Презентация на тему "Философия Аристотеля. Теория познания и логика"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Философия Аристотеля. Теория познания и логика" по философии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

     

    Философия Аристотеля Теория познания и логика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Философия АристотеляТеория познания и логика

    Теория познания Роль чувственного опыта в познании Роль мышления в познании Концепция истины Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления Понятие Суждение Умозаключение Непосредственные умозаключения Силлогизм Законы мышления Закон [запрета] противоречия Закон исключённого третьего Закон тождества

  • Слайд 3

     

    Метафизика Органон Категории Об истолковании Первая аналитика Вторая аналитика Топика О софистических опровержениях Аристотель(384-322) Основные сочинения

  • Слайд 4

    Теория познания АристотеляРоль чувственного опыта и мышления в познании

    Единичное «первично для нас», хотя «вторично по природе». Общее (причины и начала) «первично по природе», но «вторично для нас». Познающая мысль восходит от частного к общему. Познание начинается с чувственного восприятия единичных вещей. Задача мышления – выявить общее и объяснить через его посредство единичное.

  • Слайд 5

    Теория познания АристотеляКонцепция истины

    … Говорить о сущем, что его нет,или о не-сущем, что оно есть, –значит говорить ложное;а говорить, что сущее естьи не-сущее не есть, –значит говорить истинное. Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 6

     

    ... Истина определяетсякак согласованностьмежду интеллектоми вещью. Фома Аквинский.«Сумма теологии».

  • Слайд 7

    Логика – наука о формах мышления

    Логика(греч. λογική, наука о мышлении,отλόγος, слово, понятие) –наука о законах, формах и приёмахмыслительной познавательной деятельности.(Термин «логика» ввели, по-видимому, стоики.Сам Аристотель своё логическое учениеназывал «аналитикой»).

  • Слайд 8

    Логика – наука о формах мышления Содержание и формы мышления

    Бузина растение Киев город Гаврила хлебопёк Луна спутникЗемли Киев столицаУкраины Шекспир автор«Отелло» В огороде бузина В Киеве дядька В Москве дождь

  • Слайд 9

    Логика АристотеляФормы мышления

    Формы мышления Понятие Суждение Умозаключение Лошадь Животное Лошадь животное Луна Спутник Луна спутникЗемли Всеживотные нуждаютсяв пище Лошади животные След.,лошади нуждаютсяв пище

  • Слайд 10

    Формы мышленияПонятие

    Понятие, по Аристотелю, – это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода. Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации. Материя есть возможность вещи; форма выражает её сущность, т.е. то, что в вещи представляется необходимым. Таким образом, в аристотелевской концепции понятия прочно увязываются: общее, существенное, необходимое. ... То, чтосказывается в сути,есть общее(а общее естьнеобходимое)… Аристотель.«Вторая аналитика».

  • Слайд 11

     

    Понятие применяется, таким образом, к множеству предметов. На языке логики это множество именуется классом; мощность множества характеризует объём понятия. Если с точки зрения объёма, понятие относится к совокупности предметов (предицируется им), то с точки зрения содержания, его можно охарактеризовать как совокупность признаков (предицируемых данному понятию). Чем больше признаков мыслится в понятии, тем меньше его объём, т.е. тем меньше предметов в классе, обозначаемым данным понятием, и наоборот. Отвлекаясь от каких-то признаков, мы получаем более общее понятие; эта операция называется «обобщением». Обратная операция, заключающаяся в добавлении признаков к общему понятию, именуется «ограничением понятия». Операция предицирования лежит в основе формы мышления, именуемой суждением.

  • Слайд 12

    Формы мышленияСуждение

    Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Элементарное суждение можно представить в виде формулы: Суждение выражает либо истину, либо ложь. (не) есть S P Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связыванияили разъединения, например «человек» или «белое»; когданичего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотяони и обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает,но ещё не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол]«быть» или «не быть» – либо вообще, либо касательно времени.

  • Слайд 13

     

    Суждения делятся, таким образом, на истинные и ложные. Мы уже видели, что их можно разделить на утвердительные и отрицательные(классификация суждений по качеству). Аристотель подразделяет суждения также на общие,частные и неопределённые(классификация суждений по количеству). Общей я называю [посылку]о присущем всем или не присущем ни одному, частной – о присущем или не присущем некоторым или присущем не всем, неопределённой – о присущем или не присущем без указания того, общая ли она или частная, как, например, <…> удовольствие не есть благо. Аристотель.«Первая аналитика».

  • Слайд 14

    Формы мышленияУмозаключение

    есть лошадь Животное есть животное Лошадь Все эти подразделения необходимы для понимания следующей формы мышления – умозаключения. Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание. Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным). P S P S

  • Слайд 15

     

    Достоверным может считаться лишь необходимый вывод, а необходимое связано с существенным и общим. Общее знание выражается в общих суждениях, т.е. в суждениях в которых утверждается присущность признака всем предметам данного класса (вида, рода) или их неприсущность ни одному. Но в общем суждении во всём объёме берётся (на языке логики это называется распределённостью) субъект суждения. А что можно сказать о предикате? Количественная характеристика предиката остаётся неопределённой. Зато предикаты распределены в отрицательных суждениях, всё равно – общих или частных: отрицая наличие признака у предмета (субъекта высказывания), мы кое-что утверждаем обо всех предметах, обладающих этим признаком, а именно: в их число наш субъект не входит.

  • Слайд 16

     

    Теперь мы можем сформулировать первое правило логического вывода: Если терминне распределён в посылке,он не может бытьраспределён в выводе.

  • Слайд 17

    Учение об умозаключенииСиллогизм

    Главной своей заслугой в логике Аристотель считал разработку учения о силлогизме. Силлогизм(греч. συλλογισμός) –разновидность умозаключения, посредством которогоустанавливаетсялогическое отношениемежду двумя понятиямина основании их отношенияк некоему третьему понятию.

  • Слайд 18

     

    есть есть есть есть S P Следовательно, средний термин P S M M

  • Слайд 19

    СиллогизмПервая фигура

    есть есть есть есть S P Следовательно, средний термин Если три терминатак относятся между собой, что последний терминцеликом содержитсяв среднем, а среднийцеликом содержитсяв первом или вовсене содержится в нём,то для этих крайнихтерминов необходимоимеется совершенныйсиллогизм. M P S M Аристотель. Первая аналитика

  • Слайд 20

    Правила силлогизмаПравила терминов и правила посылок

    Правила терминов В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше. Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе. Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок. Правила посылок Из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным. Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.

  • Слайд 21

    Правила силлогизмаПравила первой фигуры

    есть есть есть есть Меньшая посылка должна быть суждением утвердительным. Большая посылка должна быть суждением общим. BARBARA CELARENT DARII FERIO S P Следовательно, средний термин M P S M

  • Слайд 22

    СиллогизмМодусы первой фигуры

    P M S P P P M M M S S S BARBARA CELARENT DARII FERIO

  • Слайд 23

    СиллогизмВторая фигура

    (не) есть (не) есть не есть S P Следовательно, Если же одно и то жеодному всему присуще,а другому вовсе не присуще или и тому и другомувсему присущеили вовсе не присуще,то такую фигуруя называю второй. P M S M среднийтермин не есть Аристотель. Первая аналитика

  • Слайд 24

    Правила силлогизмаПравила второй фигуры

    (не) есть (не) есть не есть S P Следовательно, P M S M среднийтермин Одна из посылок должна быть отрицательной. Следовательно, отрицательным будет и вывод. Большая посылка должна быть суждением общим. CESARE CAMESTRES FESTINO BAROKO

  • Слайд 25

    СиллогизмМодусы второй фигуры

    M P S M M M P P P S S S CESARE CAMESTRES FESTINO BAROKO

  • Слайд 26

    СиллогизмТретья фигура

    есть есть есть НекоторыеS P Следовательно, Если жеодному и тому жеодно присуще всему,а другое вовсене присущеили и то и другоеприсущи ему всемуили вовсе не присущи,то такую фигуруя называю третьей. M P M S среднийтермин есть Аристотель. Первая аналитика

  • Слайд 27

    Правила силлогизмаПравила третьей фигуры

    есть есть есть НекоторыеS P Следовательно, M P M S среднийтермин Меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. Вывод – частное суждение. DARAPTI DISAMIS DATISI FELAPTON BOCARDO FERISON

  • Слайд 28

    СиллогизмМодусы третьей фигуры

    P P S M P P P S S S M M M DARAPTI FELAPTON DISAMIS BOCARDO P S S M M DATISI FERISON

  • Слайд 29

    Законы мышленияЗакон запрета противоречия

    А самое достоверное из всех начал –то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным(ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякое предположительности. Действительно, начало, которое необходимо знатьвсякому постигающему что-либо из существующего,не есть предположение; а то, что необходимоуже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь,он должен иметь, уже приступая к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое начало естьнаиболее достоверное из всех; а что это за начало,укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно ито же в одно и то же время было и не было присущеодному и тому же в одном и том же отношении (и всёдругое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будетуточнено во избежание словесных затруднений) –это, конечно, самое достоверное из всех начал,к нему подходит данное выше определение. Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 30

     

    А самое достоверное из всех начал – то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякое предположительности. Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть предположение; а то, что необходимо уже знать тому, кто познаёт хоть что-нибудь, он должен иметь, уже приступая к рассмотрению. Таким образом, ясно, что именно такое начало есть наиболее достоверное из всех; а что это за начало, укажем теперь. А именно: невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и всё другое, что мы могли бы ещё уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) – это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение.

  • Слайд 31

     

    Невозможно, чтобыодно и то жев одно и то же времябыло и не было присущеодному и тому жев одном и том же отношении. Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 32

    Законы мышленияЗакон исключённого третьего

    Равным образомне может быть ничего промежуточногомежду двумя членами противоречия,а относительно чего-то одногонеобходимо что бы то ни было однолибо утверждать, либо отрицать. Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 33

     

    Если же ложное есть не что иное,как отрицание истины, то всё не может быть ложным, ибо один из двух членов противоречиядолжен быть истинным. Аристотель.«Метафизика».

  • Слайд 34

    Логика АристотеляЗаконы мышления

    Законы мышления Законтождества Закон [запрета]противоречия Закон исключённоготретьего A ≡ A ~[A Λ (~A)] Не могут бытьодновременно истиннымидва противоположныхвысказывания ободном и том же предмете. A V(~A) Из двухпротивоположныхвысказываний ободном и том же предметеодно непременно истинно. Логические выводынадёжны лишь при условии,что все понятия (термины)в пределах рассужденияимеют один и тот же смысл.

  • Слайд 35

     

    Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд