Презентация на тему "Национальности России: Мордва" 11 класс

Презентация: Национальности России: Мордва
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.8
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Национальности России: Мордва" по географии, включающую в себя 18 слайдов. Скачать файл презентации 5.58 Мб. Средняя оценка: 2.8 балла из 5. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по географии

Содержание

  • Презентация: Национальности России: Мордва
    Слайд 1

    России: Мордва. Национальности

  • Слайд 2

    Карта Мордовии

  • Слайд 3

    МОРДВА, народ в России, коренное население Мордовии – делится на две основные группы: мокшу, обитавшую ранее в бассейне реки Мокши, и эрзю, занимавшую левобережье Суры. Современные мокша и эрзя составляют единую нацию. Говорят они на близких языках, которые относятся к финской подгруппе финно-угорской языковой группы, входящей в уральскую языковую семью. Мокша и эрзя имеют общую культурную основу, уходящую корнями н далекое прошлое. Однако между ними есть и различия: у каждого народа свой язык, свои традиции и обычаи, национальные костюмы, особенности духовной Культуры. Численность в России 1072,9 тыс. человек.

  • Слайд 4

    Этнонимы эрзя и мокша — не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам : эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, восходит санскритскому mokcha, означающему 'проливание, утекание'

  • Слайд 5

    В литературе также существует ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться  сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша). В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево,МалаяШокша, Мельсетьево,  Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово,Шелубей,Широмасово,Шокша) и5 населённых пунктов в Торбеевском районе (Дракино, Кажлодка,Майский, Фёдоровка, Якстере Теште), насчитывающих около 10 000 человек, в которых проживают шокша.

  • Слайд 6

    На территории Казанской губернии в середине XIX века было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай, Каратаи при озере Менситов (починок Менситов), Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи. В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — татары. Видимо, название самого старого села со словом ка-ратаи произведено от гидронима Каратаи.

  • Слайд 7

    В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском - диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - православные.

  • Слайд 8

    Национальный состав населения.

  • Слайд 9

    Место мордвы среди крупнейших народов России.

  • Слайд 10

     Основа традиционного женского костюма Мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Женский костюм. -Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

  • Слайд 11

    Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной.

  • Слайд 12

     Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Головные уборы

  • Слайд 13

    Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

  • Слайд 14

    Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас

  • Слайд 15

    Традиционный свадебный обряд

    сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.

  • Слайд 16

     Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

  • Слайд 17

     В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

  • Слайд 18

    Основное традиционное занятие Мордвы

    - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке