Презентация на тему "Городские агломерации"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Городские агломерации" создана по материалам научно-исследовательской работы творческой группы под руководством академика РААСН Назарова В. Ф. Демонстрация данной презентации возможна на уроках экономической географии в старших классах школы.

Краткое содержание

  1. что такое городские агломерации;
  2. основные свойства;
  3. опыт последних лет;
  4. особенности ситуации в современном строительстве;
  5. описание зарубежного опыта;
  6. Санкт-Петербург и Ленинградская область;
  7. способы решения проблем;
  8. области расселения;
  9. заключение.

Содержание

  • Слайд 1

    Городские агломерации в России – миф или реальность?

    И.В.Ратаев

  • Слайд 2

     

    Настоящее сообщение подготовлено по материалам научно-исследовательской работы, выполненной по заказу РААСН творческим коллективом в составе Назарова В.Ф, Соколова С.И., Изварина Е.И., Щитинского В.А., под общим руководством академика РААСН Назарова В.Ф

  • Слайд 3

     

    Городские агломерации являются не абстрактной моделью теоретического исследования, а реальным объектом – одним из важнейших инструментов управления развитием социально-экономических процессов в России, что требует принципиального переосмысления их роли, места и значения в пространстве Российской Федерации

  • Слайд 4

    Агломерация городская

    Тесное скопление (группа) городов и других населённых мест, объединённых производственными, социальными, трудовыми и культурно-бутовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов.

    Распространены одноцентровые (на основе одного города) и полицентровые (на основе двух и более крупных городов) городские агломерации, а также крупные многоцентровые скопления агломераций (конурбации

    «Терминологический словарь по градостроительству», РААСН, 2004

  • Слайд 5

    Основные свойства городских агломераций

    • территориальная сближенность городских поселений, группирующихся вокруг главного центра,
    • пространственная целостность всей агломерации.
    • развитие тесных межселенных производственных, трудовых, культурно-бытовых и рекреационных связей.
    • высокая экономическая и социальная эффективность благодаря комплексному использованию инфраструктуры, материально-технической базы, трудовых ресурсов, природного потенциала территории и т.д.

  • Слайд 6

    Опыт последних лет

    • «Актуализированный Генеральный план города Москвы на период до 2025 года», (2007),
    • «Стратегия города Чебоксары до 2020 года с учётом развития Чебоксарской агломерации»(2009),
    • «Схема территориального планирования Красноярского края» (2009),
    • «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе» - раздел ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (2007),
    • «Схема территориального планирования Восточно-Донбасской агломерации» (2009),
    • «Схема территориального планирования юго-западного района (Ростовской агломерации) Ростовской области» (2008),
    • «Схема территориального планирования Красноярской агломерации» (2009),
    • «Проект размещения объектов капитального строительства в зоне дороги «Обход города Волгограда» (2008)

  • Слайд 7

     

    Проект, разработанный Леонтьевским центром в 2000 году в рамках программы Тасис «Усиление синергии: Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо-Западного региона России», в котором, в силу независимости заказчика и источника финансирования от региональных властей, были вскрыты как объективные проблемы Санкт-Петербургской агломерации, так и показаны существенные преимущества скоординированного развития двух самостоятельных субъектов Российской Федерации, какими являются Санкт-Петербург и Ленинградской область.

  • Слайд 8

    Особенность ситуации в современном российском градостроительстве

    Наличие системной нестыковки между основами отечественной градостроительной науки и современным российским законодательством в области градостроительства

  • Слайд 9

     

    Принципиально разный подход к содержательным фундаментальным понятиям градостроительства, который наглядно можно проиллюстрировать, сравнивая два документа: «Терминологический словарь по градостроительству», разработанный Отделением градостроительства РААСН в 2004 году, и Градостроительный кодекс Российской Федерации, принятый в том же 2004 году..

  • Слайд 10

    Городская агломерация в сегодняшней России – это миф

    Городская агломерация как объект градостроительного исследования и планирования в сегодняшней России с точки зрения действующего российского градостроительного законодательства является мифом, так как в Градостроительном кодексе РФ отсутствуют такие основополагающие понятия, как «Градостроительная политика», «Расселение», «Город», «Агломерация».

    В кодексе ярко выражены упрощение и примитивизация процесса градостроительной деятельности, сведение её итоговых результатов только к функциональному зонированию и размещению объектов капитального строительства различного уровня

  • Слайд 11

     

    Российская практика показала, что если решения в области расселения можно безнаказанно принимать и реализовывать без серьёзных научных обоснований, то любые ответственные за эти решения органы всегда будут стараться обойтись без подобных обоснований, пока не получат серьёзный урок в виде негативной реакции общества….

  • Слайд 12

    А что за рубежом?

    В развитых зарубежных странах в итоге длительной истории взаимоотношений между теорией и практикой давно сложилась соответствующая структура «рынка» теоретических идей и рекомендаций, на котором наибольшим спросом пользуются предложения, направленные на совершенствование механизма регулирования процессов расселения и, прежде всего, на обеспечение координации действий всех причастных к этой деятельности независимых центров принятия решений (центральных и региональных органов государственной власти, муниципалитетов, частных инвесторов, разного рода общественных организаций и групп населения)

  • Слайд 13

     

    Конкретный пример:Президент Франции Николя Саркази в 2008 году инициировал разработку международного проекта комплексного развития Большого Парижа, который должен был ответить на вопрос, какую территорию следует считать Большим Парижем, а также подготовить конкретные предложения по обеспечению пространственной, социальной и функциональной целостности этой территории, созданию предпосылок для её эффективного развития.

    По результатам проекта в 2010 году создана Международная мастерская Большого Парижа.

  • Слайд 14

     

    Санкт-Петербург и Ленинградская область - региональный комплексили Санкт-Петербургская агломерация ?

    В работе в качестве примера были взяты Санкт-Петербург и Ленинградская область, и для начала определён объект исследования, как с точки зрения градостроительной науки, так и с позиции действующего законодательства: что такое эта территория, рассматриваемая совместно – это региональный комплекс из двух субъектов Российской Федерации или Санкт-Петербургская агломерация.

    эти понятия довольно существенно различаются, а значит, и системы управления их устойчивым развитием будут включать в себя различные составляющие.

  • Слайд 15

     

    Рассматривая Санкт-Петербург и Ленинградскую область как часть Северо-Западного федерального округа, можно констатировать, что данные субъекты РФ играют роль экономического и культурного центра Северо-Запада - с учётом повышения геополитического значения этого региона как западных ворот России

  • Слайд 16

     

    Санкт-Петербург и Ленинградская область:

    • представляют собой исторически сложившийся, географически, социально-экономически и градостроительно взаимосвязанный регион.

    На этой территории широко представлены различные интересы в области градостроительной деятельности – интересы Российской Федерации, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как субъектов Федерации, интересы муниципальных образований, общественные и частные интересы граждан и их объединений.

  • Слайд 17

     

    Санкт-Петербург и Ленинградская область - региональный комплексили Санкт-Петербургская агломерация ?

    Санкт-Петербург и Ленинградская область:

    • совместно эксплуатируют природные ресурсы региона.
    • пользуются сложившейся единой региональной транспортной и энергетической инфраструк-турой, инфраструктурами связи и информатики.
    • оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на окружающую природную среду.
    • являются мощными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера .

  • Слайд 18

     

    На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

    • происходят ежедневные и сезонные миграции населения с трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными целями,
    • в рекреационных зонах области отдыхают жители Санкт-Петербурга,
    • на территории Санкт-Петербурга размещается административно-хозяйственный центр области и крупные головные элементы её социальной и производственной инфраструктур,
    • на территории города и области расположено значительное количество уникальных объектов культурного наследия.

  • Слайд 19

     

    Конкретные вопросы, требующие совместного рассмотрения и решения с позиций «обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» по использованию территории обоих субъектов Российской Федерации :

  • Слайд 20

     

    На уровне интересов Российской Федерации к этим проблемам можно отнести:

    -Обеспечение статуса и защиты государственной границы Российской Федерации (Развитие приграничных территорий России с Финляндией и Эстонией)

    -Государственные системы инженерно-транспортной инфраструктуры (Формирование международного транспортного коридора № 9; развитие и создание портовых комплексов в Финском заливе; развитие и формирование системы магистральных газо-, нефте-, и продуктопроводов, энергетических систем; развитие Волго-Балтийской водной транспортной системы; обеспечение безопасной работы Ленинградской атомной электростанции и др.)

  • Слайд 21

     

    На уровне интересов Санкт-Петербурга и Ленинградской области как субъектов Российской Федерации, к ним можно отнести:

    -Сохранение природных рекреационных ресурсов (Развитие всероссийского курорта федерального значения на северном побережьи Карельского перешейка)

    -Охрана федеральных объектов историко-культурного и природного наследия (Охрана исторически сложившейся градостроительной системы Центра Санкт-Петербурга)

    -Территории традиционного проживания малочисленных народов (районы проживания ингерманландцев, корелов и пр.)

  • Слайд 22

     

    На уровне интересов муниципальных образований к ним можно отнести:

    -Развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры поселений и прилегающих территорий

    -Ограничение вредного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки (Обеспечение защиты территорий водоохранных зон, служащих источником питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга и Ленинградской области; проведение единой политики управления всеми видами отходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и пр.)

    Сохранение территорий объектов историко-культурного и природного наследия

  • Слайд 23

     

    На уровнеинтересов граждан и их объединений и юридических лицк ним можно отнести:

    градостроительную деятельность на принадлежащих им земельных участках (Реализация различных инвестиционных проектов; индивидуальное жилищное строительство; повышение эффективности использования и уровня благоустройства территорий садоводств в Ленинградской области и пр.)

  • Слайд 24

     

    Рассматривая Санкт-Петербург и Ленинградскую область как региональный комплекс из двух субъектов Российской Федерации, иначе говоря, как часть Российской Федерации, мы находим в Градостроительном кодексе прямое указание на возможность разработки схемы территориального планирования для подобного региона

  • Слайд 25

     

    Содержание такого документа Градостроительным кодексом строго зарегламентировано, и основной задачей его является разработка карт (схем) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения в различных областях деятельности.

    Это резко сужает возможности проекта с точки зрения комплексного решения проблем взаимоувязанного развития двух субъектов Федерации

  • Слайд 26

     

    Также очевидно, что в такой работе невозможно дать решение перечисленных выше проблем, связывающих Санкт-Петербург и Ленинградскую область, так как они в большей степени (по логике Градостроительного кодекса) связаны с объектами капитального строительства регионального и местного значения, и не должны рассматриваться в подобном документе.

  • Слайд 27

     

    Санкт-Петербургская и Московская агломерации отмечаются в числе самых проблемных, что связано с тем, что их разделяют административные границы субъектов РФ.

    Эти объективные различия будут всё чаще становиться (а в ряде случаев уже стали) причиной существенных расхождений позиций органов государственной власти соседних субъектов РФ, в юрисдикции которых находятся отдельные части территорий этих агломераций, по очень широкому кругу вопросов их функционирования и развития.

  • Слайд 28

     

    В этих агломерациях остроту возникающих актуальных проблем расселения будет определять сложность достижения компромисса по «стратегическим» вопросам градостроительной политики (включая содержание нормативно-правовой базы и правил регулирования всех видов инвестиционной деятельности на данной территории) двух (или более) независимых друг от друга органов государственной власти, каковыми по Конституции являются власти отдельных регионов.

  • Слайд 29

     

    Отсюда можно сделать вывод о том, что предметом рассмотрения должен являться не региональный комплекс из двух субъектов Российской Федерации, а крупная городская агломерация со всеми объективно присущими этому территориально-пространственному образованию характеристиками, а именно - Санкт-Петербургская городская агломерация.

  • Слайд 30

    Россия – вперёд!

    Усиление внимания к проблемам развития крупных городских агломераций связано со взятым стратегическим курсом Правительства РФ на развитие России по инновационному сценарию и необходимостью обеспечения такой пространственной организации страны, которая обеспечивала бы функционирование и развитие национальной инновационной системы.

    Стратегия инновационного развития России должна базироваться на принципиально новой каркасной структуре пространственной организации, которая должна явиться материальной основой поддержания целостности государства и интенсификации развития его территории в новых геополитических условиях.

  • Слайд 31

     

    Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, ёмкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства).

    Городские агломерации являются местами локализации постиндустриальных процессов и как следствие источниками конкурентоспособности России в глобальной экономике.

    Интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.

  • Слайд 32

    Так что же делать?

    Градостроительной наукой определён перечень задач по регулированию внутрисистемных трудовых, культурно-бытовых и рекреационных связей на территории городской агломерации, а именно:

    • рациональное размещение мест приложения труда, проживания, культурно-бытового обслуживания и отдыха различных социально-демографических групп населения,
    • выбор оптимальных видов использования земель, прилегающих к городу, являющемуся центром агломерации (в старой терминологии – пригородных),
    • определение приоритетов в развитии объектов общественного и индивидуального транспорта,
    • выявление степени централизации и кооперации сетей и сооружений внутригородской и межселенной инфраструктуры.

  • Слайд 33

     

    Изучение задач, требующих совместного рассмотрения и решения с позиций соблюдения федеральных, региональных и местных интересов по использованию территории агломерации, приводит к достаточно крамольной мысли с позиции современного российского градостроительного законодательства - особенностью любой работы, посвящённой проблемам агломерации,должна явиться её комплексность, что в переводе на язык Градостроительного кодекса означает, что в ней одновременно должны быть рассмотрены территории и объекты всех трёх уровней – федерального, регионального и местного, что следует из самого существа понятия «Агломерация».

  • Слайд 34

     

    Исходя из существа агломерации и её роли в современном развитии нашей страны, ясно, что проект развития агломерации не может быть выстроен однобоко и ограничиваться только решением проблем размещения объектов капитального строительства пусть даже всех трёх уровней – федерального, регионального и местного значения.

    Этот проект должен действительно предложить систему управления таким специфическим объектом, каким является агломерация

  • Слайд 35

     

    Несмотря на игнорирование российским градостроительным законодательством самого понятия «агломерация», градостроительная наука и практика не могут пройти мимо того клубка проблем, который возникает при разработке документов территориального планирования для административно-территориальных единиц, являющихся частями крупных городских агломераций.

    Решение этих проблем во многом возможно только в рамках отдельных проектов, рассматривающих территорию соответствующей агломерации в целом.

  • Слайд 36

     

    Для всех сложившихся на территории России городских агломераций их адаптация к рыночной экономике представляет собой сложный процесс, в целях управления которым, прежде всего, требуется:

    • обновление законодательной базы как федерального, так и регионального уровней,
    • разработка и реализация на этой основе специальных регулятивных мероприятий (предпроектных и проектных разработок, целевых территориальных программ и т.п.) на региональном, а возможно даже на федеральном уровнях управления.

  • Слайд 37

     

    Как уже было показано выше, в Градостроительном кодексе Российской Федерации:

    Не содержится определение понятия «Агломерация», отсутствуют также понятия «Градостроительная политика», «Консолидированное развитие субъектов РФ» и «Пространственное развитие», «Расселение».

    Отсутствуют какие-либо нормы по управлению консолидированным пространственным развитием субъектов РФ, виды документов территориального планирования для городских агломераций.

  • Слайд 38

     

    Для обеспечения управления консолидированным пространственным развитием субъектов РФ на федеральном уровне необходимо внесение ряда существенных дополнений в действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации.

  • Слайд 39

     

    Ввести в перечень основных понятий Градостроительного кодекса РФ:

    - «Градостроительная политика» – разработанная органами государственной власти централизованная политика развития расселения, планировки и застройки городов, основанная на общих задачах общества в данной сфере и на учёте комплекса местных градостроительных условий и задач. Включает основы решения как стратегических (долгосрочных), так и тактических (текущих) градостроительных задач. Концептуальным обобщением градостроительной политики является градостроительная доктрина

    - «Расселение» – распределение населения по территории, создание новых и развитие существующих населённых пунктов. Формирование сети населённых пунктов.

    - «Агломерация городская» – тесное скопление (группа) городов и других населённых мест, объединённых производственными, социальными, трудовыми и культурно-бутовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов.

  • Слайд 40

     

    Ввести в Градостроительный кодекс РФ новый вид документов территориального планирования Российской Федерации:

    Схемы территориального планирования Российской Федерации в области расселения - развития крупных городских агломераций, территории которых распространяются на два или более субъекта Российской Федерации

  • Слайд 41

     

    Ввести в Градостроительный кодекс РФ новый вид документов территориального планирования субъектов Российской Федерации:

    • схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации в области расселения- развития городских агломераций, территории которых не выходят за пределы границ данных субъектов Российской Федерации

  • Слайд 42

     

    Ввести в основные принципы законодательства о градострои-тельной деятельности ответствен-ность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации за расселение

  • Слайд 43

     

    Таким образом, по нашему мнению, назрела объективная необходимость сближения, наконец, градострои-тельной науки и официального нормотворчества.

    Решение проблем развития крупных городских агломераций может стать первым и очень важным шагом на этом сложном и тернистом пути.

  • Слайд 44

    P.S.

    В прессе появилось сообщение о встрече мэра Москвы С.С.Собянина и губернатора Московской области Б.В.Громова, на которой начали обсуждаться общие вопросы регионального и территориального развития Москвы и Московской области, совместные меры по решению транспортных проблем, было намечено заседание Объединённой коллегии Правительств Москвы и Московской области.

    Лёд тронулся, господа!

  • Слайд 45

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд