Презентация на тему "Борьба русских земель с западными завоевателями" 5 класс

Презентация: Борьба русских земель с западными завоевателями
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Борьба русских земель с западными завоевателями" по истории, включающую в себя 29 слайдов. Скачать файл презентации 3.33 Мб. Средняя оценка: 3.3 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по истории

Содержание

  • Презентация: Борьба русских земель с западными завоевателями
    Слайд 1

    Борьба русских земель с западными завоевателями

    Автор :учитель истории и обществознания МБОУСОШ № 11 Е.Г.Ритунская; с.Черниговское ,Апшеронского района, Краснодарского края

  • Слайд 2

    Талантливый полководец и властелин Монголии Принял имя Великого хана Создатель мощной монгольской армии Подчинил себе Китай, Азию Иран, Кавказ Мечтал завоевать весь мир 1.Узнай портрет:

  • Слайд 3

    Чингисхан Создатель Монгольской державы

  • Слайд 4

    а) 1206 г. б) 1211 г. в) 1221 г. г) 1223 г. 2. Битва на реке Калка произошла в:

  • Слайд 5

    а) Торжок б) Коломну в) Козельск г) Киев 3. Хан Батый назвал «злым городом»:

  • Слайд 6

    4. Первый поход Батыя завершился:

    а) полным подчинением Руси монголам б) страшным разгромом северо-восточных земель Руси в) поражением Батыя г) завоеванием не только русских земель, но и вторжением в Западную Европу

  • Слайд 7

    5. По преданию, уцелевших жителей Рязани, собиравшихся в дружину для борьбы с монголами, возглавил:

    а) ЕвпатийКоловрат б) княжич Фёдор в) Филипп Нянька г) Пётр Ослядюкович

  • Слайд 8

    В чем особенности жизни Руси в 13 веке? Наступил период феодальной раздробленности: Ослабли связи между землями Ослабла обороноспособность страны Русь попала в зависимость от Золотой Орды Вспомни

  • Слайд 9

    В XIII веке Русь переживала очень тяжелые времена. Она была раздроблена, русские князья непрерывно воевали между собой. Этой слабостью и раздробленностью воспользовались монгольские завоеватели. Они разоряли русские города, уводили в рабство сотни тысячи людей.

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    с XII века до начала XV века новгородцы воевали 26 раз со шведскими рыцарями; 5 раз с норвежскими; 11 раз с немецкими; 14 раз с литовскими!

  • Слайд 12

    Подумай

    Каковы причины нашествия крестоносцев на Русь? Отсутствие сильной княжеской власти в Новгороде и Пскове Ослабление Руси в результате монголо-татарского нашествия Разобщенность русских земель

  • Слайд 13

    Какие задачи ставили перед собой крестоносцы ? Завоевание богатых земель Новгорода и Пскова Превращение русских людей в своих работников Обращение русских людей в католическую веру

  • Слайд 14

    Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей

  • Слайд 15

    вооружение немецких рыцарей

  • Слайд 16

    вооружение русских воинов

  • Слайд 17

    Невская битва 1240 г. В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".

  • Слайд 18

    С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Накануне битвы было видение: стоявший в морском дозоре воин увидел ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, предзнаменованиеммужественно, с молитвой повелвойско на шведов.

  • Слайд 19

    «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве народ назвал Александра Невским»

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Мы видим схему сражения. Немецкие рыцари для атаки выстроились в форме тупого клина, который русские назвали «свиньей». Такой порядок не раз помогал рыцарям прорывать строй противника и громить его по частям. Но Александр Невский смог обмануть врага. Князь сосредоточил свои основные силы не в центре, куда была направлена основная мощь рыцарей, а на флангах. Это позволило ему окружить и уничтожить противника.

  • Слайд 22

    Закованные в тяжелые доспехи рыцари врезались в русское войско и решили, что победа уже за ними. Но внезапно их атаковали с флангов главные силы русских дружин – конники и лучники. Спасаясь бегством, рыцари в панике стали отступать на лед Чудского озера. Здесь они и нашли свою могилу.

  • Слайд 23

    «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью…»«И так победил врагов с помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда им было скрыться…»

  • Слайд 24

    «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». «На том стояла, и стоять будет Русская земля!» «И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и  вели босыми подле коней тех, кто называет себя божьими рыцарями».

  • Слайд 25

    Историческое значение битвы на Чудском озере Немецкие и шведские рыцари были изгнаны из русских земель Северо-западные земли Руси отстояли свою независимость и свободу Русское государство миновала угроза полного порабощения

  • Слайд 26

    «Не в силе Бог, а в правде». «Жить не преступая в чужие части». «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»

  • Слайд 27

    Орден А.Невского

  • Слайд 28

    Источники

    http://www.rusidea.org/?a=25120603 http://school13.admsurgut.ru/teachers/-/pg1/52/ http://halkidon2006.narod.ru/history/705_mitropolit_vladimir.htm http://images.yandex.ru/ http://www.niro.nnov.ru/ А. А. Данилов, П. Г. Косулина. История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009.

  • Слайд 29

    источник шаблона: Шумарина Вера Алексеевна, учитель-дефектолог ГС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида г.Балашова Саратовской области http://pedsovet.su/ Для оформления презентации использованы интернет-ресурсы: www.photomagic.best-host.ru/cd_oform.html

Посмотреть все слайды

Конспект

История 6 класс

№49

Тема: Борьба русских, земель с западными завоевателями

Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории и музыки.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.

Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.

Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы.

Оборудование: карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», схе​мы Невской битвы и Ледового побоища, флеш-анимация карт, Презентация «Борьба русских земель с западными завоевателями»,отрывки из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

Ход урока

I.Опрос домашнего задания.

(перед началом фронтального опроса , часть ребят получат карточки с заданиями Приложение № 1)

А) индивидуальная работа по карточкам

Б) фронтальный опрос:

Каков был уровень развития монгольского госу​дарства во второй половине XII века?

В чем особенности государства монголов?

Когда и где Тимучин был провозглашен великим ханом? Какие события этому предшествовали?

Когда впервые русские столкнулись с монголо-татарами на поле битвы?

Почему русские князья проиграли битву на Калке?

Когда монголы приняли решение о походе к «по​следнему морю»? Что под этим подразумевалось?

Какую дань потребовали монголо-татары с Рязан​ского княжества? Как ответили рязанцы? Почему?

В чем причины падения Рязани?

Что произошло 4 марта 1238 года?

Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы-татары победили?

В) Обобщение опроса и объявление темы урока (слайды 1-7)

II. Изучение нового материала.

План.

Походы шведов и крестоносцев.

Невская битва.

Ледовое побоище.

Учитель говорит:

- Монголо-татары в XIII веке, разорившие Русь, бы​ли не единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и коварный враг - немецкие и шведские ры​цари.

Актуализируем внимание учащихся. (слайды 8-10)

Вспомните из истории средних веков, с какой це​лью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?

Что привлекало крестоносцев на Востоке?

- Каковы причины и повод этих походов?

Обобщая ответы учащихся, учитель ставит перед классом проблемное задание:

- В чем заключался полководческий талант Алек​сандра Невского?

Учитель может дополнить ответы учащихся сле​дующими сведениями (слайд 11):

- О напряженности борьбы с иноземными захват​чиками свидетельствуют факты: с середины XII века до н. XV века новгородцы и приходившие им на помощь «ни-�зовские» полки 26 раз воевали со шведскими рыцарями, 5 раз - с норвежскими, 11 раз - с немецкими, 14 раз с литовскими. Только в XIII веке новгородцы совершили не​�сколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать�продвижению крестоносцев (в 1210, 1212, 1217, 1223 гг.).�Рыцари продолжали натиск, создалась прямая угроза Нов​ городу и Пскову.(слайды 12-14)

Желательно дать характеристику вооружению за​падноевропейских рыцарей и русских воинов.(слайды 15-16)

Школьники имеют сведения о рыцарях, поэтому ор​ганизуем беседу:

Как были вооружены западноевропейские рыцари?

Какие доспехи имели?

Как велась подготовка рыцарей к военным походам?

Какова была тактика ведения боя?

Учитель приводит сведения о вооружении русских воинов:

- Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатные люди) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была мало​численной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные при​способления (пороки). Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака.

3. Невская битва. (слайды 17-20)

Заслушивается сообщение о личности Александра Невского.

Рассказ учителя о Невской битве строится с исполь​зованием схемы боя , и дополнительных сведений из «Повести о житии Александ​ра Невского»,

Слушая рассказ, учащиеся работают со схемой учебника и готовят ответы на вопросы:

Каково было боевое настроение русских воинов?

Каков был план Александра Ярославича?

Какие слои населения принимали участие в Нев​ской битве?

Что определило победу русских воинов?

Каково значение этой победы?

4.Рассказ о Ледовом побоище (слайды 21-25)

учитель начинает с харак​теристики военных действий в 1242 году. Для конкрети​зации материала учитель может использовать фрагменты из кинофильма «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

Вопросы для закрепления:

Сравните состав и вооружение немецких и рус​ских войск.

Какой был боевой порядок и расстановка сил рус​ских накануне битвы на Чудском озере?

Какова была их тактика ведения боя?

Почему русские одержали победу?

Проверяется поставленное в начале урока проблем​ное задание.

III. Завершая урок, учитель может сообщить следующее (слайды 26-27):

- Потомки чтят память полководца. ,

Так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.

Русская Православная Церковь причислила Алексан​дра Невского к лику святых.

За несколько лет до начала Великой Отечественной войны К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм СМ. Эйзенштейна «Александр Невский».

В 1942 году был учрежден орден Александра Нев​ского, которым награждались офицеры за выбор «удачно​го места для внезапного, смелого и стремительного напа​дения на врага и нанесения ему крупного поражения с ма​лыми потерями для своих войск»

.

Выставление оценок за урок.

V.Домашнее задание: прочитать § 13; ответить на во​просы; творческое задание: подготовить со​чинение «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке» или рисунок на тему «Ледовое побоище».

Использованная литература:

Поручные планы 6 класс II часть сост. М.Н.Назаренко, издательство «Учитель -АСТ», г.Волгоград 2003 г.

История 6 класс

№49

Тема: Борьба русских, земель с западными завоевателями

Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории и музыки.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.

Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.

Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.

Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы.

Оборудование: карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», схе​мы Невской битвы и Ледового побоища, флеш-анимация карт, Презентация «Борьба русских земель с западными завоевателями»,отрывки из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

Ход урока

I.Опрос домашнего задания.

(перед началом фронтального опроса , часть ребят получат карточки с заданиями Приложение № 1)

А) индивидуальная работа по карточкам

Б) фронтальный опрос:

Каков был уровень развития монгольского госу​дарства во второй половине XII века?

В чем особенности государства монголов?

Когда и где Тимучин был провозглашен великим ханом? Какие события этому предшествовали?

Когда впервые русские столкнулись с монголо-татарами на поле битвы?

Почему русские князья проиграли битву на Калке?

Когда монголы приняли решение о походе к «по​следнему морю»? Что под этим подразумевалось?

Какую дань потребовали монголо-татары с Рязан​ского княжества? Как ответили рязанцы? Почему?

В чем причины падения Рязани?

Что произошло 4 марта 1238 года?

Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы-татары победили?

В) Обобщение опроса и объявление темы урока (слайды 1-7)

II. Изучение нового материала.

План.

Походы шведов и крестоносцев.

Невская битва.

Ледовое побоище.

Учитель говорит:

- Монголо-татары в XIII веке, разорившие Русь, бы​ли не единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и коварный враг - немецкие и шведские ры​цари.

Актуализируем внимание учащихся. (слайды 8-10)

Вспомните из истории средних веков, с какой це​лью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?

Что привлекало крестоносцев на Востоке?

- Каковы причины и повод этих походов?

Обобщая ответы учащихся, учитель ставит перед классом проблемное задание:

- В чем заключался полководческий талант Алек​сандра Невского?

Учитель может дополнить ответы учащихся сле​дующими сведениями (слайд 11):

- О напряженности борьбы с иноземными захват​чиками свидетельствуют факты: с середины XII века до н. XV века новгородцы и приходившие им на помощь «ни-�зовские» полки 26 раз воевали со шведскими рыцарями, 5 раз - с норвежскими, 11 раз - с немецкими, 14 раз с литовскими. Только в XIII веке новгородцы совершили не​�сколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать�продвижению крестоносцев (в 1210, 1212, 1217, 1223 гг.).�Рыцари продолжали натиск, создалась прямая угроза Нов​ городу и Пскову.(слайды 12-14)

Желательно дать характеристику вооружению за​падноевропейских рыцарей и русских воинов.(слайды 15-16)

Школьники имеют сведения о рыцарях, поэтому ор​ганизуем беседу:

Как были вооружены западноевропейские рыцари?

Какие доспехи имели?

Как велась подготовка рыцарей к военным походам?

Какова была тактика ведения боя?

Учитель приводит сведения о вооружении русских воинов:

- Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатные люди) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была мало​численной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные при​способления (пороки). Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака.

3. Невская битва. (слайды 17-20)

Заслушивается сообщение о личности Александра Невского.

Рассказ учителя о Невской битве строится с исполь​зованием схемы боя , и дополнительных сведений из «Повести о житии Александ​ра Невского»,

Слушая рассказ, учащиеся работают со схемой учебника и готовят ответы на вопросы:

Каково было боевое настроение русских воинов?

Каков был план Александра Ярославича?

Какие слои населения принимали участие в Нев​ской битве?

Что определило победу русских воинов?

Каково значение этой победы?

4.Рассказ о Ледовом побоище (слайды 21-25)

учитель начинает с харак​теристики военных действий в 1242 году. Для конкрети​зации материала учитель может использовать фрагменты из кинофильма «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

Вопросы для закрепления:

Сравните состав и вооружение немецких и рус​ских войск.

Какой был боевой порядок и расстановка сил рус​ских накануне битвы на Чудском озере?

Какова была их тактика ведения боя?

Почему русские одержали победу?

Проверяется поставленное в начале урока проблем​ное задание.

III. Завершая урок, учитель может сообщить следующее (слайды 26-27):

- Потомки чтят память полководца. ,

Так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.

Русская Православная Церковь причислила Алексан​дра Невского к лику святых.

За несколько лет до начала Великой Отечественной войны К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм СМ. Эйзенштейна «Александр Невский».

В 1942 году был учрежден орден Александра Нев​ского, которым награждались офицеры за выбор «удачно​го места для внезапного, смелого и стремительного напа​дения на врага и нанесения ему крупного поражения с ма​лыми потерями для своих войск»

.

Выставление оценок за урок.

V.Домашнее задание: прочитать § 13; ответить на во​просы; творческое задание: подготовить со​чинение «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке» или рисунок на тему «Ледовое побоище».

Использованная литература:

Поручные планы 6 класс II часть сост. М.Н.Назаренко, издательство «Учитель -АСТ», г.Волгоград 2003 г.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке