Презентация на тему "Возрождение"

Презентация: Возрождение
Включить эффекты
1 из 110
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Возрождение"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 110 слайдов. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по философии для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Возрождение
    Слайд 1

    Cемь мудрецов

    В каноне, составленном в 4 в. до н.э. Деметрием Фалерским: 1. Клеобул из Линда: «Мера – лучше всего». 2. Солон Афинский: «Ничего слишком». 3. Фалес из Милета: «Вода есть наилучшее» или «Поручись – и беда тут как тут» или «Блаженство для тела – здоровье, блаженство для ума – знание. 4. Питтак из Митилены: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам». 5. Биант из Приены: «Большинство людей – дурны». 6. Периандр из Коринфа: «Наслаждения смертны, добродетели бессмертны». 7. Хилон из Лакедемона: «Познай самого себя». Но есть и другие списки, где, например, - Мисон Хинейский: «Надо исследовать не дела по словам, но слова по делам, ибо не дела совершаются ради слов, а слова ради дел».

  • Слайд 2

    Космос

    Космос (греч. «ко-осмос» - «со-проникновение», порядок, украшение) - мировой порядок, мировое целое, которое в отличие от хаоса не только идеально и материально упорядочено, но и прекрасно, основываясь на принципе калокагатии.

  • Слайд 3

    Мимесис

    Мимесис (греч. «подражание») – один из основных принципов в античной эстетике, а также в эстетике классицизма 16 – 18 вв., согласно которому подражание составляет сущность искусства. Уже у Пифагора музыка рассматривается как подражание небесной гармонии. Аристотель считал, что «искусство есть подражание прекрасной природе», хотя в отличие от Платона допускал изображение уродливого, нравственно предосудительного в искусстве. Способ и объект подражания являются конституирующими признаками литературных жанров.

  • Слайд 4

    Фюсис

    Фюсис (греч. physis – природное) – природа как сущее, то есть как самобытно произрастающее и органически целеустремленное, сущее в самом себе природное бытие. Будучи одним из основных понятий философии Аристотеля, «фюсис» тесно связан с «движением» как имманентным стремлением всякого предмета к своей смысловой и структурной завершенности. «Фюсис» мыслится через противопоставление не-природному, искусственному, тому, что именуется «техне».

  • Слайд 5

    Техне

    Техне (греч. techne – умение, ремесло, искусство) – продукт человеческого рода. «Техне» мыслится через противопоставление природе-«фюсис». Бинарная оппозиция «фюсис» - «техне» является основой строгого разделения естествознания - «физики» как науки о природе вещей, их сущности, их движений, как они существуют сами по себе, и механики как искусства для создания инструментов, которые не могут быть произведены самой природой, как искусства построения машин. Механика – не познание того, что есть в природе, а изготовление того, чего в природе нет.

  • Слайд 6

    Анамнесис

    Анамнесис (греч. припоминание) – термин из философии Платона, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем. Объекты припоминания – сверхчувственные идеи, представляющие собой образцы того, что в чувственном мире выступает только в виде подобий.

  • Слайд 7

    Эрос

    Эрос (греч. eros – сильное желание, влечение; любовь) – в мифоэпических теокосмогониях космическая прапотенция, приводящая в действие механизм генеалогического порождения мира. В «Теогонии» Гесиода Эрос вместе с Хаосом и Геей-Землей входит в начальную троицу богов. У Платона и в платонизме Эрос предстает как побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.

  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10

    АГАПЕ

    АГАПЕ = agape (греч) – любовь. Одно из основных обозначений Любви в христианском дискурсе, которая предстает как одна из фундаментальных реальностей христианского опыта бытия, а именно – как беспредельная любовь Бога к твари Его. Любовь-Агапе описывается христианским учением как взаимопроникновение и самоотдача, так что жизнь Одного становится жизнью Другого.

  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Концепт

    Концепт (от лат. conceptus, concipere - поятие, зачатие) - единство имени (слова, словосочетания) и сопряженного с ним открытого ряда субъективных представлений, зависящих от «наблюдателей», участников коммуникации.Концепт раскрывается в коммуникации как «сгусток культуры» в ментальном мире человека. Концепты в культуре не только понимаются, но и «переживаются».

  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16
  • Слайд 17
  • Слайд 18
  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Ренессанс

    Кризис средневековой культуры. Феномен Данте: иерархия миров воздаяния в «Божественной комедии». Николай Коперник, «О вращениях небесных сфер»: научно-методологический подход к миру («видимое не есть действительность»). Джордано Бруно: Вселенная бесконечна, множество миров; Бог тождественен природе, т.к. проявляется в единичных вещах. Галилео Галилей: утверждение различной природы философской, научной истины и истины религиозной.

  • Слайд 24

    Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissans – «Возрождение») - общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся со средины XV до начала XVI столетия. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства, а в живописи и ваянии, кроме того - сближением художников с природой, ближайшим вникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. ↓ Общее определение понятия

  • Слайд 25

    Движение в этом направлении возникло прежде всего в Италии, где первые его признаки были заметны еще в XIII и XIV вв. (в деятельности семейства Низано, Джотто, Орканьи и др.), но где оно твердо установилось только с 20-х годов XV в.. Во Франции, Германии и др. странах это движение началось значительно позже; несмотря на это, его свойства и ход развития, особенно в том, что касается архитектуры, были везде почти одинаковы.

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Данте Алигьери

    1265 - 1321

  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31

    История

    Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, - всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия - всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. Трагедией он не мог назвать свое произведение лишь потому, что те, как и все жанры «высокой литературы», писались на латинском языке. Данте же написал ее на родном итальянском языке. «Божественная комедия» - плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы.

  • Слайд 32

    Структура

    «Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части: первая часть («Ад») состоит из 34 песен, вторая («Чистилище») и третья («Рай») - по 33 песни. Первая часть состоит из двух вступительных песен и 32, описывающих ад, так как в нем не может быть гармонии. Поэма написана терцинами - строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, - так, число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 - символ совершенства).

  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Встреча с Вергилием

    Пока к долине я свергался темной, Какой-то муж явился предо мной. От долгого безмолвья словно томный. Его узрев среди пустыни той, «Спаси, - возвал я голосом унылым, - Будь призрак ты, будь человек живой!

  • Слайд 36
  • Слайд 37

    Над входом в Ад

    Оставь надежду всяк сюда входящий Я прочитал над входом в вышине, Такие знаки сумрачного цвета, Сказал: «Учитель, смысл их страшен мне». Он прозорливый отвечал на это: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; Здесь страх не должен подавать совета. Я обещал, что мы придем туда, Где ты увидишь, как томятся тени, Свет разума утратив навсегда».

  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Ад

    Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Преддверие ада населено душами ничтожных, нерешительных людей; далее следует первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры - Аристотеля, Еврипида, Гомера и др. Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного ПаолоМалатеста, павших жертвой запретной любви друг к другу.

  • Слайд 40
  • Слайд 41

    В круге втором

    То адский ветер, отдыха не зная, Мчит сонмы душ среди окрестной мглы И мучит их, крутя и истязая

  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44

    По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов, муки которых весьма разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников.

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    9-й круг. Обманувшие доверившихся. Ледяное озеро Коцит.

    Пояс Каина. Предатели родных. Пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников. Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников. Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого. Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Люцифер) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).

  • Слайд 47

    Ледяное озеро Коцит

    Мы были там, - мне страшно этих строк,- Где тени в недрах ледяного слоя Сквозят глубоко, как в стекле сучок. Одни лежат; другие вмерзли стоя, Кто вверх, кто книзу головой застыв; А кто – дугой, лицо ступнями кроя.

  • Слайд 48

    В эпицентре Ада

    Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие - Иуда Искариот, Брут и Кассий, - их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

  • Слайд 49
  • Слайд 50
  • Слайд 51

    Чистилище

    Вергилий излагает учение о любви как об источнике всякого добра и зла и поясняет градацию кругов Чистилища: круги I, II, III - любовь к «чужому злу», то есть зложелательство (гордость, зависть, гнев); круг IV - недостаточная любовь к истинному благу (уныние); круги V, VI, VII - чрезмерная любовь к ложным благам (корыстолюбие, чревоугодие, сладострастие). Круги соответствуют библейским смертным грехам. 1-й круг. Гордецы. 2-й круг. Завистники. 3-й круг. Гневные. 4-й круг. Унылые. 5-й круг. Скупцы и расточители. 6-й круг. Чревоугодники. 7-й круг. Сладострастники. Земной рай.

  • Слайд 52
  • Слайд 53

    Рай

    1 небо (Луна) - обитель соблюдающих долг (Иеффай, Агамемнон, Констанция Норманнская). 2 небо (Меркурий) - обитель реформаторов (Юстиниан) и невинно пострадавших (Ифигения). 3 небо (Венера) - обитель влюблённых (Карл Мартелл, Куницца,  Фолько Марсельский, Дидона, «родопеянка», Раава). 4 небо (Солнце) - обитель мудрецов и великих учёных. Они образуют два круга («хоровода»). 1-й круг: Фома Аквинский, Альберт фон Больштедт, Франческо Грациано, Пётр Ломбардский, Дионисий Ареопагит, Павел Орозий,  Боэций, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Рикард, Сигер Брабантский. 2-й круг: Бонавентура, францисканцы Августин и Иллюминат,  Гугон, Пётр Едок, Пётр Испанский, Иоанн Златоуст, Ансельм,Элий Донат, Рабан Мавр, Иоахим.

  • Слайд 54

    5 небо (Марс) - обитель воителей за веру (Иисус Навин, Иуда Маккавей, Роланд, Готфрид Бульонский, Роберт Гвискар). 6 небо (Юпитер) - обитель справедливых правителей (библейские цари Давид и Езекия, император Траян, король Гульельмо II Добрый и герой «Энеиды» Рифей). 7 небо (Сатурн) - обитель богословов и монахов (Бенедикт Нурсийский, Пётр Дамиани). 8 небо (сфера звёзд). 9 небо (Перводвигатель, кристальное небо). Данте описывает структуру небесных жителей (чины ангелов).

  • Слайд 55
  • Слайд 56

    Чины ангелов

    Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в V веке книга, приписываемая Дионисию Ареопагиту, «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia»), более известная в редакции VI века. Согласно данной книге, ангелы располагаются в следующем порядке: Первый лик Серафимы (ивр. שׂרפים‎ - горящие, пламенеющие, огненные, др.-греч. σεραφίμ (Ис 6:2-3)) - шестикрылые ангелы. «Пламенеющие», «Огненные». Они пламенеют любовью к Богу и многих побуждают к ней. Херувимы (др.-греч. χερουβίμ от ивр. כרובים‎, керубим - заступники, умы, распространители познания, излияние мудрости (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11)) - четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение. Престолы (др.-греч. θρόνοι), согласно Дионисию: «Богоносные» (Иез 1:15-21; 10:1-17) - на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.

  • Слайд 57

    Второй лик Господства, др.-греч. κυριότητες, лат. dominationes (Кол 1:16) - наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения. Силы, др.-греч. δυνάμεις, лат. potestates (Рим 8:38; Еф 1:21) - творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим. Власти, др.-греч. ἐξουσίες, лат. virtutes (Кол 1:16) - имеют власть укрощать силу дьявола.

  • Слайд 58

    Третий лик Начальства (Начала) (архонты), др.-греч. ἀρχαί,  лат. principates (Рим 8:38; Еф 1,21; Кол 1:16) - им поручено управлять Вселенной и стихиями природы. Архангелы (начальники ангелов), др.-греч. ἀρχάγγελοι - Михаил (Откр 12:7) - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни. Ангелы, др.-греч. ἀγγελοι - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Гавриил (Лук 1:26); Рафаил (Тов 5:4); (Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является «ангелом»); Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр 15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр 9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр 8:6).

  • Слайд 59

    10 небо (Эмпирей) - Пламенеющая Роза и Лучезарная Река (сердцевина розы и арена небесного амфитеатра) - обитель Божества. На берегах реки (ступенях амфитеатра, который делится ещё на 2 полукружия - ветхозаветное и новозаветное) восседают блаженные души. Мария (Богоматерь) - во главе, под ней -Адам и Пётр, Моисей, Рахиль и Беатриче, Сарра, Ревекка, Юдифь, Руфь и др. Напротив сидит Иоанн, под ним – Лючия, Франциск, Бенедикт, Августин и др.

  • Слайд 60
  • Слайд 61

    Франческо Петрарка

    Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский нотариус Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции - одновременно с Данте - за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний  родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон. По окончании учебы в университетах Монпелье и Болонии Петрарка не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание. В 1327 г. впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии. Ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Canzoniere - центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке.

  • Слайд 62

    Канцоньере

    Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного, и аллегорическая картина любви поэта - Триумфы („Trionfi“), в которых изображается победа любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы. Он создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.

  • Слайд 63
  • Слайд 64

    Латинское творчество

    Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству („Epistola ad posteros“) излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином - «О презрении к миру» („De contemptu mundi“" или „De secreto conflictu curarum suarum“, 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата („De remediis utriusque fortunae“, „De vita solitaria“ ("Об уединённой жизни"), „De otio religioso“ ("О монашеском досуге") и „De vera sapientia“ ("Об истинной мудрости"). 

  • Слайд 65

    Эстетика Ренессанса

    Отказ от средневекового аскетизма, возрождение языческой полноты жизни, гармонии и пропорции. «Обратная перспектива», «золотое сечение» и расцвет живописи. «Очеловечивание» Христа, сцены из светской жизни. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

  • Слайд 66

    СандроБотичелли (1445 – 1510)

  • Слайд 67

    Портрет Симонетты Веспуччи (ок.1480 г.)

  • Слайд 68

    Весна (1477-1478 гг.)

  • Слайд 69
  • Слайд 70
  • Слайд 71
  • Слайд 72
  • Слайд 73

    Картина мира человека эпохи Возрождения

    Светское начало в христианстве. Новая картина мира: - антропоцентризм (человек восходит до уровня творца, приближение к Богу); Антропоцентризм - культурная парадигма, в основе которой представление о человеке как центре Вселенной, высшей в конечной цели всего мироздания. - индивидуализм (гипертрофированное ощущение своей самоценности, созидательной функции); - возрождение системы ценностей, эстетических категорий, образов античности; - возрождение телесности человека. Ренессансный гуманизм (античный тип образованности как основа мировоззрения).

  • Слайд 74

    Микеланджело Буонарроти

    (1475-1564)

  • Слайд 75
  • Слайд 76

    Сотворение светил и планет

  • Слайд 77
  • Слайд 78
  • Слайд 79
  • Слайд 80

    Мадонны Рафаэля

  • Слайд 81

    Мадонна Конестабиле,1500-1502 г.,Эрмитаж,Санкт-Петербург

  • Слайд 82

    Мадонна Лорета или Мадонна дель Вело (Мадонна вуали), 1509-1510 г., Музей Конде

  • Слайд 83

    Мадонна Альдобрандини,1508-1510 г., Лондон, Национальная галерея

  • Слайд 84

    Мадонна дель Фолиньо,1511-1512 г., Рим, Ватиканская пинакотека

  • Слайд 85

    Мадонна в кресле ,1513-1515 г., Флоренция, Палаццо Питти

  • Слайд 86

    Мадонна дель Импанната,1514 г., Флоренция, галерея Питти

  • Слайд 87

    Сикстинская мадонна,1515-1519 г., Дрезден

  • Слайд 88

    “Сикстинская мадонна” - одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году.

  • Слайд 89

    Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

  • Слайд 90
  • Слайд 91
  • Слайд 92
  • Слайд 93

    Леонардо да Винчи

    Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель - вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо - символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи.

  • Слайд 94

    Леонардо да Винчи (15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция). В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лиру отправил с ним как подарок.

  • Слайд 95

    Изобретения

    Список изобретений, как реальных, так и приписываемых Леонардо: Парашют Колесцовый замок Велосипед Танк Лёгкие переносные мосты для армии. Прожектор Катапульта Робот Двухлинзовый телескоп.

  • Слайд 96

    Витрувианский человек

    Знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями. В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius).

  • Слайд 97

    Только у Леонардо да Винчи два положения виртуозно совмещены на одном лёгком, прекрасно читаемом рисунке. «Витрувианским человеком» в литературе последующих веков называли подобные изображения, демонстрирующие пропорции человеческого тела и их связь с архитектурой. В наше время витрувианский человек в версии да Винчи уже не воспринимается как геометрическая схема человеческого тела. Он превратился, ни много ни мало, в символ человека, человечества и вселенной.

  • Слайд 98

    Мона Лиза

    Портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный Леонардо да Винчи в 1503-1507гг., пожалуй, самое известное произведение живописи в мире. Произведение относится к эпохе Возрождения и выставлено в Лувре, Париж. Картина до сих пор вызывает многочисленные споры и рассуждения о технике «сфумато», использованной да Винчи в картине, о том, почему ландшафт слева и справа от Моны Лизы вдалеке не совпадают и кто всё-таки изображён на картине.

  • Слайд 99
  • Слайд 100
  • Слайд 101
  • Слайд 102
  • Слайд 103

    Северный Ренессанс (Германия, Нидерланды)

    Симбиоз средневекового и возрожденческого, роль символики, библейских сюжетов; новое - появлении обнаженной натуры, интерес к быту Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Мужицкий, Альбрехт Дюрер.

  • Слайд 104

    Испанское Возрождение

    Эль Греко, Веласкес. Золотой век испанской литературы. «Дон-Кихот» - первый европейский роман Нового времени. Возрождение в Англии. Театр Шекспира.

  • Слайд 105

    Столетняя война. Реформация как плод Ренессанса

    Мартин Лютер: 95 тезисов. Основные идеи протестантства: - церковь не имеет права отпускать грехи человека; - спасает только искренняя вера; - церковь не может быть посредником в общении человека и Бога, Бог в каждом; - все ничтожны перед Богом, независимо от общественного положения.

  • Слайд 106

    Сотериология (от греч. soter – спаситель) – религиозное учение о спасении. В учении Лютера сотериология основывается на принципе «оправдания верой» в искупительную жертву Христа и на приоритете «дара данной благодати» в спасении. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются несущественными.

  • Слайд 107

    Ж. Кальвин: удача в делах – знак благорасположения высших сил. Протестантство как основа капиталистического развития Европы (М. Вебер). Контрреформация. Сектантство.

  • Слайд 108

    Практическое занятие

    Вопросы для обсуждения: 1. Эстетика Ренессанса и тайна женщины. 2. Творчество Пертрарки как вершина ренессансного гуманизма. «Сладостный стиль» сонетов. Исповедь души в «Тайне моей жизни». Презентации студентов: ренессансная живопись.

  • Слайд 109

    Рекомендуемая литература: Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА). Бицилли, П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.: Мифрил, 1996. (Ч. з. N 1). Бурдах, К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. - М.: РОССПЭН, 2004. (НА). Вельфлин, Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения. - СПб.: Алетейя, 1997. (НА, ч. з. N 1). Девятайкина, Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. (НА). Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2001. (НА, ч. з. N 4). Пейтер, У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. (АХЛ).

  • Слайд 110

    Пинский, Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2002. (НА). Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. (НА). Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: Наука, 2007. (НА). Соколов, М. Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. (Ч. з. N 1, 2, АХЛ). Соколов, М. Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. - М., 1999. (НА). Таранов, П.С. От Петрарки до Стендаля. - М.: АСТ, 2000. (Ч. з. N 2). Хлодовский, Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М.: Наука, 1974. (Ч. з. N 1, 4). Человек в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2001. (НА, ч. з. N 1). Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2-х тт. М., 2001. (Ч. з. N 4).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке