Содержание
-
Научное творчество
pptcloud.ru
-
- Что вы делаете так поздно? - спросил Резерфорд. - Работаю, - ответил ученик. - А что вы делаете днем? - Работаю, разумеется, - ответил тот. - И рано утром тоже работаете? - Да, профессор, и утром работаю, - последовал ответ, рассчитанный на похвалу великого ученого. Резерфорд нахмурился и с раздражением спросил: - Послушайте, а когда вы думаете?
-
Особенности научного творчества
-
Элементы объясняемого процесса могут быть известны, но способ их соединения – нет; Научное мышление направлено на объяснение; Новые проблемы не всегда решаются на основании существующих алгоритмов.
-
Творческое мышление протекает за пределами сознания
Творческое мышление оперирует следующими элементами: «язык» - зрительные образы или диалог ученого с самим собой; логика - ??? Соблюдается только при обработке результатов; фундаментальная вера в причинно-следственную связь результат – объяснение, что предполагает другого субъекта
-
Связь закономерностей мышления человека с характеристиками научного знания
каузальное мышление, вытеснение им предшествовавших - анимистической и телеологической форм – причинно – следственное объяснение Способность мозга работать с определенным количеством информации – функция теории (концентрировать информацию) Интуитивное знание законов логики –применение математики для описания законов природы
-
Социально – психологические составляющие диалога
Объяснение – неотъемлемая составляющая научного знания «оппонентый круг», «обобщенный Другой», «alter ego»: Проекция реального Другого Социальная составляющая знания Рефлексия по поводу своих идей Прогностическое моделирование
-
Наука и другие формы знания
Протонаука Обыденное знание Личностное мировоззрение Общекультурные установки Лженаука, паранаука, псевдонаука
-
Протонаука – знание, не оформленное в систему
Математика (Древний Вавилон, Древний Египет) Алхимия (Александрийская, Арабская, Европейская) Фильм «Алхимик»
-
Задачи европейской алхимии:
1. Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum); 2. Создание гомункулуса; 3. Приготовление алкагеста – универсального растворителя; 4. Палигенез, или восстановление растений из пепла; 5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) – магической субстанции, одно из свойств которой – способность растворять золото. 6. Извлечение квинтэссенции. 7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.
-
Древний Египет
Папирус Ринда - собрание 84 задач прикладного характера. При решении этих задач производятся действия с дробями, вычисляются площади прямоугольника, треугольника, трапеции и круга, объёмы параллелепипеда, цилиндра, размеры пирамид. имеются также задачи на пропорциональное деление , а при решении одной задачи находится сумма геометрической прогрессии
-
Задача Вавилонской математики
«Площадь, состоящая из суммы двух квадратов, составляет 1000. Сторона одного из квадратов составляет стороны другого квадрата, уменьшенные на 10. Решение: Возведи в квадрат 10; это дает 100; вычти 100 из 1000; это дает 900
-
Обыденное знание
В научном и обыденном познании человек совершает одинаковые ошибки Несопоставимость гипотез с опытом Проверка следствий гипотезы
-
Сопоставление научного и обыденного знания
Обыденное знание а) осмысление человеком новой информации на основе ранее усвоенных понятий, б) ее организация в систему, соответствующую его общим представлениям о мире, в) запечатление и сохранение информации в его памяти, г) ее извлечение оттуда в связи с другим знанием, релевантным объясняемому явлению, д) объяснение нового опыта на этой основе Научное знание а) интерпретация наблюдаемого феномена на основе теоретических понятий, б) его определение в терминах основных категорий данной науки, в) включение выработанного определения в систему научного знания - его фиксация в "научной памяти", г) извлечение определения из "научной памяти" в связи с другим релевантным знанием, д) интеграция различного знания, сопряженного с объясняемым явлением, е) формулировка объяснения в форме научного вывода
-
Лук А.Н. Основные ошибки научного мышления
игнорирование законов математической статистики, неправильная оценка случайностей, восприятие случайных последовательностей явлений как закономерных связей пренебрежение размерами выборки, выдвижение гипотез и формулирование выводов на основе недостаточного количества наблюдений недооценка принципиальной непредсказуемости некоторых явлений, склонность проявлять большую категоричность, нежели позволяют знания и факты установление мнимых корреляций - суждение о связи событий по их совпадению в памяти ученого завышение вероятности конъюнктивных событий, перенесение вероятности простых событий на вероятность их конъюнкции.
-
К.Поппер 1934г. «Логика научного исследования»
Зависимость фактов от теории Принцип фальсификации Концепция «Третьего мира»
-
Основания научного знания в концепции К.Поппера
Логические (проблема индукции – Все S есть P) – научная методология – индукция по лжи Modus tollens
-
Философские основания научного знания: Наука изучает окружающий мир Научное знание стремится стать истинным, т.к. нет критерия истинности
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.