Презентация на тему "Формирование морального сознания личности"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Формирование морального сознания личности" дает определение понятиям добра и зла, различиях и связи между ними, описывает чувство долга, нравственности, совести, их связи с разумом человека. Также рассматривается понятие стыда, виды, обиды, прощения и др.

Краткое содержание

  • Мотивы человеческого поведения;
  • Добро и зло;
  • Долг, совесть.

Содержание

  • Слайд 1

    Формирование морального сознания личности


  • Слайд 2

    Введение

    Этические учения по-разному определяли ценность тех или иных мотивов. Для одних доминирующим был мотив желания блага себе, для других, напротив, желание блага другому. Такова одна из главных антиномий в этике: противоположность между эгоизмом (от лат. ego - я) – желанием блага себе и альтруизмом (от лат. alter – другой) – желанием блага другому.

  • Слайд 3

    Требования к знаниям, умениям и навыкам

    В результате изучения лекции студент должен иметь представление:

    • Об основных понятиях морального сознания личности;
    • О терминах, касающихся этических категорий и норм морального сознания;

    В результате изучения лекции студент должен уметь:

    • Оперировать основными терминами, касающимися данной темы;
    • Анализировать научную литературу по проблеме.

  • Слайд 4

    Содержание

    • Ключевые понятия
    • Учебный материал:
      • «Дуальности» морального сознания.
      • Образы человека, сформировавшиеся в результате морального выбора (святой, герой, грешник, злодей, преступник, предатель).
    • Вопросы для самопроверки
    • Рекомендуемая литература

  • Слайд 5

    Ключевые понятия

    • Добро и зло;
    • Выбор и ответственность;
    • Преступление и наказание;
    • Свобода и заключение;
    • Долг, стыд, вина.

  • Слайд 6

    Мотивы

    • Первый мотив – желание блага себе – определяет в целом этику эгоизма. Эгоизм включает в себя себялюбие и самолюбие. Себялюбие – это естественная склонность к самосохранению, оно является мерой любви к другому.
    • Исторически исходной, элементарной формой этики эгоизма явился гедонизм (от греч. hedone – удовольствие, наслаждение). Благо отождествлялось здесь с удовольствием, а желание блага себе сводилось к стремлению к удовольствию, к погоне за наслаждениями. Но всякое ли удовольствие есть благо? Ответ на этот вопрос привел к новым, более утонченным формам «этики эгоизма», стремящимся определить меру удовольствия.

  • Слайд 7

    Эвдемонизм

    • Так, эвдемонизм (от греч. еudaimonia – блаженство или счастье) исходил из того, что благом являются лишь разумные удовольствия, т.е. не влекущие за собой страдания, раскаяния или сожаления. Разумное удовольствие и есть блаженство или счастье. Это не сиюминутное чувственное наслаждение, а устойчивое состояние души, не волнуемое никакими страстями.

  • Слайд 8

    Эгоизм

    Теория разумного эгоизма еще больше усиливает альтруистическое звучание мотива собственного блага. Человек может достичь собственного блага, только стремясь к благу общему. Счастлив тот, чьи личные интересы совпадают с интересами других людей, с интересами целого (общества, государства), даже ценой самопожертвования. Альтруистические поступки причисляются здесь к разряду эгоистических.

  • Слайд 9

    Перфекционизм

    Перфекционизм (от лат. perfectio – совершенство) – этика совершенствования – доводит до предела альтруистический смысл мотива желания собственного блага. Желание блага самому себе означает здесь желание духовного самосовершенствования. Заботясь о благе души, человек перестает быть эгоистом, ибо думать о собственной душе – значит думать о благополучии других, спасать свою душу – значит отдавать себя другим, жертвовать собой ради других.

  • Слайд 10

    Зло

    • Желание зла другому – получает свое обоснование, как правило, в сочетании с другими мотивами. Так, в сочетании с мотивом желания блага себе он образует крайне индивидуалистический вариант этики эгоизма, этики «человека из подполья» (Ф.М. Достоевский).
    • С этической точки зрения желание зла другому может быть оправдано только желанием ему будущего блага (при условии относительности зла и абсолютности блага).

  • Слайд 11

     

    Желание зла себе – в своем чистом виде выходит за рамки этики и представляет собой психопатологический импульс аутоагрессии. Этическая ценность этого мотива проявляется прежде всего в сочетании с мотивами желания блага себе и желания блага другому.

  • Слайд 12

    Добро и зло

    • Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.
    • Зло есть уничтожение, подавление, унижение. Зло – деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.

  • Слайд 13

    Долг

    • Долг - это необходимость выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем моя собственная.
    • Долг только тогда становится собственно нравственным феноменом, когда следование его требованиям является добровольным. Нравственный долг - это наше сознательное и свободное подчинение моральному повелению.
    • Представление о моральном долге как о бескорыстном неизбирательном доброжелательстве включает в себя запрет на однозначное и категоричное суждение других – тех, кто не соответствует идеалу. Моральный долг относится в первую очередь к себе самому. Именно к себе должен человек предъявлять наивысшие моральные требования.

  • Слайд 14

    Задания для самопроверки

    • Дайте определение добра. Чем добро отличается от пользы?
    • Какие вы знаете виды зла и как они связаны друг с другом?
    • Опишите версии решения вопроса: «Откуда в мире зло?»
    • В чем различие понимания добра и зла в религиозном и безрелигиозном сознании?
    • Раскройте диалектику добра и зла в конкретных жизненных ситуациях.

  • Слайд 15

     

    • Что такое нравственный долг и какие существуют представления о его источниках?
    • Есть ли у человека нравственный долг перед самим собой?
    • Раскройте содержание понятия «совесть». Как соотносятся совесть и разум?
    • Что такое стыд и какую роль в нем играет мнение Других?
    • В каких ситуациях человек стыдится?
    • Раскройте смысл понятий «вина», «обида», «прощение», «раскаяние» и объясните их связь между собой.

  • Слайд 16

    Рекомендуемая литература

    1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
    2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн.,1997.
    3. Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998.
    4. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. Ростов н/Д., 1999.
    5. Кондрашов В.А. Этика.
    6. Основы этических знаний. СПб., 1998.
    7. Словарь по этике. М., 1989.
    8. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. Учеб. пособие. М., 1994.
    9. Этика /под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С.: Учеб. пособие. Мн., 2002.

  • Слайд 17

     

    1. Ефимов В.Т. Этология как учение о нравах и нравственности. М., 1992.
    2. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 1998.
    3. Иванов В.Г. История этики Средних веков. Л., 1984.
    4. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994.
    5. Этика: словарь афоризмов и изречений. М., 1995.
    6. Этика и мораль в современном мире. Материалы конференции // Вестн. Моск. ун-та". Серия 7. Философия. 2001. № 1.

  • Слайд 18

     


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд