Презентация на тему "Философия Аристотеля. Теория познания и логика"

Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по философии на тему "Философия Аристотеля. Теория познания и логика" останавливается на двух аспектах философских трудов Аристотеля. Цель занятия - познакомить учащихся с учениями древнегреческого философа. В презентации описывается концепция истины, роль в познании мышления и чувственного опыта, а также уделяется место логике. Данная презентация поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Теория познания
  2. Роль чувственного опыта в познании
  3. Роль мышления в познании
  4. Концепция истины
  5. Логика – наука о формах мышления
  6. Содержание и формы мышления
  7. Понятие
  8. Суждение
  9. Умозаключение

Содержание

  • Слайд 1

     

    • Философия Аристотеля
    • Теория познания и логика
    • МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии
    • pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Философия Аристотеля.Теория познания и логика

    • Теория познания
    • Роль чувственного опыта в познании
    • Роль мышления в познании
    • Концепция истины
    • Логика – наука о формах мышления
    • Содержание и формы мышления
    • Понятие
    • Суждение
    • Умозаключение
    • Непосредственные умозаключения
    • Силлогизм
    • Законы мышления
    • Закон [запрета] противоречия
    • Закон исключённого третьего
    • Закон тождества

  • Слайд 3

    Философия Аристотеля Теория познания и логика

    • Метафизика
    • Органон
    • Категории
    • Об истолковании
    • Первая аналитика
    • Вторая аналитика
    • Топика
    • О софистических опровержениях
    • Аристотель(384-322)
    • Основные сочинения

  • Слайд 4

    Теория познания Аристотеля Роль чувственного опыта и мышления в познании

    • Единичное «первично для нас», хотя «вторично по природе».
    • Общее (причины и начала) «первично по природе», но «вторично для нас».
    • Познающая мысль восходит от частного к общему.
    • Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей.
    • Задача мышления – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.

  • Слайд 5

    Теория познания Аристотеля Концепция истины

    • … Говорить о сущем, что его нет,или о не-сущем, что оно есть, –значит говорить ложное;а говорить, что сущее естьи не-сущее не есть, –значит говорить истинное.
    • Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 6

     

    • ... Истина определяетсякак согласованностьмежду интеллектоми вещью.
    • Фома Аквинский.«Сумма теологии».

  • Слайд 7

    Логика – наука о формах мышления

    • Логика(греч. λογική, наука о мышлении,отλόγος, слово, понятие) –наука о законах, формах и приёмахмыслительной познавательной деятельности.(Термин «логика» ввели, по-видимому, стоики.Сам Аристотель своё логическое учениеназывал «аналитикой»).

  • Слайд 8

    Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления

    • Бузина
    • растение
    • Киев
    • город
    • Гаврила
    • хлебопёк
    • Луна
    • спутникЗемли
    • Киев
    • столицаУкраины
    • Шекспир
    • автор«Отелло»
    • В огороде
    • бузина
    • В Киеве
    • дядька
    • В Москве
    • дождь

  • Слайд 9

    Логика Аристотеля Формы мышления

    • Формы мышления
    • Понятие
    • Суждение
    • Умозаключение
    • Лошадь
    • Животное
    • Лошадь
    • животное
    • Луна
    • Спутник
    • Луна
    • спутникЗемли
    • Всеживотные
    • нуждаютсяв пище
    • Лошади
    • животные
    • След.,лошади
    • нуждаютсяв пище

  • Слайд 10

    Формы мышленияПонятие

    • Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода.
    • Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации.
    • Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым.
    • Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются:
      • общее,
      • существенное,
      • необходимое.
    • ... То, чтосказывается в сути,есть общее(а общее естьнеобходимое)…
    • Аристотель.«Вторая аналитика».

  • Слайд 11

    Формы мышления Понятие

    • Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов.
    • На языке логики это множество именуется классом; мощность множества характеризует объём понятия.
    • Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию).
    • Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше предметов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот.
    • Отвлекаясь от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением».
    • Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия».
    • Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.

  • Слайд 12

    Формы мышления Суждение

    • Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений.
    • Элементарное суждение можно представить в виде формулы:
    • Суждение выражает либо истину, либо ложь.
    • (не) есть
    • S
    • P
    • Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связыванияили разъединения, например «человек» или «белое»; когданичего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотяони и обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает,но ещё не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол]«быть» или «не быть» – либо вообще, либо касательно времени.

  • Слайд 13

     

    • Суждения делятся, таким образом, на истинные и ложные.
    • Мы уже видели, что их можно разделить на утвердительные и отрицательные(классификация суждений по качеству).
    • Аристотель подразделяет суждения также на общие,частные и неопределённые(классификация суждений по количеству).
    • Общей я называю [посылку]о присущем всем или не присущем ни одному, частной – о присущем или не присущем некоторым или присущем не всем, неопределённой – о присущем или не присущем без указания того, общая ли она или частная, как, например, <…> удовольствие не есть благо.
    • Аристотель.«Первая аналитика».

  • Слайд 14

    Формы мышления Умозаключение

    • есть
    • лошадь
    • Животное
    • есть
    • животное
    • Лошадь
    • Все эти подразделения необходимы для понимания следующей формы мышления – умозаключения.
    • Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание.
    • Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным).
    • P
    • S
    • P
    • S

  • Слайд 15

     

    • Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим.
    • Общее знание выражается в общих суждениях, т.е. в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному.
    • Но в общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения. А что можно сказать о предикате? Количественная характеристика предиката остаётся неопределённой.
    • Зато предикаты распределены в отрицательных суждениях, всё равно – общих или частных: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы кое-что утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, а именно: в их число наш субъект не входит.

  • Слайд 16

     

    • Теперь мы можем сформулировать первое правило логического вывода:
    • Если терминне распределён в посылке,он не может бытьраспределён в выводе.

  • Слайд 17

    Учение об умозаключении Силлогизм

    • Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме.
    • Силлогизм(греч. συλλογισμός) –разновидность умозаключения, посредством которогоустанавливаетсялогическое отношениемежду двумя понятиямина основании их отношенияк некоему третьему понятию.

  • Слайд 18

    Учение об умозаключенииСиллогизм

    • есть
    • есть
    • есть
    • есть
    • S
    • P
    • Следовательно,
    • средний термин
    • P
    • S
    • M
    • M

  • Слайд 19

    Силлогизм Первая фигура

    • есть
    • есть
    • есть
    • есть
    • S
    • P
    • Следовательно,
    • средний термин
    • Если три терминатак относятся между собой, что последний терминцеликом содержитсяв среднем, а среднийцеликом содержитсяв первом или вовсене содержится в нём,то для этих крайнихтерминов необходимоимеется совершенныйсиллогизм.
    • M
    • P
    • S
    • M
    • Аристотель. Первая аналитика

  • Слайд 20

    Правила силлогизма Правила терминов и правила посылок

    • Правила терминов
    • В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше.
    • Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе.
    • Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок.
    • Правила посылок
    • Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода.
    • Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным.
    • Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода.
    • Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.

  • Слайд 21

    Правила силлогизма Правила первой фигуры

    • есть
    • есть
    • есть
    • есть
    • Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным.
    • Большая посылка должна быть суждением общим.
    • BARBARA
    • CELARENT
    • DARII
    • FERIO
    • S
    • P
    • Следовательно,
    • средний термин
    • M
    • P
    • S
    • M

  • Слайд 22

    Силлогизм Модусы первой фигуры

    • P
    • M
    • S
    • P
    • P
    • P
    • M
    • M
    • M
    • S
    • S
    • S
    • BARBARA
    • CELARENT
    • DARII
    • FERIO

  • Слайд 23

    Силлогизм Вторая фигура

    • (не) есть
    • (не) есть
    • не есть
    • S
    • P
    • Следовательно,
    • Если же одно и то жеодному всему присуще,а другому вовсе не присуще или и тому и другомувсему присущеили вовсе не присуще,то такую фигуруя называю второй.
    • P
    • M
    • S
    • M
    • среднийтермин
    • не есть
    • Аристотель. Первая аналитика

  • Слайд 24

    Правила силлогизма Правила второй фигуры

    • (не) есть
    • (не) есть
    • не есть
    • S
    • P
    • Следовательно,
    • P
    • M
    • S
    • M
    • среднийтермин
    • Одна из посылок должна быть отрицательной.
    • Следовательно, отрицательным будет и вывод.
    • Большая посылка должна быть суждением общим.
    • CESARE
    • CAMESTRES
    • FESTINO
    • BAROKO

  • Слайд 25

    Силлогизм Модусы второй фигуры

    • M
    • P
    • S
    • M
    • M
    • M
    • P
    • P
    • P
    • S
    • S
    • S
    • CESARE
    • CAMESTRES
    • FESTINO
    • BAROKO

  • Слайд 26

    Силлогизм Третья фигура

    1. есть
    2. есть
    3. есть
    4. НекоторыеS
    5. P
    6. Следовательно,
    7. Если жеодному и тому жеодно присуще всему,а другое вовсене присущеили и то и другоеприсущи ему всемуили вовсе не присущи,то такую фигуруя называю третьей.
    8. M
    9. P
    10. M
    11. S
    12. среднийтермин
    13. есть
    14. Аристотель. Первая аналитика

  • Слайд 27

    Правила силлогизма Правила третьей фигуры

    • есть
    • есть
    • есть
    • НекоторыеS
    • P
    • Следовательно,
    • M
    • P
    • M
    • S
    • среднийтермин
    • Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.
    • Вывод – частное суждение.
    • DARAPTI
    • DISAMIS
    • DATISI
    • FELAPTON
    • BOCARDO
    • FERISON

  • Слайд 28

    Силлогизм Модусы третьей фигуры

    • P
    • P
    • S
    • M
    • P
    • P
    • P
    • S
    • S
    • S
    • M
    • M
    • M
    • DARAPTI
    • FELAPTON
    • DISAMIS
    • BOCARDO
    • P
    • S
    • S
    • M
    • M
    • DATISI
    • FERISON

  • Слайд 29

    Законы мышления Закон запрета противоречия

    • А самое достоверное из всех начал –то, относительно которого невозможно ошибиться,
    • ибо такое начало должно быть наиболее очевидным(ведь все обманываются в том, что не очевидно)
    • и свободным от всякое предположительности.
    • Действительно, начало, которое необходимо знатьвсякому постигающему что-либо из существующего,не есть предположение; а то, что необходимоуже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь,он должен иметь, уже приступая к рассмотрению.
    • Таким образом, ясно, что именно такое начало естьнаиболее достоверное из всех; а что это за начало,укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно ито же в одно и то же время было и не было присущеодному и тому же в одном и том же отношении (и всёдругое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будетуточнено во избежание словесных затруднений) –это, конечно, самое достоверное из всех начал,к нему подходит данное выше определение.
    • Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 30

     

    • А самое достоверное из всех начал – то, относительно которого невозможно ошибиться,
    • ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно)
    • и свободным от всякое предположительности.
    • Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение;
    • а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению.
    • Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно:
    • невозможно, чтобы одно и то же
    • в одно и то же время
    • было и не было присуще
    • одному и тому же
    • в одном и том же отношении
    • (и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) –
    • это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.

  • Слайд 31

     

    • Невозможно, чтобыодно и то жев одно и то же времябыло и не было присущеодному и тому жев одном и том же отношении.
    • Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 32

    Законы мышления Закон исключённого третьего

    • Равным образомне может быть ничего промежуточногомежду двумя членами противоречия,а относительно чего-то одногонеобходимо что бы то ни было однолибо утверждать, либо отрицать.
    • Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 33

     

    • Если же ложное есть не что иное,как отрицание истины, то всё не может быть ложным, ибо один из двух членов противоречиядолжен быть истинным.
    • Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 34

    Логика Аристотеля Законы мышления

    • Законы мышления
    • Законтождества
    • Закон [запрета]противоречия
    • Закон исключённоготретьего
    • A ≡ A
    • ~[A Λ (~A)]
    • Не могут бытьодновременно истиннымидва противоположныхвысказывания ободном и том же предмете.
    • A V(~A)
    • Из двухпротивоположныхвысказываний ободном и том же предметеодно непременно истинно.
    • Логические выводынадёжны лишь при условии,что все понятия (термины)в пределах рассужденияимеют один и тот же смысл.

  • Слайд 35

     

    Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд