Презентация на тему "Численность населения России"

Презентация: Численность населения России
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Численность населения России" по географии поможет учителю в проведении урока. Школьники ознакомятся с причинами влияющими на численность населения в стране. Поднимается вопрос демографического и кризиса в России. Презентация содержит подробные выводы.

Краткое содержание

  1. Демография
  2. Всеобщая перепись населения
  3. Естественный прирост
  4. Движение населения
  5. Демографический кризис

Содержание

  • Презентация: Численность населения России
    Слайд 1

    Численность населения России

    Дымова Любовь Анатольевна,

    МОУ гимназия №1 г. Липецка

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) –

    Наука о населении.

  • Слайд 3

    Десять первых стран мира по численности населения (млн. чел), 1998 г.

  • Слайд 4
    • Россия занимает 7-е место в мире с населением 145, 2 млн. чел.
  • Слайд 5

    Отношение россиян к переписи населения

  • Слайд 6
    • Первая всеобщая перепись населения была проведена в Российской империи в 1897 г.
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11
    • Рождаемость– число родившихся за год на 1000 человек населения.
    • Смертность– число умерших за год на 1000 человек населения.
  • Слайд 12
    • Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью
    • Естественный прирост определяется по формуле:
    • Е. п. = Р-С
    • Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью
  • Слайд 13
    • Естественное движение населения– совокупность рождаемости, смертности, естественного прироста
    • Механическое движение населения–изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны
  • Слайд 14
    • Демографический кризис– резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости
    • Демографический взрыв– резкое повышение численности населения за счет сокращения смертности при традиционно высокой рождаемости
  • Слайд 15
    • По прогнозам Госкомстата, население России за 2001-2016 гг. может уменьшиться на 10,5 млн. чел., а к 2050 году население сократится до 90-100 млн. чел.
  • Слайд 16

    Основные задачи по выходу из демографического кризиса:

    1) увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни;2) снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой;3) сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности;4) стимулирование многодетных семей, усыновление;5) поддержка семейно-брачных отношений;

  • Слайд 17

    Итоговое закрепление

    1. Какова численность населения России?2. От чего зависит численность населения?3. Что называют:- рождаемостью;- смертностью;- естественным приростом;- естественной убылью населения;- демографическим кризисом;- демографическим взрывом;4. Какая демографическая ситуация характерна для современной России?5. Какие меры предпринимает государство по увеличению численности населения?

  • Слайд 18

    Домашнее задание

    • § 38, подготовиться к терминологическому диктанту.
    • Составить свою родословную, показать каков бы мог быть состав вашей семьи, если бы Россия избежала демографических потрясений в XX веке (войны, коллективизация, репрессии).
Посмотреть все слайды

Конспект

МОУ гимназия №1

Учитель: Дымова Любовь Анатольевна

Предмет: география

Класс, профиль: 8 класс

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 кл.

Тема урока: «Численность населения России»

Цели:

Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России;

Развивающие: 1) продолжить развивать умение и навыки анализировать аналитические и картографические материалы, строить диаграммы; 2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике; 3) развивать навыки работы со справочным материалом;

Воспитательные: 1) формирование чувства любви к родной природе, бережного отношения к природе; 2) формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем речной системы своего края;

Оборудование: физическая настенная карта России; Атлас 8-9 класса; учебник А. И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 класс - § 38; ИКТ;

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, творческий;

Тип урока: вводный, изучения нового материала;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Садитесь. Приготовьте все необходимое для сегодняшней работы на уроке – учебник, атлас, дневник.

II. Изучение нового материала

Итак, приступаем к изучению нового материала.

Сегодня мы начинаем изучение «нового крыла» географии – население нашей страны. Население – это связующее звено между природой и хозяйством. Изучение населения играет важную роль для выработки региональной политики: нужно ли заселять Крайний север? Надо ли ограничивать рост крупных городов? Следует ли привлекать рабочие руки из других государств? И если да, то сколько? На какие рабочие специальности, и на каких условиях каждый из нас согласится трудоустроиться?

Каждый из нас ежедневно общается с другими людьми, разными по возрасту, с различным образованием, национальностью, религией. И ведут себя эти люди по-разному. Представьте себе коммерсанта, который дешево приобрел партию свиной тушенки, надеясь выгодно продать ее в Башкирии. Как вы считаете, ему это удастся? Конечно же, нет, ведь башкиры исповедуют ислам, который запрещает употреблять в пищу свинину.

Таким образом, география населения отвечает на 3 главных вопроса:

1. Где живут люди?

2. Кто они?

3. Как они живут?

Наука, изучающая население называется демография. Запишите это определение.

Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) – наука о населении.

По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Задание 1.

Рассмотрите статистические данные таблицы 1 и определите место современной России в населении мира.

Десять первых стран мира по численности населения (млн. чел), 1998 г.

Страна

Численность населения, млн. чел.

1

Китай

1300

2

Индия

1000

3

США

270

4

Индонезия

212

5

Бразилия

160

6

Пакистан

147

7

Россия

145,2

8

Нигерия

135

9

Бангладеш

127

10

Япония

126

Вывод: Россия занимает 7-е место в мире с населением 145, 2 млн. чел.

Наиболее полные сведения о численности населения, его составе в определенный момент получают при переписи населения. Еще в Древней Руси составляли писцовые книги, где учитывали население, обобщались сведения о положении крестьян. С XVII в. проводились переписи подворные, затем подушные, называвшиеся «ревизиями». Первая всеобщая перепись населения была проведена в Российской империи в 1897 г. В СССР проводились 7 переписей населения в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и последняя в 1989 годах. До сегодняшнего дня мало известны данные переписи 1937 года, так как они дали неугодные сталинскому режиму данные о крупных людских потерях в результате насильственной коллективизации и репрессий 1930-х годов. Пострадали и люди, проводившие перепись, была назначена новая перепись 1939 года, куда включили сведения о населении присоединенных к России Западной Украины и Белоруссии, республик Прибалтики, Бессарабии, которые прикрыли разоблачительные данные переписи 1937 года.

Как вы заметили, перепись населения обычно проводится 1 раз в 10 лет, но иногда ее сроки сдвигаются в связи с различными потрясениями – войнами, экономическими трудностями.

Последняя перепись проводилась по состоянию на 00.00 мин 9 октября 2002 года. Счетчики в течение недели после этого срока совершили обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны: его возраст, пол, национальность, гражданство, образование и так далее. Перепись показала, что на 2002 год россиян насчитывалось 145, 2 млн. чел.

От чего же зависит численность населения?

Численность населения зависит от количества родившихся и умерших, которые определяются в человек на 1000 населения, то есть в 1000 доле или в ‰.

Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.

Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

Если рождаемость больше смертности, то численность населения растет и речь идет о естественном приросте, он так же определяется в ‰.

Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью.

Естественный прирост определяется по формуле:

Е. п. = Р-С;

Если рождаемость меньше смертности, то есть прирост отрицательный, то численность населения уменьшается, речь идет о естественной убыли населения.

Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью.

Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста получила название естественного движения населения.

Естественное движение населения – совокупность рождаемости, смертности, естественного прироста.

Но на численность населения оказывает влияние не только естественное движение.

Каким образом еще может увеличиться численность населения? Например, в Западной Европе после 1917?

За счет миграций населения, переезда из одной страны в другую или в пределах одной страны из одного региона в другой.

Это так называемое механическое движение населения.

Механическое движение населения – изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны.

Таким образом, численность населения не стоит на месте, она постоянно меняется.

Задание 2.

1) Используя данные таблицы 2, определите естественный прирост в России с 1913 по 1999 год.

2) проанализируйте полученные данные и определите динамику (то есть изменение естественного прироста в России с 1913 по 1999 год). Сделайте вывод.

Таблица 2

Годы

1913

1926

1940

1960

1980

1990

1991

1994

1999

Число родившихся

47,8

44,7

33

23,2

15,9

13,4

12,1

9,5

8,4

Число умерших

32,4

21,3

20,6

7,4

10,6

11,4

11,4

15,7

14,7

Естественный прирост

15,4

23,4

12,4

15,8

5,3

2,2

0,7

-6,1

-6,3

Вывод: естественный прирост отрицательный, убыль населения в 90-е годы.

Такое резкое уменьшение численности населения называют демографическим кризисом.

Демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.

Обратное явление характерное для развивающихся стран, таких как Индия, Китай, Пакистан, когда они вынуждены различными мерами ограничивать рождаемость, получило название демографический взрыв. Он происходит, потому что рождаемость из-за религиозных соображений, традиций, обычаев остается высокой, а смертность благодаря достижениям современной медицины (вакцинация) резко снизилась.

Демографический взрыв – резкое повышение численности населения за счет сокращения смертности при традиционно высокой рождаемости.

Для нашей страны, как и для большинства развитых стран характерен демографический кризис. Причем таких кризисов в истории России было несколько.

Задание 3.

1) Используя график рис. 168 на стр. 233 определите, как изменялась численность населения России.

2) В какие исторические периоды кривая линия резко изменила свой ход? В какой временной отрезок кривая «пульсирует»? Какие исторические события происходили в нашей стране в этот период?

Действительно, по переписи 1897 года численность населения в пределах границ современной России составляла 67,5 млн. чел. из 124,6 млн. чел. населения Российской империи. Первый демографический кризис случился в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. и гражданской войны 1918-1921 гг. По разным источникам Россия в ходе военных действий за 1914-1917 гг. потеряла ≈ 7 млн. чел., а вместе с гражданским населением и эмигрантами после революции - ≈ 15 млн. чел. Потери несла русская армия на фронтах, велики были потери в гражданской войне участвовавших в ней сторон – кранных, белых, зеленых, гражданское население погибало от голода и эпидемий тифа и «испанки». Естественная убыль до 1,5 в год сочеталась с массовой эмиграцией.

Следующий демографический кризис пришелся на начало 30-х годов – первый этап индустриализации и коллективизации. В 1933 г. разразился массовый голод. Но люди погибали не только от голода, сотни тысяч крестьян высылались на север, в Сибирь, репрессии 1937 года так же оставили свой неизгладимый след. Общие потери на тот период составили 5-6,5 млн. чел.

Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с Великой Отечественной войной. Многие ушли на фронт и не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое по сравнению с предвоенным 1940 г. Труднее определить показатели смертности. Общие людские потери СССР определяются цифрой в 27 млн. чел. – вооруженные силы и гражданское население. Такую численность Россия смогла бы восстановить при условии высокого естественного прироста только через 10 лет.

Современный демографический кризис вызван неуклонным снижением рождаемости на фоне заметно повысившейся смертности.

Чтобы оценить влияние демографического кризиса на численность населения необходимо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать количество неродившихся детей. В годы ВОВ число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960г. Дети войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньше, чем могло бы быть. Так проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет ситуация повторилась – это «второе эхо войны».

Задание 4.

Используя рис. 169 с. 224 определите:

1) фактическую численность населения России; (145,2 млн. чел.)

2) гипотетическую численность; (300 млн. чел.)

3) людские потери в результате исторических потрясений; (300-145,2≈155 млн. чел.)

Действительно, демографы рассчитали, что при нормальном демографическом развитии, без потерь от войн, голода, миграции, репрессий численность населения России к 1995 году составила бы 270 млн. чел. вместо 145,2 млн. чел. фактически. Это значит, что с лица земли исчезла целая страна с численностью населения равной современной Японии. Такова оказалась цена для России войн и социальных потрясений. По прогнозам ученых если демографическая ситуация не изменится, то нас ожидают следующие показатели.

Таблица

Основные показатели воспроизводства населения по РФ до 2045 года.

Показатели, %

Наиболее вероятное значение по годам

2005

2010

2015

2020

2025

2030

2035

2040

2045

Рождаемость

5,4

4,9

3,9

2,9

2,5

2,4

2,3

2,0

1,8

Смертность

13,1

14,5

15,7

16,9

18,3

20,0

22,0

23,8

25,3

Естественный прирост

-7,7

-9,6

-11,9

-14,0

-15,7

-17,6

-19,7

-21,7

-23,5

Таким образом, население РФ будет сокращаться, если каждая женщина родит меньше 2-х детей. Сейчас в РФ на 100 женщин приходится 140 детей и это главная причина демографического кризиса. Кризис будет иметь тяжелые экономические и социальные последствия, когда на пенсию начнет выходить многочисленное поколение 50-х гг., а на смену ему в трудоспособном возрасте кормильцев придет малочисленное поколение начала 90-х гг. и отчислений из заработной платы на пенсии будет не хватать.

По прогнозам Госкомстата, население России за 2001-2016 гг. может уменьшиться на 10,5 млн. чел., а к 2050 году население сократится до 90-100 млн. чел. Решением демографической проблемы правительство и государство занялось вплотную путем введения приоритетных национальных проектов.

Задание 5.

Сделать сообщение о приоритетных национальных проектах в сфере здравоохранения, образования и материнства.

Основные задачи по выходу из демографического кризиса:

1) увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни;

2) снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой;

3) сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности;

4) стимулирование многодетных семей, усыновление;

5) поддержка семейно-брачных отношений;

III. Итоговое закрепление.

1. Какова численность населения России?

2. От чего зависит численность населения?

3. Что называют:

- рождаемостью;

- смертностью;

- естественным приростом;

- естественной убылью населения;

- демографическим кризисом;

- демографическим взрывом;

4. Какая демографическая ситуация характерна для современной России?

5. Какие меры предпринимает государство по увеличению численности населения?

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Итак, сегодня на уроке мы начали изучать новый раздел географии – географию населения. Познакомились с основополагающими понятиями и терминами, которые помогут нам на следующих уроках. Изучили современную демографическую ситуацию в России – рассмотрели причины демографического кризиса в нашей стране и пути его решения.

V. Домашнее задание.

§ 38, подготовиться к терминологическому диктанту.

Составить свою родословную, показать каков бы мог быть состав вашей семьи, если бы Россия избежала демографических потрясений в XX веке (войны, коллективизация, репрессии).

МОУ гимназия №1

Учитель: Дымова Любовь Анатольевна

Предмет: география

Класс, профиль: 8 класс

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 кл.

Тема урока: «Численность населения России»

Цели:

Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России;

Развивающие: 1) продолжить развивать умение и навыки анализировать аналитические и картографические материалы, строить диаграммы; 2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике; 3) развивать навыки работы со справочным материалом;

Воспитательные: 1) формирование чувства любви к родной природе, бережного отношения к природе; 2) формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем речной системы своего края;

Оборудование: физическая настенная карта России; Атлас 8-9 класса; учебник А. И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 класс - § 38; ИКТ;

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, творческий;

Тип урока: вводный, изучения нового материала;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Садитесь. Приготовьте все необходимое для сегодняшней работы на уроке – учебник, атлас, дневник.

II. Изучение нового материала

Итак, приступаем к изучению нового материала.

Сегодня мы начинаем изучение «нового крыла» географии – население нашей страны. Население – это связующее звено между природой и хозяйством. Изучение населения играет важную роль для выработки региональной политики: нужно ли заселять Крайний север? Надо ли ограничивать рост крупных городов? Следует ли привлекать рабочие руки из других государств? И если да, то сколько? На какие рабочие специальности, и на каких условиях каждый из нас согласится трудоустроиться?

Каждый из нас ежедневно общается с другими людьми, разными по возрасту, с различным образованием, национальностью, религией. И ведут себя эти люди по-разному. Представьте себе коммерсанта, который дешево приобрел партию свиной тушенки, надеясь выгодно продать ее в Башкирии. Как вы считаете, ему это удастся? Конечно же, нет, ведь башкиры исповедуют ислам, который запрещает употреблять в пищу свинину.

Таким образом, география населения отвечает на 3 главных вопроса:

1. Где живут люди?

2. Кто они?

3. Как они живут?

Наука, изучающая население называется демография. Запишите это определение.

Демография (от греч. demos – народ, grapho - пишу) – наука о населении.

По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Задание 1.

Рассмотрите статистические данные таблицы 1 и определите место современной России в населении мира.

Десять первых стран мира по численности населения (млн. чел), 1998 г.

Страна

Численность населения, млн. чел.

1

Китай

1300

2

Индия

1000

3

США

270

4

Индонезия

212

5

Бразилия

160

6

Пакистан

147

7

Россия

145,2

8

Нигерия

135

9

Бангладеш

127

10

Япония

126

Вывод: Россия занимает 7-е место в мире с населением 145, 2 млн. чел.

Наиболее полные сведения о численности населения, его составе в определенный момент получают при переписи населения. Еще в Древней Руси составляли писцовые книги, где учитывали население, обобщались сведения о положении крестьян. С XVII в. проводились переписи подворные, затем подушные, называвшиеся «ревизиями». Первая всеобщая перепись населения была проведена в Российской империи в 1897 г. В СССР проводились 7 переписей населения в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и последняя в 1989 годах. До сегодняшнего дня мало известны данные переписи 1937 года, так как они дали неугодные сталинскому режиму данные о крупных людских потерях в результате насильственной коллективизации и репрессий 1930-х годов. Пострадали и люди, проводившие перепись, была назначена новая перепись 1939 года, куда включили сведения о населении присоединенных к России Западной Украины и Белоруссии, республик Прибалтики, Бессарабии, которые прикрыли разоблачительные данные переписи 1937 года.

Как вы заметили, перепись населения обычно проводится 1 раз в 10 лет, но иногда ее сроки сдвигаются в связи с различными потрясениями – войнами, экономическими трудностями.

Последняя перепись проводилась по состоянию на 00.00 мин 9 октября 2002 года. Счетчики в течение недели после этого срока совершили обход всех жилых помещений и записали каждого жителя страны: его возраст, пол, национальность, гражданство, образование и так далее. Перепись показала, что на 2002 год россиян насчитывалось 145, 2 млн. чел.

От чего же зависит численность населения?

Численность населения зависит от количества родившихся и умерших, которые определяются в человек на 1000 населения, то есть в 1000 доле или в ‰.

Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек населения.

Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.

Если рождаемость больше смертности, то численность населения растет и речь идет о естественном приросте, он так же определяется в ‰.

Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью.

Естественный прирост определяется по формуле:

Е. п. = Р-С;

Если рождаемость меньше смертности, то есть прирост отрицательный, то численность населения уменьшается, речь идет о естественной убыли населения.

Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью.

Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста получила название естественного движения населения.

Естественное движение населения – совокупность рождаемости, смертности, естественного прироста.

Но на численность населения оказывает влияние не только естественное движение.

Каким образом еще может увеличиться численность населения? Например, в Западной Европе после 1917?

За счет миграций населения, переезда из одной страны в другую или в пределах одной страны из одного региона в другой.

Это так называемое механическое движение населения.

Механическое движение населения – изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны.

Таким образом, численность населения не стоит на месте, она постоянно меняется.

Задание 2.

1) Используя данные таблицы 2, определите естественный прирост в России с 1913 по 1999 год.

2) проанализируйте полученные данные и определите динамику (то есть изменение естественного прироста в России с 1913 по 1999 год). Сделайте вывод.

Таблица 2

Годы

1913

1926

1940

1960

1980

1990

1991

1994

1999

Число родившихся

47,8

44,7

33

23,2

15,9

13,4

12,1

9,5

8,4

Число умерших

32,4

21,3

20,6

7,4

10,6

11,4

11,4

15,7

14,7

Естественный прирост

15,4

23,4

12,4

15,8

5,3

2,2

0,7

-6,1

-6,3

Вывод: естественный прирост отрицательный, убыль населения в 90-е годы.

Такое резкое уменьшение численности населения называют демографическим кризисом.

Демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.

Обратное явление характерное для развивающихся стран, таких как Индия, Китай, Пакистан, когда они вынуждены различными мерами ограничивать рождаемость, получило название демографический взрыв. Он происходит, потому что рождаемость из-за религиозных соображений, традиций, обычаев остается высокой, а смертность благодаря достижениям современной медицины (вакцинация) резко снизилась.

Демографический взрыв – резкое повышение численности населения за счет сокращения смертности при традиционно высокой рождаемости.

Для нашей страны, как и для большинства развитых стран характерен демографический кризис. Причем таких кризисов в истории России было несколько.

Задание 3.

1) Используя график рис. 168 на стр. 233 определите, как изменялась численность населения России.

2) В какие исторические периоды кривая линия резко изменила свой ход? В какой временной отрезок кривая «пульсирует»? Какие исторические события происходили в нашей стране в этот период?

Действительно, по переписи 1897 года численность населения в пределах границ современной России составляла 67,5 млн. чел. из 124,6 млн. чел. населения Российской империи. Первый демографический кризис случился в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. и гражданской войны 1918-1921 гг. По разным источникам Россия в ходе военных действий за 1914-1917 гг. потеряла ≈ 7 млн. чел., а вместе с гражданским населением и эмигрантами после революции - ≈ 15 млн. чел. Потери несла русская армия на фронтах, велики были потери в гражданской войне участвовавших в ней сторон – кранных, белых, зеленых, гражданское население погибало от голода и эпидемий тифа и «испанки». Естественная убыль до 1,5 в год сочеталась с массовой эмиграцией.

Следующий демографический кризис пришелся на начало 30-х годов – первый этап индустриализации и коллективизации. В 1933 г. разразился массовый голод. Но люди погибали не только от голода, сотни тысяч крестьян высылались на север, в Сибирь, репрессии 1937 года так же оставили свой неизгладимый след. Общие потери на тот период составили 5-6,5 млн. чел.

Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с Великой Отечественной войной. Многие ушли на фронт и не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое по сравнению с предвоенным 1940 г. Труднее определить показатели смертности. Общие людские потери СССР определяются цифрой в 27 млн. чел. – вооруженные силы и гражданское население. Такую численность Россия смогла бы восстановить при условии высокого естественного прироста только через 10 лет.

Современный демографический кризис вызван неуклонным снижением рождаемости на фоне заметно повысившейся смертности.

Чтобы оценить влияние демографического кризиса на численность населения необходимо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать количество неродившихся детей. В годы ВОВ число родившихся было почти вдвое меньшим, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960г. Дети войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньше, чем могло бы быть. Так проявилось «демографическое эхо войны». Еще через 20-25 лет ситуация повторилась – это «второе эхо войны».

Задание 4.

Используя рис. 169 с. 224 определите:

1) фактическую численность населения России; (145,2 млн. чел.)

2) гипотетическую численность; (300 млн. чел.)

3) людские потери в результате исторических потрясений; (300-145,2≈155 млн. чел.)

Действительно, демографы рассчитали, что при нормальном демографическом развитии, без потерь от войн, голода, миграции, репрессий численность населения России к 1995 году составила бы 270 млн. чел. вместо 145,2 млн. чел. фактически. Это значит, что с лица земли исчезла целая страна с численностью населения равной современной Японии. Такова оказалась цена для России войн и социальных потрясений. По прогнозам ученых если демографическая ситуация не изменится, то нас ожидают следующие показатели.

Таблица

Основные показатели воспроизводства населения по РФ до 2045 года.

Показатели, %

Наиболее вероятное значение по годам

2005

2010

2015

2020

2025

2030

2035

2040

2045

Рождаемость

5,4

4,9

3,9

2,9

2,5

2,4

2,3

2,0

1,8

Смертность

13,1

14,5

15,7

16,9

18,3

20,0

22,0

23,8

25,3

Естественный прирост

-7,7

-9,6

-11,9

-14,0

-15,7

-17,6

-19,7

-21,7

-23,5

Таким образом, население РФ будет сокращаться, если каждая женщина родит меньше 2-х детей. Сейчас в РФ на 100 женщин приходится 140 детей и это главная причина демографического кризиса. Кризис будет иметь тяжелые экономические и социальные последствия, когда на пенсию начнет выходить многочисленное поколение 50-х гг., а на смену ему в трудоспособном возрасте кормильцев придет малочисленное поколение начала 90-х гг. и отчислений из заработной платы на пенсии будет не хватать.

По прогнозам Госкомстата, население России за 2001-2016 гг. может уменьшиться на 10,5 млн. чел., а к 2050 году население сократится до 90-100 млн. чел. Решением демографической проблемы правительство и государство занялось вплотную путем введения приоритетных национальных проектов.

Задание 5.

Сделать сообщение о приоритетных национальных проектах в сфере здравоохранения, образования и материнства.

Основные задачи по выходу из демографического кризиса:

1) увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни;

2) снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой;

3) сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности;

4) стимулирование многодетных семей, усыновление;

5) поддержка семейно-брачных отношений;

III. Итоговое закрепление.

1. Какова численность населения России?

2. От чего зависит численность населения?

3. Что называют:

- рождаемостью;

- смертностью;

- естественным приростом;

- естественной убылью населения;

- демографическим кризисом;

- демографическим взрывом;

4. Какая демографическая ситуация характерна для современной России?

5. Какие меры предпринимает государство по увеличению численности населения?

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Итак, сегодня на уроке мы начали изучать новый раздел географии – географию населения. Познакомились с основополагающими понятиями и терминами, которые помогут нам на следующих уроках. Изучили современную демографическую ситуацию в России – рассмотрели причины демографического кризиса в нашей стране и пути его решения.

V. Домашнее задание.

§ 38, подготовиться к терминологическому диктанту.

Составить свою родословную, показать каков бы мог быть состав вашей семьи, если бы Россия избежала демографических потрясений в XX веке (войны, коллективизация, репрессии).

Скачать конспект

Сообщить об ошибке