Презентация на тему "Иммануил Кант"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Иммануил Кант" знакомит учеников с одним из ведущих мыслителей и философов эпохи Просвещения, его взглядами на мир, и особенно - на человека. Описана позиция Канта относительно человеческого разума, сознания, мышления, рассудка, влияния жизненного опыта на человека.

Краткое содержание

  • Философия И. Канта;
  • Человеческий разум;
  • Сознание человека;
  • Уровни активности;
  • Категории рассудка.

Содержание

  • Слайд 1

    Иммануил Кант (1724 – 1804)


  • Слайд 2

     

    Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. В ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы.
    Главным философским произведением является «Критика чистого разума».

  • Слайд 3

    Философия И.Канта

    Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

  • Слайд 4

     

    Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

  • Слайд 5

     

    Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание.

  • Слайд 6

     

    Т.е., наше сознание не просто пассивно постигает мир, как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.

  • Слайд 7

     

    Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (т.е. вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, т.е. в опыте.

  • Слайд 8

    2 уровня формообразования (активности) субъекта, выделяемые в опыте:

    • субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.
    • благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез.

  • Слайд 9

     

    Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (обусловленное восприятие предметов и явлений внешнего мира и осознание этого восприятия особенностями общего содержания психической жизни как целого). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка (категории) подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

  • Слайд 10

    Категории рассудка

    1. Категории количества:
      • Единство
      • Множество
      • Цельность
    2. Категории качества:
      • Реальность
      • Отрицание
      • Ограничение

  • Слайд 11

     

    1. Категории отношения:
      • Субстанция и принадлежность
      • Причина и следствие
      • Взаимодействие
    2. Категории модальности:
      • Возможность и невозможность
      • Существование и несуществование
      • Необходимость и случайность

  • Слайд 12

     

    Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречие с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы.

  • Слайд 13

     

    Т.е., он выступал как сторонник агностицизма, который приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка.
    Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма.

  • Слайд 14

     

    Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка.
    Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, он конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой.

  • Слайд 15

     

    Формально Кант признает, что познание имеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективному миру.
    В идеалистической философии Канта имеются и ценные образцы диалектики. Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании.

  • Слайд 16

     

    Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумное понятие выше и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях, антиномиях разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее, впадает в противоречия.

  • Слайд 17

     

    Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказывать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Как агностик, Кант ошибочно полагал, что подобные антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд