Презентация на тему "Минеральные вещества"

Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по биологии на тему "Минеральные вещества" содержит информацию о пользе, содержании в продуктах, классификации минеральных веществ. Кроме того, в ней содержатся данные о макро-и микроэлементах необходимых для нашего организма.

Краткое содержание

  1. О пользе
  2. Содержание в продуктах
  3. Классификация минеральных веществ
  4. Макроэлементы
  5. Микроэлементы

Содержание

  • Слайд 1

    МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

    Выполнила: Михадарова А. Ученица 9 класса

    Руководитель: Ватитова А.А.

  • Слайд 2

     

    Цель работы:

    1.Изучение классификации и значение минеральных веществ

    2. Содержание макроэлементов и микроэлементов в продуктах питания

  • Слайд 3

     

    Содержание:

    • О пользе
    • Содержание в продуктах
    • Классификация минеральных веществ
    • Макроэлементы
    • Микроэлементы

  • Слайд 4

     

    О пользе:

    • человеческому организму необходимы минеральные вещества, которые, конечно, не обладают такой уж энергетической ценностью, как витамины, но без них тоже жить никак нельзя. Они обычно составляют до 1,5% употребляемых в пищу продуктов. Без них невозможно нормальное формирование и функционирование костной ткани, а также был бы весьма затруднен обмен веществ.

  • Слайд 5

     

    Содержание в продуктах:

    • ЙОД - морская капуста, изделия из нее, морская рыба (треска, минтай, сайра и др.), кальмары, креветки, мясо, молоко. Беднее йодом куриные яйца, говяжья печень. На морском побережье часть необходимого йода человек получает с воздухом. МАРГАНЕЦ - бобовые, зерновые продукты (ячмень, овсяная крупа и др.), абрикосы, орехи, кофе, чай, шоколад, какао, некоторые пряности. Меньше в мясе, рыбе, яйцах, молоке, морепродуктах. МЕДЬ - печень, морепродукты, зерновые продукты (гречиха, овес), бобовые (горох, фасоль), орехи, твердые сыры, какао, шоколад. В молоке весьма мало. МОЛИБДЕН - бобовые, печень, почки; меньше в крупах. Во фруктах и многих овощах совсем мало. МЫШЪЯК - морская и речная рыба, моллюски. СЕЛЕН - печень, почки, мясо, зерновые и бобовые, рыба (треска, сельдь, тунец и др.). В ряде областей содержание селена в почве, воде и, соответственно, в продуктах понижено, рекомендуется использовать препараты селена. ХРОМ - печень, мясо, зерновые продукты (гречиха, кукуруза, перловая крупа), бобовые. ЦИНК - мясо, твердые сыры, крупы (овсяная, гречневая

  • Слайд 6

    Классификация

    Макроэлементы Микроэлементы

    Кальций Железо

    Фосфор Цинк

    Магний Йод

    Натрий Фтор

    Калий

    Хлор

    Сера

  • Слайд 7

     

    Минеральные вещества:

    • Минеральные вещества содержатся в организме в небольшом количестве и участвуют в важнейших функциях. Минеральные вещества не превышают 0,7% массы тела. Они подразделяются на макроэлементы (кальций, фосфор, натрий, калий и магний) и микроэлементы (железо, цинк, медь, марганец, йод, кобальт и селен).
    • Макроэлементы поддерживают в организме кислотно-щелочное равновесие, регулируют осмотическое давление в клетках и тканях; регулируют нервную проводимость и сократительную функцию мышц; входят в состав костей и зубов и т.д. Большинство микроэлементов входит в состав металлоферментов и контролируют большинство биохимических реакций в организме. Кроме того, иод входит в состав гормонов щитовидной железы, железо - в состав гемоглобина и миоглобина, а кобальт входит в состав витамина В12. Если потребление минеральных веществ с кормом превышает необходимый уровень, то это может приводить к нарушению всасываемости различных элементов и возникновению многочисленных заболеваний.

  • Слайд 8

     

    КАЛИЙ:

    • Он нормализует углеводный и солевой, а также водно-солевой обмен в организме. Вот почему недостаток калия обязательно скажется на вашей коже - появятся мешки под глазами, кожа начнет шелушиться и зудеть. Если чешутся ладони, не ломайте голову над тем, кому вы задолжали деньги. Причина, как утверждают специалисты, именно в недостатке калия. При этом возникают апатия, сонливость, потеря аппетита. Не доводите дело до аритмии, артериальной гипотонии или даже до сердечного приступа. Срочно пополняйте запасы калия!

  • Слайд 9

     

    ЦИНК:

    • Недостаточное содержание этого микроэлемента ослабляет иммунитет и снижает сопротивляемость организма инфекциям. Страдает и кожа - возникают различные дерматиты. В экспериментах, проведенных на мышах, было обнаружено, что животные с низким содержанием цинка в организме намного чаще подвержены грибковым и паразитарным заболеваниям. Недостаток цинка вызывает еще потерю веса, снижение способности различать вкусы и запахи, нарушения менструального цикла, нарушения деятель. Оптимальное количество 15-20 мг в день для мужчин, 12-18 мг в день для женщин. Лучшие источники - просо, ракообразные и моллюски, говядина и бобовые ости мужских половых желез, вследствие недостатка цинка появляются высыпания на коже.

  • Слайд 10

     

    ЖЕЛЕЗО:

    • Без этого элемента невозможно нормальное функционирование кровеносной системы, а значит, нарушается питание кожи. Снижается уровень гемоглобина в крови, ткани и органы страдают от недостатка кислорода. Поэтому у людей при железодефицитной анемии бледные, синюшные кожные покровы, быстро снижается тургор кожи, преждевременно образуются морщины. Избыток железа так же вреден, как и его недостаток.
    • Оптимальное количество 10 мг в день, для женщин в период менструации - 15 мг. Много железа содержится в говяжьей печени, красном мясе, просе, гречневой крупе, креветках, сое, яблоках, персиках, дыне, сливах, цветной капусте, картофеле, белых грибах, ржаном хлебе.

  • Слайд 11

     

    СЕЛЕН:

    • Без этого элемента организм не усваивает некоторые важные витамины. А еще содержание селена может влиять на эмоциональное восприятие и общее настроение: недостаток его вызывает состояние тревоги, депрессию и усталость.
    • Оптимальное количество селена 50-70 мг в день. Он содержится в пшенице, неочищенном зерне, орехах, семенах, рыбе.

  • Слайд 12

     

    МЕДЬ:

    • Этот элемент участвует в образовании соединительной ткани - эластина. Это прочные и упругие волокна, образующие один из внутренних слоев стенок кровеносных сосудов - каркас, который держит нужную форму. Такой же каркас есть в коже, он позволяет ей сохранять гладкость и упругость. Медь необходима для образования кожного пигмента - меланина. А в паре с витамином С медь повышает сопротивляемость организма инфекциям и помогает уничтожать вредные бактерии.
    • В организме содержится резерв - 100-200 мг меди. Ежедневно необходимо принимать еще 2 мг меди, при больших физических нагрузках - 3 мг. Лучшие источники этого микроэлемента - баранина, телятина, морепродукты, горох, фасоль, орехи, какао, свежие грибы, лимоны, гречневая и овсяная крупы, хлеб.

  • Слайд 13

     

    Кальций:

    • Важный минерал, входящий в рацион в большом количестве. При этом он должен присутствовать в правильной пропорции относительно фосфора (1,1:1,3).
    • Недостаток кальция в организме связан обычно с чрезмерным потреблением фосфора, например, если в рационе очень много мяса. При этом у животных отмечается хромота, хрупкость костей и т.д.
    • Избыточное потребление кальция, замедляет рост костяка и снижает всасываемость других веществ, таких как железо, медь и цинк.

  • Слайд 14

     

    Натрий:

    • Является главным внеклеточным катионом и участвует в регуляции множества клеточных функций в организме.
    • Чрезмерное содержание соли в рационе может способствовать возникновению сердечно - сосудистых и почечных заболеваний. Многие коммерческие корма содержат избыточное содержание натрия для улучшения вкусовых качеств корма.

  • Слайд 15

     

    Магний:

    • Важен для метаболизма кальция и витамина С, а также фосфора, натрия и калия. Измеряется в миллиграммах (мг). Важен для эффективного функционирования нервов и мышц. Важен для превращения сахара крови в энергию. Известен как антистрессовое минеральное вещество. У алкоголиков обычно бывает дефицит этого минерального вещества. По данным Национального Исследовательского Совета США, взрослым нужно 300 - 400 мг магния ежедневно, беременным и кормящим женщинам немного больше. Организм человека содержит приблизительно 21 г магния.
    • Польза.Помогает в борьбе с депрессией. Обеспечивает здоровое состояние сердечно-сосудистой системы и помогает предупредить сердечные приступы. Поддерживает здоровое состояние зубов. Помогает предупредить отложения кальция, камни в почках и желчном пузыре.

  • Слайд 16

     

    Йод:

    • Две трети всего йода в организме человека находится в щитовидной железе. Поскольку щитовидная железа контролирует обмен веществ, а йод влияет на функции щитовидной железы, то недостаток этого минерального вещества может сопровождаться замедлением умственной реакции, прибавкой в весе, недостатком энергии. Установленные Национальным Исследовательским Советом РНП составляют от 80 до 150 мкг в день для взрослых (1 мкг на 1 кг веса тела человека) и от 125 до 150 мкг для беременных и кормящих женщин соответственно.
    • Польза.
      • Облегчит соблюдение диеты, сжигая избыточный жир. Способствует правильному росту. Придает вам больше энергии. Улучшает умственную активность. Делает ваши волосы, ногти, кожу и зубы здоровыми Заболевания, вызываемые дефицитом иода: Зоб*, гипотиреоз*.

  • Слайд 17

     

    Фтор:

    • Входит в состав синтетического соединения - фторида натрия (добавляется в питьевую воду) и фторида кальция (натуральное вещество). Уменьшает вероятность развития кариеса, однако слишком большие дозы могут изменить цвет зубов. РНП не установлена, но большинство людей ежедневно получают около 1 мг из фторированной питьевой воды. Польза.
    • Уменьшает разрушение зубов. Укрепляет кости.Заболевания, вызываемые дефицитом фтора: Разрушение зубов.

  • Слайд 18

     

    Фосфор:

    • Присутствует в каждой клетке тела. Витамин D и кальций важны для правильного функционирования фосфора. Чтобы кальций и фосфор правильно действовали, их соотношение должно быть два к одному (кальция в два раза больше, чем фосфора).
    • Участвует фактически во всех физиологических химических реакциях. Необходим для нормальной структуры костей и зубов.
    • Ниацин не может быть усвоен без фосфора. Важен для правильной работы сердца. Необходим для нормального функционирования почек. Необходим для передачи нервных импульсов. РНП для взрослых 800 - 1.200 мг, доза увеличивается для беременных и кормящих женщин.

  • Слайд 19

    Важный совет

    • Если нашему организму не хватает какого-то минерального вещества для нормального функционирования, то необходимо принимать в пищу те продукты питания где они содержатся.

  • Слайд 20

     

    БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ

Посмотреть все слайды

Конспект

�PAGE � �PAGE �7�

В мире индикаторов

учитель химии МОУ «Сатламышевская СОШ»

Салахова Гулина Фаритовна

Оглавление

Введение стр. 3

Из истории индикаторов стр. 4

Классификация индикаторов стр. 5

Природные индикаторы стр. 6

Методика изготовления индикаторов из природного сырья стр. 7

Определение среды моющих средств для посуды с помощью

растительных индикаторов стр. 8

Заключение стр. 9

Список литературы стр. 10

Приложение стр. 11-12

Введение

Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».

В химической лаборатории или на заводе индикаторы в наглядной форме расскажут о том, прошла ли до конца химическая реакция или нет, достаточно добавлено одного реактива к другому или нужно еще добавлять. (5)

При изучении кислот и оснований на уроках химии я узнала, что соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

Меня заинтересовал вопрос: какие растения могут использоваться в качестве индикаторов? Можно ли приготовить растворы растительных индикаторов самостоятельно? Пригодны ли самодельные индикаторы для использования в домашних условиях, например, для определения среды моющих средств для посуды с целью выявления их негативного влияния на кожу рук?

Цель работы: приготовление растворов растительных индикаторов из природного сырья и определение с их помощью среды растворов моющих средств для посуды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературные источники по теме;

- рассмотреть классификацию индикаторов;

- изготовить растворы индикаторов из природного сырья;

- провести исследование по определению среды растворов моющих средств для посуды.

Объект исследования: природные растения, обладающие свойствами индикаторов.

Предмет исследования: растворы растительных индикаторов.

Гипотеза: растворы растительных индикаторов можно приготовить самостоятельно и применять в домашних условиях для определения среды растворов моющих средств для посуды.

Из истории индикаторов

История индикаторов начинается в XVII веке. Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора. Об этом можно прочитать в трудах знаменитого физика и химика XVII века Роберта Бойля.

В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим, Бойль на пробу добавил несколько капель настоя лакмуса к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и оснований, названный по имени лишайника лакмусом. (1)

Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, приобретает в щелочной среде малиновый цвет, а в нейтральной и кислой он бесцветен. Синтез фенолфталеина впервые осуществил в 1871 году немецкий химик Адольф фон Байер, будущий лауреат Нобелевской премии.(5)

Что касается индикатора метилового оранжевого, он действительно оранжевый в нейтральной среде. В кислотах его окраска становится розово-малиновой, а в щелочах – желтой.

В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором.

Классификация индикаторов

Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. Происходит это потому что в кислой и щелочной среде молекулы индикаторов имеют разное строение. Примером может служить общеизвестный индикатор фенолфталеин. В кислой среде это соединение находится в виде недиссоциированных молекул и раствор бесцветен, а в щелочной среде – в виде ионов и раствор имеет малиновый цвет.

Помимо кислотно-основных применяют и другие типы индикаторов.

Окислительно-восстановительные индикаторы изменяют свой цвет в зависимости от того, что присутствует в растворе окислитель или восстановитель. Такими индикаторами служат вещества, которые сами подвергаются окислению или восстановлению, при чем окисленная и восстановленная формы имеют разные окраски. Например, окисленная форма дифениламина имеет фиолетовую окраску, а восстановленная – бесцветная.(2)

Широкое распространение получили комплексонометрические индикаторы – вещества, образующие с ионами металлов окрашенные комплексные соединения.

Некоторые вещества, адсорбируются на поверхности осадка, изменяя его окраску; такие индикаторы называются адсорбционными.

При определении среды мутных или окрашенных растворов, в которых практически невозможно заметить изменение окраски обычных кислотно-основных индикаторов, используют флуоресцентные индикаторы. Они светятся (флуоресцируют) разным цветом в зависимости от рН раствора. При этом важно, что свечение индикатора не зависит от прозрачности и собственной окраски раствора.(5)

Природные индикаторы

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья.

Исходным сырьем могут служить цветы герани, лепестки пиона или мальвы, ирис, темные тюльпаны или анютины глазки, а также ягоды малины, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, плоды крушины и черемухи.

Эти природные индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.(6)

Находясь летом в отпуске, можно засушить лепестки цветов и ягоды, из которых по мере необходимости готовить растворы, и таким образом обеспечить себя индикаторами.

Методика изготовления индикаторов из природного сырья

Для проведения исследовательской работы я использовала высушенные лепестки мальвы, ягоды малины, черноплодной рябины, клубники, кору крушины, краснокочанную капусту.

Для приготовления растительных индикаторов взяла по 50 г сырья, измельчила, залила 200 мл воды и прокипятила в течение 1-2 минут. Полученные отвары были охлаждены и профильтрованы. С целью предохранения от порчи, в полученный фильтрат добавила спирт в соотношении 2:1.(8)

Получив таким образом растворы индикаторов, я проверила, какую окраску они имеют в разных средах.

Брала пипеткой несколько капель самодельного индикатора и добавляла их поочередно в кислый или щёлочной растворы. Результаты всех этих опытов записывала в таблицу.

Таблица 1. Изменение окраски природных индикаторов в различных средах.

Сырье для приготовления

индикатора

Естественный цвет индикатора

Окраска в

кислой

среде

Окраска в

щелочной среде

Ягоды малины

Коричневый

Коричневый

Темно-коричневый

Ягоды черноплодной рябины

Красно-коричневый

Бледно-розовый

Темно-зеленый

Ягоды клубники

Красно-оранжевый

Оранжевый

Темно-желтый

Кора крушины

Желтый

Желтый

Темно-желтый

Краснокочанная капуста

Сине-фиолетовый

Красный

Зеленый

Лепестки мальвы

Темно-зеленый

Розовый

Зеленый

Определение среды растворов моющих средств для посуды с помощью растительных индикаторов

На уроках биологии я узнала, что внешняя поверхность эпидермиса покрыта микроскопически тонким слоем – кислотной мантией.

В эпидермисе протекает множество биохимических процессов. В результате образуются кислоты – молочная, лимонная и другие. Плюс к этому: кожное сало и пот. Все это и составляет кислотную мантию кожи. Следовательно, нормальная кожа имеет кислую реакцию, рН кожи составляет в среднем 5,5. (2)

При использовании моющих средств для посуды, имеющих щелочную среду, мы нарушаем нормальную кислотную среду кожи рук.

Для предохранения кожи рук от негативного воздействия моющие средства для посуды должны иметь значение рН, соответствующее значению рН кислотной мантии эпидермиса.

С помощью приготовленных растворов природных индикаторов я проверила, какую среду имеют различные моющие средства для посуды.

Таблица 2. Реакция среды растворов моющих средств для посуды.

Моющее

средство

для посуды

Растительный

индикатор

Окраска

индикатора

Среда

раствора

1.

«Миф»

Отвар краснокочанной капусты

Бледно-зеленая

Слабощелочная

2.

«Fairy»

Отвар краснокочанной капусты

Зеленая

Щелочная

3.

«AOS»

Отвар клубники

Бледно-желтая

Слабощелочная

4

«Pril»

Отвар ягод черноплодной рябины

Бледно-розовая

Слабокислая

Заключение

Проведя научно-исследовательскую работу, я пришла к следующим выводам:

- многие природные растения обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, способных изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают;

- для изготовления растворов растительных индикаторов можно использовать следующее природное сырье: ягоды малины, клубники, черноплодной рябины, кору крушины, лепестки мальвы, краснокочанную капусту;

- растворы растительных индикаторов можно использовать в качестве кислотно-основных индикаторов для определения среды растворов моющих средств для посуды в домашних условиях;

- моющие средства для посуды «Миф», «Fairy», «AOS» имеют щелочную и слабощелочную среду и при их применении необходимо использовать резиновые перчатки для защиты кожи рук от негативного воздействия, так как щелочная среда разрушает кислотную мантию эпидермиса;

- самодельные индикаторы из природного сырья можно применять на уроках химии в сельских школах, если существует проблема обеспечения школы химическими индикаторами.

Список литературы

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Оганесян Э.Т. Руководство по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1998.

Савина Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. – М.: АСТ, 1996.

Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия. Ринол Классик, 2000.

Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.

Интернет-ресурсы.

Приложение

Растения – природные индикаторы

image1.png image2.png

Цветок мальвы Крушина

image3.png image4.png

Черноплодная рябина Малина

image5.png image6.png

Клубника Краснокочанная капуста

�PAGE � �PAGE �7�

В мире индикаторов

учитель химии МОУ «Сатламышевская СОШ»

Салахова Гулина Фаритовна

Оглавление

Введение стр. 3

Из истории индикаторов стр. 4

Классификация индикаторов стр. 5

Природные индикаторы стр. 6

Методика изготовления индикаторов из природного сырья стр. 7

Определение среды моющих средств для посуды с помощью

растительных индикаторов стр. 8

Заключение стр. 9

Список литературы стр. 10

Приложение стр. 11-12

Введение

Индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».

В химической лаборатории или на заводе индикаторы в наглядной форме расскажут о том, прошла ли до конца химическая реакция или нет, достаточно добавлено одного реактива к другому или нужно еще добавлять. (5)

При изучении кислот и оснований на уроках химии я узнала, что соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

Меня заинтересовал вопрос: какие растения могут использоваться в качестве индикаторов? Можно ли приготовить растворы растительных индикаторов самостоятельно? Пригодны ли самодельные индикаторы для использования в домашних условиях, например, для определения среды моющих средств для посуды с целью выявления их негативного влияния на кожу рук?

Цель работы: приготовление растворов растительных индикаторов из природного сырья и определение с их помощью среды растворов моющих средств для посуды.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературные источники по теме;

- рассмотреть классификацию индикаторов;

- изготовить растворы индикаторов из природного сырья;

- провести исследование по определению среды растворов моющих средств для посуды.

Объект исследования: природные растения, обладающие свойствами индикаторов.

Предмет исследования: растворы растительных индикаторов.

Гипотеза: растворы растительных индикаторов можно приготовить самостоятельно и применять в домашних условиях для определения среды растворов моющих средств для посуды.

Из истории индикаторов

История индикаторов начинается в XVII веке. Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора. Об этом можно прочитать в трудах знаменитого физика и химика XVII века Роберта Бойля.

В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим, Бойль на пробу добавил несколько капель настоя лакмуса к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и оснований, названный по имени лишайника лакмусом. (1)

Фенолфталеин, который применяется в виде спиртового раствора, приобретает в щелочной среде малиновый цвет, а в нейтральной и кислой он бесцветен. Синтез фенолфталеина впервые осуществил в 1871 году немецкий химик Адольф фон Байер, будущий лауреат Нобелевской премии.(5)

Что касается индикатора метилового оранжевого, он действительно оранжевый в нейтральной среде. В кислотах его окраска становится розово-малиновой, а в щелочах – желтой.

В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором.

Классификация индикаторов

Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. Происходит это потому что в кислой и щелочной среде молекулы индикаторов имеют разное строение. Примером может служить общеизвестный индикатор фенолфталеин. В кислой среде это соединение находится в виде недиссоциированных молекул и раствор бесцветен, а в щелочной среде – в виде ионов и раствор имеет малиновый цвет.

Помимо кислотно-основных применяют и другие типы индикаторов.

Окислительно-восстановительные индикаторы изменяют свой цвет в зависимости от того, что присутствует в растворе окислитель или восстановитель. Такими индикаторами служат вещества, которые сами подвергаются окислению или восстановлению, при чем окисленная и восстановленная формы имеют разные окраски. Например, окисленная форма дифениламина имеет фиолетовую окраску, а восстановленная – бесцветная.(2)

Широкое распространение получили комплексонометрические индикаторы – вещества, образующие с ионами металлов окрашенные комплексные соединения.

Некоторые вещества, адсорбируются на поверхности осадка, изменяя его окраску; такие индикаторы называются адсорбционными.

При определении среды мутных или окрашенных растворов, в которых практически невозможно заметить изменение окраски обычных кислотно-основных индикаторов, используют флуоресцентные индикаторы. Они светятся (флуоресцируют) разным цветом в зависимости от рН раствора. При этом важно, что свечение индикатора не зависит от прозрачности и собственной окраски раствора.(5)

Природные индикаторы

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья.

Исходным сырьем могут служить цветы герани, лепестки пиона или мальвы, ирис, темные тюльпаны или анютины глазки, а также ягоды малины, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, плоды крушины и черемухи.

Эти природные индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.(6)

Находясь летом в отпуске, можно засушить лепестки цветов и ягоды, из которых по мере необходимости готовить растворы, и таким образом обеспечить себя индикаторами.

Методика изготовления индикаторов из природного сырья

Для проведения исследовательской работы я использовала высушенные лепестки мальвы, ягоды малины, черноплодной рябины, клубники, кору крушины, краснокочанную капусту.

Для приготовления растительных индикаторов взяла по 50 г сырья, измельчила, залила 200 мл воды и прокипятила в течение 1-2 минут. Полученные отвары были охлаждены и профильтрованы. С целью предохранения от порчи, в полученный фильтрат добавила спирт в соотношении 2:1.(8)

Получив таким образом растворы индикаторов, я проверила, какую окраску они имеют в разных средах.

Брала пипеткой несколько капель самодельного индикатора и добавляла их поочередно в кислый или щёлочной растворы. Результаты всех этих опытов записывала в таблицу.

Таблица 1. Изменение окраски природных индикаторов в различных средах.

Сырье для приготовления

индикатора

Естественный цвет индикатора

Окраска в

кислой

среде

Окраска в

щелочной среде

Ягоды малины

Коричневый

Коричневый

Темно-коричневый

Ягоды черноплодной рябины

Красно-коричневый

Бледно-розовый

Темно-зеленый

Ягоды клубники

Красно-оранжевый

Оранжевый

Темно-желтый

Кора крушины

Желтый

Желтый

Темно-желтый

Краснокочанная капуста

Сине-фиолетовый

Красный

Зеленый

Лепестки мальвы

Темно-зеленый

Розовый

Зеленый

Определение среды растворов моющих средств для посуды с помощью растительных индикаторов

На уроках биологии я узнала, что внешняя поверхность эпидермиса покрыта микроскопически тонким слоем – кислотной мантией.

В эпидермисе протекает множество биохимических процессов. В результате образуются кислоты – молочная, лимонная и другие. Плюс к этому: кожное сало и пот. Все это и составляет кислотную мантию кожи. Следовательно, нормальная кожа имеет кислую реакцию, рН кожи составляет в среднем 5,5. (2)

При использовании моющих средств для посуды, имеющих щелочную среду, мы нарушаем нормальную кислотную среду кожи рук.

Для предохранения кожи рук от негативного воздействия моющие средства для посуды должны иметь значение рН, соответствующее значению рН кислотной мантии эпидермиса.

С помощью приготовленных растворов природных индикаторов я проверила, какую среду имеют различные моющие средства для посуды.

Таблица 2. Реакция среды растворов моющих средств для посуды.

Моющее

средство

для посуды

Растительный

индикатор

Окраска

индикатора

Среда

раствора

1.

«Миф»

Отвар краснокочанной капусты

Бледно-зеленая

Слабощелочная

2.

«Fairy»

Отвар краснокочанной капусты

Зеленая

Щелочная

3.

«AOS»

Отвар клубники

Бледно-желтая

Слабощелочная

4

«Pril»

Отвар ягод черноплодной рябины

Бледно-розовая

Слабокислая

Заключение

Проведя научно-исследовательскую работу, я пришла к следующим выводам:

- многие природные растения обладают свойствами кислотно-основных индикаторов, способных изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают;

- для изготовления растворов растительных индикаторов можно использовать следующее природное сырье: ягоды малины, клубники, черноплодной рябины, кору крушины, лепестки мальвы, краснокочанную капусту;

- растворы растительных индикаторов можно использовать в качестве кислотно-основных индикаторов для определения среды растворов моющих средств для посуды в домашних условиях;

- моющие средства для посуды «Миф», «Fairy», «AOS» имеют щелочную и слабощелочную среду и при их применении необходимо использовать резиновые перчатки для защиты кожи рук от негативного воздействия, так как щелочная среда разрушает кислотную мантию эпидермиса;

- самодельные индикаторы из природного сырья можно применять на уроках химии в сельских школах, если существует проблема обеспечения школы химическими индикаторами.

Список литературы

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Оганесян Э.Т. Руководство по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1998.

Савина Л.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. – М.: АСТ, 1996.

Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия. Ринол Классик, 2000.

Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.

Интернет-ресурсы.

Приложение

Растения – природные индикаторы

image1.png image2.png

Цветок мальвы Крушина

image3.png image4.png

Черноплодная рябина Малина

image5.png image6.png

Клубника Краснокочанная капуста

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 15 секунд