Презентация на тему "Формирование этносов как главных носителей культуры"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по географии, посвященная взаимосвязи сложившихся этносов и культуры. Автор рассматривает теорию пассионарного развития Л. Н. Гумилева, рассказывает об этапах, которые включает эта теория.

Краткое содержание

  • Справка
  • Этносы и культура
  • Арабские женщины
  • Крым
  • Теория этногенеза Л.Н. Гумилева
  • Фазы этногенеза
  • Фаза подъема
  • Акматическая фаза
  • Фаза надлома
  • Инерционная фаза
  • Фаза обскурации
  • Мемориальная фаза
  • Зоны пассионарных толчков

Содержание

  • Слайд 1

    Г е о г р а ф и я культуры

    Формирование этносов как главных носителей культуры.

  • Слайд 2

    Справка

    Этнос (энцикл. словарь) — исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин этнос (этническая общность) близок к понятию народ (в этнографическом смысле). Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы), а также обособленные части внутри народа (этнографические группы).

    Этнос(по Л.Н. Гумилеву) — коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности — подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей. Каждый такой этнос должен был приспособиться к условиям ландшафта, где он жил. Связи этносов с окружающей природой и порождают пространственные взаимоотношения этносов между собой.

  • Слайд 3

     

    Л. Н. Гумилев считал, что носителями культуры являются этносы— устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя всем прочим аналогичным коллективам (эллины — варварам; китайцы — людям Срединного царства; арабы — нечестивым, православные — нехристям, причем к последним относились и католики).

    Все эти коллективы различаются по языку, иногда — по системе идеологии, по происхождению, и главное — по исторической судьбе.

  • Слайд 4

     

    Каждый этнос имеет свои неповторимые, стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта.

  • Слайд 5

     

    Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, такой деликатес корейской кухни, как мясо собак, приводит в изумление другие народы.

    Арабские женщины

    Арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам, а крестоносцы — многоженство.

  • Слайд 6

     

    Из нескольких этносов, возникших в определенном регионе и взаимосвязанных экономически, политически и идеологически, формируются суперэтносы (мусульманский, латиноамериканский и др.).

  • Слайд 7

     

    Становление новых этносов приурочено к регионам стыка двух и более различных ландшафтов, т. е. географическая среда является благоприятным условием для этногенеза, но не является его

    причиной. Так, основные процессы этногенеза в Евразии возникали при сочетании горного и степного ландшафтов (на востоке), лесного и лугового (на западе — поляны в Волго-Окском

    междуречье), степного и оазисного (на юге — Крым, Средняя Азия), лесотундра и тундра (на севере).

    Народы же, населяющие однотипные ландшафты, например степи (саки, печенеги, кыпчаки), и в этническом, и в социальном плане стабильны. На Ближнем Востоке (в Леванте) при сочетании гор, моря, пустынь и речных долин новые этнические комбинации возникали достаточно часто.

    Крым

  • Слайд 8

     

    В истории известно два случая, когда море являлось составной частью места развития этносов: это культуры на берегах Ледовитого океана (эскимосы) и в Полинезии.

    Монотонный однородный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие на нем этносы, разнородный — стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.

  • Слайд 9

    Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

    Этногенез — основное понятие теории Л. Н. Гумилева — процесс становления этноса от момента его возникновения до исчезновения (средняя продолжительность жизни 1200-1500 лет). Основной принцип этногенеза — угасание импульса в следствии энтропии (т.е. утрата пассионарности системы из-за сопротивления окружающей среды — этнической и природной).

    Л.Н. Гумилев (1912—1992)

  • Слайд 10

    Фазы этногенеза

    1. фаза пассионарного подъема этноса;

    2. акматическая фаза;

    3. фаза надлома;

    4. инерционная фаза;

    5. фаза обскурации;

    6. мемориальная.

  • Слайд 11

     

  • Слайд 12

    1. Фаза подъема

    Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития. Первая фаза — фаза пассионарного (от лат. рassio — страдание) подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Пассионарность — это способность людей к своего рода перенапряжению, когда пассионарный импульс превышает инстинкт самосохранения. Спаянные пассионарной энергией этнические целостности, расширяясь, подчиняют территориально близкие народы. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос. Так, византийский суперэтнос, возникший в 1 в. н. э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, армян, славян и просуществовал до XV в. Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Фаза пассионарного подъема длится примерно 300 лет.

  • Слайд 13

    Византийская Империяначало V века

  • Слайд 14

    2. Акматическая фаза

    Акматическаяфаза (длится приблизительно 300 лет) - фаза, в которой люди в наибольшей степени стремятся «быть самими собой», т. е. не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Этот период заканчивается соперничеством, гражданскими войнами, ход этногенеза временно тормозится. Этнос переходит в фазу надлома.

  • Слайд 15

    3. Фаза надлома

    Фаза надлома продолжается 150— 200 лет. Этот период сопровождается расцветом культуры. Затем этнос начинает жить по инерции, благодаря приобретенным ценностям. Наступает инерционная фаза.

  • Слайд 16

    4. Инерционная фаза

    В период инерционной фазы идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

    Постепенно пассионарность снижается, наступает фаза обскурации.

  • Слайд 17

    5. Фаза обскурации

    Фаза обскурации - фаза этногенеза, снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

    Люди с пониженной пассионарностью стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей.

    Процессы распада становятся необратимыми: господствуют люди вялые, эгоистичные, с потребительской психологией. Наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная.

  • Слайд 18

    6. Мемориальная фаза

    Мемориальная фаза – фаза, в которой этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Приходит время равновесия с природой, когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и великим замыслам предпочитают обывательский покой. Продолжительность этой фазы целиком зависит от историко-географических особенностей территории, вместившей остаток разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он существует неопределенно долго, до тех пор, пока его местообитание не будет завоевано соседями.

  • Слайд 19

     

    Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при этом возникает новая пассионарная популяция, она создает новый этнос, давая начало очередному витку этногенеза, благодаря которому человечество не исчезнет с лица Земли.

  • Слайд 20

    Зоны пассионарных толчков

    Зоны пассионарных толчков — это узкие полосы шириной около 300 км при широтном простирании и несколько больше — при меридиональном, приблизительно на половину окружности Земли. Возникают толчки этногенеза достаточно редко, два или три раза за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту.

    Один и тот же толчок может создать несколько очагов повышенной пассионарности (и как следствие — несколько суперэтносов), если его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так, толчок VI в. н. э. «задел» Аравию, долину Инда, Южный Тибет, Северный Китай и Среднюю Японию. Во всех этих странах возникли этносы ровесники, каждый из которых имел свой стереотип поведения и культуру. Их соседи — Византия, Иран, Великая степь — были старше. В XI в. появились чжурчжэни и монголы, в XIII в. — литовцы, великороссы, турки османы, эфиопы.

  • Слайд 21

    Шабалина Е.

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд