Презентация на тему "Чукчи"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Чукчи", в которой повествуется об малочисленном коренном народе крайнего северо-востока Азии.

Краткое содержание

  1. Место проживания
  2. Язык и происхождение
  3. Жилища
  4. Одежда
  5. Пища, её заготовка
  6. Религия и праздники
  7. Фольклор, музыкальные инструменты

Содержание

  • Слайд 1

    Чукчи

    Работу выполнила Губушкина Ксения.9 «В»

  • Слайд 2

    Место проживания

    Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский автономные округа.


  • Слайд 3

    Язык и диалекты

    Язык — чукотско-камчатская семья языков. В чукотском языке различают восточный, или уэленский (легший в основу литературного языка), западный (певекский), энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты.

  • Слайд 4

    Происхождение, расселение

    Чукчи — древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. По роду занятий чукчи подразделялись на оленных (кочевых, но продолжающих охотиться), сидячих (оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных) и пеших (оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей).

  • Слайд 5

     

    К XIX веку сформировались основные территориальные группы. Среди оленных (тундровых) — индигирско-алазейская, западноколымская и другие; среди морских (береговых) — группы Тихоокеанского, Берингоморского побережий и побережья Ледовитого океана.

  • Слайд 6

    Самоназвание

    Название народа, принятое в административных документах XIX–XX веков, происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу, чавчавыт — "богатый оленями". Береговые чукчи называли себя анк'альыт — "морской народ" или рам'аглыт — "прибрежные жители". Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо'равэтлян — "настоящие люди". (В конце 1920-х годов название "луораветланы" бытовало в качестве официального.)

  • Слайд 7

    Письменность

    С 1931 года существует на латинской, а с 1936 года — на русской графической основе.

  • Слайд 8

     

    Промыслы,орудия промыслов и орудия труда,средства передвижения.
    Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого — морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Береговые (оседлые) традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII века высокого уровня развития. Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и отопления жилища. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный.

  • Слайд 9

     

    Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-"ракетках"; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами.

  • Слайд 10

    Жилища

    Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7–8 метров, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность.

  • Слайд 11

     

    В ярангу входили между двумя половинами покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние.

  • Слайд 12

    Одежда

    Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и были почти идентичны эскимосским. Чукотская глухая одежда подразделяется на повседневно бытовую и празднично-обрядовую: детскую, молодежную, мужскую, женскую, стариковскую, ритуально-похоронную. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. снова женского костюма — меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

  • Слайд 13

     

    Типичная обувь — короткие, до колен, торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками (зимние торбаса); из нерпичьей шкуры или из старых, продымленных покрытий яранги (летние торбаса).

  • Слайд 14

    Пища, её заготовка

    Традиционная пища тундровых людей — оленина, береговых — мясо и жир морских животных. Мясо оленей ели мороженым (в мелко нарубленном виде) или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей заготовляли содержимое оленьих желудков, проварив его с кровью и жиром. Употребляли также свежую и мороженую кровь оленя. Готовили супы с овощами и крупой.
    В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Из крупных лососевых заготавливают юколу. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру.

  • Слайд 15

    Религия

    В основе религиозных верований и культа — анимизм, промысловый культ.

  • Слайд 16

    Праздники

    Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами. У оленных — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники приморских чукчей близки эскимосским: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа (прообраз батута), в гонках на оленях и собаках; танцы, игра на бубнах, пантомима.

  • Слайд 17

     

    Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением ребенка, выражением начинающим охотником благодарности по случаю удачного промысла и т. п. Обязательны при проведении праздников жертвоприношения: оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева (у оленных чукчей), собак (у морских).

  • Слайд 18

    Фольклор,музыкальные инструменты

    Основные жанры фольклора — мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Чукотские сказки (лымн'ыл) подразделяются на мифологические, бытовые и сказки о животных.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд