Презентация на тему "Экономическая политика и экономика России в конце XIX в"

Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Экономическая политика и экономика России в конце XIX в", с помощью которой учащиеся узнаю как складывалась экономическая обстановка в России в данный период времени, кто руководил экономическими реформами и к чему это привело.

Краткое содержание

  • Понятие модернизации
  • Эшелоны модернизации
  • Задачи экономической политики
  • Министерство Н.Х. Бунге
  • Министерство И.А. Вышнеградского
  • С.Ю. Витте
  • Экономическая политика С.Ю. Витте
  • Приток иностранного капитала
  • Экономический подъем 80–90-х гг

Содержание

  • Слайд 1

    Экономическая политика и экономикаРоссии в конце XIX в.

    Л.А. Кацва, 2011

  • Слайд 2

    Понятие модернизации

    • Модернизация – от modern, современный.
    • Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к современному.
    • Традиционное общество опирается на аграрную модель экономики, современное – на индустриальную (в конце ХХ – начале XXI в. – на постиндустриальную).
    • Традиционному обществу присуща мифологическая картина мира, современному – научная.
    • Традиционное общество развивается циклично, современное постоянно обновляется.
    • Традиционному обществу присуще преобладание коллективистских ценностей, современному – индивидуалистических.

  • Слайд 3

    Эшелоны модернизации

    • 1-йэшелон: Зап. Европа, США, Канада.
    • 2-й эшелон: Германия, Центральная и Юго-Восточная Европа, Россия, Япония
    • 3-й эшелон: Латинская Америка, ряд стран Азии.

    В странах 2-го эшелона модернизация началась позжеи проходила быстрее, чем в странах 1-го эшелона.

    Почему темпы модернизации в странах 2-го эшелона были выше, чем в странах 1-го эшелона?

    Высокие темпы модернизации объяснялись стремлением не отстать от стран 1-го эшелона и избежать военных и внешнеполитических потерь.


  • Слайд 4

     

    Что позволило странам 2-го эшелона ускорить темпы модернизации?

    Широкая государственная поддержка.

    Формы государственной поддержки модернизации:

    Приватизация предприятий, построенных на казенный счет,таможенный и налоговый протекционизм, льготные кредиты и субсидии, государственные заказы.


  • Слайд 5

     

    • В развитии каких отраслей экономики было в наибольшей степени заинтересовано государство?
    • В развитии тяжелой промышленности и транспорта.
    • В странах 1-го эшелона развитие индустрии начиналось с легкой промышленности, затем развивалась тяжелая промышленность и, наконец, ж/д транспорт.
    • В странах 2-го эшелона развитие начиналось с тяжелой индустрии и ж/д транспорта,а легкая промышленность развивалась медленно.

    Если в странах 1-го эшелона кредитная система создавалась, начиная с небольших ссудных контор, то в странах 2-го эшелона она сразу формировалась в виде крупных банков, а мелкий кредит был слабо развит.


  • Слайд 6

    Задачи экономической политики

    В начале 80-х гг. XIX в. в России завершился промышленный переворот.

    Россия вступала в стадию индустриализации.

    Ускоренная индустриализация была необходима: без этого Россия неизбежно утратила бы статус великой державы.

    Даже Катков и Победоносцев, выступая за поддержку поместного дворянства и укрепление общины, в то же время настаивали на покровительстве отечественной промышленности.

    Поэтому экономическая политика эпохи Александра IIIне являлась контрреформаторской.

  • Слайд 7

    Министерство Н.Х. Бунге

    Противник общины, сторонник переселения на окраины.

    • 1881 г. – решение об обязательном переводе временно-обязанных на выкуп.
    • 1882 г. – создание Крестьянского банка для кредитования покупки земли общинами и отдельными хозяевами.

    С помощью Банка в 1883–1900 гг. крестьяне купили 5 млн. дес. земли.

    • 1882–86 гг. – отмена подушной подати с одновременным увеличением косвенных налогов, акцизов и таможенных пошлин.
    • Рост таможенных доходов казны за 1-ю половину 80-х гг. – 30%.
    • Николай ХристиановичБунге (1823–),
    • министр финансов в 1881–1886 гг.

  • Слайд 8

     

    Подход Бунге к рабочему вопросу:

    «сила и влияние господствующих классов могут быть прочно основаны лишь на благосостоянии рабочего сословия».

    • 1882 г. – запрет труда детей до 12 лет, ограничение 8-ю часами труда подростков до 15 лет, запрет ночного труда женщин и подростков, создание фабричной инспекции.
    • 1886 г. – ограничение штрафов, запрет расплачиваться с рабочими купонами фабричных лавок, установление твердых правил найма и увольнения.
    • Николай ХристиановичБунге (1823–), министр финансов в 1881–1886 гг.

  • Слайд 9

    Министерство И.А. Вышнеградского

    Известный ученый-механик. Одновременно – крупный делец.

    • 1890 г. – сокращение полномочий фабричной инспекции, разрешение ночного труда женщин и подростков, найма на работу детей с 10 лет.
    • 1889 г. – закон, ограничивший переселение крестьян на окраины.

    Почему правительство ограничивало переселение, хотя оно позволяло освоить окраины и ослабить крестьянское движение в центре страны?

    ВышнеградскийИван Алексеевич(1830–1895), министр финансовв 1886–1892 гг.


  • Слайд 10

     

    В остальном Вышнеградский продолжил политику Бунге.

    Повысились косвенные налоги и железнодорожные тарифы.

    Усилился протекционизм, особенно по отношению к тяжелойиндустрии: ввозные пошлины на металл выросли в 10 раз, на машины – в 8,5 раза.

    Иностранные компании, встречая препятствия для экспорта товаров в Россию, начали развивать производство в самой России.

    Приток иностранных инвестиций способствовал подъему российской индустрии.

    ВышнеградскийИван Алексеевич(1830–1895), министр финансовв 1886–1892 гг.

  • Слайд 11

     

    Ради пополнения казны Вышнеградский поощрял экспорт хлеба:

    «Недоедим, но вывезем!»

    Экономические итоги деятельности Вышнеградского: с 1886 г. в России начался экономический подъем, был ликвидирован бюджетный дефицит (Бунге не смог этого добиться из-за голода во 2-й половине 80-х гг.), накоплены финансовые резервы для перехода к золотому стандарту рубля, т.е. свободному обмену рубля на золото.

    ВышнеградскийИван Алексеевич(1830–1895), министр финансовв 1886–1892 гг.

  • Слайд 12

    С.Ю. Витте

    В 1892 г. вместо заболевшего Вышнеградского министром финансов стал С.Ю. Витте.

    Потомок голландских иммигрантов по отцу и русских дворян по матери, племянник видного сановника Р.А. Фадеева, он по окончании Новороссийского университета (1868 г.) не пошел в науку (не дворянское дело!), а поступил на службу на железную дорогу.

    Начав кассиром, он в 1886 г. стал управляющим Юго-Западными железными дорогами.

    Сергей Юльевич Витте(1849–1915)

  • Слайд 13

     

    В 1888 г. императорский поезд потерпел катастрофу близ станции Борки.

    Крушение было следствием чрезмерно высокой скорости тяжелого царского поезда, которого легкие рельсы и деревянные шпалы не выдержали.

    Витте предупреждал об опасности скоростной езды, но его не послушали.

    После крушения царь вспомнил упрямого чиновника.

    Катастрофа императорского поездаблиз ст. Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги.

    17 октября 1888 г.

  • Слайд 14

     

    В 1889 г. Витте назначен директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов,в феврале 1892 г. – управляющим Министерством путей сообщения,в августе 1892 г. – министром финансов.

    В 1-й половине 1880-х гг. Витте, будучи сторонником славянофильских взглядов, возражал против «обращения хотя бы части русского народа в несчастных рабов капитала машин».

    Но уже в 1889 г. он считал главной задачей развитие национальной индустрии.

    С 1896 г. Витте выступал против общины.

    С.Ю. Витте,министр финансов.

  • Слайд 15

    Экономическая политика С.Ю. Витте

    Ради финансирования индустрии Витте увеличил косвенные налоги, призывая не останавливаться «перед некоторым временным напряжением платежных сил страны»: «Великие задачи требуют великих жертв».

    Казна предоставляла предпринимателям заказы, льготные кредиты, субсидии.

    Увеличены ассигнования на железнодорожное строительство.

    Железные дороги:

    • 1889 г. – 31 тыс. верст; 1/4 – казенные
    • 1892 г. – 53 тыс. верст, 2/3 – казенные

    С.Ю. Витте

  • Слайд 16

    Экономическая политика С.Ю. Витте

    В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, не имевшее в мире аналогов по протяженности пути,размаху и сложности работ.

    Со второй половины 90-х гг. железные дороги, прежде убыточные, стали давать казне чистый доход.

    Какое значение имела для России Транссибирская магистраль?

    Строительство Транссибирской магистрали


  • Слайд 17

    Витте – автор «пьяного бюджета»

    С 1894 г. продажа спирта, водки и крепких вин объявлена монополией государства.

    Частные винокуры могли продавать спирт-сырец только казне.

    Потребление алкоголя на душу населения за 1894–1913 гг. выросло на 17%.

    Доля винной монополиив доходах бюджета:

    • 1900 г. – 11%
    • 1913 г. – 22%

    Казенный винный склад. Группа администрации с рабочими.Нижний Новгород. 1890-е гг.

    Фото М. Дмитриева.

  • Слайд 18

    Денежная реформа С.Ю. Витте

    • 1897 г. – денежная реформа.
    • Установлен свободный обмен рубля на золото (золотой стандарт).
    • Выпуск необеспеченных золотом бумажных денег запрещен.
    • Рубль стал устойчивым и конвертируемым.
    • Какое значение для экономики России имело утверждение золотого стандарта рубля?
    • Способствовало притоку иностранного капитала.
    • 10-рублевая монета (червонец)1899 г.


  • Слайд 19

    Приток иностранного капитала

    Витте придавал притоку иностранного капитала огромное значение, считая, что рост российской промышленности тормозит «бедность капиталами».

    Иностранные инвестиции в России:

    • 1870 г. 26,5 млн. руб.
    • 1890 г. 214,7 млн. руб.
    • 1900 г. 911,0 млн. руб.

    С 90-х гг. первое место на российском рынке занял франко-бельгийский капитал, оттеснив германский на второе место.

    Государственная 4% рента – главная бумага русского государственного долга.

  • Слайд 20

    Экономическая политика С.Ю. Витте

    Считаете ли вы оправданным и закономерным активное участие государства в развитии индустрии?

    Продемонстрируйте преемственность экономической политики Бунге, Вышнеградского, Витте.


  • Слайд 21

    Экономический подъем 80–90-х гг.

    Рост производства в 90-х гг.:

    • Средства производства – 199%
    • Предметы потребления – 38%
    • Доля тяжелой индустрии в общем объеме промышленной продукции выросла с 30% до 39%.
    • Чем объясняется опережающий рост тяжелой индустрии?
    • Число ежегодно учреждаемых компаний


  • Слайд 22

     

    Развитие Южного экономического района:

    • 1870 г. – 2 завода
    • 1900 г. – 17 заводов

    Производительность труда на Юге в 1900 г. на 35% выше, чем на Урале.

    Причины: более высокая технологическая оснащенность Юга благодаря притоку иностранного капитала и использование каменного угля (на Урале использовали древесный уголь).

    В 1870 г. потребности промышленности в металле удовлетворялись отечественной металлургией на 35%, а в 1900 г. – на 86% при росте машиностроения в 4 раза только за 90-е гг.

  • Слайд 23

     

    К 1900 г. Россия на пятом месте в мире по объему промышленного производства, в т.ч. на четвертом по выплавке чугуна и на втором после США по добыче нефти (некоторое время была даже на первом).

    Темпы прироста в 90-е гг. (%)

    На душу населения (пуд.) в 1898 г.

    Проанализируйте данные таблиц.

  • Слайд 24

    Концентрация производстваи рабочей силы

    За 1887–1897 гг. количество промышленных предприятий увеличилось на 26%, численность рабочих на них – на 59%, объем производства – на 112%.

    О чем свидетельствуют эти цифры?

    По удельному весу рабочих, занятых на крупных фабриках (с числом рабочих более 1 тыс.) Россия в 1890 г. обогнала Германию и вышла на 1-е место в мире.

    Как влияла на концентрацию производства дешевизна рабочей силы в России?


  • Слайд 25

    Первые российские монополии

    Следствие концентрации производства – возникновение монополий.

    Первая российская монополия – синдикат сахарозаводчиков – появилась в 1887 г.

    Из 112 заводов, входивших в синдикат, 58 принадлежали знати (графам Бобринским, Браницким и Потоцким). Остальными заводами владели купцы: Бродские, Терещенко, Харитоненко.

    Государство активно помогало сахарному синдикату.

    Ввозная пошлина на сахар в 1897 г. составила 87,6% при среднем обложении других товаров в 33%.

    Лазарь Бродский, один из основателейсиндиката сахарозаводчиков

  • Слайд 26

     

    Синдикат сахарозаводчиков ввел «нормировку» для каждого завода с обязательством продавать весь произведенный сверх нормы сахар за границей. В Европе русский сахар стоил 2 р.08. коп./пуд, а в России – 6 р. 15 коп./пуд.

    • Какие цели преследовала такая ценовая политика синдиката?
    • Извлечение монопольно высокой прибыли внутри страны и завоевание новых рынков.
    • Дворец сахарозаводчика Ф. Терещенков местечке Червоное под Житомиром.


  • Слайд 27

     

    Вслед за сахарным синдикатом в 1893 г. появился синдикат керосиновых заводов.

    Первые русские монополии просуществовали недолго: в условиях промышленного бума прибыли были высоки, а потому предприниматели не стремились к объединению капиталов.

    Вслед за ростом промышленного производства рос банковский капитал: промышленности были необходимы способные ее кредитовать крупные банки.

    В 90-х гг. капиталы коммерческих банков выросли на 75%.

    Крупнейшие банки России в конце XIX в.:

    • Петербургский международный; Торгово-промышленный;
    • Петербургский учетный и ссудный.

  • Слайд 28

    Подводим итоги

    Какие цели преследовала экономическая политика трех последних в XIX в. министров финансов России?

    Какие важнейшие средства они применяли для достижения поставленных целей?

    Охарактеризуйте экономическое развитие России в конце 80–90-х гг. XIX в.


  • Слайд 29

    Источники иллюстраций


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд