Презентация на тему "Атмосферное давление и плотность воздуха"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Атмосферное давление и плотность воздуха" по географии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Атмосферное давление и плотность воздуха

    Лектор:Меликов Б.М.

  • Слайд 2

    Общие сведения об атмосферном давлении

    Атмосферным давлением (Р) называется сила, вызванная весом столба воздуха, простирающегося через всю атмосферу, действующая на единицу горизонтальной поверхности. Измерение давления проводится при помощи приборов, называемых барометрами. Атмосферное давление измеряется в паскалях и миллиметрах ртутного столба. В системе СИ (Международная система единиц) давление измеряется в паскалях (Па).

  • Слайд 3

    Перевод значений единиц атмосферного давления

    Для перевода давления из гПа в мм рт.ст необходимо число гектопаскалей умножить на 3/4 (0,75). Для перевода давления и мм рт.ст. в гПа необходимо число миллиметров умножить на 4/3 (1,333),

  • Слайд 4

    Таблицы перевода давления

    На практике перевод осуществляется при помощи специальных таблиц

  • Слайд 5

    Вариации атмосферного давления

    Атмосферное давление изменчива в пространстве и во времени. Особенно большие вариации давления наблюдаются в его вертикальном распределении. Пределы изменения давления у земли в разных синоптических условиях и географических регионах также может быть изменчива в широких пределах. Например, давление в тропическом циклоне может быть от 877.0 гПа, а в центре Сибирского антициклона достигает 1083.0 гПа. Обычно в однородной воздушной массе у земли атмосферное давление за сутки изменяется незначительно. Но при определенных синоптических условиях: при приближении атмосферных фронтов и глубоких циклонов она может составлять несколько гПа за час.

  • Слайд 6

    Барическая тенденция

    В метеорологии изменения давления во времени характеризуют барической тенденцией – величиной изменения давления за последние три часа (±ppa), где + – повышение – понижение pp – величина изменения за последние три часа в гПа с десятыми долями; а – характер изменения давления на ленте барографа.

  • Слайд 7

    Указание давления на карте погоды

    На карты погоды возле кружка метеорологической станции наносится величина атмосферного давления, приведенного к уровню моря (РРР), и барическая тенденция (±рра) в гПа с десятыми долями следующим образом: PPP ±ppa

  • Слайд 8

     

    При чтении величины атмосферного давления пользуются такими правилами: если указанное значение давления менее 500 (более 500), то мысленно впереди ставится 10(9) и последняя цифра отделяется запятой; если указанное значение давления равняется 500, то мысленно впереди ставится цифра 9 или 10 в зависимости от общего поля давления в данном районе и последняя цифра отделяется запятой.

  • Слайд 9

     

    Пример чтения величины атмосферного давления с карты погоды: 134 +21 931 00 Атмосферное давление, приведенное к уровню моря: 1013,4 гПа; барическая тенденция: за последние три часа давление увеличилось на 2,1 гПа, давление увеличивалось. Атмосферное давление, приведенное к уровню моря: 993,1гПа; барическая тенденция: за последние три часа давление не изменилось.

  • Слайд 10

    ИЗМЕНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ С ВЫСОТОЙ

    Атмосферное давление убывает с высотой, поскольку масса вышележащего столба воздуха уменьшается. Для определения общего закона изменения давления с высотой возьмем систему координат с осью Н, направленной вертикально вверх. Представим, что ш плоскости ХУ давление воздуха равно Р. Выделим элементарный объем с сечением, равным 1 см², и высотой dH(рис. 1). Давление на верхней грани объема будет равно P - dP.Величина изменения давления dPравна весу воздуха, заключенного в рассматриваемом объеме (ρdH- масса, ρgdH- вес) dP = - ρgdH Где: ρ – плотность воздуха; g – ускорение силы тяжести.

  • Слайд 11

     

    H Y Рис. 1. Изменение давления с высотой.

  • Слайд 12

    БАРИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ

    Для ориентировочной оценки изменения давления с высотой, а также для приближенного расчета изменения высоты по разности значений давления на практике пользуются барической ступенью. Барическая ступень (h) - это высота, на которую нужно подняться или опуститься, чтобы давление изменилось на одну единицу (на 1 гПа или 1 мм рт.ст.). Величина барической ступени используется в авиации при расчетах безопасной высоты полета в равнинной и холмистой местности. С ее помощью можно приводить (в первом приближении) давление к уровню моря по формуле: Pприв=Pаэр+Hаэр/h где: Рприв - давление аэродрома, приведенное к уровню моря (мм рт.ст. или гПа); Pаэр - давление аэродрома (мм рт.ст. или гПа); Hаэр - высота аэродрома над уровнем моря в метрах; h - барическая ступень. У земной поверхности при стандартном давлении Ро = 1013,2 гПа (760 мм рт.ст) h= 11 м/мм рт.ст. или h= 8 м/гПа

  • Слайд 13

    ПОНЯТИЕ О ГЕОПОТЕНЦИАЛЕ

    Распределение давления в атмосфере можно представить в виде бесчисленного, количества поверхностей, во всех точках которых давление одинаково. Такие поверхносл называются изобарическими (изо - равный, барос - тяжесть, давление). Они располагаются одна над другой и не параллельны уровню моря, что объясняется неравномерным распределением по горизонтали температуры и давления воздуха, а, следовательно, и различной барической ступенью. Высоты изобарических поверхностей измеряются и от уровня моря в единицах геопотенииала. Геопотенциал представляет собой работу, которую надо совершить, чтобы поднять единицу массы от уровня моря до данной высоты. Сила тяжести Р, действующая на единицу массы, равна Р=g • 1 = g, а работа Ф, затрачиваемая на поднятие единицы массы на высоту H, равна: Ф=gH. Эту работу и называют потенциалом силы тяжести или геопотенциалом. Единицей геопотенциала является геопотенциальный метр (гпм), равный работе, которую надо совершить чтобы поднять массу в 1 тонну на высоту 1 метр при ускорении силы тяжести g= 9,8 м/с2.

  • Слайд 14

    Изобарические поверхности

    0 км = 1000 гПа 1,5 км=850гПа 3,0 км = 700 гПа 5,0 км =500 гПа 7,0 км =400 гПа

  • Слайд 15

    ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БАРИЧЕСКОГО ПОЛЯ

    Распределение давления на уровне моря вдоль земной поверхности представлено на приземных картах погоды. На эти карты наносится давление, измеренное на метеорологических станциях и приведенное к уровню моря. Точки с одинаковым давлением на картах погоды соединяются плавными линиями, которые называются изобарами. Изобары обычно проводятся через 5 гПа для значений давления, кратных 5 (995,1000, 1005 и т.д.). Поле атмосферного давления, изображенное на картах погоды с помощью изобар, называется барическим полем или барическим рельефом. Формы барического поля носят название барических систем. Основными формами барического поля (барическими системами) являются: циклопы, антициклоны, ложбины, гребни и седловины (рис. 2.).

  • Слайд 16

     

    Рис. 2. Формы барического рельефа

  • Слайд 17

     

    Циклон - область низкого давления, очерченная на картах погоды замкнутыми изобарами, с минимальным давлением в центре. На картах погоды в Украине и странах СНГ обозначается буквой “Н” (низкое давление), а на международных картах - “L ” (low pressure). Давление в циклоне уменьшается от периферии к центру. Антициклон - область высокого давления, очерченная на картах погоды замкнутыми изобарами, с максимальным давлением в центре. На картах погоды в Украине и странах СНГ обозначается буквой “В ” (высокое давление), а на международных картах - “Н” (high pressure). Давление в антициклоне уменьшается от центра к периферии. Ложбина - узкая вытянутая полоса пониженного давления, расположенная на периферии л циклона или между двумя антициклонами. Линия, соединяющая точки с наименьшим давлением в ложбине, называется осью ложбины. Гребень — узкая вытянутая полоса повышенного давления, расположенная а периферии антициклона или между двумя циклонами. Линия, соединяющая точки с наибольшим давлением в гребне, называется осью гребня. Седловина - это барическая система, которая образуется между двумя циклонами и двумя антициклонами, расположенными крестообразно. В циклоне и ложбине, как правило, наблюдаются сложные условия погоды, вантициклоне и гребне - благоприятные, а в седловине - промежуточные. БАРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

  • Слайд 18

    ИНФОРМАЦИЯ О ДАВЛЕНИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ МЕТЕООБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ

    Для обеспечения безопасности полетов установлены правила вертикального эшелонирования воздушных судов (ВС). Эшелон полета - это выделенная для полетов ВС относительная барометрическая высота (Нр), отсчитываемая от изобарической поверхности с давлением 760 мм рт.ст. (1013,2 гПа). Высота полета на эшелоне выдерживается с помощью барометрического высотомера, нуль шкалы которого установлен на давлении 760 мм рт.ст. Поэтому полет на эшелоне является полетом вдоль одной и той же изобарической поверхности. Истинная же высота полета (высота над рельефом местности), а также абсолютная (высота над уровнем моря) могут значительно отличаться от барометрической. Это обусловлено тем, что над различными районами уровень с давлением 760 мм рт.ст. располагается по-разному - выше или ниже уровня моря, т.е. изобарические поверхности к параллельны уровню моря. На рис. 3 схематически показано изменение абсолютной и барометрической высоты при полете на эшелоне.

  • Слайд 19

     

    Рис. 3. Изменение абсолютной (Hабс) и барометрической (Hp)высоты полета на эшелоне.

  • Слайд 20

    Значения давления, используемые в авиации

    Метеообеспечении полетов в основном используют значения давления QFE, QNH. Давление QFE[Question field elevation (Q - code)] -давление на уровне аэродрома или порога ВПП. Давление QNH[Question normal height - sea level pressure (Q - code)] - атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря по условиям стандартной атмосферы. В сводках о фактической погоде в формате кодов METAR (SPECI) указывается давление QNHс округлением в меньшую сторону до целого гектопаскаля. Аэродромные метеорологические органы предоставляют диспетчерскому органу подхода и аэродромной диспетчерской вышке информацию о фактическом значении ONHна регулярной основе, a QFE- в соответствии с договоренностью на регулярной основе или по запросу. Районный диспетчерский центр обеспечивается данными о фактическом давлении QNH на аэродромах и прогнозируемом минимальном давлении QNHв пределах района полетной информации. В местных регулярных и специальных сводках указывается информация о давлении QNHи QFEв гектопаскалях, а при потребности дополнительно указывается давление QFEв миллиметрах ртутного столба.

  • Слайд 21

    ПЛОТНОСТЬ СУХОГО И ВЛАЖНОГО ВОЗДУХА

    Одним из основных физических параметров атмосферы, оказывающим влияние на летные и эксплуатационные характеристики ВС, является плотность воздуха. Плотность воздуха (р) - это масса воздуха в единице объема. Измеряется в г/м3 или кг/м3. Непосредственно плотность воздуха не измеряется, она определяется из уравнения состояния газов: ρ=P/RT= P/R(273+t) Где: P-давление воздуха; t- температура в 0С; R-газовая постоянная.

  • Слайд 22

     

    Из формулы видно, что плотность воздуха находится в прямой зависимости от давления иобратной - от его температуры. При постоянном давлении плотность воздуха зависит только от изменения температуры, поэтому при полете на эшелоне (Р = const) на лета эксплуатационные характеристики ВС влияет только температура воздуха. С высотой плотность воздуха уменьшается, так как давление с высотой уменьшается быстрее, чем понижается температура. Так, до высоты 5 км давление уменьшается примерно в два раза, температура понижается только на 12%. Понижение температуры несколько замедляет уменьшение плотности, поэтому плотность с высотой падает медленнее, чем давление. На высоте 5 км плотность воздуха составляет 60% от плотности на уровне моря, а на высоте 10 км - около 35%.

  • Слайд 23

    Влияние влажности на плотность

    Плотность воздуха зависит также от его влажности. Плотность водяного пара при равных значениях температуры и давления составляет 0,622 от плотности сухого воздуха. Поэтому влажный воздух легче сухого. При температуре 40°С и относительной влажности 100% влажный воздух легче сухого на 2,8%. Для вычисления плотности влажного воздуха используют виртуальную температуру (Тγ) - это такая температура, при которой плотность сухого воздуха равна плотности влажного воздуха, при том же давлении Р: Тγ=T(1+0,378e/P) Где: e – упругость водяного пара.

  • Слайд 24

     

    Влияние влажности на плотность воздуха целесообразно учитывать при температуре воздуха выше +20°С и относительной влажности более 50%. Уменьшение плотности воздуха из-за содержащегося в нем водяного пара при температуре +30°С равносильно повышению температуры на 5°С, а при температуре +40°С - почти на 9°С. Плотность воздуха также, и температура и давление, изменяется в пространстве и во времени. У экватора плотность воздуха в тропосфере меньше, чем в Европе. Зимой плотность воздуха больше, чем летом в Европе средняя величина плотности воздуха у земной поверхности равна 1258 г/м3, на высоте 5 км - 735 г /м3.

  • Слайд 25

    Решение задачи по определении барической ступени на разных высотах

    Задача №1 Дано: Р=850 гПа; tср=100С; α=0,004; Найти барический ступень h=? Решение:

  • Слайд 26

     

    Задача №2 Дано: Р=700 гПа; tср=50С; α=0,004. Найти барический ступень h=? Решение:

  • Слайд 27

     

    Задача №3 Дано: Р=500 гПа; tср=-100С; α= 0,004. Найти барический ступень h=? Решение:

  • Слайд 28

    Литература

    Баранов А.М. и др. Авиационная метеорология. С.П. Гидрометиздат, 1992 г. Богаткин О.Г. Авиационная метеорология. Санкт Петербург – 2005 г. Гусейнов Н.Ш. Диспетчеру управления воздушным движением и летчику ометеорологии. Баку. Ширваннешр. 1998г. Лещенко Г.П. Авиационная метеорология. Кировоград – 2009 г. Позднякова В.А. Практическая авиационная метеорология. Екатеринбург 2010 г. Meteorology – JAR.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд