Презентация на тему "Древние славяне"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Древние славяне" рассказывает историю славян в древности, основываясь в большей степени на "Повесть временных лет". Даны предположения о происхождении слова "славяне", информация об их расселении, языческих верованиях. В конце даны вопросы для тестирования по теме презентации.

Краткое содержание

  • «Повесть временных лет» о происхождении славян;
  • Предположения о происхождении именования славян;
  • Как прославились славяне в Византии;
  • Расселение восточных славян;
  • Верования славян-язычников;
  • Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян.

Содержание

  • Слайд 1

    Древние славяне


  • Слайд 2

    План

    1. «Повесть временных лет» о происхождении славян;
    2. Единство рода человеческого;
    3. Славяне в начале христианской эры;
    4. Как называли славян другие народы;
    5. Предположения о происхождении именования славян;
    6. Как прославились славяне в Византии;
    7. Расселение восточных славян;
    8. Верования славян-язычников;
    9. Арабские источники о молитве славян;
    10. Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян;
    11. «Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян.

  • Слайд 3

    «Повесть временных лет» о происхождении славян

    «Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда привлекала внимание тех, кто изучал древнюю историю славян.
    рис. Васнецов В.М. Нестор-летописец

  • Слайд 4

    О происхождении славян

    Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) в своем сочинении «Древняя Российская история» говорит о том, что «по преданиям достоверных наших летописателей» славяне известны «как стародавние в России обитатели».
    рис. М.В. Ломоносов, Л.С. Миропольский

  • Слайд 5

     

    Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает «передача», или «переданное».
    рис. Васнецов В.М. Баян

  • Слайд 6

     

    Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и как прозывались славянские племена, кто из героев и князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян.
    рис. Борис Ольшанский. Вещее предание.

  • Слайд 7

     

    Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами греческих историков.

  • Слайд 8

    Единство рода человеческого

    Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов по земле после всемирного потопа. По-старославянски народы назывались «языками».
    рис. Всемирный потоп

  • Слайд 9

     

    Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский». Славяне, по свидетельству Нестора, происходят от племени сына Ноя Иафета, которому достались северные страны.
    рис. Ной

  • Слайд 10

     

    Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна из этих ветвей — земля Русская. Вот первый ответ летописца на вопрос: «Откуда пошла Русская земля?».

  • Слайд 11

     

    Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань Руси и говорят на своих языках, Нестор Летописец утверждает, что и они — «потомство Иафета, живущее в северных странах».
    рис. Ян Брейгель Старший, Строительство Вавилонской башни

  • Слайд 12

     

    Следовательно, все эти народы - чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и другие - происходят от одного со славянами корня, как разные ветви одного дерева.

  • Слайд 13

    Славяне в начале христианской эры

    Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести временных лет», которые касались древнейшей истории славян. Но теперь, все больше и больше постигая смысл написанного Нестором-летописцем, ученые поражаются глубиной его исторических познаний.

  • Слайд 14

     

    Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве» находит указания на «Траяновы века». Римский император Траян правил с 98 по 117 год.

  • Слайд 15

     

    Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли свободно сопоставлять древнюю историю славян с историей Римской империи первых веков христианства.

  • Слайд 16

     

    Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа — апостол Андрей.
    рис. Приход апостола Андрея с учениками к месту основания Киева

  • Слайд 17

     

    «До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.

  • Слайд 18

    Как называли славян другие народы

    Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки стали известны греческим и римским историкам около VI века по Рождестве Христовом.

  • Слайд 19

     

    Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому или окружающие славян народы именовали их не славянами, а как-нибудь иначе.

  • Слайд 20

     

    Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками славян или родственными славянам народами?

  • Слайд 21

     

    Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного Причерноморья, просто не отличает их от славян, живших еще севернее скифов?

  • Слайд 22

     

    В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского племени есть неложное доказательство величества и древности» славян.

  • Слайд 23

    Предположения о происхождении именования славян

    О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование славян от слова «славящиеся», то есть «прославившиеся своими подвигами».

  • Слайд 24

     

    По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны. «Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно в употреблении».
    рис. Святогор и Кузнец судьбы

  • Слайд 25

     

    Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» - составное. Оно слагается из двух частей: «слы», что на древнерусском языке означало «послы», и «вене» - «представители народа вене», то есть венеды. Следовательно, славяне - это послы венедов.

  • Слайд 26

     

    Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования «славяне». Славяне приобрели широкую известность среди других народов в связи с расселением их в Европе в VI–X веках.
    рис. А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»

  • Слайд 27

     

    «Слыть» или «прослыть» означает «быть или стать известным, славиться или прославиться». Может быть, наименование «славяне» происходит от слова «слыть» — «славиться»? Это близко к догадке М.В. Ломоносова о происхождении названия славян.
    рис. Вольга Всеславович

  • Слайд 28

    Как прославились славяне в Византии

    Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за рекой Истром», приводится в «Истории войн» византийского историка Прокопия Кесарийского.

  • Слайд 29

     

    «Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща.
    Древние славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода

  • Слайд 30

    Поселение славян

    «А живут они в жалких хижинах, есть у них единый язык..., да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны...»

  • Слайд 31

     

    «Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте они сохраняют гуннский нрав».

  • Слайд 32

     

    Описывая войны императора Юстиниана (527–565), Прокопий много рассказывает и о славянах. Они берут с бою прославленные крепости Юстиниана, храбро бьются с императорскими войсками в открытом поле.

  • Слайд 33

     

    Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь всего в пяти днях пути от столицы Византии Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей».

  • Слайд 34

     

    Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.

  • Слайд 35

    Расселение восточных славян

    «Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских народов, которые не сразу, по словам летописца, стали называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска».

  • Слайд 36

     

    Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами».
    Скульптурный монумент основателям Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди

  • Слайд 37

     

    «…а другие — древлянами, потому что сели в лесах…»

  • Слайд 38

     

    «…а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами…»

  • Слайд 39

     

    «…иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане…»

  • Слайд 40

     

    «Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».
    Остатки Рюрикова городища, раскопанного археологами в окрестностях города Новгорода на озере Ильмень.

  • Слайд 41

     

    «А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами».

  • Слайд 42

     

    «И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».

  • Слайд 43

     

    Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.

  • Слайд 44

     

    Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена. Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства — Русь.

  • Слайд 45

     

    Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев — стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками».
    рис. Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева

  • Слайд 46

     

    Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться. Но бесспорно то, что у славян богатая и славная история.
    рис. В. Васнецов. Богатыри

  • Слайд 47

    Верования славян-язычников

    Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной.

  • Слайд 48

     

    Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники — все это часто становилось предметом догадок.

  • Слайд 49

     

    О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями других народов, или по литературным памятникам 19–20 столетий (народные песни, присказки, суеверные заклинания).

  • Слайд 50

     

    Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

  • Слайд 51

     

    Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.

  • Слайд 52

    Арабские источники о молитве славян

    Арабский писатель X века Ибн-Даста записал молитву древних славян-язычников. «Все они (славяне) - идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии».

  • Слайд 53

     

    Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва. Может быть, такая молитва употреблялась разными славянскими племенами. Но в любом случае такое молитвенное обращение к небу и надежда на помощь небесную говорят о глубоких религиозных исканиях славян-язычников.

  • Слайд 54

    Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян

    Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы».
    рис. Род - сущий, единый, прародитель богов и творец мира

  • Слайд 55

     

    В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей». В этой книге венценосный писатель использовал и те сведения, которые он узнавал от приезжавших в Царьград русских послов и торговцев. Во времена Константина Багрянородного русские купцы регулярно совершали путешествия в столицу Византии.

  • Слайд 56

     

    В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII, русские корабли отправлялись из Киева и спускались по Днепру. Подойдя к днепровским порогам, купцы разгружали свои ладьи и перетаскивали товары по берегу. Охранявшие купцов и товары воины зорко следили, не приближаются ли печенеги. Когда наконец русские добирались до острова Хортица (греки называли его островом Святого Георгия), здесь под гигантским дубом они приносили жертвы языческим богам.

  • Слайд 57

     

    В книге «Об управлении империей» содержится редкое и потому важное свидетельство о древнерусских языческих обрядах. Русские «на этом острове, — пишет византийский император, — совершают свои жертвоприношения, так как там растет великий дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо, и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть, или пустить живыми».

  • Слайд 58

     

    Это не единственное известие из византийских источников о жертвенных петухах у восточных славян. Греческий историк Лев Диакон сообщает, что воины киевского князя Святослава, осажденные в крепости Дерестр в начале лета 971 года, совершая в водах Дуная языческие жертвоприношения, топили в воде петухов.
    рис. Приношение духам реки В.Иванов

  • Слайд 59

    «Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян

    Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества.

  • Слайд 60

     

    Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».

  • Слайд 61

     

    Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы своим идолам.

  • Слайд 62

     

    Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне, убитых киевлянами-язычниками за то, что варяг Феодор отказался отдать сына своего Иоанна на смерть в жертву Перуну, говорит о том, что человеческие жертвоприношения не были обычным явлением на Руси.
    рис. В. Топорков. Первые христиане-мученики в Киеве

  • Слайд 63

     

    Других подобных примеров древнерусские летописи не знают. Возможно, это несостоявшееся жертвоприношение заставило кротких полян скорее принять христианство.

  • Слайд 64

    Тесты


  • Слайд 65

    Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы

    Вопрос: Какие наименования, приведенные в списке, относятся к устным источникам?

    1. Предание
    2. Житие
    3. Былина
    4. Летопись
    5. Сказание
    6. Берестяная грамота

  • Слайд 66

    Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ

    Вопрос: Какое слово в списке лишнее?

    1. Предание
    2. Передать
    3. Передача
    4. Предсказать

  • Слайд 67

     

    Вопрос: Согласно Нестору-летописцу славяне ведут свое происхождение от одного из сыновей Ноя. Как его звали?

    1. Хам (ему достались южные страны).
    2. Сим (ему достались восточные страны).
    3. Иафет (ему достались западные и северные страны).

  • Слайд 68

    Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы

    Вопрос: Все древние народы селились по рекам. Славяне также не были исключением. Определите, какие из славянских племен селились по Дунаю (1), Днепру (2), около озера Ильмень (3).

  • Слайд 69

     

    Вопрос: Славяне были язычниками. В честь своих богов они приносили жертвы. Какие жертвоприношения славян описали древние историки?

    1. Топили и резали петухов.
    2. Иногда приносили в жертву людей.
    3. Возводили статуи богов.
    4. Строили величественные храмы.

    рис. Рерих Н.К. Языческое святилищ

  • Слайд 70

     


  • Слайд 71

     


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд