Презентация на тему "Русская философия социального и исторического знания"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Русская философия социального и исторического знания" по философии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

     

    Русская философия социального и исторического знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философии pptcloud.ru

  • Слайд 2

     

    Теоретические предпосылки социальной науки Проблема исторической закономерности Классы как субъекты закономерной деятельности Абстрактные и конкретные социальные общности Философия истории славянофилов Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков) Доктрина соборности Социальная и политическая онтология Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского Степени развития и типы развития Многообразие культур Десять культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели истории Законы культурно-исторического движения «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации Философия культуры К. Н. Леонтьева Фазы развития культур Онтология и историософия В. С. Соловьёва Понятие всеединства Богочеловеческий процесс Основные формы общечеловеческого организма Разделение церквей и его последствия Теократическая утопия Концепция всеединства в русской социальной философии XX века С. Л. Франк: соборность как основа социальности Л. П. Карсавин: концепция «симфонической личности» Политическая философия русского марксизма От «класса в себе» к «классу для себя»

  • Слайд 3

    Теоретические предпосылки социальной наукиПроблема исторической закономерности

    Но идея историческойзакономерностикажется внутренне противоречивой,поскольку история имеет своимпредметом человеческую деятельность. Но если человеческая деятельностьне подчиняется законам, историческоезнание не может принять форму науки,оставаясь просто набором сведений. Отрицание свободы воли (фатализм)научность истории не спасает, так как сустранением человеческой спецификиустраняется и самый предмет истории. Признание закономерности в природене создаёт затруднений: объекты,необладающие волей и сознанием, легкомыслить подчинёнными законам. Каким образом деятельность, направ-ляемая волей и сознанием, может регу-лироваться законами, по определениюне зависящими от воли и сознания? Закон –объективная, существенная,необходимая, устойчиваясвязь между явлениями;научное положение,отображающее такую связь. Объективное –существующеенезависимо отволи и сознаниясубъекта(индивида).

  • Слайд 4

    Теоретические предпосылки социальной наукиКлассы как субъекты закономерной деятельности

    Поведение коллективных общностейможно в принципе рассматривать какобъективно обусловленное без того,чтобы отрицать при этом свободу воли. Примерами таких общностей являютсяобщественные классы, т.е. группылюдей, занимающих одинаковое местов системе общественного производства. Существование и характеристикиклассов не зависят от воли и сознаниячленов общества, а обусловленыструктурой и характером производства. И всё же историческая закономерностьмыслима, поскольку субъектамизакономерной деятельности не обяза-тельно должны выступать индивиды. В закономерности поведениясоциальных общностей проявляетсяединство значимых характеристиких индивидуальных членов. Общественные классы –большие группы людей,различающиеся поих месту в системеобщественногопроизводства.

  • Слайд 5

    Абстрактные и конкретные социальные общности

    Абстрактная социальная общность(класс) –множество индивидовс одинаковыми свойствами. Конкретная социальная общность(коллектив) –совокупностьвзаимодействующих индивидов. Согласованность(одинаковость)поведения индивидов,принадлежащих к одному классу,обеспечивается тождественностью свойств(характеристик или условий). Согласованность(«симфоничность»)поведения индивидов,принадлежащих к одномуколлективу, обеспечиваетсяпосредством особыхинтеграционных механизмов.

  • Слайд 6

    Философия истории славянофиловКультурно-исторические общности (А. С. Хомяков)

    Предмет истории и её действующие лица Жизнь всего человечества Общности (определяемые по вероисповеданиям) Новая парадигма исторической науки Народные верования как исторические источники «Поэтический инстинкт» как метод исследования Ретроспективный метод («возвратный ход») Общая схема исторического процесса «Иранство» и «кушитство» Община и дружина Россия и Европа Будущее человечества и миссия России Единение человечества на органически-духовных, а не механических (империалистических) началах

  • Слайд 7

    Философия истории славянофилов Доктрина соборности

    Соборность –«единство свободное и органическое,живое начало которого естьБожественная благодатьвзаимной любви».

  • Слайд 8

     

    Свободав единстве Вселенская церковь (православие) Свободабез единства Протестантизм Единствобез свободы Католицизм

  • Слайд 9

     

    В романизме, верно понятом, единстводля христиан есть лишь единствопослушания центральной власти;это порабощение христиан доктрине,которой они не содействуют и котораядолжна навсегда оставаться для нихчем-то внешним (так как она всецелопочиет в едином главе иерархии),наконец, это узаконенное равнодушиек вере, которая окончательно сводитсяв подчинение вере другого.Это, очевидно, единство в смыслеусловном, а не в смысле христианском. А. С. Хомяков.«Ещё несколько словправославногохристианина о западныхвероисповеданиях».

  • Слайд 10

     

    В протестантстве свобода для целойобщины есть свобода постоянногоколебания, свобода, всегда готоваявзять назад приговоры, ею жепроизнесённые накануне... Дляотдельного же лица… свобода естьили свобода сомнения, проявляющаясяв том, кто, зная себя, сознаёт своюнемощь, или свобода нелепой веры всебя, проявляющаяся в том, кто творитсебе кумир из своей гордости. В том идругом виде это, пожалуй, тоже свобода,но… свобода в смысле политическом,но не в смысле христианском. А. С. Хомяков.«Ещё несколько словправославногохристианина о западныхвероисповеданиях».

  • Слайд 11

     

    Единство истинное, внутреннее, плоди проявление свободы, единство,которому основанием служит ненаучный рационализм и не произвольнаяусловность учреждения, а нравственныйзакон взаимной любви и молитвы,единство, в котором, при всём различиив степени иерархических полномочийна совершение таинств, никтоне порабощается, но все равнопризываются быть участниками в общемделе, словом единство по благодатиБожией, а не по человеческомуустановлению, – таково единство Церкви. А. С. Хомяков.«Ещё несколько словправославногохристианина о западныхвероисповеданиях».

  • Слайд 12

    Философия истории славянофиловСоциальная и политическая онтология

    ... Когда мы говорим, что народдействует, мыслит, чувствует, мывыражаемся отвлечённо: собственнодействуют, чувствуют, мыслятединицы, лица, его составляющие.Таким образом, личность, сознающаясама по себе своё бесконечное,безусловное достоинство, – естьнеобходимое условие всякогодуховного развития народа. К. Д. Кавелин.«Взгляд наюридический бытдревней России».

  • Слайд 13

     

    … Мы никак не можем понять тогологического процесса, посредствомкоторого из германского начала,предоставленного самому себе,из одной идеи личности можетвозникнуть иное общество, кромеискусственной условной ассоциации?Каким образом начало разобщающееобратится в противоположное началопримирения и единения? Ю. Ф. Самарин.«О мнениях“Современника”,исторических илитературных».

  • Слайд 14

     

    Самобытность (национализм) Универсализм (космополитизм) Социокультурная ориентация Вера и религия Разум и наука Духовная ориентация Органическое развитие Общественный договор Политическая онтология Культура как продукт стихийного развития Культура как сознательное творчество Социальная онтология Славянофилы Западники

  • Слайд 15

    Теория культурно-исторических типовН. Я. Данилевского

    П. Я. Чаадаев. «Философические письма». Теория культурно-исторических типов Данилевского – первый значительный вклад России в мировую философию. Одинокие в мире, мы мируничего не дали, ничего у миране взяли, мы не внесли в массучеловеческих идейни одной мысли,мы ни в чём не содействовалидвижению вперёдчеловеческого разума...

  • Слайд 16

    Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития

    В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения. В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время». Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций. Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатстваеё содержания.

  • Слайд 17

    Теория культурно-исторических типов Многообразие культур

    Культура не универсальна (западная – в том числе). Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея. Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.

  • Слайд 18

     

    Дабы поступательное движениевообще не прекратилось в жизнивсего человечества, необходимо,чтобы, дойдя в одном направлениидо известной степени совершенства,началось оно с новой точки исхода ишло по другому пути, т. е. надо чтобывступили на поприще деятельностидругие психические особенности,другой склад ума, чувств и воли,которыми обладают только народыдругого культурно-исторического типа. Н. Я. Данилевский.«Россия и Европа».

  • Слайд 19

     

    Прогресс <…> состоит не в том, чтобыидти все в одном направлении (в такомслучае он скоро бы прекратился),а в том, чтобы исходить все поле,составляющее поприще историческойдеятельности человечества, во всехнаправлениях. Поэтому ни однацивилизация не может гордиться тем,чтоб она представляла высшуюточку развития, в сравнении с еёпредшественницами или современницами,во всех сторонах развития. Н. Я. Данилевский.«Россия и Европа».

  • Слайд 20

    Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов

    Египетский Китайский Древнесемитский Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Аравийский Романо-германский Мексиканский Перуанский Славяно-русский

  • Слайд 21

    Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели истории

    Положительные деятели истории (самобытные цивилизации) Отрицательные деятели истории(народы-разрушители) Народы, не достигшие исторической индивидуальности

  • Слайд 22

    Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движения

    Языковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа. Политическая независимость как условие развития самобытного культурно-исторического типа. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств. Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.

  • Слайд 23

    Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации

    Цилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры: еврейская цивилизация – преимущественно религиозная, греческая – преимущественно эстетическая, римская – преимущественно политико-правовая. Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную. Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.

  • Слайд 24

    Философия культуры К. Н. ЛеонтьеваФазы развития культур

    Все культуры подчинены общему закону циклического развития, согласно которому всё развивающееся проходит через три периода: «первичной простоты», «цветущей сложности», «вторичного смесительного упрощения».

  • Слайд 25

    Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства

    Достойное, идеальное бытиетребует одинакового просторадля целого и для частей, следовательно,это не есть свобода от особенностей,а только от их исключительности.Полнота этой свободы требует, чтобывсе частные элементы находилисебя друг в друге и в целом, каждоеполагало себя в другом и другое в себе,ощущало в своей частности единствоцелого и в целом свою частность, –одним словом, абсолютнаясолидарность всего существующего,Бог – всё во всех. В. С. Соловьёв.«Общий смыслискусства».

  • Слайд 26

     

  • Слайд 27

     

    Всеединствоесть категория онтологии, обозначающаяпринцип внутренней формысовершенного единства множества,согласно которому все элементы такого множестватождественны между собой и тождественны целому,но в то же времяне сливаются в неразличимое и сплошное единство,а образуют особый полифонический строй,«трансрациональное единствораздельности и взаимопроникнутости»,как сформулировал С. Л. Франк. С. С. Хоружий

  • Слайд 28

     

  • Слайд 29

    Историософия В. С. СоловьёваБогочеловеческий процесс

    В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий. Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки: мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине, не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра, не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте. Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.

  • Слайд 30

    Историософия В. С. СоловьёваОсновные формы общечеловеческого организма

    Экономическое общество (земство) Положительная наука Техническое творчество Материальная степень Политическое общество (государство) Отвлечённая философия Изящное художество Формальная степень Духовное общество (церковь) Теология Мистика Абсолютная степень Сфера практической деятельности Сфера знания Сфера творчества

  • Слайд 31

    Историософия В. С. СоловьёваРазделение церквей и его последствия

    Положительный смысл истории заключается в свободном вхождении человечества в церковь и в свободном оцерковлении человечества. Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры. Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали: отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия; отрыв свободы от истины как её положительной цели; отрыв знания от жизни; разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»); разрыв между национальным и вселенским; разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим. В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.

  • Слайд 32

    Историософия В. С. СоловьёваТеократическая утопия

    Запад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от их крайностей. Такой силой должна стать Россия. Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»: славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов; принять чужую веру – византийское православие; осознать собственную отсталость и приобщиться чужой– западной – культуре. Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви. Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».

  • Слайд 33

    Концепция всеединствав русской социальной философии XX века

    С. Н. Трубецкой(1862-1905) С. Л. Франк(1877‑1950) Н. О. Лосский(1870-1965) Л. П. Карсавин(1882-1952) Концепция«симфоническойличности» Теорияиерархическогоперсонализма Соборностькак основасоциальности Учениео соборностисознания

  • Слайд 34

    Социальная философия С. Л. ФранкаСоборность как основа социальности

    Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичнойсолидарной слитности индивидуальных “я” во всеобъемлющем “мы”. “Мы” не естьпросто множественное число от “я”(в своём основном и первичном смысле “я”вообще не может иметь множественного числа) – “мы” есть единство “я” и “ты” (“вы”). “Мы” есть, следовательно, некая первичнаякатегория социального бытия (столь жепервичнаякак и “я”), в которой преодолеваетсявечнаяпротивопоставленность “я” и “ты”. Соборное “мы” есть непосредственноеотражение Всеединства в социальной жизни. «Мы» – не имя класса, элементами которого являются многие «я», а конкретная общность.

  • Слайд 35

    Философия истории Л. П. КарсавинаКонцепция «симфонической личности»

    Человечество Культуры Народы Сословия Роды Семьи Социальные эфемериды Периодические личности Постоянные личности Самодовлеющие личности Функциональные личности

  • Слайд 36

    Политическая философия русского марксизмаОт «класса в себе» к «классу для себя»

    Рабочий класс сам по себе способен выработать лишь тред-юнионистское сознание; т.е. он способен вести классовую борьбу лишь в рамках капитализма – за улучшение условий труда и т.п. Выйти за эти рамки, начать борьбу за уничтожение самого капиталистического строя, т.е. выполнить свою историческую миссию «могильщика капитализма»,рабочий класс может лишь при условии, что он станет действовать как единоеорганизованное целое. Организовать и повести его на борьбуможет лишь «революционный авангард»,основу которого составляет революционная интеллигенция, владеющая научной теорией исторического развития и классовой борьбы. «Классв себе» «Классдля себя»

  • Слайд 37

     

    Вопросы?

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд