Презентация на тему "Русский интуитивизм"

Презентация: Русский интуитивизм
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по философии, посвященная учениям великих русских мыслителей Н. О. Лосскогого и С. Л. Франка. Учащиеся познакомятся с основными идеями русского интуитивизма, и моделями, выдвигаемыми конкретными авторами.

Краткое содержание

  • Русский интуитивизм
  • Н. О. Лосский
  • Основные труды и учения
  • Гносеологическая координация
  • Три вида интуиции
  • Иерархия субстанциальных деятелей
  • Мир как органическое целое
  • С. Л. Франк
  • Основные труды и учения
  • Металогическое единство
  • Живое знание
  • Непостижимое
  • Критика детерминизма
  • Социальная философия«Ересь утопизма»

Содержание

  • Презентация: Русский интуитивизм
    Слайд 1

    Русский интуитивизм

    Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Русский интуитивизм

    • Н. О. Лосский(1870-1965)
    • С. Л. Франк (1877‑1950)
  • Слайд 3

    Н. О. Лосский: органический идеал-реализм

    Гносеология (интуитивизм)

    Интенциональность сознания

    Гносеологическая координация

    • Три вида интуиции

    Онтология (иерархический персонализм)

    Иерархия субстанциальных деятелей

    Мир как органическое целое

    С. Л. Франк

    • Гносеология (интуитивизм)
    • Металогическое единство
    • «Живое знание»
    • Онтология
    • «Непостижимое»
    • Критика детерминизма
    • Этика: Вековечная борьба добра и зла
    • Социальная философия
    • «Ересь утопизма»
    • Соборность как основа социальности
  • Слайд 4

    Н. О. Лосский (1870-1965) Органический идеал-реализм

    • Обоснование интуитивизма(1906)
    • Мир как органическое целое(1917)
    • Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938)
    • Бог и мировое зло: Основы теодицеи (1941)
    • Условия абсолютного добра: Основы этики (1949)
    • История русской философии (1951)

    Основные сочинения

  • Слайд 5

    Гносеология (интуитивизм) Интенциональность сознания

    Сознание подобно не «психическому вместилищу»,в которое предмет должен «попасть», чтобы стать «осознанным», а скорее средоточию лучей,направленных на участки бытия и их освещающих.

    В этой направленности на предмет(интенциональности) и заключаетсясущность познавательного акта.

    В познавательном акте, таким образом,наличествует сам предмет (в своей подлинности),а не его «копия», «отражение»,«субъективное преломление» и т.п.

    Субъект имеет не опосредованное,а непосредственное (интуитивное)знание предмета.

  • Слайд 6

    Гносеология (интуитивизм)Гносеологическая координация

    То отношение субъектако всем другим сущностям в мире,которое делает интуицию возможной,есть гносеологическая координация.

    Именно гносеологическая координация,а не гносеологическая субординациясубъекта – предмету или предмета – субъектусоставляет основной закон познания.

    При этом сама гносеологическая координацияесть лишь частный (гносеологический) аспектимманентности друг другу всех индивидуальныхсубстанций («субстанциальных деятелей»).

    Универсальность взаимодействия«единосущных» субстанциальных деятелей,образующих мир как органическое целое,составляет онтологическую основу интуитивизма.

  • Слайд 7

    Гносеология (интуитивизм)Три вида интуиции

    • Чувственная интуицияпостигает материальные качества вещей.
    • Интеллектуальная интуицияпостигает мир идей.
    • Мистическая интуицияпостигает Абсолютное.

    Интуитивный характерпознавательного актав более чистом видеобнаруживаетсяв случаях, когдапредметом являетсяидеальное бытие:мир идей, чужое «я»,в предельных случаях –Абсолютное.

  • Слайд 8

    Онтология (иерархический персонализм)Иерархия субстанциальных деятелей

    Всеблагий, всемогущийи вездесущий Богсотворил мир как систему сущностей,величайшее значение которой в том,что она состоит из сущностей,способных творить с Еговсемилостивейшей помощьювысочайшее благо –божественную полноту жизни.Только личности способны к этому;поэтому Бог творит только личности.

  • Слайд 9

    Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей

    Каждый субстанциальный деятельможет развиваться и подниматьсяна всё более высокие ступени бытия,отчасти творчески вырабатывая,отчасти подражательно усваиваявсё более сложные типы жизни.

  • Слайд 10

    Так человеческое “я" есть деятель, который, может быть, биллионы лет назад вёл жизнь протона,

    потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода,

    затем, усложнив ещё более своё тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды,

    далее перешёл к жизни одноклеточного животного

    и – после ряда перевоплощений, или, лучше [сказать], выражаясь термином Лейбница, после ряда метаморфоз – стал человеческим “я".

  • Слайд 11

    Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое

    … созерцание других сущностейтакими, какими они являютсясами по себе, возможно потому, чтомир есть некое органическое целое,а познающий субъект,индивидуальное человеческое я –некое сверхвременное исверхпространственное бытие,тесно связанное с целым миром.

  • Слайд 12

    Онтология (иерархический персонализм)Мир как органическое целое

    Не зависящая от времени ипространства координацияесть не что иное,как связь сверхвременных исверхпространственных деятелейдруг с другом, благодаря которойвсё, что переживает один деятелькак своё прояснение,существует не только для него,но и для других деятелей всего мира.

  • Слайд 13

    С. Л. Франк (1877‑1950)

    • Предмет знания: Об основах и пределах отвлечённого знания(1915)
    • Душа человека: Опыт введения в философскую психологию (1918)
    • Смысл жизни (1926)
    • Духовные основы общества: Введение в социальнуюфилософию (1930)
    • Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии (1939)

    Основные сочинения

  • Слайд 14

    Гносеология (интуитивизм)«Металогическое единство»

    Всякое определённое Аможно мыслить лишь в егосоотнесённости с каким-то не-А.

    Но сама соотнесённость А и не-А предполагает, чтооба они являются членами некоего объемлющегоединства, которое должно мыслитьсясверхопределённым, «трансцендентным».

    Это искомое единство не вмещаетсяв рамки логической системы именно потому, чтооно само есть условие возможности системы.

    Как таковое оно «мета-логично», точнее –оно есть «металогическое единство»или «Всеединство».

  • Слайд 15

    Гносеология (интуитивизм)«Живое знание»

    Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться на фоне объемлющего их «металогического единства».

    Сознание не противостоит бытию, но включено вбытие (сознанию противостоит лишь «предметныймир» – область «объективируемого», но подлинноебытие не знает раздвоения на субъект и предмет).

    Следует отличать эмпирическое «предметное»знание действительности и идеальное«абстрактное» знание логических связей междуэлементами действительности от «живого знания».

    Идеальное знание приводит в систему данныеопыта, но это единство рационально и статичнои есть лишь «бледный намёк» на металогическоевсеединство, открывающееся в «живом знании».

  • Слайд 16

    Онтология«Непостижимое»

    Познаваемый мир со всех сторон окружёндля нас тёмной бездной непостижимого.

    Следует отличать «непостижимое для нас»(кантовская «вещь в себе»)от «Непостижимого в его самобытии».

    Считать эту исконную таинственность бытияследствием нашей ограниченной способностивосприятия – значит упростить проблему,низвести тайну на уровень неразрешимой шарады.

    Тогда, под предлогом «непостижимости»абсолютного бытия, рассудок выхолоститвсё глубинное из предметного мира ивгонит его в прокрустово ложе своих категорий.

  • Слайд 17

    «Непостижимое постигается посредством его непостижения».

    Николай Кузанский

  • Слайд 18

    Онтология Критика детерминизма

    Непостижимое есть не только то,что было, есть и будет, оно есть скорее источник бытия; оно больше, чем бытие:оно есть потенциальность, или свобода.

    Свобода есть наиболее явное проявление Непостижимого в мире самосознания.

    Детерминизм означает«определённость одной определённости другой определённостью»,

    но если глубина личности есть внутреннее обнаружение Непостижимого, то мы получаем«определённость определённости неопределённостью», т.е. свободу воли.

  • Слайд 19

    Этика Вековечная борьба добра и зла

    Свобода воли делаетэмпирически реальнымметафизически невозможное – ограниченностьсилы всемогущего (Божественный Светне смог просветить душу Иуды).

    Зло нельзя объяснить; его и не нужно объяснять:«объяснить зло» значило бы «оправдать зло», нодопустимо только такое толкование зла, котороеявляется его обличением, а не оправданием.

    Поэтому нет никаких гарантий для торжества начал добра и разума: борьба между добром и злом вековечна, более того – имеет смысл совершенно независимо от веры в конечную победу над злом.

    Спасение мира возможно лишь силой божественнойблагодати, но это отнюдь не снимает обязанностисовершенствования мира – создания в нём такихусловий, при которых зло свелось бы к минимуму.

  • Слайд 20

    Социальная философия«Ересь утопизма»

    Однако, возможное «совершенствование» мирав наше время подменяется стремлениемк метафизически невозможномусилами человеческими «спасению» мира.

    Так возникает «ересь утопизма» – стремление «спасти мир» установлением некоего идеального, принудительно осуществляемого порядка.

    Но спасти мир принуждением невозможно, и так какпопытки построить идеальный мир наталкиваютсяна сопротивление человеческой природы,приходится прибегать к жестоким мерам.

    В результате вместо положительного построения нового мира на практике лишь разрушается старый мир.

  • Слайд 21

    Социальная философия Соборность как основа социальности

    Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичнойсолидарной слитности индивидуальных “я" во всеобъемлющем “мы".

    “Мы" не естьпросто множественное число от “я"(в своём основном и первичном смысле “я"вообще не может иметь множественного числа) – “мы" есть единство “я" и “ты" (“вы").

    “Мы" есть, следовательно, некая первичнаякатегория социального бытия (столь жепервичнаякак и “я"), в которой преодолеваетсявечнаяпротивопоставленность “я" и “ты".

    Соборное “мы" есть непосредственноеотражение Всеединства в социальной жизни.

  • Слайд 22

    Вопросы?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке