Презентация на тему "Иконография Николая Чудотворца"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Иконография Николая Чудотворца" по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

     

    Николай Чудотворец, 17 в. Худ. центр или школа: Палех ИКОНОГРАФИЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

  • Слайд 2

     

    Святитель Никола, первая четверть 15 в. Худ. центр или школа: Тверь Святитель Николай Чудотворец (Никола Угодник) – один из самых почитаемых на Руси святых. Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий, как в Византии, так и в России.

  • Слайд 3

     

    Святой Николай, 11 век, собор святой Софии в Киеве, фреска средокрестия Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.). Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке. Многие из них были привезены из Византии. История иконографии Николая Чудотворца Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в новгородских землях, затем в Москве, необычайно широко он почитался на Русском Севере.

  • Слайд 4

     

    Никола, конец 13 в., Новгород Святитель Никола, 12 в., из Никольского собора на Ярославовом дворище в Новгороде. Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы Дворищского. Отличительный признак этой иконы — ее круглая форма. Лик поновлен в 16 в.

  • Слайд 5

     

    ТИПЫ ИКОН СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА: Поясные изображения Ростовые изображения Оплечные изображения Житийные образы Деисусные изображения Другие изображения Житийные образы (основные группы сюжетов): рождение и обучение грамоте поставление в священники помощь в бедах (чудеса) перенос мощей в г. Бари Появление каждой новой иконы было связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. По местам прославления икон или чудесам от них образы Николы получали различные названия - «Никола Липенский», «Никола Зарайский», «Никола Можайский», «Никола Бабаевский» и др. Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом количестве, и таким образом, сформировались устойчивые изводы иконографии Николая Чудотворца.

  • Слайд 6

     

    Икона святителя Николая Чудотворца, 14 в. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА Нимб – символ святости Вокруг головы Николы Чудотворца изображается круглый нимб, знак просветления лика святого. По православным иконографическим канонам на поле нимба святых не должно быть ни надписей, ни украшений.

  • Слайд 7

     

    Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г. Икона написана для монастырской церкви Николы на Липне под Новгородом, где являлась храмовым образом. Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы, поле которых украшено стилизованным растительным орнаментом.

  • Слайд 8

     

    Епископ Мир Ликийских, конец 12 – начало 13 века (фрагмент). Из Свято-Духова монастыря в Новгороде. Лик святителя Николая Чудотворца В житие святителя Николая говорится, что по древнему преданию, епископ имел ангельский лик, исполненный святости и благодати. От него исходило некое пресветлое сияние, как от лица пророка Божьего Моисея. Этими преданиями, в основном, и руководствовались иконописцы. Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами, небольшой округлой слегка вьющейся бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами отличается благородной красотой. Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь, который «путь показал человекам правый и спасительный».

  • Слайд 9

     

    Никола с Ильей Пророком и Георгием, Новгород, конец 15 - начало 16 века (фрагмент). Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в иконописных подлинниках (руководствах по иконописи) при описании разных святых указано: «власы и брада, аки Николина», «сед, аки Никола», или просто «аки Никола». Иконные изображения святителя Николая, как и его жития, появились вскоре после кончины этого святого, жившего в первой половине IV века. Не исключено, что ранние иконы святого сохраняли его портретные черты.

  • Слайд 10

     

    Николай Чудотворец, Византия, Константинополь, конец 10 – начало 11 в. Мозаика Святителя Николая в Киевском Софийском соборе, 11 в. Святитель Николай византийского круга более суров, славянский же Николай одновременно строг и милостив.

  • Слайд 11

     

    Николай Чудотворец в деисусном чине, первая четверть 16 в. Священные одежды Николая Чудотворца Омофор Поручи Фелонь Хитон Епитрахиль Палица Древняя фелонь имела форму одежды с прорезью для головы, без рукавов, длинной до пят, плотно и высоко прилегающая к шее. Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит омофор. Это длинная, широкая полоса из ткани, украшенная крестами; у архиерея она лежит на плечах, одним концом опускаясь на грудь, другим — на спину. Омофор архиереи носят как символ заблудившейся и найденной пастырем овцы, которую взял на Свои плечи Спаситель.

  • Слайд 12

     

    Никола Зарайский, новгородская провинция, 15 в. Поручи символизируют силу, которой Христос победил врагов Своих, и одновременно Его узы. Палица — одна из принадлежностей архиерейского облачения. Это четырехугольный плат в виде ромба на ленте, за один угол привешиваемый через плечо к правому бедру. Палица изображает духовный меч. Епитрахиль одевается на шею, представляет собой как бы двойную ленту — широкую на груди и узкую на шее. Епитрахиль означает сходящую свыше благодать Святого Духа. Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони, богослужебном одеянии митрополитов и патриархов, хотя святитель не был ни тем, ни другим. Такие одежды более распространены в ростовых изображениях, но встречаются и в поясных образах.

  • Слайд 13

     

    Святитель Николай Чудотворец , конец 14 в. Изображения Иисуса Христа и Богоматери на иконах святителя Николая Чудотворца По обе стороны нимба святителя даны небольшие фигуры Христа и Богородицы, протягивающих ему Евангелие и омофор — знаки епископского сана. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот сюжет объясняется преданием из жития святого о чуде на Никейском соборе 325 г.

  • Слайд 14

     

    Никола в рост с житием в 14 клеймах, 16 в. (фрагмент) Наиболее были распространены поясные изображения Христа и Богоматери, помещенные прямо на фоне или заключенные в медальоны. Никола Зарайский с житием, 17 в. (фрагмент) Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более свободные и разнообразные способы их размещения. Например, помещение в облачные сегменты.

  • Слайд 15

     

    Святитель Николай Чудотворец, церковь св. Георгия, Старая Ладога, последняя четверть 12 в. ТИПЫ ИКОН СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА Поясные изображения святителя Николая Чудотворца Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого Николая являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI—ХIII вв. Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения, обращенного к этому миру.

  • Слайд 16

     

    РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ ПАЛЬЦЕВ БЛАГОСЛОВЛЯЮЩЕЙ ДЕСНИЦЫ Николай Чудотворец с житием, 1685 г. (деталь иконы) Епископ мир Ликийских, конец 12 – начало 13 в. (деталь иконы) Когда большой палец соединен с безымянным и мизинцем, а указательный и средний сомкнуты и подняты вверх, такой способ называют древним перстосложением. Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные несомкнутыми подняты вверх, причем указательный и средний слегка перекрещиваются, это — именословное перстосложение.

  • Слайд 17

     

    Святитель Николай Мирликийский, Москва, 1677 г., (Федор Зубов) Круг (кольцо) в именословном перстосложении обозначает вечность, а вытянутые три пальца — символическое изображение имени Иисуса Христа в греческом начертании. Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает в связи с реформами патриарха Никона, активного проводника «правильного» сложения трех перстов, взамен «неправильного» двуперстия.

  • Слайд 18

     

    Епископ мир Ликийских, конец 12 – начало 13 в. В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай держит Евангелие — знак принесенного людям учения Христа. Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием к руках.

  • Слайд 19

     

    Никола с Христом и Богоматерью, 16 в. К менее распространенным типам относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием, хотя такие образы в русской иконописи известны с XIII века. На страницах книги помещается начало текста службы святителю Николаю. Еще более редким является изображение руки, которой святитель поддерживает книгу, не прикрытой омофором либо платом.

  • Слайд 20

     

    Никола Зарайский и апостол Филипп, Новгород, первая половина 14 в. Ростовые изображения святителя Николая Чудотворца Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей оранта. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., особенно в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Он получает название Зарайского.

  • Слайд 21

     

    Николай Чудотворец (Никола Зарайский), вторая половина 15 в. На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго фронтально, правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке он держит закрытое Евангелие на уровне плеча, в некоторых случаях и выше, как бы благословляя двумя руками. На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой.

  • Слайд 22

     

    Никола Можайский, 17 в., Палехские письма Вариантом иконографического типа Зарайского в XIV веке становится Никола Можайский (в народе часто называемый — «Никола с мечем и градом»). Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой — храм (иногда крепость, монастырь).

  • Слайд 23

     

    Никола Можайский, центральная Россия, вторая половина 17 в. Наибольшее распространение образы св. Николы Можайского получают в XVI—XVII вв., причем как в скульптуре, так и в иконописи. Иконописные изображения Можайского чудотворца отличаются наличием или отсутствием изображения Никейского чуда, подножия, плата. Еще одной особенностью икон данной иконографии является помещение арки, часто килевидной формы, над фигурой святителя.

  • Слайд 24

     

    Николай Чудотворец, 16 в., Москва Оплечные изображения Николая Чудотворца Оплечные образы святого Николая известны начиная с XV в. Святитель Николай изображен на них так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с высоким и широким лбом, выразительными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом.

  • Слайд 25

     

    Святитель Николай Чудотворец (оглавный), середина 16 в. Святитель Николай Чудотворец, вторая четверть 16 в.

  • Слайд 26

     

    Никола поясной с житием в 12 клеймах, Новгород, первая половина 14 в. Житийные изображения Николая Чудотворца Житийные образы св. Николая составляют мощный пласт древнерусского иконописного наследия. Мирликийский чудотворец, прославленный многими деяниями при жизни и после смерти, имеет наиболее развитый и распространенный житийный цикл. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII—ХIV вв. Сам житийный цикл святителя Николая складывается еще в ХI-ХII веках.

  • Слайд 27

     

    Николай Чудотворец (Никола Великорецкий), Москва, около 1556 г. Расположение клейм:1    2    34          56    7    8 1. Родители Николы приводят его учиться2. Явление Николы царю Константину3. Спасение Димитрия4. Никола служит Божественную литургию5. Спасение корабля во время бури6. Никола спасает трех осужденных от меча7. Спасение Василия от Сарацин8. Преставление Николы 

  • Слайд 28

     

    Святитель Николай Чудотворец в житии (Никола Зарайский), конец 16 - начало 17 в., 84 клеймы. Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало 20.

  • Слайд 29

     

    Святитель Николай Чудотворец, перв. половина 16 в. Николай Чудотворец, первая половина 17 в. Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца Согласно иконографической традиции в Деисусе Николай Чудотворец изображен в трехчетвертном повороте. Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие, правая рука святого обращена с молитвенным жестом к центральному образу чина – Иисусу Христу. Облачен Николай в святительские одежды - крестчатую фелонь.

  • Слайд 30

     

    Никола, Власий, Флор, Лавр, Илья Пророк и Параскева Пятница. Первая половина 15 в. Новгород. Прочие изображения Николая Чудотворца Среди множества икон святителя Николая имеются и другие иконографические типы, в том числе изображения Николая Чудотворца среди избранных святых, в различных сюжетных композициях.

  • Слайд 31

     

    Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый, Василий Исповедник , конец 15 – начало 16 в.

  • Слайд 32

     

    Рождество Николы Чудотворца Бороздин Семен (Семейка) Строгановская школа, 17 в.

  • Слайд 33

     

    Явление Богоматери пономарю Юрышу, 17 в.

  • Слайд 34

     

    Никола, конец 14 — начало 15 вв. Новгородская школа. Фигура поясная, по сторонам головы — поясные Спас и Богоматерь. Вохрение по оливковому санкирю розовыми и белыми мазками по форме. Фон золотой. Икона записана в XVIII веке. Сделано пробное раскрытие на лицах Николы и Богоматери, на одеждах и фоне. Доска липовая, шпонки набивные, новые. Паволока, левкас, яичная темпера. 126×87. Из церкви Успения на Апухтинке в Москве.

  • Слайд 35

     

    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Некоторые иконографические типы святителя Николая Чудотворца Мирликийского в русской иконописи XVI—XIX вв. (по произведениям иконописной коллекции ЦАК МДА) Т. Н. Нечаева. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/nechaeva.htm Иконография Святителя Николая. Н. Квливидзе. http://halkidon2006.narod.ru/icons/720_kvlividze_ikonografia.htm Иллюстрированный словарь по иконописи http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/g_index.htm Презентацию выполнила Постникова Ирина Павловна 2 курс, искусствоведение

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд