Презентация на тему "Русский экзистенциализм"

Презентация: Русский экзистенциализм
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по философии на тему "Русский экзистенциализм" показывает то, какие формы экзистенциализм принял в трудах русских деятелей Шестова и Бердяева. В презентации описываются основные учения русских философов.В презентации рассматриваются вопросы касательно таких нравственных понятий как творчество и его смысл в жизни человека, что такое свобода и этика.Данная презентация поможет учащимся усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Л. И. Шестов
  2. Н. А. Бердяев

Содержание

  • Презентация: Русский экзистенциализм
    Слайд 1
    • Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии
    • Русский экзистенциализм
    • pptcloud.ru
  • Слайд 2

    Русский экзистенциализм

    • Л. И. Шестов (1866-1938)
    • Н. А. Бердяев (1874-1948)
  • Слайд 3

    Л. И. Шестов (1866-1938)

    • Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь) (1900)
    • Достоевский и Ницше (Философия трагедии) (1903)
    • Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления) (1905)
    • Власть ключей (1923)
    • На весах Иова (Странствования по душам) (1929)
    • Афины и Иерусалим (1938)
    • Киркегард и экзистенциальная философия (опубл. 1939)
    • Основные сочинения
  • Слайд 4

    Л. И. Шестов. Гносеология абсурда

    • Разум – величайший враг истины.«Истины» разума порабощают,а не освобождают мысль.
    • Это звучит абсурдом,но в мире абсурда абсурдность –скорее показатель истины, чемпризнак недомыслия и заблуждения.
    • Основные методы разумногопознания – закон противоречия и закондостаточного основания (в формепричинности или целесообразности).
    • Исходя из них разум стремитсяпредставить всё совершающеесякак необходимое,тем самым оправдывая его.
  • Слайд 5

    Л. И. Шестов. Онтология абсурда

    • Разум создаёт, таким образом, неприемлемую картину мира: одновременно и ложную, и безнравственную.
    • Ибо наш мир во зле лежит:несправедливость и зло господствуют в нём над справедливостью и добром.
    • Реальнейшее есть нечто, прямо противоположное миру ноуменальных сущностей – бытие как бездонное, тайное, неслыханное, неожиданное, обитающее в единичном, случайном, временном, не принятом в расчёт sub speciae aeternitatis.
  • Слайд 6

    Л. И. Шестов. Этика абсурда

    • Традиционная философия стремится стать «наукой», но человеку нужна «не истинная, а лучшая философия».
    • Поэтому эллинской мудрости надо противопоставить иерусалимскую жажду живого Бога.
    • Ведь невозможное для человека возможно для Бога: Бог может изменить даже прошлое.
    • Внимание, не соблазняющееся жаждой универсального понимания, не желающее становиться «знанием», есть вера – «второе измерение мышления».
    • «Истины» разума требуют слепого повиновения своей безличной необходимости; вера предполагает личную свободу и отвагу.
  • Слайд 7

    Н. А. Бердяев (1874-1948)

    • Философия свободы (1911)
    • Смысл творчества: Опыт оправдания человека (1916)
    • О назначении человека: Опыт парадоксальной этики (1931)
    • Я и мир объектов: Философия и одиночества и общения (1934)
    • О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии (1940)
    • Русская идея: Основные проблемы русской мысли (1946)
    • Истоки и смысл русского коммунизма (1955)
    • Основные сочинения
  • Слайд 8
    • Творчество и объективация
      • Смысл творчества
      • Дуализм духа и природы; «порча бытия»
      • Познание духа и познание природы
    • Свобода
      • Свобода и детерминация
      • Свобода и Ничто
      • Бог и свобода (трагическая теодицея)
    • Этика
      • Этика закона, этика искупления, этика творчества
      • Преодоление морализма
      • Всеобщее спасение
    • Философия истории
      • Кризис культуры
      • «Новое средневековье»
      • Судьба России
  • Слайд 9

    Творчество и объективация. Смысл творчества

    • Выход из антиномии величия и ничтожества человека –в обожении человека и очеловечивании Бога, в Богочеловечестве.
    • Человеческое творчество должно стать как бы продолжением миротворения, ибо, творя, человек уподобляется Богу-Творцу.
    • Традиционное богословие чересчур унижало человека, чересчур сосредоточивалось на учении о человеке как рабе Божием и мало замечало другую сторону христианского учения – богоподобие человека.
    • Спасение человека от греха есть только предварительная цель; конечная цель заключается не в спасении, а в творчестве.
  • Слайд 10
    • Не творчество должнымы оправдывать,а, наоборот,творчествомдолжны мыоправдывать жизнь.
    • Творческий актесть самоценность,не знающая над собойвнешнего суда…Культ святостидолжен бытьдополнен культомгениальности.
  • Слайд 11

    Творчество и объективация. Дуализм духа и природы – «Порча бытия»

    • Дух – это активность, творчество, а природа – пассивность, предметность, материальность.
    • Мир объектов лишён глубины, присущей Духу:
    • Дух есть «ноумен», «вещь в себе»,
    • природа же – лишь «феномен», явление.
    • Изначально бытие было чисто духовной реальностью, но в этом первичном бытии произошла «порча», падение: Дух стал отчуждённым от самого себя.
    • Ошибочно полагать, что объективация имеет место лишь в познавательной сфере; она происходит в самом бытии: объективация – это лишь гносеологическая категория для обозначения падшести бытия.
  • Слайд 12

    Творчество и объективация. Познание духа и познание природы

    • Царство духа можетпознаваться лишь интуитивно,мистическим опытом.
    • Познание природы, «мира объектов»всегда носит внешний характер.
    • В результате объективациимы отождествляем реальность с тем,что на самом деле вторично(объективировано).
    • В реальности же первичного, необъективированного, нерационального мы, напротив, сомневаемся.
  • Слайд 13

    СвободаСвобода и детерминация

    • Человек сотворён для свободы,
    • но его изначальная свободавступает в противоречие
      • с природнойдетерминацией,
      • с обществом,стремящимсяподчинить личное,неповторимоеобщему стандарту,
      • с Богом.
  • Слайд 14

    Свобода. Свобода и Ничто

    • Изначальная (иррациональная)свобода не сотворена Богом,она предвечно укоренена в Ничто.
    • За дуализмом экзистенциальногосубъекта и мира объективациикроется более глубокий дуализмБога-Творца и несотворённой свободы.
    • Человек поэтому есть не только«дитя Божие», но и дитя свободы(небытия, «меона»).
    • Этим объясняется непреодолимоевлечение ко злу, иррациональныепорывы к разрушению.
  • Слайд 15

    Свобода. Бог и свобода (трагическая теодицея)

    • В сотворённом мире, и особенно в душе человека, происходит борьба между Богом и свободой.
    • Миф о грехопадении свидетельствует о бессилии Творца предотвратить зло, исходящее из свободы, которой Он не сотворил.
    • Бог вторично действует в отношении мира и человека, но он нисходит в мир уже не как Творец, а как Спаситель. Божественное самораспятие должно победить меоническую свободу просветлением её изнутри – без насилия над ней.
    • Эта трагическая теодицея не даёт никаких гарантий победы Бога над иррациональной свободой, но одушевляется верой в эту победу.
  • Слайд 16

    Этика. Этика закона

    • Этика закона – низшая, хотя и необходимая ступень морального сознания.
    • Это, по преимуществу, «отрицательная этика», состоящая из кодексов запретов – заповедей, табу, вето.
    • Без этих запретов человек рискует вернуться в животное состояние.
    • Но этика закона как бы проходит мимо личности и создаёт фарисейскую психологию «законничества», вырождающуюся нередко в лицемерие и ханжество и порождающую «фанатизм добра» с типичным для него садистским комплексом («кошмар злого добра»).
  • Слайд 17

    Этика. Этика искупления

    • Этика искупления – благодатная этика всепрощения, любви и сострадания.
    • Но она легко вырождается в «трансцендентный эгоизм» – исключительную заботу о спасении собственной души, что может породить религиозный мазохизм и засушить корень любви к ближнему.
  • Слайд 18

    Этика. Этика творчества

    • Творчество стоит как бы вне этики закона и вне этики искупления и предполагает иную этику.
    • Творец оправдывается своим творчеством.
    • Страх наказания и страх вечных мук не может играть никакой роли в этике творчества.
    • Сублимация, или преображение страстей, означает освобождение страсти от похоти и утверждение в ней свободной творческой стихии.
    • Творец всегда бескорыстен: он забывает о себе и любит своё творение, как Бог любит мир.
    • В творчестве человек становится свободным соучастником миротворения – «меньшим братом Божиим».
  • Слайд 19

    Этика. Преодоление морализма

    • Плохо, что возниклоразличие между добром и злом,но хорошо проводить это различие,раз оно возникло;плохо проходить через опыт зла,но хорошо распознаватьдобро и злона основе этого опыта.
  • Слайд 20
    • Мир идёт от первоначальногонеразличения добра и злачерез резкоеразличение добра и злак окончательномунеразличению добра и зла,обогащённомувсем опытом различения.
  • Слайд 21

    Этика. Всеобщее спасение

    • Мораль высшего добравовсе не означаетбезразличия к добру и злу,не означает терпимости ко злу.
    • Она требует большего,а не меньшего:она стремится к просветлениюи освобождению злых.
    • Спасение невозможно, еслихоть одна душа мучается в аду.Никто не может быть спасёнв изолированности от других.
  • Слайд 22
    • Нравственное сознание началось с Божьего вопроса:
    • “Каин,где брат твойАвель?"
  • Слайд 23
    • Оно кончится вопросом:
    • “Авель,где брат твойКаин?"
  • Слайд 24
    • Спасение может быть лишь соборным.
    • Ад есть именно изоляция от других.
    • Трагедия ада заключается не в том, что Бог не может простить грешнику его грехи, но в том, что сам грешник не может простить их себе.
    • Ад не есть внешняя сфера, где мучаются грешники, а есть именно абсолютное одиночество, где голос совести, заглушённый при жизни, жжёт грешника страшным неугасимым огнём самоосуждения.
  • Слайд 25
    • Идея ада должна быть совершенноосвобождена от всех ассоциаций, связанных с перенесением на небопринципов уголовного права.Ад, как субъективная сфера,как погружение душив её собственную тьму,есть имманентный результатгреховного существования,а совсем не трансцендентноенаказание за грех.Ад и есть невозможностьперейти к трансцендентному,есть погружённость в имманентное.
  • Слайд 26

    Философия истории. Кризис культуры

    • Первоистоки современного кризиса – в отпадении человечества от христианства и гуманизма.
    • Христианство дало человечеству благую весть о Царстве Божием, гуманизм впервые осознал свободу человека и ценность этой свободы.
    • Но современное человечество отвернулось и от Царствия Божия ради мечты о царстве человеческом, и от свободы, предпочитая ей мечту о сытом довольстве.
    • Вместо органической культуры человечество стало создавать механическую цивилизацию, самая устремлённость которой антирелигиозна и антиперсоналистична. Вместо образа и подобия Божия человек становится образом и подобием бездушной машины.
    • Цивилизация развила огромные технические силы, которые по замыслу должны были уготовить господство человека над природой, но эти силы властвуют над самим человеком, делают его рабом, убивают его душу.
  • Слайд 27

    Философия истории«Новое средневековье»

    • Однако мания свободы в отрыве от Бога диалектически приводит к худшим формам рабства, а гуманизм, будучи оторван от его религиозного первоисточника, – к дегуманизации и бестиализации человека.
    • В условиях относительного благоденствия человеческий дух засыпает, самодовольная личность деперсонализируется, и в результате буржуазная культура, будучи не в состоянии выдержать натиска «нового варварства», оказывается лишь переходной формой от чистого гуманизма к «новому средневековью».
    • Это «новое средневековье» гораздо хуже прежнего, ибо тогда христианская идея предохраняла личность от разложения. Теперь же тип монаха и рыцаря уступаетместо типуторгаша и шофёра с тем, чтобы, в свою очередь, уступить место типу комиссара и чекиста, тиранящего народ во имя народной воли.
  • Слайд 28

    Философия истории. Судьба России

    • Коммунизм есть Немезида капитализма и порождён материалистическим духом капитализма.
    • Большевизм силён своей критикой лжи буржуазной культуры, но не в силах создать своей положительной культуры, ибо он сам заражён материализмом, порождённым буржуазией; большевизм силён своим разрушением, а не творчеством.
  • Слайд 29
    • Русский народ не можетсоздать срединногогуманистического царства,он не хочет правовогогосударства в европейскомсмысле этого слова <…>Он хочет или царства Божьего,братства во Христе, илитоварищества в Антихристе,царства князя мира сего.
  • Слайд 30
    • Вопросы?
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке