Презентация на тему "Единовластие Цезаря"

Презентация: Единовластие Цезаря
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Единовластие Цезаря" знакомит аудиторию с основными военными и политическими достижениями этого древнеримского правителя. В презентации рассмотрены основные завоевания и военные походы Юлия Цезаря, а также его история жизни. Презентация иллюстрирована для наглядности и предназначена для проведения урока истории.

Краткое содержание

  • Римская армия стала наёмной.
  • Возвышение Цезаря.
  • Завоевания Цезаря.
  • Захват Цезарем власти.
  • Гибель Цезаря.

Содержание

  • Презентация: Единовластие Цезаря
    Слайд 1

    Тема урока:

    «Единовластие Цезаря»Антоненкова Анжелика ВикторовнаУчитель истории МОУ Будинская ООШТверская область

  • Слайд 2

    План урока.

    1. Римская армия стала наёмной.
    2. Возвышение Цезаря.
    3. Завоевания Цезаря.
    4. Захват Цезарем власти.
    5. Гибель Цезаря.
  • Слайд 3

    Задание на урок.

    «Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»

  • Слайд 4

    В 1 в. до н.э. армия стала набираться из неимущих граждан, которым платили жалование. Как вы думаете почему?

    • Изменения в римской армии.
    • Римская армия при Цезаре
  • Слайд 5

    Изменения в римской армии.

    После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть стали полководцы Красс и Помпей.

    • Красс
    • Помпей
  • Слайд 6

    Гай Юлий Цезарь родился 12 июля 100 г. до н.э. В юности он сосредоточил все свои силы на политической деятельности. В свои 40 лет он стал консулом, одним из самых важных должностных лиц в управлении. Осознавая, что Римская республика уже приближается к своему закату, он сделал все возможное, чтобы ограничить власть сената, создав первый триумвират.

    Гай Юлий Цезарь

  • Слайд 7

    Запишем определение:

    • Полководец - военачальник, военный вождь
    • Квестором - должность охраны имущества, ведение финансовых дел
  • Слайд 8

    Запишем термины.

    • Эдил – человек, осуществляющий надзор за городским хозяйством
    • Понтифик – высокая жреческая должность
  • Слайд 9

    Запишем термины:

    Претор – высший пост судьи , следующий по значению за консулом.

  • Слайд 10

    Возвышение Цезаря.

    Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не получалось. Тогда он решил завоевать любовь простого народа. Со всеми был ласков и приветлив, тратил свои деньги на угощения для неимущих, но в душе он их ненавидел. Он умело использовал ненависть бедняков к сенаторам, обещал улучшить жизнь, если придёт к власти.

  • Слайд 11

    Завоевания Цезаря.

    Узнаем об этом, прочитав пункт 3 на стр. 239-240

  • Слайд 12

    Крылатое выражение.

    Перейти Рубикóн — крылатая фраза, выражение, означающая: сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти «точку невозвращения».

  • Слайд 13

    На улицах города Цезаря встречала беднота. Помпей и Сенат в страхе бежали на Балканы, где попытались набрать войско для борьбы с Цезарем. Но тот не оставил противникам шансов - он атаковал и разбил войско Помпея. А вскоре сам Помпей погиб.

    • Захват Цезарем власти.
    • Вступление Цезаря в Рим
  • Слайд 14

    Захват Цезарем власти.

    • Опираясь на легионы, Цезарь добился от Сената провозглашения себя диктатором.
    • Большинство своих обещаний он выполнил: в провинциях солдатам раздали землю, были заново отстроены Карфаген и Коринф- туда переселили бедняков.
  • Слайд 15

    Запишем определение.

    • Ветеран – старый солдат, завершивший службу.
    • Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и ни перед кем не отчитывающийся за свои поступки.
  • Слайд 16
    • На государственные должности избирали только тех, кого рекомендовал Цезарь.
    • Его профиль чеканили на монетах, украшая голову диктатора короной.
    • На торжествах Цезарь садился на золотое кресло, напоминавшее трон.
    • Захват Цезарем власти.
  • Слайд 17

    Убийство Цезаря 15 марта 44 г. до н.э.

  • Слайд 18

    Убийство Цезаря.

  • Слайд 19

    Убийство Цезаря.

  • Слайд 20

    Памятник Цезарю в Риме

  • Слайд 21
    • Подведём итог урока.
    • Вопросы на стр. 243
  • Слайд 22

    Домашнее задание.

    • Параграф 52, записи, вопросы,
    • повторить термины и даты.
Посмотреть все слайды

Конспект

�PAGE � �PAGE �1�

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Единовластие Цезаря»

Материал разработан учителем истории

МОУ Будинской ООШ Тверской области

Антоненковой А.В.

Цели: - познакомить учащихся с личностью Юлия Цезаря;

- выяснить, как проходило становление единовластия в Риме;

- учиться рассуждать, делать выводы, строить свою речь;

Оборудование: презентация, компьютер;

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

1) устный ответ

2) творческое задание

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы будем знакомиться с одной из самых интересных личностей Древнего Рима, которая на протяжении многих веков привлекает внимание всех интересующихся историей. Слова, произнесенные этим человеком, превратились в крылатые выражения: «Жребий брошен», «Перейти Рубикон», «Пришел, увидел, победил». Так кто же он? Юлий Цезарь.

План урока.( сл.2)

1.Римская армия стала наёмной.

2. Возвышение Цезаря.

3. Завоевания Цезаря.

4.Захват Цезарем власти.

5. Гибель Цезаря.

Задание на урок. ( сл. 3)

« Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- ( сл. 4) В 1 в. до н.э. армия стала набираться из неимущих граждан, которым платили жалование. Как вы думаете почему?

- Дело в том, за военную службу платили жалование. Солдаты были готовы служить тому, кто щедро мог их наградить за службу.

- ( сл. 5) После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть были Красс и Помпей. Они были врагами и ненавидели друг друга.

-( сл.6) В эти же годы выдвигается ещё один человек. Гай Юлий Цезарь. Чтобы составить представлении об этом человеке, давайте познакомимся с ним.

Прославившийся в истории как легендарный полководец и лидер, Гай Юлий Цезарь, был римским императором (100 – 44 до н. э.), который сумел обеспечить безопасность империи на дальнейшие 500 лет.

Гай Юлий Цезарь родился 13 июля 100 (сотого) года до н.э. Он принадлежал к старинному знатному роду. Мать Цезаря Аврелия постаралась дать сыну хорошее образование, пригласив к нему домашним учителем лучшего грамматика того времени Марка Антония Гнифона. Цезарь был прекрасным оратором, хорошо физически развит. Современники отмечали, что Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами сразу: слушать, писать, говорить, умел диктовать писцам сразу несколько текстов, и все делал безупречно. Его отличали целеустремленность и бесстрашие, пылкость натуры сочеталась с холодным и расчетливым умом, а твердый характер позволял ему все начатое доводить до конца. Мать мечтала о том, чтобы ее сын стал знаменитым. В молодые годы он жаловался, что не совершил еще ничего выдающегося, тогда как Александр Македонский в этом возрасте уже покорил мир. Но еще юношей в первой же военной кампании благодаря отваге и воинской доблести Цезарь получил одну из высших военных наград – дубовый венок.

В 16 лет Цезарь потерял отца и одновременно надел одноцветную тогу как символ зрелости. В этот же год его женили на дочери Корнелия Цинны. Знатное родство сулило юноше блестящую победу. В дальнейшем он отправился на о. Родос, чтобы изучить там искусство красноречия, так как успеха в политике мог добиться лишь тот, кто умел выступать в суде и на народном собрании.

Достижения Цезаря были настолько весомыми, что все последующие императоры, правившие в Риме, превратили его имя в титул. Кстати, именно от имени Цезарь произошло немецкое слово «кайзер», а также русское слово «царь». В свои 40 лет он стал консулом, одним из самых важных должностных лиц в управлении. Осознавая, что Римская республика уже приближается к своему закату, он сделал все возможное, чтобы ограничить власть сената, создав первый триумвират (с Помпеем и Крассом), в котором триумвиры делили между собой сферы влияния. Цезарь использовал эти силы, чтобы приобретать новые земли.

Военная тактика Цезаря была простой: разбивать врага по частям и вдохновлять воинов своим примеров. И одно, и другое получалось у него безупречно

Военные успехи делали полководца популярным в Риме, сенаторы стали опасаться власти новоиспеченного лидера. В 49 г. до н.э. Цезарь получил приказ от сената вернуться в Рим, но он предпочел вступить в гражданскую войну, уничтожив войска Помпея, который успел убежать в Грецию.

Юлий Цезарь последовал за своим врагом и в 48 г. до н.э. произошла решающая битва при Фарсале. Не смотря на то, что войска противника были в 2 раза больше по численности, Цезарь смог разгромить армии Помпея, который на этот раз отправился в Египет, где и был убит.

Будучи в Египте, Цезарь встретил Клеопатру, с которой у него был роман. В 47 г. до н.э. он разгромил войска понтийского царя Фарнака. Именно после этого сражения Цезарь написал в Рим о своей победе знаменитыми «Veni vidi vici» («Пришел, увидел, победил»).

- Каким он был в юности?

- Эти черты характера позволили ему стать полководцем. Как вы думаете, кто такой полководец?

( сл.7) - Полководец - военачальник, военный вождь. Но Юлий Цезарь не сразу стал полководцем. Он некоторое время служил в римской армии, был избран квестором (в его обязанности входили охрана имущества, ведение финансовых дел), ( сл. 8) эдилом (его функция – надзор за городским хозяйством), ( сл. 9) понтифик - Занимал должность претора – высшего судьи, пост, следующий по значению за консулом. Далее Цезарь был назначен наместником провинции в Испании, где он получил право набрать несколько легионов и возглавлять их.

- ( сл. 10) Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не получалось. Тогда он решил завоевать любовь простого народа. Со всеми был ласков и приветлив, тратил свои деньги на угощения для неимущих, но в душе он их ненавидел. Он умело использовал ненависть бедняков к сенаторам, обещал улучшить жизнь, если придёт к власти.

Однажды он устроил гладиаторские игры, в которых сражалось 320 пар бойцов.

Цезарь помирил Красса с Помпеем и заручился их поддержкой. Они не считали его своим соперником, а его известность среди простого народа хотели использовать в своих целях. НО именно народ помог ему стать консулом. Через год по окончании службы консулом Цезарь получил в управление провинцию Галлию.

2) работа по учебнику:

( сл. 11) Стр. 239 – 240

3) рассказ учителя:

- Узнав решении Сената, Цезарь подошёл к речке Рубикон

Рубико́н — небольшая река на Апеннинском полуострове, впадает в Адриатическое море, к северу от Римини. До 42 г. до н. э. служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпийская Галлия.

Река известна, главным образом, благодаря выражению «перейти Рубикон», означающему некоторое бесповоротное решение. Юлий Цезарь ещё не стал императором, а являлся одним из римских военачальников , и сам Рим был республикой. По закону проконсул имел право возглавлять войско только за пределами Италии. Однако 10 января 49 г. до н. э. Цезарь со своими легионами подошёл к Рубикону. Будущий император не был до конца уверен в силе своего войска и поэтому какое-то время колебался, ведь в случае неудачи он мог полностью потерять власть. Однако Цезарь всё-таки перешёл через реку и после гражданской войны стал императором. ( сл. 12) С тех пор выражение «перейти Рубикон» означает рискнуть всем ради великой цели. Аналогичный.

( сл.13) - Рим был взят без боя , и беднота торжественно встречала победителя. Помпей и Сенат в страхе бежали на Балканы, где попытались набрать войско для борьбы с Цезарем. Но тот не оставил противникам шансов - он атаковал и разбил войско Помпея. А вскоре сам Помпей погиб.

( сл. 14) Опираясь на легионы, Цезарь добился от Сената провозглашения себя диктатором. Большинство своих обещаний он выполнил: в провинциях солдатам раздали землю, были заново отстроены Карфаген и Коринф- туда переселили бедняков.

(сл. 15) запишем определения

Ветеран – старый солдат, завершивший службу.

Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и ни перед кем не отчитывающийся за свои поступки.

( сл. 16)

На государственные должности избирали только тех, кого рекомендовал Цезарь.

Его профиль чеканили на монетах, украшая голову диктатора короной.

На торжествах Цезарь садился на золотое кресло, напоминавшее трон.

( сл. 17 – 20) Убийство Цезаря.

Вся власть была сосредоточена в руках Юлия Цезаря, и появились люди, которые ненавидели

Цезаря, но понимали, что бесполезно бороться против его диктатуры. Единственную надежду они возлагали на смерть Юлия Цезаря.

Среди сенаторов возник заговор, ставивший целью уничтожить Цезаря и восстановить старые республиканские порядки. Число заговорщиков скоро достигло 60, и слухи о готовящемся покушении поползли по городу. Друзья предостерегали Цезаря и советовали ему усилить охрану, но он не прислушивался к многочисленным доносам. В большинстве своем они были ложны. «Лучше,— говорил он,— один раз умереть, чем жить в постоянном страхе. Что предназначено судьбой, того не предотвратить. Самая лучшая смерть та, которая приходит неожиданно». Заговорщики решили убить диктатора в иды марта т.е. середина месяца, приходившаяся на 13 или 15 число. В этот день должно было состояться заседание сената на котором Цезаря предполагалось провозгласить царем всех заморских владений и разрешить ему носить царскую корону за пределами Италии. За несколько дней до этого какой-то гадатель предупредил Цезаря, чтобы тот опасался мартовских ид.

По дороге он встретил гадателя, предупредившего Цезаря об опасности. «Почему не сбывается твое предсказание? — насмешливо спросил Цезарь.— Иды марта пришли, а я все еще жив». «Пришли, но не прошли»,— будто бы ответил прорицатель.

Эти слова стали потом поговоркой. Когда Цезарь подошел к самому входу в курию (так называлось здание для заседания сената), один из его приверженцев передал ему маленький свиток папируса с сообщением о готовящемся покушении. «Немедленно прочти это, Цезарь,— сказал он,— и не показывай никому. Здесь написано о важном для тебя деле».

Однако множество просителей отвлекли диктатора, и он вошел в сенат, так и не прочитав свитка. Опасаясь, что силач Антоний сможет помешать убийцам, Децим Брут ловко задержал его разговором у входа в сенат.

Между тем Цезарь вошел в курию, и все стоя приветствовали всесильного диктатора. Несколько десятков заговорщиков окружили кресло Цезаря. Заговорщики, выхватив из-под плащей мечи, бросились на диктатора. Ему нанесли 23 раны, но только две из них были смертельны. Сенаторы молча взирали на происходящее, не смея ни вступиться за Цезаря, ни даже позвать на помощь. Диктатор упал, обливаясь кровью, у подножия статуи Помпея. Казалось, что Помпей с удовольствием смотрит на противника, распростертого у его ног.

- Итак, Цезарь погиб. Его вклад в развитие Древнего Рима настолько велик, что мы до сих пор говорим о нем и используем его слова, которые стали крылатыми выражениями.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 243

6. Домашнее задание:

Параграф 52, вопросы, записи, термины и даты повторить.

�PAGE � �PAGE �1�

Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Единовластие Цезаря»

Материал разработан учителем истории

МОУ Будинской ООШ Тверской области

Антоненковой А.В.

Цели: - познакомить учащихся с личностью Юлия Цезаря;

- выяснить, как проходило становление единовластия в Риме;

- учиться рассуждать, делать выводы, строить свою речь;

Оборудование: презентация, компьютер;

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

1) устный ответ

2) творческое задание

3. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы будем знакомиться с одной из самых интересных личностей Древнего Рима, которая на протяжении многих веков привлекает внимание всех интересующихся историей. Слова, произнесенные этим человеком, превратились в крылатые выражения: «Жребий брошен», «Перейти Рубикон», «Пришел, увидел, победил». Так кто же он? Юлий Цезарь.

План урока.( сл.2)

1.Римская армия стала наёмной.

2. Возвышение Цезаря.

3. Завоевания Цезаря.

4.Захват Цезарем власти.

5. Гибель Цезаря.

Задание на урок. ( сл. 3)

« Изменилось ли управление Римским государством после захвата власти Цезарем?»

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- ( сл. 4) В 1 в. до н.э. армия стала набираться из неимущих граждан, которым платили жалование. Как вы думаете почему?

- Дело в том, за военную службу платили жалование. Солдаты были готовы служить тому, кто щедро мог их наградить за службу.

- ( сл. 5) После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть были Красс и Помпей. Они были врагами и ненавидели друг друга.

-( сл.6) В эти же годы выдвигается ещё один человек. Гай Юлий Цезарь. Чтобы составить представлении об этом человеке, давайте познакомимся с ним.

Прославившийся в истории как легендарный полководец и лидер, Гай Юлий Цезарь, был римским императором (100 – 44 до н. э.), который сумел обеспечить безопасность империи на дальнейшие 500 лет.

Гай Юлий Цезарь родился 13 июля 100 (сотого) года до н.э. Он принадлежал к старинному знатному роду. Мать Цезаря Аврелия постаралась дать сыну хорошее образование, пригласив к нему домашним учителем лучшего грамматика того времени Марка Антония Гнифона. Цезарь был прекрасным оратором, хорошо физически развит. Современники отмечали, что Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами сразу: слушать, писать, говорить, умел диктовать писцам сразу несколько текстов, и все делал безупречно. Его отличали целеустремленность и бесстрашие, пылкость натуры сочеталась с холодным и расчетливым умом, а твердый характер позволял ему все начатое доводить до конца. Мать мечтала о том, чтобы ее сын стал знаменитым. В молодые годы он жаловался, что не совершил еще ничего выдающегося, тогда как Александр Македонский в этом возрасте уже покорил мир. Но еще юношей в первой же военной кампании благодаря отваге и воинской доблести Цезарь получил одну из высших военных наград – дубовый венок.

В 16 лет Цезарь потерял отца и одновременно надел одноцветную тогу как символ зрелости. В этот же год его женили на дочери Корнелия Цинны. Знатное родство сулило юноше блестящую победу. В дальнейшем он отправился на о. Родос, чтобы изучить там искусство красноречия, так как успеха в политике мог добиться лишь тот, кто умел выступать в суде и на народном собрании.

Достижения Цезаря были настолько весомыми, что все последующие императоры, правившие в Риме, превратили его имя в титул. Кстати, именно от имени Цезарь произошло немецкое слово «кайзер», а также русское слово «царь». В свои 40 лет он стал консулом, одним из самых важных должностных лиц в управлении. Осознавая, что Римская республика уже приближается к своему закату, он сделал все возможное, чтобы ограничить власть сената, создав первый триумвират (с Помпеем и Крассом), в котором триумвиры делили между собой сферы влияния. Цезарь использовал эти силы, чтобы приобретать новые земли.

Военная тактика Цезаря была простой: разбивать врага по частям и вдохновлять воинов своим примеров. И одно, и другое получалось у него безупречно

Военные успехи делали полководца популярным в Риме, сенаторы стали опасаться власти новоиспеченного лидера. В 49 г. до н.э. Цезарь получил приказ от сената вернуться в Рим, но он предпочел вступить в гражданскую войну, уничтожив войска Помпея, который успел убежать в Грецию.

Юлий Цезарь последовал за своим врагом и в 48 г. до н.э. произошла решающая битва при Фарсале. Не смотря на то, что войска противника были в 2 раза больше по численности, Цезарь смог разгромить армии Помпея, который на этот раз отправился в Египет, где и был убит.

Будучи в Египте, Цезарь встретил Клеопатру, с которой у него был роман. В 47 г. до н.э. он разгромил войска понтийского царя Фарнака. Именно после этого сражения Цезарь написал в Рим о своей победе знаменитыми «Veni vidi vici» («Пришел, увидел, победил»).

- Каким он был в юности?

- Эти черты характера позволили ему стать полководцем. Как вы думаете, кто такой полководец?

( сл.7) - Полководец - военачальник, военный вождь. Но Юлий Цезарь не сразу стал полководцем. Он некоторое время служил в римской армии, был избран квестором (в его обязанности входили охрана имущества, ведение финансовых дел), ( сл. 8) эдилом (его функция – надзор за городским хозяйством), ( сл. 9) понтифик - Занимал должность претора – высшего судьи, пост, следующий по значению за консулом. Далее Цезарь был назначен наместником провинции в Испании, где он получил право набрать несколько легионов и возглавлять их.

- ( сл. 10) Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не получалось. Тогда он решил завоевать любовь простого народа. Со всеми был ласков и приветлив, тратил свои деньги на угощения для неимущих, но в душе он их ненавидел. Он умело использовал ненависть бедняков к сенаторам, обещал улучшить жизнь, если придёт к власти.

Однажды он устроил гладиаторские игры, в которых сражалось 320 пар бойцов.

Цезарь помирил Красса с Помпеем и заручился их поддержкой. Они не считали его своим соперником, а его известность среди простого народа хотели использовать в своих целях. НО именно народ помог ему стать консулом. Через год по окончании службы консулом Цезарь получил в управление провинцию Галлию.

2) работа по учебнику:

( сл. 11) Стр. 239 – 240

3) рассказ учителя:

- Узнав решении Сената, Цезарь подошёл к речке Рубикон

Рубико́н — небольшая река на Апеннинском полуострове, впадает в Адриатическое море, к северу от Римини. До 42 г. до н. э. служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпийская Галлия.

Река известна, главным образом, благодаря выражению «перейти Рубикон», означающему некоторое бесповоротное решение. Юлий Цезарь ещё не стал императором, а являлся одним из римских военачальников , и сам Рим был республикой. По закону проконсул имел право возглавлять войско только за пределами Италии. Однако 10 января 49 г. до н. э. Цезарь со своими легионами подошёл к Рубикону. Будущий император не был до конца уверен в силе своего войска и поэтому какое-то время колебался, ведь в случае неудачи он мог полностью потерять власть. Однако Цезарь всё-таки перешёл через реку и после гражданской войны стал императором. ( сл. 12) С тех пор выражение «перейти Рубикон» означает рискнуть всем ради великой цели. Аналогичный.

( сл.13) - Рим был взят без боя , и беднота торжественно встречала победителя. Помпей и Сенат в страхе бежали на Балканы, где попытались набрать войско для борьбы с Цезарем. Но тот не оставил противникам шансов - он атаковал и разбил войско Помпея. А вскоре сам Помпей погиб.

( сл. 14) Опираясь на легионы, Цезарь добился от Сената провозглашения себя диктатором. Большинство своих обещаний он выполнил: в провинциях солдатам раздали землю, были заново отстроены Карфаген и Коринф- туда переселили бедняков.

(сл. 15) запишем определения

Ветеран – старый солдат, завершивший службу.

Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и ни перед кем не отчитывающийся за свои поступки.

( сл. 16)

На государственные должности избирали только тех, кого рекомендовал Цезарь.

Его профиль чеканили на монетах, украшая голову диктатора короной.

На торжествах Цезарь садился на золотое кресло, напоминавшее трон.

( сл. 17 – 20) Убийство Цезаря.

Вся власть была сосредоточена в руках Юлия Цезаря, и появились люди, которые ненавидели

Цезаря, но понимали, что бесполезно бороться против его диктатуры. Единственную надежду они возлагали на смерть Юлия Цезаря.

Среди сенаторов возник заговор, ставивший целью уничтожить Цезаря и восстановить старые республиканские порядки. Число заговорщиков скоро достигло 60, и слухи о готовящемся покушении поползли по городу. Друзья предостерегали Цезаря и советовали ему усилить охрану, но он не прислушивался к многочисленным доносам. В большинстве своем они были ложны. «Лучше,— говорил он,— один раз умереть, чем жить в постоянном страхе. Что предназначено судьбой, того не предотвратить. Самая лучшая смерть та, которая приходит неожиданно». Заговорщики решили убить диктатора в иды марта т.е. середина месяца, приходившаяся на 13 или 15 число. В этот день должно было состояться заседание сената на котором Цезаря предполагалось провозгласить царем всех заморских владений и разрешить ему носить царскую корону за пределами Италии. За несколько дней до этого какой-то гадатель предупредил Цезаря, чтобы тот опасался мартовских ид.

По дороге он встретил гадателя, предупредившего Цезаря об опасности. «Почему не сбывается твое предсказание? — насмешливо спросил Цезарь.— Иды марта пришли, а я все еще жив». «Пришли, но не прошли»,— будто бы ответил прорицатель.

Эти слова стали потом поговоркой. Когда Цезарь подошел к самому входу в курию (так называлось здание для заседания сената), один из его приверженцев передал ему маленький свиток папируса с сообщением о готовящемся покушении. «Немедленно прочти это, Цезарь,— сказал он,— и не показывай никому. Здесь написано о важном для тебя деле».

Однако множество просителей отвлекли диктатора, и он вошел в сенат, так и не прочитав свитка. Опасаясь, что силач Антоний сможет помешать убийцам, Децим Брут ловко задержал его разговором у входа в сенат.

Между тем Цезарь вошел в курию, и все стоя приветствовали всесильного диктатора. Несколько десятков заговорщиков окружили кресло Цезаря. Заговорщики, выхватив из-под плащей мечи, бросились на диктатора. Ему нанесли 23 раны, но только две из них были смертельны. Сенаторы молча взирали на происходящее, не смея ни вступиться за Цезаря, ни даже позвать на помощь. Диктатор упал, обливаясь кровью, у подножия статуи Помпея. Казалось, что Помпей с удовольствием смотрит на противника, распростертого у его ног.

- Итак, Цезарь погиб. Его вклад в развитие Древнего Рима настолько велик, что мы до сих пор говорим о нем и используем его слова, которые стали крылатыми выражениями.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 243

6. Домашнее задание:

Параграф 52, вопросы, записи, термины и даты повторить.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке