Презентация на тему "Истоки и начало русской философии"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Истоки и начало русской философии" по философии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

     

    Истоки и начало русской философии Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Истоки и начало русской философии

    Истоки русской философии (введение) Православная мысль в средневековой России Русское Просвещение Немецкая классическая философия и русские «любомудры» П. Я. Чаадаев: Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила Отсутствие исторических традиций Отсутствие естественного начала исторического развития Отсутствие естественного результата исторического развития Отсутствие национального единства Историческая неудача православия Миссия России – урок потомству?

  • Слайд 3

    Истоки русской философииПравославная мысль в средневековой России

    «Речь Философа»(986) и крещение Руси(988) «Слово о законе и благодати»митр. Иллариона (1051) «Повесть временных лет»(нач. XII в.) Нестяжатели и осифляне (кон. XV – нач. XVI вв.) Максим Грек(1470-1556) Переписка Ивана Грозного с А. Курбским (1564-1578)

  • Слайд 4

    Истоки русской философии Русское Просвещение

    Киево-Могилянскаяколлегия (позднее – академия)(1632) «Политика»Ю. Крижанича (1663) Славяно-греко-латинская академия(1687) Академия наук(1724) М. В. Ломоносов (1711-1765) Московский университет(1755) М. М. Щербатов(1733-1790) А. Н. Радищев (1749-1802)

  • Слайд 5

    Истоки русской философии Немецкая классическая философия и русские «любомудры»

    Н. М. Карамзин(1766-1826) И. Б. Шад(1758-1834) Д. М. Велланский(1774-1847) М. Г. Павлов(1793-1840) «Любомудры»(1823-1826) Д. В. Веневитинов (1805-1827) В. Ф. Одоевский(1803-1869) Н. М. Карамзин(1766-1826)

  • Слайд 6

    П. Я. Чаадаев (1794-1856)Аномалии русской истории

    Философические письма(1829-1830, опубл. 1836-1991) Апология сумасшедшего (1837) Основные сочинения

  • Слайд 7

    Аномалии русской историиРоссия – исключение из общего правила

    [Провидение] как будто совсемне занималось нашей судьбой.Отказывая нам в своём благодетельномвоздействии на человеческий разум, онопредоставило нас всецело самим себе,не пожелало ни в чём вмешиватьсяв наши дела, не пожелало ничему наснаучить. Опыт времён для насне существует. Века и поколенияпротекли для нас бесплодно.Глядя на нас, можно сказать, чтопо отношению к нам всеобщий закончеловечества сведён на нет. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 8

     

    Мы никогда не шливместе с другими народами,мыне принадлежим ни к одномуиз известных семействчеловеческого рода,ни к Западу, ни к Востоку,и не имеем традицийни того, ни другого.Мы стоим как бы вне времени,всемирное воспитаниечеловеческого родана нас не распространилось. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 9

    Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила

    Массы подчиняются известным силам,стоящим у вершин общества.Непосредственно они не размышляют.Среди них имеется известное числомыслителей, которые за них думают,которые дают толчок коллективномусознанию нации и приводят её в движение.Незначительное меньшинство мыслит,остальная часть чувствует, в итогеполучается общее движение. <…> Атеперь, я вас спрошу, где наши мудрецы,где наши мыслители? Кто из нас когда-либо думал, кто за нас думает теперь? П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 10

    Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций

    Мы живём лишь в самом ограниченномнастоящем без прошедшего и без будущего,среди плоского застоя. <…>Нашивоспоминания не идут далее вчерашнегодня; мы как бы чужие для себя самих.Мы так удивительно шествуем во времени,что, по мере движения вперёд, пережитоепропадает для нас безвозвратно. <…>У нас совсем нет внутреннего развития,естественного прогресса; прежние идеивыметаются новыми, потому чтопоследние не происходят из первых,а появляются у нас неизвестно откуда. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 11

     

    Это естественноепоследствие культуры,всецело заимствованнойи подражательной. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 12

    Аномалии русской истории Отсутствие естественного начала исторического развития

    У всех народов есть период бурныхволнений, страстного беспокойства,деятельности без обдуманных намерений.<…>Это пора великих побуждений,великих свершений, великих страстейу народов. Они тогда неистовствуютбез ясного повода, но не без пользыдля грядущих поколений. <…>Это увлекательная эпоха в историинародов, это их юность; это время,когда всего сильнее развиваются ихдарования, и память о нём составляетотраду и поучение их зрелого возраста. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 13

     

    Мы, напротив, не имели ничего подобного.Сначала дикое варварство, затем грубоесуеверие, далее иноземное владычество,жестокое и унизительное,дух которогонациональная власть впоследствииунаследовала, – вот печальная историянашей юности. Эпоха нашей социальнойжизни, соответствующая этому возрасту,была наполнена тусклым и мрачнымсуществованием без силы, без энергии,одушевляемом только злодеяниямии смягчаемом только рабством. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 14

    Аномалии русской истории Отсутствие естественного результата исторического развития

    Первые наши годы,протекшие в неподвижной дикости,не оставили никакого следа в нашей уме,и нет в нас ничего лично нам присущего,на что могла бы опереться наша мысль;выделенные по странной воле судьбыиз всеобщего движения человечества,не восприняли мы и традиционных идейчеловеческого рода. А между тем именнона них основана жизнь народов; именноиз этих идей вытекает их будущее ипроисходит их нравственное развитие. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 15

     

    Речь идёт здесь не об учёности,не о чтении, не о чём-то литературномилинаучном, а просто о соприкосновениисознаний, о мыслях, которые охватываютребёнка в колыбели, окружают его средиигр, <…> которые в форме различныхчувств проникают до мозга его костейвместе с воздухом, которым он дышит…<…>Это мысли о долге, справедливости,праве, порядке. Они происходят из техсамых событий, которые создали тамобщество…<…>Вот она, атмосфераЗапада… <…> А что вы видите у нас? П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 16

    Аномалии русской истории Отсутствие национального единства

    Народы – существа нравственные,точно так, как и отдельные личности.Их воспитывают века, как людейвоспитывают годы. Про насможно сказать, что мы составляемкак бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них,которые как бы не входятсоставной частью в род человеческий,а существуют лишь для того, чтобыпреподать великий урок миру. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 17

    Аномалии русской истории Отсутствие национального единства

    В природе человека теряться, когдаон не находит способа связаться с тем,что было до него и что будет после него;он тогда утрачивает всякую твёрдость,всякую уверенность; не руководимыйощущением непрерывной длительности, он чувствует себя заблудившимся в мире.Такие растерянные существа встречаютсяво всех странах; у нас это общее свойство.<…>В наших головах нет решительноничего общего, всё там обособленои всё там шатко и неполно. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 18

    Аномалии русской истории Отсутствие национального единства

    Если бы орды варваров, потрясшихмир, не прошли прежде нашествияна Запад по нашей стране, мы едвабыли бы главой всемирной истории.Чтобы заставить себя заметить,нам пришлось растянутьсяот Берингова пролива до Одера. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 19

    Аномалии русской истории Историческая неудача православия

    В то время, когда среди борьбымежду исполненным силы варварствомнародов Севера и возвышенноймыслью религии воздвигалосьздание современной цивилизации,что делали мы? По воле роковой судьбымы обратились за нравственным учением,которое должно было нас воспитать,к растленной Византии, к предметуглубокого презрения этих народов. <…>В Европе всё тогда было одушевленоживотворным началом единства. Всё тамиз него происходило, всё к нему сходилось.<…>Чуждые этому чудотворному началу,мы стали жертвой завоевания. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 20

     

    Вы знаете, что ни один философ древностине пытался представить себе общества безрабов, да и не находил никаких возраженийпротив рабства. <…> Вы знаете также и то,что, по признанию самых даже упорныхскептиков, уничтожением крепостничествав Европе мы обязаны христианству.<…>Почему же христианство не имело таких жепоследствий у нас?Почему, наоборот,русский народ попал в рабство лишьпосле того, как стал христианским?<…>Пусть православная церковьобъяснит это явление. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 21

     

    Не знаю, но мне кажется,одно это могло бы заставитьусомниться в православии,которым мы кичимся. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 22

    Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству?

    Одним словом, мы жили и сейчасещё живём для того, чтобыпреподать какой-то великий урокотдалённым потомкам,которые поймут его;пока, что бы там ни говорили,мы составляем пробелв интеллектуальном порядке. П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 23

     

    Конечно, не пройдётбез следа и то наставление,которое нам суждено дать,но кто знает день, когдамы вновь обретём себясреди человечестваисколько бед испытаем мыдо свершения наших судеб? П. Я. ЧаадаевФилософическиеписьма

  • Слайд 24

     

    В тогдашнем поколении чувствуется именнонекое неодолимое влечение к философии,какая-то философская страсть и тяга, точномагическое притяжение к философским темами вопросам. <…> В предыдущем поколениитаким культурно-психологическим магнитомбыла поэзия, – теперь уже перестаётим быть. <…> Из поэтического фазисарусское культурно-творческое сознаниепереходит в фазис философский. Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 25

     

    И именно «из нашей жизни», из господствующихвопросов и интересов родной жизни,рождается в те годы русская философия.Рождается из историософического изумления,почти испуга, в болезненном процессенационально-историческогосамонахождения и раздумья. Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 26

     

    И рождается именно русская философия,не только – философия в России.Ибо рождается или пробуждаетсярусское философское сознание, – некто новый начинает философствовать. Рождается или становитсянекий новый «субъект философии». Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 27

     

    И рождается именно русская философия, не только – философия в России.Ибо рождается или пробуждается русское философское сознание, – некто новый начинает философствовать. Рождается или становится некий новый «субъект философии». Г. Флоровский. «Пути русского богословия».

  • Слайд 28

     

    Некто новый начинает философствовать

  • Слайд 29

     

    Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд