Презентация на тему "Климат и воды средней и северо-восточной сибири"

Презентация: Климат и воды средней и северо-восточной сибири
Включить эффекты
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по географии на тему "Климат и воды средней и северо-восточной сибири" поможет учителю в проведении урока. Цель занятия - сформировать знания о климате Восточной и Северо-Восточной Сибири, систематизировать знания учащихся об особенностях формирования резко-континентального климата. Оформление презентации иллюстрировано большим количеством тематических фотографий. Данная презентация поможет школьникам усвоить материал быстро, легко, качественно и интересно.

Краткое содержание

  1. Климатические пояса региона
  2. Причины резкой континентальности климата
  3. Мерзлота
  4. Реки Сибири

Содержание

  • Презентация: Климат и воды средней и северо-восточной сибири
    Слайд 1
    • Климат и воды средней и северо-восточной сибири
  • Слайд 2
    • Оборудование: физическая карта России, компьютерная презентация, атлас, учебник.
    • Цели урока: сформировать знания о климате Восточной и Северо-Восточной Сибири, систематизировать знания учащихся об особенностях формирования резко-континентального климата закрепить умения самостоятельно определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири; изучить особенности режима и характера течения рек и их связь с рельефом и климатом.
  • Слайд 3
    • Опрос.
    • -Какую территорию Н. Н. Баранский сжато и ёмко охарактеризовал?
      • « 1. Крайняя отдалённость от исторических центров страны.
      • 2. Крайняя малая заселённость и прямо-таки пустынность (особенно к северу и к югу от полосы тракта и затем железных дорог.
      • 3. Отсутствие дворян и крепостного права.
      • 4. Слабость промышленности и малое число рабочих.
      • 5. Страна ссылки и каторги, в том числе политической. (Родную дореволюционную Сибирь.)
      • - С какими положениями вы согласны?
    • - Какой регион мы изучаем?
  • Слайд 4
    • Возьмите первый лист с вопросами и ответьте на 7 вопрос: Какие аргументы «за» и «против» можно высказать относительно объединения в крупный природный район двух довольно различных в природном отношении регионов - Средней и Северо-Восточной Сибири.( В пользу объединения: -резко-континентальный климат,
    • - распространение многолетней мерзлоты,
    • господство лиственничных лесов на мерзлотно-таёжных почвах.
    • Против объединения: - Средняя Сибирь- крупнейшая равнина, Северо-Восточная- горные системы.;
    • - Средняя Сибирь имеет в основании древнюю платформу, Северо-Восточная – горы довольно молодой мезозойской складчатости.
  • Слайд 5
    • Запишите тему урока :
    • «Климат и воды Средней и Северо –Восточной Сибири».
  • Слайд 6
    • Объяснение нового материала:
    • - Что называется климатом?
    • - Назовите климатические пояса региона.
  • Слайд 7
    • Работаем с климатограммами: каким климатическим поясам они соответствуют?
    • - Для какого климатического пояса характерны рекордсмены, занесённые в книгу рекордов Гиннеса?
    • - Назовите их.
  • Слайд 8
    • Оймякон – «Бешеная стужа» в переводе с якутского .Полюс холода северного полушария с температурой -71. При такой температуре трудно дышать, железо делается хрупким, ртуть замерзает?
  • Слайд 9
    • Верхоянск - имеет самую большую годовую амплитуду = 100. Зимой рождается стон, и верхоянцы говорят «это стонет мать-земля». Но летом верхоянцы умудряются выращивать арбузы, но сажают их не в землю. А на землю: грядки делают высотой 45 см., молоко верхоянских кобылиц очень жирное-7 , из него делают превосходный кумыс.
  • Слайд 10
    • - По карте определите суммарную солнечную радиацию для г. Якутска?
    • -По изотермам определите температуру января и июля, рассчитайте годовую амплитуду.
    • Вывод?
    • - Определите количество осадков на севере и на юге Сибири?
    • - Почему так мало?
    • - По карте обратите внимание на характер изотерм?
    • - На что ещё влияет котловинный рельеф?
    • - Дайте определение инверсии.
    • - Посмотрите на границы климатических поясов и сравните их с Восточно-Европейской равниной?
    • - Что ещё определяет низкие температуры зимой?
    • - Какой тип климата обусловливает большие амплитуды температур?
  • Слайд 11
    • Итак, зима 8 месяцев плюс длительное отсутствие солнца. А лето тёплое и жаркое. На юге Сибирь получает тепла как южные районы Украины, в июле в Якутске жарче, чем в Сочи и вызревает рожь, ячмень, пшеница. А зима?
    • Зимой можно слышать шёпот звёзд. В ясные зимние ночи при -45 -50 пар от дыхания замерзает, превращаясь в ледяные кристаллы. Сталкиваясь в воздухе, задевая друг друга, они слабо шуршат. Этот шелест и есть шёпот звёзд.
  • Слайд 12
    • Причины резкой континентальности климата:
    • 1. Положение региона на севере и в центре материка.
    • 2. Влияние Арктики.
    • 3. Удалённость от Атлантики и изолированность от Тихого океана.
    • 4. Сильное охлаждение зимой, что способствует развитию Сибирского антициклона.
    • 5. Котловинный рельеф способствует инверсии ( температура поднимается на 2 на 100м. вверх).
    • 6. Большие абсолютные высоты.
  • Слайд 13
    • Сибирь – это образ жизни. Чтобы пересечь пространство Сибири, надо попасть в другое измерение, изменить мышление, т. К. здесь климат выталкивает человека. Надо жить не в Сибири, а Сибирью.
    • В Сибири говорят: 100 тысяч – не деньги,100 км. – не расстояние, 100 часов – не время.
  • Слайд 14
    • Сибирь- место ссылки. В Тобольске отбывали каторгу декабристы- друзья и современники Пушкина.
    • « Во глубине сибирских руд
    • Храните гордое терпенье,
    • Не пропадёт ваш скорбный труд,
    • И дум великое стремленье».
  • Слайд 15
    • На Вилюе отбывал ссылку Чернышевский, а Достоевский говорил, что по дороге на каторгу он промерзал до сердца. На Колыме сидел Варлам Шаламов - писатель, который оставил после себя «Колымские рассказы». В рассказе «Плотники» он пишет: «Круглыми сутками стоял белый туман такой густоты, что в двух шагах не было видно человека. Впрочем, ходить в одиночку не приходилось, градусники рабочим не показывали, да это было не нужно, выходить на работу приходилось в любые градусы. К тому же старожилы почти точно определяли мороз без градусников: если стоит морозный туман - значит – 40, если воздух при дыхании выходит с шумом- 45, если дыхание шумно и заметна одышка- 50, свыше -55 плевок замерзал на лету.
    • Подходила зима 1940/41 года, бесснежная, злая, колымская. Холод сжимал мускулы, обручем давил на виски».
  • Слайд 16
    • По стр.236 и рис. 97 назовите следствия резкой континентальности климата.
  • Слайд 17
    • Итак, мерзлота- это следствие климатических условий с одной стороны и причина определённого развития других компонентов природы и явлений с другой.
  • Слайд 18
    • Рассмотрим более сложную схему.
    • Мерзлота влияет:
    • На процесс почвообразование (замедляет его).
    • На рельеф (при таянии мерзлоты грунты проседают, образуются термокарстовые котловины. Ледяные бугры - гидролакколиты высотой 40-30 м.- булгунняхи.)
    • Наледи.
    • Растёт только лиственница.
    • Не даёт образовываться грунтовым водам, способствует образованию болот, озёр, многоводности рек.
  • Слайд 19
    • Назовите и покажите реки Средней и Северо-Восточной Сибири.
    • Ангара- дочь Байкала, Лена - самая длинная река России =4400км. И имеет вторую дельту в мире после Миссисипи, две Тунгуски и др.
    • Ответе на вопросы, каковы свойства рек?
  • Слайд 20
    • Возьмите первый лист с вопросами и ответьте на 3 вопрос: «Определите, как следует описываемое природное явление: «…На реке в это время каждый год из-за таяния снега бывает самый высокий уровень воды, так что пойма вся затоплена».
  • Слайд 21
    • Судоходство на реках осложняется большой продолжительностью ледового покрова, маловодностью летом, порожистостью. Малые реки ненадёжные источники водоснабжения. Т. К. зимой из-за многолетней мерзлоты они лишаются питания за счёт подземных вод. В связи с этим во многих местах приходится для водоснабжения использовать подмерзлотную воду, добываемую с помощью глубоких скважин.
    • Ото льда реки начинают вскрываться с верхнего течения, поэтому образуются торосы, из-за которых происходят наводнения. Спасатели взрывают льдины.
  • Слайд 22
    • Реки Сибири – центры исторических событий.
    • 17 апреля 1912г. Россию потрясло событие, получившее название «Ленский расстрел». На берегах Лены, в глухой тайге, на приисках золотопромышленного товарищества была открыта стрельба по почти трёхтысячной колонне рабочих, намеревавшихся вручить жалобу прокурору о притеснениях начальства и петицию об освобождении арестованных товарищей.
    • 270 рабочих погибли, 250 было ранено.
    • «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великий
    • И назовёт меня всяк сущий в ней язык
    • И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…»
  • Слайд 23
    • Кто такие тунгусы? При царизме тунгусов считали бродячим инородцами. Они кочевали, ставя на привалах дымные шалаши, «чумы», заболевшего лечил знахарь. Шаман, который бил в бубен, изгонял злых духов. Грамотных среди эвенков не было вовсе. Сейчас у них свой округ- Эвенкийский. А пророчества великого поэта сбылись: в любом книжном магазине эвенки могут купить томик Пушкина на эвенкийском языке.
  • Слайд 24
    • Домашнее задание
    • Выполнить практическую работу на стр.235, вопрос 2 в виде таблицы, параграф 40.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке