Презентация на тему "Городское и сельское население. Урбанизация"

Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по социальной географии на тему: "Городское и сельское население. Урбанизация", предназначенная для работы с учениками старших классов. Благодаря данной работе ребята узнают, чем характеризуется урбанизация и какие уровни она имеет.

Краткое содержание

  • Городское и сельское население
  • Современные формы сельского расселения
  • Городское расселение
  • Практические задания
  • Урбанизация
  • Черты урбанизации
  • Мегалополис
  • Уровни урбанизации

Содержание

  • Слайд 1

    Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс.Экономическая и социальная

    география мира. 10 класс.

    Автор презентации: Федуркина Т.Ю. учитель географии МОУ СОШ № 38 г. Тулы.

  • Слайд 2

    ДОРОГОЙ ДРУГ!

    Сегодня на уроке ты познакомишься с формами городского и сельского расселения мира. Узнаешь, что такое урбанизация, каковы ее черты, уровни, темпы, особенности. Рассмотришь экологические проблемы современных городов. Тебе предстоит работать с картографическим материалом, анализировать диаграммы, графики. В конце занятия тебя ждет небольшой тест и творческое домашнее задание.

    При работе с каждым слайдом, не переходи к следующему, пока не проработаешь текущий.

    Успехов тебе!

    • Продолжить

  • Слайд 3

    По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.

    СЕЛЬСКОЕ расселение возникло с развитием земледелия В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15 – 20 млн.

    Они различаются по:- величине;- форме;- специализации хозяйства.

  • Слайд 4

     

    Современные формы сельского расселения

    • Групповая (деревенская)

    Наиболее распространена в странах Центральной и Южной Европы, России, Японии во многих развивающихся странах.

    • Рассеянная (ферма)

    Наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы.

    В странах кочевого скотоводства постоянные поселения отсутствуют.

  • Слайд 5

    Городское расселение

    Города возникли в древности как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, формировалась инфраструктура, развивались транспортные связи. В городах проживает 47% населения Земли.

    Функции современных городов:

    - промышленные;

    - культурные;

    - научные;

    - административные;

    - транспортные.

    Большинство городов - многофункциональны

  • Слайд 6

     

    ЗАДАНИЕ 1.

    Вспомни, в России при какой численности населения поселение считается городом? Какой показатель, кроме численности населения, еще учитывается?

    Это интересно!

    Определение города в разных странах различно.

    Например, в Швеции, Дании, Финляндии городом считается поселение более 200 человек.

    • В Канаде, Австралии – свыше 1 тыс. человек,
    • в ФРГ, Франции – свыше 2 тыс. человек,
    • в США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек,
    • в Индии, Иране – свыше 5 тыс. человек,
    • в Швейцарии, Малайзии – свыше 10 тыс. человек,
    • в Нидерландах, Нигерии – свыше 20 тыс. человек,
    • в Японии – 30 тыс. человек,

  • Слайд 7

    В настоящее время соотношение городского и сельского населения изменяется.ЗАДАНИЕ

    2.Проанализируй график и сделай вывод о том, как изменялась динамика доли городского населения с 1700 по 2005 с прогнозом на 2015 год.

  • Слайд 8

    ЗАПОМНИ!Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения,

    возникновения сетей и систем городов, распространения городского образа жизни, а также повышения роли городов в современном мире называется УРБАНИЗАЦИЕЙ (от лат. urbs – город)

    Урбанизация – важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяют три этапа:

    • Начальный этап – XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке.
    • Первая половина XX века. Ускоряется рост городского населения и урбанизация распространяется почти на все регионы мира.
    • Вторая половина XX века начало XXI века. Ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации, а также формирование мегалополисов, что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.

  • Слайд 9

    ЗАДАНИЕ 3. Проанализируй диаграмму и определи:- какие страны являются лидерами по

    максимальной и минимальной доли городского населения, - какой тип стран преобладает в каждой группе.

  • Слайд 10

    ЧЕРТЫ УРБАНИЗАЦИИ

  • Слайд 11

    ЗАПОМНИ!Агломерации – территориальные группировки городских и сельских поселений.ЗАДАНИЕ 4

    . Проанализируй диаграмму и определи:- какие агломерации в разный период являлись лидерами; - какие страны, развитые или развивающие, лидируют в разные годы по числу агломераций;- запиши в тетрадь названия крупнейших агломераций.

  • Слайд 12

    ЗАДАНИЕ 5. Найди на карте «Крупнейшие города мира». агломерации, которые входят в число 15

    лидеров. Нанеси их на контурную карту.

  • Слайд 13

    Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате

    слияния большого числа соседних агломераций.

    США.

    Крупнейшие мегалополисы:

    1. Северо-Восточный или Босваш включает 40 агломераций (50 млн. чел.).

    Крупнейшие – Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон.

    2. Приозерный или Чипитс включает 35 агломераций (35 млн. чел.). Крупнейшие – Чикаго, Детройт, Кливленд, Питтсбург.

    3.Калифорнийский или Сан-Сан включает 18 агломераций (25 млн. чел.).

    Крупнейшие – Сан-Франциско, Сакраменто, Сан-Хосе, Лос-Анджелес, Сан-

    Диего.

    ЗАДАНИЕ 6. Найди эти мегалополисы на карте. Нанеси их на контурную карту.

  • Слайд 14

     

    Япония.

    Крупнейший мегалополис – Токайдо. В нем проживает более 70 млн. человек, или 56% населения Японии. Крупнейшие агломерации:Токио, Иокогама, Тиба, Осака, Кобе, Киото, Нагоя.

    ЗАДАНИЕ 7. Найди этот мегалополис на карте. Нанеси его на контурную карту.

  • Слайд 15

    Темпы роста урбанизации

    По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название «городской взрыв». Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

  • Слайд 16

    Уровни урбанизации

  • Слайд 17

    Особенности урбанизации

    Субурбанизация – переезд части городского населения в пригороды. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

    Ложная или трущобная урбанизация – резкое увеличение доли городского населения в развивающихся странах за счет притока сельского населения и образования вокруг крупных городов стихийных поселений,лишенных инфраструктуры.

  • Слайд 18

    Экологические проблемы городов

    Города дают 80% всех выбросов в атмосферу.

    Все города мира ежегодно «выбрасывают» в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых отходов, свыше 500 куб. м промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд. тонн аэрозолей.

    Изменяют естественные ландшафты.

  • Слайд 19

    ЗАДАНИЕ 8. Ответь на вопросы и задания теста, используя предлагаемые формы ответов (выбрать

    верную строку; выбрать правильный ответ и т. п.),ответы впиши в контрольный листок и сдай учителю.

    1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

    а) форма размещения населения;

    б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.

    2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?

    а) численность населения (людность);

    б) функции поселений,

    в) возраст жителей.

    3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:

    а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;

    б) в настоящее время в городах проживает 47% населения планеты;

    в) в городских поселениях мира сосредоточено более 9%, населения мира.

    4. Максимальная доля городского населения характерна для группы стран:

    а) Кувейт, Израиль, Уругвай;

    б) Эфиопия, Камбоджа, Непал.

    5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

    а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;

    б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;

    в) урбанизация в нефтедобывающих странах.

    6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):

    а) Нью-Йорк,

    б) Токио,

    в) Сан-Паулу.

    7. Темпы роста городского населения самые высокие в:

    а) Зарубежной Азии;

    б) Зарубежной Европе.

  • Слайд 20

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

    Стр. 74–80 (учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»).

    Не забудь записать домашнее задание в дневник.

    2. Творческое. Запиши в тетрадь вопросы:

    - Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

    - Урбанизация – благо или зло для планеты?

    - Можно и нужно ли управлять процессом урбанизации?

    Выскажи свою точку зрения.

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ !

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд