Презентация на тему "Истоки и начало русской философии"

Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по философии на тему "Истоки и начало русской философии" рассматривает истоки появления философии в России. Цель занятия - познакомить учащихся с азами русской философии, узнать причины её появления. В презентации описывается главным образом средневековая философия, которая в то время существовала неотрывно от религии и базировалась на трудах летописцев и священнослужителей. Также уделяется внимание трудам Чаадаева . Данная презентация поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Истоки русской философии (введение)
  2. П. Я. Чаадаев: Аномалии русской истории

Содержание

  • Слайд 1

     

    • Истоки и начало русской философии
    • Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии
    • pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Истоки и начало русской философии

    • Истоки русской философии (введение)
      • Православная мысль в средневековой России
      • Русское Просвещение
      • Немецкая классическая философия и русские «любомудры»
    • П. Я. Чаадаев: Аномалии русской истории
      • Россия – исключение из общего правила
      • Отсутствие исторических традиций
      • Отсутствие естественного начала исторического развития
      • Отсутствие естественного результата исторического развития
      • Отсутствие национального единства
      • Историческая неудача православия
      • Миссия России – урок потомству?

  • Слайд 3

    Истоки русской философии Православная мысль в средневековой России

    • «Речь Философа»(986) и крещение Руси(988)
    • «Слово о законе и благодати»митр. Иллариона (1051)
    • «Повесть временных лет»(нач. XII в.)
    • Нестяжатели и осифляне (кон. XV – нач. XVI вв.)
    • Максим Грек(1470-1556)
    • Переписка Ивана Грозного с А. Курбским (1564-1578)

  • Слайд 4

    Истоки русской философии Русское Просвещение

    • Киево-Могилянскаяколлегия (позднее – академия)(1632)
    • «Политика»Ю. Крижанича (1663)
    • Славяно-греко-латинская академия(1687)
    • Академия наук(1724)
    • М. В. Ломоносов (1711-1765)
    • Московский университет(1755)
    • М. М. Щербатов(1733-1790)
    • А. Н. Радищев (1749-1802)

  • Слайд 5

    Истоки русской философии Немецкая классическая философия и русские «любомудры»

    • Н. М. Карамзин(1766-1826)
    • И. Б. Шад(1758-1834)
    • Д. М. Велланский(1774-1847)
    • М. Г. Павлов(1793-1840)
    • «Любомудры»(1823-1826)
    • Д. В. Веневитинов (1805-1827)
    • В. Ф. Одоевский(1803-1869)
    • Н. М. Карамзин(1766-1826)

  • Слайд 6

    П. Я. Чаадаев (1794-1856)Аномалии русской истории

    • Философические письма(1829-1830, опубл. 1836-1991)
    • Апология сумасшедшего (1837)
    • Основные сочинения

  • Слайд 7

    Аномалии русской истории. Россия – исключение из общего правила

    • [Провидение] как будто совсемне занималось нашей судьбой.Отказывая нам в своём благодетельномвоздействии на человеческий разум, онопредоставило нас всецело самим себе,не пожелало ни в чём вмешиватьсяв наши дела, не пожелало ничему наснаучить. Опыт времён для насне существует. Века и поколенияпротекли для нас бесплодно.Глядя на нас, можно сказать, чтопо отношению к нам всеобщий закончеловечества сведён на нет.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 8

     

    • Мы никогда не шливместе с другими народами,мыне принадлежим ни к одномуиз известных семействчеловеческого рода,ни к Западу, ни к Востоку,и не имеем традицийни того, ни другого.Мы стоим как бы вне времени,всемирное воспитаниечеловеческого родана нас не распространилось.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 9

    Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила

    • Массы подчиняются известным силам,стоящим у вершин общества.Непосредственно они не размышляют.Среди них имеется известное числомыслителей, которые за них думают,которые дают толчок коллективномусознанию нации и приводят её в движение.Незначительное меньшинство мыслит,остальная часть чувствует, в итогеполучается общее движение. <…> Атеперь, я вас спрошу, где наши мудрецы,где наши мыслители? Кто из нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь?
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 10

    Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций

    • Мы живём лишь в самом ограниченномнастоящем без прошедшего и без будущего,среди плоского застоя. <…>Нашивоспоминания не идут далее вчерашнегодня; мы как бы чужие для себя самих.Мы так удивительно шествуем во времени,что, по мере движения вперёд, пережитоепропадает для нас безвозвратно. <…>У нас совсем нет внутреннего развития,естественного прогресса; прежние идеивыметаются новыми, потому чтопоследние не происходят из первых,а появляются у нас неизвестно откуда.
    • П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 11

     

    • Это естественноепоследствие культуры,всецело заимствованнойи подражательной.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 12

    Аномалии русской истории Отсутствие естественного начала исторического развития

    • У всех народов есть период бурныхволнений, страстного беспокойства,деятельности без обдуманных намерений.<…>Это пора великих побуждений,великих свершений, великих страстейу народов. Они тогда неистовствуютбез ясного повода, но не без пользыдля грядущих поколений. <…>Это увлекательная эпоха в историинародов, это их юность; это время,когда всего сильнее развиваются ихдарования, и память о нём составляетотраду и поучение их зрелого возраста.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 13

     

    • Мы, напротив, не имели ничего подобного.Сначала дикое варварство, затем грубоесуеверие, далее иноземное владычество,жестокое и унизительное,дух которогонациональная власть впоследствииунаследовала, – вот печальная историянашей юности. Эпоха нашей социальнойжизни, соответствующая этому возрасту,была наполнена тусклым и мрачнымсуществованием без силы, без энергии,одушевляемом только злодеяниямии смягчаемом только рабством.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 14

    Аномалии русской истории Отсутствие естественного результата исторического развития

    • Первые наши годы,протекшие в неподвижной дикости,не оставили никакого следа в нашей уме,и нет в нас ничего лично нам присущего,на что могла бы опереться наша мысль;выделенные по странной воле судьбыиз всеобщего движения человечества,не восприняли мы и традиционных идейчеловеческого рода. А между тем именнона них основана жизнь народов; именноиз этих идей вытекает их будущее ипроисходит их нравственное развитие.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 15

     

    • Речь идёт здесь не об учёности,не о чтении, не о чём-то литературномилинаучном, а просто о соприкосновениисознаний, о мыслях, которые охватываютребёнка в колыбели, окружают его средиигр, <…> которые в форме различныхчувств проникают до мозга его костейвместе с воздухом, которым он дышит…<…>Это мысли о долге, справедливости,праве, порядке. Они происходят из техсамых событий, которые создали тамобщество…<…>Вот она, атмосфераЗапада… <…> А что вы видите у нас?
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 16

    Аномалии русской истории Отсутствие национального единства

    • Народы – существа нравственные,точно так, как и отдельные личности.Их воспитывают века, как людейвоспитывают годы. Про насможно сказать, что мы составляемкак бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них,которые как бы не входятсоставной частью в род человеческий,а существуют лишь для того, чтобыпреподать великий урок миру.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 17

    Аномалии русской истории Отсутствие национального единства

    • В природе человека теряться, когдаон не находит способа связаться с тем,что было до него и что будет после него;он тогда утрачивает всякую твёрдость,всякую уверенность; не руководимыйощущением непрерывной длительности, он чувствует себя заблудившимся в мире.Такие растерянные существа встречаютсяво всех странах; у нас это общее свойство.<…>В наших головах нет решительноничего общего, всё там обособленои всё там шатко и неполно.
    • П. Я. Чаадае вФилософические письма

  • Слайд 18

    Аномалии русской истории Отсутствие национального единства

    • Если бы орды варваров, потрясшихмир, не прошли прежде нашествияна Запад по нашей стране, мы едвабыли бы главой всемирной истории.Чтобы заставить себя заметить,нам пришлось растянутьсяот Берингова пролива до Одера.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 19

    Аномалии русской истории Историческая неудача православия

    • В то время, когда среди борьбымежду исполненным силы варварствомнародов Севера и возвышенноймыслью религии воздвигалосьздание современной цивилизации,что делали мы? По воле роковой судьбымы обратились за нравственным учением,которое должно было нас воспитать,к растленной Византии, к предметуглубокого презрения этих народов. <…>В Европе всё тогда было одушевленоживотворным началом единства. Всё тамиз него происходило, всё к нему сходилось.<…>Чуждые этому чудотворному началу,мы стали жертвой завоевания.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 20

     

    • Вы знаете, что ни один философ древностине пытался представить себе общества безрабов, да и не находил никаких возраженийпротив рабства. <…> Вы знаете также и то,что, по признанию самых даже упорныхскептиков, уничтожением крепостничествав Европе мы обязаны христианству.<…>Почему же христианство не имело таких жепоследствий у нас?Почему, наоборот,русский народ попал в рабство лишьпосле того, как стал христианским?<…>Пусть православная церковьобъяснит это явление.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 21

     

    • Не знаю, но мне кажется,одно это могло бы заставитьусомниться в православии,которым мы кичимся.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 22

    Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?

    • Одним словом, мы жили и сейчасещё живём для того, чтобыпреподать какой-то великий урокотдалённым потомкам,которые поймут его;пока, что бы там ни говорили,мы составляем пробелв интеллектуальном порядке.
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 23

     

    • Конечно, не пройдётбез следа и то наставление,которое нам суждено дать,но кто знает день, когдамы вновь обретём себясреди человечестваисколько бед испытаем мыдо свершения наших судеб?
    • П. Я. Чаадаев Философические письма

  • Слайд 24

     

    • В тогдашнем поколении чувствуется именнонекое неодолимое влечение к философии,какая-то философская страсть и тяга, точномагическое притяжение к философским темами вопросам. <…> В предыдущем поколениитаким культурно-психологическим магнитомбыла поэзия, – теперь уже перестаётим быть. <…> Из поэтического фазисарусское культурно-творческое сознаниепереходит в фазис философский.
    • Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 25

     

    • И именно «из нашей жизни», из господствующихвопросов и интересов родной жизни,рождается в те годы русская философия.Рождается из историософического изумления,почти испуга, в болезненном процессенационально-историческогосамонахождения и раздумья.
    • Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 26

     

    • И рождается именно русская философия,не только – философия в России.Ибо рождается или пробуждаетсярусское философское сознание, –
    • некто новый начинает философствовать.
    • Рождается или становитсянекий новый «субъект философии».
    • Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 27

     

    • И рождается именно русская философия, не только – философия в России.Ибо рождается или пробуждается русское философское сознание, –
    • некто новый начинает философствовать.
    • Рождается или становится некий новый «субъект философии».
    • Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 28

     

    • Некто новый начинает философствовать

  • Слайд 29

     

    • Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд