Презентация на тему "М.В.Ломоносов в географии."

Презентация: М.В.Ломоносов в географии.
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "М.В.Ломоносов в географии." по географии, включающую в себя 19 слайдов. Скачать файл презентации 2.69 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по географии

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    география
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: М.В.Ломоносов в географии.
    Слайд 1

    Михаил Васильевич Ломоносов. Вклад в развитие географии.

    Ученица 11 класса МОУ СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области Гаврилова Лилиана (руководитель М.В.Морозова)

  • Слайд 2

    Середина XVIII столетия может быть названа ломоносовским периодом в развитии географии, учитывая как саму деятельность М.В. Ломоносова, так и влияние его идей на развитие российской географии.

  • Слайд 3

    Размах исследований Ломоносова в области географии очень широк. Он изучал распределение суши и океана на земном шаре, строение земной коры, моря, полярные сияния, земной магнетизм, закономерности приливов и отливов; особенно много внимания он уделял Арктике. Чтобы получить точные карты различных районов земного шара, он много занимался картографией. Эти труды Ломоносова стали ценным вкладом в географическую науку.

  • Слайд 4

    Одним из первых ученых Ломоносов обратил внимание, что очертания западных и восточных берегов Атлантического океана похожи на части одного материка, разорванного по береговым линиям так, как если бы они являлись дополнением друг к другу. Ломоносов писал: «Рассматривая весь шар земной, не без удивления видим в море и суше взаимосоответствующие положения».

  • Слайд 5

    С 1758 г. Ломоносов возглавлял географический департамент г Петербургской академии наук. Замечательны начинания Ломоносова по подготовке нового атласа. Еще в 1745 г. вышел «Атлас Российской» Академии наук из 20 карт. Однако этот атлас содержал много ошибок и неточностей. Ломоносов задумал составить более подробный атлас всех районов Российской империи, состоящий из 60—70 карт. Были составлены четыре больших тома. Их издали в 1772—1774 гг. под заглавием «Топографические известия, служащие для полного топографического описания Российской империи».

  • Слайд 6

    Михаила Васильевича интересовал вопрос исследования Северного Ледовитого океана и освоения Великого Северного морского пути. Его «Письмо о Северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» — замечательная научная работа. В ней собраны наблюдения о состоянии льдов, о морских течениях и ветрах в Ледовитом океане, изложен проект русской полярной экспедиции, осуществить которую впоследствии пыталась экспедиция под руководством адмирала В. Я. Чичагова.

  • Слайд 7

    Изложив историю экспедиций в северных широтах, их достижения и сопоставив труды путешественников со своими наблюдениями, Ломоносов сделал много важных и верных выводов относительно режима Арктики. «Льды приходят от востока из Сибирского океана, восточными ветрами и водами прогнанные»,— писал он, правильно указав направление дрейфа льдов и причины этого явления — морское течение и ветры.

  • Слайд 8

    В честь М.В.Ломоносова был назван подводный хребет в Северном Ледовитом океане, открытый российскими учёными. Фотография подводного хребта Ломоносова в Северном Ледовитом океане.

  • Слайд 9

    Под наблюдением учёного зготовлялись приборы для исследований: подзорные трубы, барометры, термометры и т. п. Ломоносов придумал даже помещение особого устройства, удобное для наблюдений с корабля в бурю.

  • Слайд 10

    Михаил Васильевич предложил сделать самопишущий компас и дал эскиз этого прибора. «Чтобы все погрешности, которые от оплошности правящего бывают, знать корабельщику, должен он иметь особливый компас — самопишущий»,— писал Ломоносов. Теперь этот прибор, изобретенный Ломоносовым, называют курсографом. Он помогает штурману следить за ходом корабля и отмечать погрешности — отклонения от намеченного курса. Кривая, записанная курсографом, помогает определить отклонение корабля от курса.

  • Слайд 11

    Характерной чертой Ломоносова как ученого, особенно выделявшей его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны.

  • Слайд 12

    Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого использования природных и трудовых ресурсов страны. Развитие производительных сил на огромной территории России требовало познания экономического состояния ее отдельных районов, которые начинают складываться в это время, их природных ресурсов и условий.Ломоносов отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и очень ясно об этом говорил. Так у него определялись содержание и границы новой науки, которую он вначале 1760 годов назвал «экономической географией». Родилась совершенно новая для того времени научная концепция.

  • Слайд 13

    Основными идеями экономико-географических трудов и замыслов Ломоносова были: связь экономических явлений с Физико-географическими условиями и зависимость их от Географического положения. Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Это показывает, что он разрабатывал экономическую географию не только как самостоятельную научную дисциплину, но и как науку географическую по самому существу своего содержания. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников этой отрасли географических знаний.

  • Слайд 14

    Какое значение он придавал развитию географических знаний, видно из следующего его «Слова похвального... императрице Елисавете Петровне»: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает».

  • Слайд 15

    М. Ломоносов ответил: «... Российского пространства света Собрав на малы чертежи, И грады, оною спасенны, И села, ею же блаженны, География, покажи». … Елизавета вошла, опираясь на руку Шувалова, в окружении свиты, сразу заполнивший всю лабораторию. Несмотря на ранний час, Ломоносов был занят рисованием большой карты России, разделенной на части, окрашенные в разные цвета. Несколько таких карт уже висели на стенах. «Карты сии что обозначают?»-быстро спросила императрица.

  • Слайд 16

    М.В. Ломоносов: «Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...»

  • Слайд 17

    Ломоносов- личность, учёный, поэт Не бездарна та природа, Не погиб ещё тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, - Столько добрых, благородных, Сильных любящих душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! Н. А. Некрасов.

  • Слайд 18

    Памятник М.В.Ломоносову в Москве перед МГУ

  • Слайд 19

    Источники: http://www.pandia.ru/365375/ http://museum.lomic.ru/plan/zal4.html http://www.lomonosov- fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01335:article http://lomonosov.name/articles_10.html http://hghltd.yandex.net/ http://www.geonature.ru/rusgeo/1-3-2.htm http://www.detskiysad.ru/raznlit/geograf4.html http://www.neuch.ru/referat/89683.html

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке