Презентация на тему "Идеология и культура 1945-1953 гг" 9 класс

Презентация: Идеология и культура 1945-1953 гг
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
25 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Идеология и культура 1945-1953 гг", созданная преподавателем специально для того, чтобы рассказать школьникам, как развивалась культура, наука и искусство в рамках жесткой идеологической конструкции.

Краткое содержание

  • Восстановление «железного занавеса»
  • Поход против «западничества»
  • Патриотическая линия
  • Литература
  • Театр
  • Кино
  • Музыка
  • Живопись
  • Образование

Содержание

  • Презентация: Идеология и культура 1945-1953 гг
    Слайд 1

    ГОУ ЦО № 1828 «Сабурово», учитель истории Эсманская Алла Георгиевна, 9 класс.

    Хочется всей необъятной страной

    Сталину крикнуть "Спасибо, Родной!"

    Весел напев городов и полей –

    Жить стало лучше, жить стало веселей!

    Идеология и культура

  • Слайд 2

    Восстановление «железного занавеса»

    Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие.

    К. Симонов

    «И в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году довольно широким кругам интеллигенции казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации… ».

    Какие надежды связывала интеллигенция с послевоенным развитием культуры?

  • Слайд 3

    Восстановление «железного занавеса»

    С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией.

    Вспомните, каковы были основные задачи в области культуры в 30-е гг.?

    В. Молотов

    «Не каждому государству под силу взять на себя задачу политического воспитания народа. Особая ответственность за дело политического воспитания народа в нашей стране лежит на партии».

    На ком лежит ответственность за политическое воспитание народа, по мнению В.Молотова?

  • Слайд 4

    Восстановление «железного занавеса»

    Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А. А. Жданов.

    За что подверглись критике представители советской интеллигенции?

    А.А. Жданов

    «Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых представителей советской интеллигенции, выражающимся в несерьезных и диких стремлениях поменять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие лохмотья современного буржуазного искусства».

  • Слайд 5

    Восстановление «железного занавеса»

    Термин космополит в системе советской идеологии и пропаганды стал обозначать врага. В советской печати постоянно утверждалась мысль, что космополиты – пособники США, антипатриоты, противники советской власти.

    Что такое космополитизм?

    Л.Д. Ландау

    «Направления в работе диктуются сверху… Патриотическая линия принесет нашей науке вред. Мы еще более отгораживаемся от передовых ученых и техников… Я интернационалист, но меня называют космополитом. Я не разделяю науки на советскую и зарубежную. Мне совершенно безразлично, кто сделал то или иное открытие».

  • Слайд 6

    Восстановление «железного занавеса»

    «Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

    Железный занавес- система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран.

  • Слайд 7

    Восстановление «железного занавеса»

    В чем , по мнению А. Жданова, состоит главная задача советской литературы?

    А.А. Жданов

    «Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».

  • Слайд 8

    Литература

    Из доклада А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»

    «Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта.

    Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».

    В чем обвинены М.Зощенко и А. Ахматова?

  • Слайд 9

    Объектами критики в первом постановлении были «салонная дворянская поэтесса Ахматова». А. Ахматову упрекали в эстетстве и декадентстве.

    Литература А.А. Жданов

    «Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой».

  • Слайд 10

    «Мелкобуржуазный пошляк и хулиган Зощенко». Поводы указывались самые нелепые: М. Зощенко обвиняли в очернительстве советской действительности на страницах детского рассказа «Приключения обезьяны».

    Литература

    «Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех - рвотный порошок».

    И. Сталин

    «Прекратить доступ в журналы произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных».

    Из постановления ЦК

  • Слайд 11

    Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

    Литература

  • Слайд 12

    Литература

    Были и партийные поэты, партийные стихи.

    С. Щипачев

    «Мы строим коммунизм

    Что в мире краше,

    Чем этот труд!

    Где доблести предел?»

    И. Гришашвили

    «Во имя Берия, прославленного веком,

    На радость Сталину среди вершин возник

    Ты, наш феррозавод, так схожий с человеком

    Душа есть у тебя, и сердце, и язык!»

  • Слайд 13

    Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно-показано партийное руководство молодыми подпольщиками;

    Литература

  • Слайд 14

    поэт-песенник М. А. Исаковский — за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату...».

    Литература

    М. А. Исаковский

  • Слайд 15

    Литература

    Евгений Шварц в пьесе «Дракон» в 1943 г. вывел советскую действительность на сцену. «Сказка ложь, да в ней намек...»

    Тень

    • Обыкновенное чудо
    • Обыкновенное чудо
    • Обыкновенное чудо
    • Дракон
    • Дракон

    Как считаешь, надо ли спасать тех, кто этого не хочет, у кого (по словам Дракона) души стали продажными, прожженными, мелкими?

  • Слайд 16

    Театр

    «В театральной критике сложилась антипартийная группа последышей буржуазного эстетства. Надо решительно, раз и навсегда покончить с либеральным попустительством всем этим эстетствующим ничтожествам. Надо очистить атмосферу искусства от антипатриотических обывателей.

    Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны».

    • За что подверглось критике партии театральное искусство?
    • Какие задачи выдвигало советское руководство перед драматургами и театрами страны?
  • Слайд 17

    В постановлении ЦК ВКП(б) осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

    «Ставить ежегодно не менее двух-трех высококачественных в идейном и художественном отношении спектаклей на современные советские темы».

    Из постановления ЦК

  • Слайд 18

    Кино

    В январе 1941 г. А.А.Жданов дал задание С. Эйзенштейну снять фильм об Иване Грозном. Естественно, заказ исходил от Сталина. Режиссер, чей фильм «Александр Невский» получил высочайшее одобрение, согласился.

  • Слайд 19

    Кино

    «Эйзенштейн справился с задачей. Иван Грозный, как прогрессивная сила своего времени, и опричнина, как его целесообразный инструмент, вышли неплохо ».

    И. Сталин

  • Слайд 20

    Кино

    Вторую серию уже смонтировали, а в марте 1946 г. ... запретили.

    Из постановления ЦК ВКП(б)

    « Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов... а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

  • Слайд 21

    Кино

    Ты можешь объяснить, какое дело ЦК до Ивана Грозного и Гамлета?

    «Царь у вас получился нерешительный. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения, ограждая страну от иностранного влияния».

    И. Сталин

  • Слайд 22

    Кино

    Из постановления ЦК ВКП(б)

    «Кинофильм «Большая жизнь» порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении …В фильме фальшиво изображены партийные работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка инициативы рабочих по восстановлению шахты может якобы поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают дело, таким образом, будто бы партия может исключить из своих рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства».

    Какие обвинения были предъявлены создателям фильма «Большая жизнь»?

  • Слайд 23

    Кино

    Критике были подвергнуты кинофильмы «Большая жизнь» (2-я серия) режиссера Л. Лукова; «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.

  • Слайд 24

    Музыка

    В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений,

    • С.С. Прокофьев
    • В. Мурадели
    • А.И. Хачатурян
    • Д.Д. Шостакович

    созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева, «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели.

    Н.Я. Мясковский

    Критиковались и другие композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский.

  • Слайд 25

    Музыка

    • С.С. Прокофьев
    • В. Мурадели
    • А.И. Хачатурян
    • Д.Д. Шостакович
    • Н.Я. Мясковский
    • А.А. Жданов

    «Не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким».

    Объясни смысл этого высказывания?

  • Слайд 26

    Живопись

    «Живописцы в СССР вдохновляются великими идеями В.И.Ленина и И.В.Сталина, животворящей силой советского патриотизма. На основе метода социалистического реализма они стремятся глубоко и правдиво отобразить действительность в ее революционном развитии».

    Большая Советская энциклопедия, издание 2

  • Слайд 27

    Т.Н. Яблонская «Хлеб»

    А.А. Пластов «На колхозном току»

    Живопись

    • Какое чувство охватывало людей, рассматривавших эти картины в 40-50-е гг. ?
    • Какие чувства испытываешь ты, глядя на эти картины сегодня?
  • Слайд 28

    А.А. Пластов «Ужин тракториста»

    Живопись

    • Какое чувство охватывало людей, рассматривавших эти картины в 40-50-е гг. ?
    • Какие чувства испытываешь ты, глядя на эту картину?
  • Слайд 29

    Ф. Шурпина «Утро нашей Родины»

    Живопись

  • Слайд 30

    Живопись

    Предположи, какая из картин получила сталинскую премию?

    «Светлая по живописи и ясная по глубокой идее, картина звучит вдохновенной песней во славу товарища Сталина. Он идет уверенным шагом навстречу завтрашнему дню... Шурпин своей картиной обогатил советское искусство...»

    Журнал «Искусство» №1, 1950 г.

  • Слайд 31

    Живопись

    Доминирующий жанр того периода — парадный портрет. Ведущий художник «направления» — А. М. Герасимов.

  • Слайд 32

    Но были и другие картины…

    • Ю.Н. Непринцев «Отдых после боя»
    • Кукрыниксы «Конец»
    • В.Н. Костецкий «Возвращение»
    • Ф.П. Решетникова «Опять двойка»
  • Слайд 33

    Образование

    • Только в 1946-1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий
    • Начата реализация программы всеобщего 7-летнего образования
    • В 1946-1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень
    • В 1946 г. расходы на науку и образование выросли в 2.5 раза
    • В вузах было подготовленоь652 тыс. инженеров, учителей, врачей, среднее специальное образование получили 1278 тыс. человек

    Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    Литература:

    А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт Истрия России 20- н.21 вв.

    Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России.

    С.В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории Росс 20- н. 21 вв.

    История России . Поурочные планы 9 класс.

    А.В. Игнатов История России 20-н. 21 вв.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке