Презентация на тему "Руды металлов. Виртуальная коллекция"

Презентация: Руды металлов. Виртуальная коллекция
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Руды металлов. Виртуальная коллекция" содержит информацию о природных минеральных образованиях, также можно ознакомиться с основными физическими и химическими параметрами этих материалов.

Краткое содержание

  1. Гематит
  2. Гарниерит
  3. Лимонит
  4. Магнетит
  5. Халькопирит
  6. Галенит
  7. Пирит
  8. Боксит

Содержание

  • Презентация: Руды металлов. Виртуальная коллекция
    Слайд 1

    Руды металлов

    • Виртуальная коллекция
    • Соколова О.Е.
    • maksoe@mail.ru
  • Слайд 2
    • Полезные ископаемые России,бывшего Советского Союза.
  • Слайд 3
  • Слайд 4
    • Гематит
    • Гарниерит
    • Лимонит
    • Магнетит
    • Халькопирит
    • Галенит
    • Пирит
    • Боксит
    • Сфалерит
    • Пиролюзит
  • Слайд 5

    Гематит (красный железняк, железный блеск)

    • Формула Fe2O3
    • Цвет Металлический серый,до коричнево-красного
    • Цвет черты Красно-коричневая
    • Твёрдость 5,5 — 6,5
    • Плотность 4,9 — 5,3 г/см³
  • Слайд 6

    Лимонит (бурый железняк)

    • Цвет Бурый, черный, охристо-желтый
    • Цвет черты Желтая, ржаво-бурая
    • Твёрдость1,5 — 5,5
    • Плотность 3,3—3,9 г/см³
  • Слайд 7

    Халькопирит (медный колчедан)

    • Формула CuFeS2
    • Цвет Золотисто-жёлтый
    • Цвет черты Зеленовато-чёрная
    • Твёрдость3,5
    • Плотность 4,1 — 4,3 г/см³
  • Слайд 8

    Пирит (серный колчедан, железный колчедан)

    • Цвет Латунно-жёлтый
    • Блеск Металлический
    • Твёрдость 6 — 6,5
    • Плотность 4,95—5,1 г/см³
  • Слайд 9

    Магнетит (магнитный железняк)

    • Формула FeO·Fe2O3
    • Цвет Железно-чёрный
    • Цвет черты Чёрная
    • Блеск Металлический
    • Твёрдость 5,5 —6,0
    • Плотность 4,9 — 5,2 г/см³
  • Слайд 10

    Пиролюзит (марганцевая руда)

    • Формула MnO2
    • Цвет Стальной серый, голубовато-серый
    • Цвет черты Чёрная
    • Твёрдость2 — 2,5
    • Плотность 4,4 — 5,06 г/см³
  • Слайд 11

    Сфалерит (цинковая обманка)

    • Формула ZnS
    • Цвет желтый, красно-коричневый или черный
    • Цвет черты белая или светло-желтая
    • Твёрдость 3,5-4,0
    • Плотность около 4 г/см³
  • Слайд 12

    Боксит (алюминиевая руда)

    • Формула Al 2O3
    • Цвет красный и темно-красный, реже белый, серый, черный
    • Цвет черты Красно-коричневая
    • Твёрдость 4,5 — 5,5
    • Плотность 4,9 — 5,3 г/см³
  • Слайд 13

    Галенит (свинцовый блеск)

    • Формула PbS
    • Цвет Свинцово-серый
    • Цвет черты Серо-чёрная
    • Блеск Металлический
    • Твёрдость 2,5
    • Плотность 7,2 — 7,6 г/см³
Посмотреть все слайды

Конспект

Тема урока. Азотная кислота.

Выполнила учитель химии МОУ Знаменская СОШ.

Цели: изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.

Задачи:

● учащиеся должны уметь записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты; знать особенности взаимодействия НNОз с металлами; уметь записывать ионные уравнения, окислительно-восстановительные процессы, составлять электронный баланс; называть области применения азотной кислоты и ее солей.

Развивать познавательный интерес к химии, пробуждать желание творчества, умения правильно и красиво формулировать свои мысли;

Организовать деятельность обучающихся по продолжению формирования умений анализировать и сравнивать факты, выделять главное, разрешать проблемы, возникающие в процессе обучения, делать выводы.

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева; электрохимический ряд напряжений металлов; пробирки, пробиркодержатели, спиртовки , оборудование для демонстрации электронной презентации.

Вещества: растворы азотной кислоты (конц. и разб.), медь, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, белая шерстяная нитка.

Ход урока.

Организационный момент.

- Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (слайд №1)

II. Усвоение новых знаний .

Учитель: Сегодня нам нужно изучить одно очень важное вещество, которое используется для производства комплексных удобрений, лекарств и красителей, но пока я не буду говорить его название, через несколько минут мы узнаем что это за соединение. (слайд №2) пентагон . прочитайте утверждения . каком веществе идет речь

Учитель: Как вы уже догадались сегодня мы будем изучать азотную кислоту, строение молекулы, способы ее получения, свойства, области применения.( слайд №3 ,№4)

1. История открытия.(слайд №5)

2. Состав и строение молекулы азотной кислоты(слайд№6)

1) Назовите формулу азотной кислоты -

image1.png��Если написать так формулу, то получается, что вокруг азота вращается десятиэлектронное облако, но азот находится во втором периоде и у него нет пустых d- ячеек, поэтому азот отдает два электрона обоим атомам кислорода и тогда электронную формулу записываем �. . . . . .�image2.png�эти связи равноценны.�Валентность азота равна IV, а степень окисления + 5

3. Физические свойства.(слайд №7)

Бесцветная жидкость, более концентрированная – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Плотность кислоты image3.png, температура кипения + 86 градусов, температура замерзания - 41 градус.

4. Получение азотной кислоты.

А) в лаборатории( слайд №8)

Б) в промышленности (слайд №9)

5 . Химические свойства . Учитель. Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о химических свойствах этого интересного вещества. На пути познания вы столкнетесь с противоречиями, обнаружите удивительные факты. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты: 1) Перечислите общие свойства кислот? (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).

2) Охарактеризуйте азотную кислоту по составу молекулы и силе? (характеризуют HNO3: одноосновная, кислородсодержащая, сильная).

3) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).

Лабораторные исследования (задания по группам): (Повторение ПТБ!). Проведите реакции, которые указаны на слайде №10. Каждая группа записывает уравнения реакций на доске.

1 группа: провести реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II), записать уравнение реакции, определить ее тип.

Запись в тетради: CuO + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O - реакция ионного обмена, необратимая

CuO + 2H+ + 2 NO3- = Cu2+ + 2 NO3- + H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

2 группа: получить нерастворимое основание Cu(OH)2; провести реакцию раствора азотной кислоты и гидроксида меди (II); записать уравнение реакции, определить ее тип.

В тетради: CuCl2 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + 2 NaCl (получение нерастворимого основания)

Cu(OH)2 + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + 2 H2O - реакция ионного обмена, необратимая

Cu(OH)2 + 2H+ + 2 NO3- = Cu2+ + 2 NO3- + 2 H2O

Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2 H2O

Признак реакции – растворение голубого осадка Cu(OH)2.

3 группа: провести реакцию растворов азотной кислоты и карбоната натрия, записать уравнение реакции, определить ее тип.

В тетради: 2 HNO3 + Na2CO3 = 2 NaNO3 + H2O + CO2 - реакция ионного обмена, необратимая

2 H+ + 2NO3- + 2 Na+ + CO3 2- = 2 Na+ +NO3- + H2O + CO2

2 H+ + CO3 2- = H2O + CO2

Признак реакции – характерное «вскипание».

Для всех: провести реакцию растворов азотной кислоты и гидроксида натрия в присутствии фенолфталеина, записать уравнение реакции, определить ее тип. Проверим что у вас получилось (слайд №11)

Вывод(слайд №12): азотная кислота проявляет свойства общие с другими кислотами:

1. Сильный электролит, хорошо диссоциируют на ионы.

HNO3 -> H+ +NO3-

Изменяет окраску индикатора.

2. Реагирует с основными оксидами

СuO+2 HNO3 -> Cu(NO3)2 +H2O

3. Реагирует с основаниями

HNO3 + KOH -> KNO3 + H2O

4. Реагирует с солями более летучих кислот

Na2CO3 + 2HNO3 -> 2NaNO3 +H2CO3

/ \

H2O CO2

Кроме этого обладает специфическими свойствами. ( слайд №13) Азотная кислота в степени окисления +5 – сильный окислитель. Значит, она может уменьшить свою степень окисления. При нагревании азотная кислота разлагается: 4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2.

Азотная кислота окисляет неметаллы

NО ← неMe + HNO3 → NO2

( Слайды№14, №15, №16) Взаимодействие азотной кислоты с металлами изучено довольно хорошо, т.к. конц. HNO3 используется в качестве окислителя ракетного топлива. Смысл заключается в том, что продукты реакции зависят от двух факторов:�1) концентрация азотной кислоты;�2) активность металла �Комбинацией этих двух параметров и определяется состав продуктов реакции.�Что может быть?�а) металл может вступать в реакцию, а может не вступать (не реагировать вообще, пассивировать );�б) состав газов смешанный (как правило выделяется не один газообразный продукт, а смесь газов, иногда какой-то газ преобладает над другими);�в) обычно водород в этих процессах не выделяется (есть исключение, когда на практике доказывается, что Mn + разб. HNO3 действительно выделяется газ водород).Главное правило: Чем активнее металл и чем разбавленнее азотная кислота, тем глубже идёт восстановление азотной кислоты (крайний вариант - восстановление до аммиака NH3, точнее до NH4NO3 ; здесь процесс восстановления N{+5} + 8e ----> N{-3} ). Возможны промежуточные варианты восстановления до NO2, NO, N2O, N2�Общая схема процесса:�При взаимодействии с металлами образуются нитрат, вода и третий продукт по схеме:

HNO3(р.)+Me(до H2)→нитрат+H2O+NH3(NH4NO3)

HNO3(р.)+Me(после H2)→нитрат+H2O+NO

HNO3(к.)+Me(до H2)→нитрат+H2O+N2O(N2)

HNO3(к.)+Me(после H2)→нитрат+H2O+NO2

Концентрированная HNO3 на Al, Cr, Fe,Au, Pt не действует.

При попадании кислоты на кожу – кожа желтеет. Таким образом, кислота обладает не только общими свойствами кислот, но и специфическими.

6. Применение азотной кислоты(слайд №17) производство азотных и комбинированных удобрений, -взрывчатых веществ (тринитротолуола и др.),

-органических красителей.

-как окислитель ракетного топлива.

- В металлургии Азотная кислота применяют для травления и растворения металлов, а также для разделения золота и серебра.

7. Действие на организм( слайд №18)

Вдыхание паров Азотная кислота приводит к отравлению, попадание Азотная кислота (особенно концентрированной) на кожу вызывает ожоги. Предельно допустимое содержание Азотная кислота в воздухе промышленных помещений равно 50 мг/м3 в пересчёте на N2O5. Концентрированная Азотная кислота при соприкосновении с органическими веществами �вызывает пожары и взрывы.

III. Закрепление знаний учащихся. Проверь себя (слайд №19)

Степень окисления азота в HNO3 а)-3 б)0 в)+5 г)+4

При хранении на свету HNO3 а) краснеет б) желтеет в) остается бесцветной

При взаимодействии с металлами азотная кислота является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем, и другим.

Азотная кислота в растворе не реагирует с веществом, формула которого:�а) CO2 ; б) NaOH; в) Al(OH)3 ; г) NH3 .

Царская водка- это а)концентрированный спирт б)3 объема HCl и 1 объем HNO3

в) концентрированная азотная кислота

самопроверка (слайд №20)

IV. Итог урока:

Выводы. 1. Азотной кислоте характерны общие свойства кислот:

реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот обусловленные наличием в молекулах иона Н+;

2. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы;

При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла;

3. Сильные окислительные способности HNO3 широко применяются для получения различных важных продуктов народного хозяйства (удобрения, лекарства, пластики и т.д.)

Домашнее задание: §26упр 4,5. Творческое задание –презентация история открытия азотной кислоты. Применение азотной кислоты.

Тема урока. Азотная кислота.

Выполнила учитель химии МОУ Знаменская СОШ.

Цели: изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.

Задачи:

● учащиеся должны уметь записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты; знать особенности взаимодействия НNОз с металлами; уметь записывать ионные уравнения, окислительно-восстановительные процессы, составлять электронный баланс; называть области применения азотной кислоты и ее солей.

Развивать познавательный интерес к химии, пробуждать желание творчества, умения правильно и красиво формулировать свои мысли;

Организовать деятельность обучающихся по продолжению формирования умений анализировать и сравнивать факты, выделять главное, разрешать проблемы, возникающие в процессе обучения, делать выводы.

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева; электрохимический ряд напряжений металлов; пробирки, пробиркодержатели, спиртовки , оборудование для демонстрации электронной презентации.

Вещества: растворы азотной кислоты (конц. и разб.), медь, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, белая шерстяная нитка.

Ход урока.

Организационный момент.

- Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (слайд №1)

II. Усвоение новых знаний .

Учитель: Сегодня нам нужно изучить одно очень важное вещество, которое используется для производства комплексных удобрений, лекарств и красителей, но пока я не буду говорить его название, через несколько минут мы узнаем что это за соединение. (слайд №2) пентагон . прочитайте утверждения . каком веществе идет речь

Учитель: Как вы уже догадались сегодня мы будем изучать азотную кислоту, строение молекулы, способы ее получения, свойства, области применения.( слайд №3 ,№4)

1. История открытия.(слайд №5)

2. Состав и строение молекулы азотной кислоты(слайд№6)

1) Назовите формулу азотной кислоты -

image1.png��Если написать так формулу, то получается, что вокруг азота вращается десятиэлектронное облако, но азот находится во втором периоде и у него нет пустых d- ячеек, поэтому азот отдает два электрона обоим атомам кислорода и тогда электронную формулу записываем �. . . . . .�image2.png�эти связи равноценны.�Валентность азота равна IV, а степень окисления + 5

3. Физические свойства.(слайд №7)

Бесцветная жидкость, более концентрированная – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Плотность кислоты image3.png, температура кипения + 86 градусов, температура замерзания - 41 градус.

4. Получение азотной кислоты.

А) в лаборатории( слайд №8)

Б) в промышленности (слайд №9)

5 . Химические свойства . Учитель. Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о химических свойствах этого интересного вещества. На пути познания вы столкнетесь с противоречиями, обнаружите удивительные факты. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты: 1) Перечислите общие свойства кислот? (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).

2) Охарактеризуйте азотную кислоту по составу молекулы и силе? (характеризуют HNO3: одноосновная, кислородсодержащая, сильная).

3) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).

Лабораторные исследования (задания по группам): (Повторение ПТБ!). Проведите реакции, которые указаны на слайде №10. Каждая группа записывает уравнения реакций на доске.

1 группа: провести реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II), записать уравнение реакции, определить ее тип.

Запись в тетради: CuO + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O - реакция ионного обмена, необратимая

CuO + 2H+ + 2 NO3- = Cu2+ + 2 NO3- + H2O

CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

2 группа: получить нерастворимое основание Cu(OH)2; провести реакцию раствора азотной кислоты и гидроксида меди (II); записать уравнение реакции, определить ее тип.

В тетради: CuCl2 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + 2 NaCl (получение нерастворимого основания)

Cu(OH)2 + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + 2 H2O - реакция ионного обмена, необратимая

Cu(OH)2 + 2H+ + 2 NO3- = Cu2+ + 2 NO3- + 2 H2O

Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2 H2O

Признак реакции – растворение голубого осадка Cu(OH)2.

3 группа: провести реакцию растворов азотной кислоты и карбоната натрия, записать уравнение реакции, определить ее тип.

В тетради: 2 HNO3 + Na2CO3 = 2 NaNO3 + H2O + CO2 - реакция ионного обмена, необратимая

2 H+ + 2NO3- + 2 Na+ + CO3 2- = 2 Na+ +NO3- + H2O + CO2

2 H+ + CO3 2- = H2O + CO2

Признак реакции – характерное «вскипание».

Для всех: провести реакцию растворов азотной кислоты и гидроксида натрия в присутствии фенолфталеина, записать уравнение реакции, определить ее тип. Проверим что у вас получилось (слайд №11)

Вывод(слайд №12): азотная кислота проявляет свойства общие с другими кислотами:

1. Сильный электролит, хорошо диссоциируют на ионы.

HNO3 -> H+ +NO3-

Изменяет окраску индикатора.

2. Реагирует с основными оксидами

СuO+2 HNO3 -> Cu(NO3)2 +H2O

3. Реагирует с основаниями

HNO3 + KOH -> KNO3 + H2O

4. Реагирует с солями более летучих кислот

Na2CO3 + 2HNO3 -> 2NaNO3 +H2CO3

/ \

H2O CO2

Кроме этого обладает специфическими свойствами. ( слайд №13) Азотная кислота в степени окисления +5 – сильный окислитель. Значит, она может уменьшить свою степень окисления. При нагревании азотная кислота разлагается: 4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2.

Азотная кислота окисляет неметаллы

NО ← неMe + HNO3 → NO2

( Слайды№14, №15, №16) Взаимодействие азотной кислоты с металлами изучено довольно хорошо, т.к. конц. HNO3 используется в качестве окислителя ракетного топлива. Смысл заключается в том, что продукты реакции зависят от двух факторов:�1) концентрация азотной кислоты;�2) активность металла �Комбинацией этих двух параметров и определяется состав продуктов реакции.�Что может быть?�а) металл может вступать в реакцию, а может не вступать (не реагировать вообще, пассивировать );�б) состав газов смешанный (как правило выделяется не один газообразный продукт, а смесь газов, иногда какой-то газ преобладает над другими);�в) обычно водород в этих процессах не выделяется (есть исключение, когда на практике доказывается, что Mn + разб. HNO3 действительно выделяется газ водород).Главное правило: Чем активнее металл и чем разбавленнее азотная кислота, тем глубже идёт восстановление азотной кислоты (крайний вариант - восстановление до аммиака NH3, точнее до NH4NO3 ; здесь процесс восстановления N{+5} + 8e ----> N{-3} ). Возможны промежуточные варианты восстановления до NO2, NO, N2O, N2�Общая схема процесса:�При взаимодействии с металлами образуются нитрат, вода и третий продукт по схеме:

HNO3(р.)+Me(до H2)→нитрат+H2O+NH3(NH4NO3)

HNO3(р.)+Me(после H2)→нитрат+H2O+NO

HNO3(к.)+Me(до H2)→нитрат+H2O+N2O(N2)

HNO3(к.)+Me(после H2)→нитрат+H2O+NO2

Концентрированная HNO3 на Al, Cr, Fe,Au, Pt не действует.

При попадании кислоты на кожу – кожа желтеет. Таким образом, кислота обладает не только общими свойствами кислот, но и специфическими.

6. Применение азотной кислоты(слайд №17) производство азотных и комбинированных удобрений, -взрывчатых веществ (тринитротолуола и др.),

-органических красителей.

-как окислитель ракетного топлива.

- В металлургии Азотная кислота применяют для травления и растворения металлов, а также для разделения золота и серебра.

7. Действие на организм( слайд №18)

Вдыхание паров Азотная кислота приводит к отравлению, попадание Азотная кислота (особенно концентрированной) на кожу вызывает ожоги. Предельно допустимое содержание Азотная кислота в воздухе промышленных помещений равно 50 мг/м3 в пересчёте на N2O5. Концентрированная Азотная кислота при соприкосновении с органическими веществами �вызывает пожары и взрывы.

III. Закрепление знаний учащихся. Проверь себя (слайд №19)

Степень окисления азота в HNO3 а)-3 б)0 в)+5 г)+4

При хранении на свету HNO3 а) краснеет б) желтеет в) остается бесцветной

При взаимодействии с металлами азотная кислота является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем, и другим.

Азотная кислота в растворе не реагирует с веществом, формула которого:�а) CO2 ; б) NaOH; в) Al(OH)3 ; г) NH3 .

Царская водка- это а)концентрированный спирт б)3 объема HCl и 1 объем HNO3

в) концентрированная азотная кислота

самопроверка (слайд №20)

IV. Итог урока:

Выводы. 1. Азотной кислоте характерны общие свойства кислот:

реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот обусловленные наличием в молекулах иона Н+;

2. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы;

При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла;

3. Сильные окислительные способности HNO3 широко применяются для получения различных важных продуктов народного хозяйства (удобрения, лекарства, пластики и т.д.)

Домашнее задание: §26упр 4,5. Творческое задание –презентация история открытия азотной кислоты. Применение азотной кислоты.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке