Презентация на тему "Экономическая география"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по экономической географии, созданная студенткой и призванная объяснить, что же такое эта самая "экономическая география"? Для чего она нужна и какие вопросы она изучает? Работа изложена простым понятным языком.

Краткое содержание

  • Экономика
  • Экономическая география
  • Неравенство
  • Факторы, способствующие пространственной концентрации
  • Зависимость от предыстории
  • Пространство в экономической науке
  • Структура центр-периферия
  • Стабильность пространственной структуры

Содержание

  • Слайд 1

    Экономическая география Татьяна Михайлова 25.05.2011

    1

    ЭКОНОМИКА: ПРОСТО О СЛОЖНОМ

  • Слайд 2

    Экономика

    это «наука, изучающая распределение редких ресурсов между альтернативными способами их конечного использования» 

    Человеческим языком:

    Экономика – это наука о …? …поведении человека!

    Из множества действий маленьких агентов (людей, фирм) складывается картина мира.

    Экономическая география – наука о том, как агенты принимают решения о размещении в пространстве

    2

  • Слайд 3

    Экономическая география

    • Что мы пытаемся понять?
    • Как люди выбирают местоположение?
    • Какие силы и стимулы на них действуют? Какие из них сильнее, какие слабее?
    • Как в результате выглядит география экономической деятельности? Каковы ее основные черты и свойства?
    • Какие факторы влияют на это в настоящем, прошлом, будущем?

    3

  • Слайд 4

    Главная черта пространственного развития – это…

    4

    его неравномерность!

  • Слайд 5

     

    5

    Неравенство существует на многих уровнях географической детализации

    Богатые страны и бедные страны

    Богатые регионы и бедные регионы

    Мегаполисы, города и незаселенные пространства

  • Слайд 6

    Неравенство существует на многих уровнях географической детализации

    • Внутренняя структура города
    • Концентрация отраслей
    • Кремниевая долина
    • Голливуд любой базар!
    • Экономическая география все это изучает
    • 6

  • Слайд 7

    Старые идеи: почему одни локации привлекательны, а другие нет?

    Факторы 1й природы: Фундаментальные свойства местности

    • выход к морю, климат, почвы, природные ресурсы
    • Факторы 2ой природы: Рукотворные свойства местности транспорт, инфраструктура
    • Факторы 3й природы: Чистые агломерационные эффекты

    (A. Marshall, 1890)

    • общие поставщики, потребители, рынок труда
    • распространение знаний и технологий

    Все три группы факторов способствуют пространственной концентрации

    7

  • Слайд 8

    Старые идеи: зависимость от предыстории

    8

    • порт,
    • плодородная земля,
    • климат,
    • случай
    • концентрация людей
    • инфраструктура


    - концентрация нарастает как «снежный ком» и остается стабильной, даже если ее первопричины исчезли В этом главная трудность. Как разобраться, какие факторы важнее?

  • Слайд 9

    Model of Kowloon Walled City

    9

  • Слайд 10

    Пространство в экономической науке: история - 1

    фон Тюнен(1826)/Алонзо(1964) и структура землепользования в городе

    10

    Alain Bertaud (2004) "The spatial organization of cities:Deliberate outcome or unforeseen consequence? “

  • Слайд 11

    Плотность населения в Москве и в Париже

    11

    A.Bertaud, B.Renaud (1995) Cities Without Land Markets: Location And Land Use In The Socialist City

  • Слайд 12

    Пространство в экономической науке: история - 2

    Хотеллинг(1929) и стратегический выбор локации

    12

    Идея: дилемма между доступом к рынку и конкуренцией

  • Слайд 13

    Пространство в экономической науке: история - 3

    Кристаллер(1933), Лёш(1940) и теория «центральных мест»

    13

    Идея: город – точка, где предоставляются услуги для окружающего пространства

  • Слайд 14

    Пространство в экономической науке: история - 4

    (1950е – 1980е) - теории торговли, страны/регионы как «точки»

    Издержки транспорта игнорируются“in the sanguine hope that if included they would not materially affect the results"

    (A. Deardorff, (1984)"Testing trade theories and predicting trade flows,“)

    П. Кругман (1991) “Increasing Returns and Economic Geography"

    14

  • Слайд 15

    Пол Кругман

    Идея: 2 локации, растущая отдача от масштаба + монополистическая конкуренция + транспортные издержки + мобильные труд и капитал

    Получилось: Решаемая модель, тестируемые результаты → взрыв интереса к эконгеографии

    15

    2008 Nobel Memorial Prize in Economics

    За вклад в новую теорию торговли и новую экономическую географию

  • Слайд 16

    Пространство в экономической науке: история - 5

    • 1990+ пространственные стат. методы в экономике
    • пришли из экологии, биологии, географии
    • основная идея: при работе с данными учитывать взаимное расположение наблюдений

    Близкое влияет сильнее, чем далекое

    16

  • Слайд 17

    Назад к Кругману:структура центр-периферия

    2 города (Москва и Плёс Ивановской области)

    2 сектора (рабочие, крестьяне)

    Рабочие мобильны

    Возможные результаты:

    17

    При низких издержках транспорта симметричное равновесие исчезает

    1

  • Слайд 18

    Эффект домашнего рынка

    2 региона (Home, Foreign), Hбольше

    2 фактора производства: труд, капитал

    Капитал мобилен, труд нет

    Результат: доля индустрии в регионе Hбольше, чем его доля населения. и эта доля растет с падением издержек транспорта

    Либерализация торговли усиливает начальное преимущество!

    18

  • Слайд 19

    Наблюдается ли эффект домашнего рынка на практике?

    Да:

    машиностроение, металлы, оборудование, химпром, пластики, резины, бумага, печать, мебель

    Нет:

    пищевая, одежда, текстиль, обувь

    (Но есть разногласия между исследователями)

    19

  • Слайд 20

    Стабильность пространственной структуры

    Кругман предсказывает много возможных стабильных состояний

    Случается ли переход из одного в другое?

    Столицу в Плёс!

    20

    Афины 2010 Троя

  • Слайд 21

     

    Бомбардировки японских городов во 2й мировой войне

    D.R. Davis, D.E. Weinstein, “Bones, Bombs, and Break Points: The Geography of Economic Activity", AER 2002

    21

    • Тот же результат: Вьетнам, Западная Германия

    Совсем не похоже:

    • Восточная Германия, СССР

  • Слайд 22

     

    22

  • Слайд 23

    Эволюция пространственного развития

    Начнем с равномерного распределения людей (пре-индустриальное общество)

    Уменьшаем транспортные издержки

    23

    Что будет?

    Кругман: концентрация будет увеличиваться.

    Он прав?

  • Слайд 24

    Транспортные издержки: история

    24

    Данные из: Combes, Mayer, Thisse (2008) “Economic Geography"

    «Смерть расстояния» или “The World is Flat"?

    Географическое положение имеет менее существенное значение сейчас, чем 100 лет назад? – Наоборот!

  • Слайд 25

    Гравитационная модель торговли

    25

    Расстояние все более важно!

    Предположим: объем торговых потоков = функция от ВВП стран и расстояния между ними:

  • Слайд 26

    Эволюция пространственного развития, прав ли Кругман?

    Добавим в модель Кругмана препятствия к агломерации людей

    • теснота больших городов
    • любовь к «малой родине»
    • инертность миграции

    Результат: зависимость концентрации от транспортных издержек имеет форму ∩

    разные страны находятся на разных точках траектории концентрация увеличивается в развивающихся и в средних странах

    26

  • Слайд 27

    Индекс концентрации промышленности, Франция

    27

    P.-P. Combes, M.LafourcadeJ.-F. Thisse, J.-C. Toutain, 2008. "The rise and fall of spatial inequalities in France: A long-run perspective"

  • Слайд 28

    Итак, что мы знаем?

    Интеграция ведет к концентрации

    • пространственное неравенство увеличивается по мере технического прогресса но люди (в среднем) выигрывают
    • При прочих равных, большие рынки аккумулируют высокотехнологичные индустрии для них сильнее агломерационные силы
    • Когда все перестанут ехать в Москву? Надеюсь, никогда! 
    • Быть ближе к мировым рынкам становится все важнее
    • Но пространственные структуры экономик очень инертны

    28

  • Слайд 29

    О чем мы знаем недостаточно

    Как растут города, почему они создают иерархическую структуру, что определяет их размер относительно друг друга.

    Какие факторы 1й 2й и 3й природы важнее, как они взаимодействуют региональная политика

    И еще о многом…

    29

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд