Презентация на тему "Император Павел I"

Презентация: Император Павел I
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Император Павел I" по истории. Презентация состоит из 23 слайдов. Для учеников 8-10 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.4 Мб.

Содержание

  • Презентация: Император Павел I
    Слайд 1

    Император Павел I

    © Л.А. Кацва, 2012

  • Слайд 2

    Начало царствования

    В 1796 г. Екатерина II скоропостижно умерла. Императором России стал ее сын Павел Петрович. По слухам, он начал царствование с того, что сжег завещаниеЕкатерины, лишавшее его престолонаследия. Какие черты подчеркивает художник в облике нового государя? Павел I в коронационномнаряде. Художник В.Л. Боровиковский. Екатерина IIна прогулке в Царском селе. Художник В.Л. Боровиковский ?

  • Слайд 3

    Воспитанник Панина

    В детстве и юности Павел I не был избалован родительской любовью. Петр III сомневался в том, что Павел – его сын, и почти не замечал его. Екатерина II, у которой сына почти сразу после рождения отобрала Елизавета, так и не прониклась настоящими материнскими чувствами и никогда не уделяла сынубольшого внимания. Павел I рос нервным, впечатлительным, романтичным и мечтательным. Н.И. Панин стремился воспитать наследника в духе идей Просвещения. Павел I детстве. Худ. А.П. Лосенко. 1763.

  • Слайд 4

    Павел и Екатерина II

    Павел благоговел перед памятью отца, а мать возненавидел, считая ее похитительницей престола, по праву принадлежавшего ему. Павла оскорбляла бесконечная череда екатерининских фаворитов. По словам Д.И. Фонвизина, Павел сочувственно относился к конституционным замыслам Панина, который связывал их с восшествием своего воспитанника на престол по достижении им совершеннолетия. Но Павлу и после совершеннолетия пришлось ждать престола еще 22 года. Портрет великого князя Павла Петровича. Худ. В. Аравицкий.

  • Слайд 5

    Екатерина тоже не любила сына, не допускала его к делам управления и предпочитала держать его подальше от двора, для чего подарила ему имение Гатчину, где и расположился «малый двор». Ко времени вступления на трон Павлу было уже 42 года. Характер его разительно переменился: мечтательный романтичный юноша превратился в раздражительного, желчного и замкнутого человека, уверенного в своем праве повелевать и в бесконечном собственном превосходстве над окружающими. Император Павел I. Худ. С.С. Щукин.

  • Слайд 6

    «Непросвещенный» абсолютизм

    Французская революция потрясла Павла. Он видел в ней результат распространения «подрывных» идей Просвещения. В России, считал Павел, эти идеи породили распущенность и потерю уважения к власти. Отвергая просвещенный абсолютизм, Павел стремился противопоставить ему идею обожествления монаршей властии средневекового рыцарского служения государю. Император Павел I. Худ. С.С. Щукин.

  • Слайд 7

    Гроссмейстер Мальтийского ордена

    В своей романтической увлеченности рыцарством Павел I дошел до того, что принял предложение стать гроссмейстером Мальтийского ордена. (Орден был изгнан с Мальты в 1798 г., когда генерал Бонапарт захватил Мальту по пути в Египет). Павла, царя православной России,не остановило даже то, что Орден Св. Иоанна Иерусалимского или Орден госпитальеров был католическим и номинально подчинялся Папе Римскому. Многие русские офицеры стали Мальтийскими кавалерами. Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена.Худ. В. Л. Боровиковский.

  • Слайд 8

    Представления о монаршей власти

    Монарх, в понимании Павла I, – отец Отечества, попечитель подданных, его власть ничем не ограничена. Когда придворные попытались оспорить его решение, ссылаясь на закон, Павел ударил себя в грудь и заявил: «Здесь ваш закон!» Павел – шведскому дипломату:«В России нет важных лиц, кроме того, с которым я говорю и пока я с ним говорю». Как вы полагаете, кому из своих предшественников подражал Павел? ? Император Павел I. Худ. С.С. Щукин.

  • Слайд 9

    Централизация управления

    Придя к власти, Павел уничтожил систему управления, созданную Екатериной в ходе губернской реформы. Были восстановлены коммерц-, мануфактур-, берг- и камер-коллегии. Приказы общественного призрения были ликвидированы, городское самоуправления полностью передано под контроль органов власти. Эти шаги были продиктованы стремлением усилить централизацию управления, в которой Павел видел гарантию от возможных потрясений. Сыграло роль и желание поступать наперекор матери: Павел отчасти восстановил особый порядок управления на Украине и в Прибалтике, хотя это и противоречило идее централизации.

  • Слайд 10

    Армия: мундиры, парады

    Образец государственного устройства Павел видел в армии: четкий порядок, беспрекословное подчинение приказу. Павел стремился «подтянуть» дисциплину, ослабевшую в последние годы царствования Екатерины.Средство подтягивания – муштра. В армии были введены пудреные парики с косами и буклями, прусские мундиры, ранее употреблявшиеся в «гатчинских» войсках наследника. Эти мундиры были неудобны и настолько, тесны, что офицеры даже деньги носили за пазухой: в карманы они не влезали. Солдатский мундирСеменовского полка1797-1801 гг.Музей Суворова,СПб.

  • Слайд 11

    Страсть Павла – парады. Ежедневные разводы войск, маниакальное внимание к выправке и красоте маршировки. Малейшая ошибка – увольнение, разжалование, заключение в крепость. Анекдот: «Полк!, кругом, в Сибирь, шагом марш!» Парад при Павле I. Худ. А. Н. Бенуа. Историк В.Г. Лапин: «Боевая практика была несовместима с опереточным обмундированием, которое не выдерживало дождя и ночлега под открытым небом.Военно-балетные па, разучиваемые на плацу, не годились при отражении атак янычар, при штурме крепостных стен».

  • Слайд 12

    Ограничение вольности дворянства

    В глазах Павла, увлеченного идеей рыцарства, неслужащий дворянин был второсортен. Павел все же не решился отменить «Манифест о вольности дворянства», но затруднил его применение на практике. Теперь подающий в отставку рисковал тем, что будет исключен со службы без пенсии. Вышедшим в отставку стало очень трудно вернуться на службу. Переход с военной службы на гражданскую требовал разрешения Сената и утверждения императора. Генеральские вицмундиры Малороссийского и Харьковского полков. 1798–1801 гг.

  • Слайд 13

    Отмена Жалованных грамот

    Требуя буквально обожествления царской власти, Павел не желал допустить сословного самоуправления. В 1797 г. он ликвидировал губернские дворянские собрания. Губернского предводителя дворянства стали теперь избирать не депутаты, а уездные предводители. Право дворянских ходатайств перед Сенатом и императором было ограничено. На дворян, именитых граждан и гильдейское купечество были вновь распространены телесные наказания. Портрет императора Павла I. Худ. Н. Аргунов.

  • Слайд 14

    Вмешательство в частную жизнь

    Считая себя отцом подданных, Павел постоянно вмешивался в частную жизнь. Он запрещал фраки, круглые шляпы, большие букли и бакенбарды, танцевать вальс, дамам указывал не носить цветные ленты через плечо, предписывал «не носить башмаки с лентами, а иметь оные с пряжками», повязывать платки и галстуки «приличным образом без излишней толстоты». Он, бывало, даже указывал когда подданным следует обедать. Мелочная регламентация крайне раздражала дворянство. Павел I в короне, белой далматинке и знаках Мальтийского ордена. Худ. В.Л. Боровиковский.

  • Слайд 15

    Цензура

    В 1796 г. был создан Императорский совет по цензуре. Книги, признанные недозволенными, предписывалось сжигать. За 1797–1799 гг. были запрещены 639 книг, в т.ч. произведения Гёте, Шиллера, Свифта (среди них – «Путешествие Гулливера», в котором «автор старается разные при дворах учреждения осмеивать») В 1798 г. была учреждена цензура в портах для просмотра ввозимых книг. В апреле 1800 г. запрещен ввоз иностранных книг: «Так как чрез вывозимые из заграницы разные книги наносится разврат веры, гражданского закона и благонравия, повелеваем запретить впуск из заграницы всякого рода книг, на котором бы языке оные ни были, равномерно и музыку».

  • Слайд 16

    В июле 1800 г. закрыты частные типографии: «Все типографии, кроме сенатской, академическойи первого кадетского корпуса, запечатать, дабы в них ничего не печатать». Чем вызвано такое усиление цензуры в царствование Павла I? Стремлением императора контролировать не только поступки, но и мысли подданных. Как должно было отнестись к этому дворянство? С крайним раздражением: за годы правления Екатерины дворяне отвыкли от контроля над умами. ? ?

  • Слайд 17

    Гневливость и переменчивость

    Нервный и возбудимый, Павел легко впадал в гнев. Любое нарушение ритуала могло вызвать лишение наград, опалу, изгнание со службы, арест. Общее число уволенных со службы дворян при Павле превысило 1,5 тыс., в т.ч. более 300 отправились в ссылку и даже на каторгу. Но так же легко император менял настроение и раздавал чины и награды. Все от вельможи и генерала до мелкого чиновника и младшего офицера, жили в постоянном нервном напряжении. Павел I. Издание И.В. Цветкова, 1896 г.

  • Слайд 18

    «Манифест о трехдневной барщине»

    Павел вмешивался и в отношения между помещиками и их крестьянами. В апреле 1797 г. (на Пасху) он издал манифест, запрещавший принуждать крестьян к работев воскресные дни. В манифесте указывалось, что остающихся шести дней недели при равном их разделении достаточно для работы крестьян и на себя, и в пользу помещика.

  • Слайд 19

    Отношение к крестьянскому вопросу

    Павел отнюдь не был защитником крестьян от помещиков. За четыре года царствования он раздал помещикам 600 тыс. душ крепостных. (Екатерина за 34 года – 850 тыс. душ). Павел: «Лучше бы всех казенных крестьян раздать помещикам… помещики лучше заботятся о своих крестьянах, у них своя отеческая полиция». При Павле крепостное право распространилось на территории Крыма, Кубани, Северного Кавказа. В 1798 г. Павел вновь разрешил заводчикам покупать посессионных крестьян, расширив тем самым сферу действия крепостного права. Русский крестьянин 18 в.Гравюра на дереве. 1880-е гг.

  • Слайд 20

    В то же время он подтвердил запрет продавать крестьян с аукционаи не разрешил продавать без земли украинских крестьян. Почему же Павел все же вмешивался в отношения между помещиками и их крестьянами? Павлу важно было не ослабить крепостной гнет, а показать, что и дворяне, и крестьяне в равной мере – государевы подданные. ?

  • Слайд 21

    Император и сословия

    В.О. Ключевский: «Уравнение — превращение привилегий некоторых классов в общие права для всех. Павел превращал равенство прав в общее бесправие». Объясните слова В.О. Ключевского. При Петре I посягательства государства на частную жизнь, ограничения свобод были еще сильнее. Но то, с чем дворяне, кряхтя, мирились при прадеде, казалось нетерпимым при правнуке. Портрет Павла I. Худ. С.С. Щукин. 1797. Русский музей. ?

  • Слайд 22

    Михайловский замок

    В 1801 г. Павел переехал из Зимнего дворца в специально построенныйМихайловский замок. Из указа 1796 г.: «Для государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок». Михайловский замок.Худ. Ф.Я. Алексеев. Замок построен архитектором В. Бренна по проекту В.И. Баженова. Возможно, Павел не просто мечтал жить в рыцарском замке, но и не считал Зимний достаточно надежным и безопасным. Но и неприступность Михайловского замка не спасла его…

  • Слайд 23

    Источники иллюстраций

    Слайд №2. http://territa.ru/photo/221-0-12470$; http://www.rus-sky.com/history/library/kiribey1/index.htm Слайд №3. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=16363&cat_ob_no= Слайд №4. http://www.rosizo.ru/en/projects/768/ Слайд №5. http://www.library.yale.edu/slavic/coins/paul1.htm Слайд №6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/21019 Слайд №7. http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post139770436/ Слайд №8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/97478/ Слайд №10. http://catherine-catty.livejournal.com/39293.html?thread=2851197 Слайд №11. http://www.liveinternet.ru/community/2019791/post152055814/ Слайд №12. http://catherine-catty.livejournal.com/39293.html?thread=2851197 Слайд №13–14, 17. http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post139770436/ Слайд №18. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/656644 Слайд №19. http://www.booksite.ru/enciklopedia/strate/6.htm Слайд №20. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/676401 Слайд №21. http://maskball.ru/istoriya_teatra/teatr_pavel.html Слайд №22. http://history.sgu.ru/?wid=751

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке