Содержание
-
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯВТОРОЙ РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНГРЕССБОРЬБА С УКЛОНЕНИЕМ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И «НАЛОГОВЫМИ ГАВАНЯМИ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫМария Владимировна Долгополоваканд. юрид. наук, доцент кафедры экономики и международного бизнесаМеждународный банковский институт, г. Санкт-Петербург
19 февраля 2013 года
-
Содержание доклада
Введение. 1.1. Принципы распределения налогооблагаемых доходов между государствами (конкуренции). 1.2. Понятие и признаки «налоговой гавани». 1.3.Известные методы борьбы с губительной налоговой конкуренцией и «налоговыми гаванями» (до 2009 г.). 2009 г. – новые стандарты G20 и два новых направления борьбы с «налоговыми гаванями». «Двойные стандарты» международных налоговых соглашений (Швейцария, Лихтенштейн). Выводы и предложения.
-
Введение
«Нужно добиваться прозрачности оффшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с оффшорными зонами и подписания соответствующих соглашений. Все этоможно и нужно сделать» В.В. Путин (Послание к Федеральному Собранию РФ, 12.12.2012).
-
1.1. Принципы распределения налогооблагаемых доходов между государствами (конкуренции) (1)
Принцип налогового резидентства - государство резидентства вправе облагать налогом весь мировой («глобальный») доход налогоплательщика. Принцип налога у источника образования дохода –государство-источник прибыли имеет приоритетное правоее налогообложения (дивиденды, проценты, сдача в аренду имущества, реализация недвижимости и т.п.).
-
Схема распределения налогооблагаемых доходов (2) МИРОВОЙ ДОХОД ИСТОЧНИК Налогоплательщик Доход от сдачи в аренду недвижимости Доход от работы по найму
-
1.2. Понятие и признаки «налоговая гавани» («оффшора», «оазиса» и т.п.)
«Оффшор» (от англ. offshore - «в удалении от берега; за пределами страны»)– любое выведение денежных средств из страны резидентства налогоплательщика в целях налогового планирования или в целях уклонения от уплаты налогов. Ключевые признаки = губительная налоговая конкуренция (по данным ОЭСР): Отсутствие «прозрачности» процедуры получения налоговых привилегий иностранными резидентами; Отсутствие положений об обмене налоговой информацией с другими государствами; Конфиденциальность банковских бухгалтерских документов и клиентской информации («банковская тайна»).
-
1.3. Известные методы борьбы с губительной налоговой конкуренцией и «налоговыми гаванями» (до 2009 г.)
Установление международных стандартов обмена информацией в налоговой сфере (G20, 2004 г.); Подписание типовых двусторонних налоговых соглашений; Применение к государствам-нарушителям «согласованных мер» (экономические и политические санкции, «черные», «серые» списки и т.п.). 1.3. Известные методы борьбы с губительной налоговой конкуренцией и «налоговыми гаванями» (до 2009 г.)
-
Апрель 2009 г. – новые стандарты G20 и два новых направления развития борьбы с «налоговыми гаванями» (1)
Выработать меры по увеличению требований к раскрытию налоговой информации (путь правового диалога). Создать условия, при которых у налогоплательщиков не осталось бы территории, на которой можно прятать доходы и активы – (силовая борьба властей).
-
ПУТЬ ПРАВОВОГО ДИАЛОГА: ноябрь 2011 г. – Саммит G20 и ОЭСР – РЕЗУЛЬТАТЫ (2)
Присоединившись к стандарту, оффшоры получили право на исключение из «черного» списка, составленного ОЭСР в 2000 году. Провозглашено завершение «эры банковской тайны» и потеря оффшорами привлекательности для бизнеса. Пример – Протокол от 16.04.2009 к Соглашению между РФ и Кипром от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
-
Налоговых соглашений заключено в 9 раз больше, чем за предыдущие 10 лет (3)
-
Более 700 двусторонних налоговых соглашений (4)
-
СИЛОВАЯ БОРЬБА – международные прецеденты 2009-11 гг. о раскрытии банковской тайны (5)
Дело UBS – о раскрытии данных о счетах 4450 клиентов банка по требованию властей США в связи с подозрением их в уклонении от уплаты налогов. Дело другого швейцарского банка о продаже его бывшим сотрудником финансовому ведомству Германии диск с краденой информацией о банковских счетах граждан ФРГ, подозреваемых в незаконном уводе капиталов в Швейцарию.
-
СИЛОВАЯ БОРЬБА – РЕЗУЛЬТАТЫ (6)
Власти США и Германии силой завладевают данными по банковским счетам нескольких тысяч своих налогоплательщиков. Законность действий властей подтверждает Федеральный Конституционный Суд Германии. Применение силовых методов получения налоговой информации не оспорено на международном уровне.
-
Какое направление борьбы перспективно? (7)
Сила - ? «Сигнал» о безусловной готовности развитых стран к переходу на новый уровень противодействия оффшорам. Сиюминутная реакция сильных держав, которая не должна в дальнейшем применяться на международном уровне. Путь правового диалога - ? Реальный правовой механизм прямого воздействия на бизнес. Законные основания для получения любой налоговой и финансовой информации. Путь, по которому стремится идти Россия.
-
«Двойные стандарты» международных налоговых соглашений – Швейцария (1)
В 2011 г. Германия, США, Великобритания подписали со Швейцарией соглашения, по которым: банк взимает и уплачивает налог за своих клиентов в бюджет другого государства; страна налогового резидентства не знает, денежные средства какого налогоплательщика поступают в ее бюджет, и реальный размер дохода налогоплательщика; налоговая ставка установлена индивидуально для недобросовестной категории налогоплательщиков; налоговая ставка установлена не налоговым законом страны, а двусторонним соглашением; ответственность (административная, уголовная, социальная) за неуплату налогов не предусмотрена.
-
«Двойные стандарты» международных налоговых соглашений – Лихтенштейн (2)
В соглашениях Лихтенштейнас Австрией и Швейцарией об избежании двойного налогообложения отсутствуют положения об обмене налоговой информацией, установленные как стандарт соглашений в ст.26 МНК ОЭСР. В соглашениях Лихтенштейна сЛюксембургом, Сан-Марино и Гонконгом запрашиваемая информация может быть предоставлена только на основании специального запроса. Требования национального законодательства Лихтенштейна к запросам так усложнены, что время на получение информации снижает ее ценность или она устаревает.
-
Схема исполнения запроса об информации (Лихтенштейн) (3)
-
Выводы (1) :
«Двойные стандарты» ОЭСР противоречат основным принципам налогообложения: всеобщность и равенство налогообложения (п.1 ст. 3 НК РФ), недискриминационный характер налогообложения (п.2 ст.3 НК РФ), обязательный, индивидуальный и безвозмездный характер налоговых платежей (п.1 ст.7 НК РФ), недопущение установления дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ч.2 п.2 ст.3 НК РФ), учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога (п.1 ст.3 НК РФ), наличие экономического основания налога и недопустимость его произвольного установления (п.3 ст.3 НК РФ), неотвратимость наступления ответственности за неуплату налогов (раздел VI НК РФ, ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ).
-
Выводы (2):
Поощряют уклонение от уплаты налогов, гарантируют защиту недобросовестных лиц, порождают правовой нигилизм среди законопослушных налогоплательщиков. Способствуют выводу капиталов из стран, подписавших со Швейцарией соглашения, в более «безопасные» оффшорные юрисдикции. Перерастают из единичных международных прецедентов силового давления в методы ведения международной налоговой политики. Констатируют победу методов силового давления (в том числе в «узаконенной» форме) над правовыми механизмами борьбы с уклонением от уплаты налогов.
-
Предложения (3):
Принять строгие единые требования по обмену налоговой информацией ко всем странам, входящим в G20 и ОЭСР, включая Швейцарию и другие государства. Запретить заключение межгосударственных налоговых соглашений, противоречащих основным принципам и постулатам налогообложения. Страны-нарушители должны нести публичную ответственность перед компетентными международными институтами.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.