникновения и существования живого организма необходимы источники, снабжающие его веществом и энергией, обладающие высокой негоэнтропией. Этими источниками являются органические вещества с запасенной в них химической энергией.

  • Слайд 35

     

    • Часть организмов синтезируют органические вещества из неорганических веществ (например, углекислого газа и воды) под действием солнечного света (фотосинтез) или в процессе окисления (хемосинтез, характерный для некоторых бактерий).
    • Такие организмы называются автотрофами. Большинство автотрофов – зеленые растения, осуществляющих фотосинтез.
    • При фотосинтезе энергия ЭМ излучения аккумулируется в виде энергий химических связей органических соединений.
    • СО2 +Н2О (+hν) - углеводород + О2

  • Слайд 36

     

    • Организмы, потребляющие энергию из готовых органических веществ, синтезированных автотрофами называются гетеротрофами (все животные и человек).
    • Извлечение энергии из питательных веществ происходит при их расщеплении (катаболизме). Освободившаяся энергия расходуется на синтез необходимых веществ (анаболизм) при использовании кислорода (дыхании)
    • углеводород + О2-СО2 +Н2О + энергия
    • Регулирование притока кислорода при дыхании позволяет регулировать процесс выделения энергии. Хранение энергии производится в виде химических связей промежуточных соединений аденозинтрифосфатов (АТФ) и затрачивается по мере необходимости на процессы синтеза в клетках, перенос веществ в организме, механическое движение, выделение тепла и др.

  • Слайд 37

     

    • Между автотрофами и гетеротрофами существует пищевая (трофическая) связь. Живые системы образуют пищевые цепочки:
    • энергия солнечного ЭМ излучения - растения, осуществляющие фотосинтез - травоядные - хищники - микробы, перерабатывающие вещество отмерших организмов в неорганическое вещество.
    • Впоследствии молекулы этих веществ могут участвовать в образовании живых существ. Таким образом, в биосфере сформирован глобальный круговорот веществ, который обусловлен т.н. геохимическими циклами.

  • Слайд 38

     

    • Питательные органические вещества, поглощаемые гетеротрофами, обладают большей упорядоченностью (негэнтропией), чем выделяемые продукты обмена, т.е. гетеротрофы переносят упорядоченность из внешней среды в самих себя.
    • Для автотрофов эта же цель достигается за счет высокой негэнтропии поглощаемого ЭМ излучения Солнца.
    • Назначение обмена веществ живой системы с внешней средой (метаболизма) состоит в поддержании определенного уровня организации этой системы и ее частей.
    • Метаболизм необходим для противодействия увеличению энтропии, обусловленному необратимыми процессами в живой системе.

  • Слайд 39

     

    • Глобальный энергетический баланс: источником энергетического потока, проходящего через все пищевые цепочки, служит солнечное ЭМ излучение, а финалом - выделение тепла при переработке бактериями органических останков. Высвободившаяся в биосфере энергия возвращается в мировое пространство главным образом в виде ЭМ волн инфракрасного диапазона (теплового).
    • Энтропия поступающего на Землю коротковолнового ЭМ солнечного излучения меньше, чем излучаемого землей инфракрасного излучения.За счет этой отрицательной разности энтропий поддерживается упорядоченность в биосфере Земли.

  • Слайд 40

     

    • Объекты живой природы являются открытыми системами.
    • Обмен живых организмов веществом и энергией с окружающей средой способствует оттоку энтропии из организма, и тем самым поддерживается их неравновесное состояние.
    • Для сохранения стационарного неустойчивого состояния живой организм непрерывно потребляет энергию извне. Такая ситуация полностью аналогична поведению диссипативной структуры.
    • Жизнь - это есть борьба живого с энтропией

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд