Презентация на тему "История древнего мира"

Включить эффекты
1 из 74
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Большая презентационная работа по истории на тему: "История древнего мира", предназначенная для студентов профильных факультетов. Автор подробно рассказывает о зарождении первых цивилизаций, основах их экономики и политической жизни.

Краткое содержание

  • Государственные символы республики Никарагуа
  • Зарождение первых цивилизаций
  • 3 этапа истории Древнего мира
  • Эпоха ранней древности древневосточных стран
  • Изменения в экономике древневосточных государств
  • Политическая сфера
  • Эпоха расцвета древних государств
  • Эпоха поздней древности
  • Географическое положение, природные условия и население
  • Вехи на пути к цивилизации

Содержание

  • Слайд 1

     

    ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

  • Слайд 2

    Новый этап в истории человечества начинается в конце IV тыс. до н.э. – появляются первые

    цивилизации

    Важнейшей характерной чертой новой ступени развития стало создание государств, которые в IV—II тыс. до н.э. возникли на территории от Средиземного моря до Тихого океана.

    История этих государств с конца IV тыс. до н.э. - до середины I тыс. н.э. называется историей Древнего мира

    3 этапа истории Древнего мира:

    • Эпоха ранней Древности (конец IV тыс. до н.э. – конец II тыс. до н.э.);
    • Эпоха расцвета древних государств конец (II тыс. до н.э. – конец I тыс. до н.э.);
    • Эпоха поздней Древности (первая половина I тыс. н.э.).

    В истории древних государств выделяются 2 варианта развития, имеющих свою специфику.

    1) Древневосточный;

    2) Античный (Греция, Рим).

  • Слайд 3

    ЭПОХА РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ СТРАН (КОНЕЦ IV – КОНЕЦ II ТЫС. ДО Н.Э.)

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА:

    Хронологические рубежи периода ранней Древности практически совпадают с векомбронзы – главным материалом для изготовления орудий труда;

    Первые государства появились в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше зависели от природных условий и получали стабильные урожаи;

    Важнейшей функцией первых государств стало строительство ирригационных комплексов, что требовало совместной работы большого числа людей, ее четкой организации;

  • Слайд 4

     

    В III тыс. до н.э. основной экономической единицей стали крупные царские хозяйства;

    В экономике господствовал натуральный тип производства;

    Торговые отношения развивались в рамках изолированных регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в виде обмена;

    Начало процесса формирования патриархального типа рабовладельческих отношений (в античных государствах существовало классическое рабство).

    Рабы не были основными производителями материальных благ (как в античных государствах), т.к. основную работу в ведущей отрасли экономики – сельском хозяйстве - выполняли крестьяне-общинники;

    Причины возникновения патриархального рабства:

    • возникло в условиях натурального хозяйства, когда продукция производилась для собственного потребления, поэтому не было необходимости в высокой степени эксплуатации;
    • Раб являлся как бы «младшим», неполноправным членом большой семьи, работал вместе с хозяевами, которые, хоть и считали его собственностью, еще не видели в нем просто живое орудие труда, признают за ним некоторые права человеческой личности;
    • В неволю попадали не только военнопленные – чужаки, но и соплеменники, оказавшиеся в долговой кабале (этого не существовало при классическом рабстве);
    • Рабы принадлежали государству, храмам, частным лицам;

  • Слайд 5

     

    Во всех государствах Древнего Востока (кроме Египта) существовало 2 сектора экономики, связанных с видами собственности на землю:

    1. Общинный сектор экономики, где собственность на землю принадлежала территориальным общинам, а движимое имущество являлось частной собственностью общинников, которые обрабатывали выделенные им наделы земли;

    2. Государственный сектор экономики, в который входили земли, принадлежавшие государству в лице царя, а также земли, пожалованные храмам: работали здесь формально свободные, но бесправные, так называемые царские люди.

    В государственном и общинном секторе в качестве вспомогательного труда использовался труд рабов, сформировался патриархальный тип рабовладельческих отношений.

  • Слайд 6

    Изменения в экономике древневосточных государств во II тыс. до н.э.

    • некоторое усовершенствование орудий труда;
    • прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве;
    • рост товарности производства;
    • развитие ростовщичества;
    • увеличение долгового рабства;
    • государственные земли на разных условиях начали предоставляться частным лицам;
    • устанавливаются экономические, политические и культурные контакты между различными областями Ближнего Востока, оформляются международные торговые пути, растет число торговых поселений на территории других государств;
    • обостряется борьба за преобладание на торговых путях, растет число войн.

    В конце II тыс. до н.э. начался железный век. Культуру железа на территорию древних государств принесли молодые народы, так называемые народы моря, которые вторглись на территорию Египта, в Малую Азию, Восточное Средиземноморье.

    На рубеже III тыс. до н.э. наблюдалось активное движение племен. На территорию Ирана пришли индийские и персидские племена, в Индии долину Ганга начали осваивать индоарийские племена.

  • Слайд 7

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА:

    • Первоначальной формой государств были НОМЫ (города-государства), которые объединяли земли нескольких территориальных общин, а административным, религиозным и культурным центром их являлся город. Впервые возникали в Египте и Южной Месопотамии в КОНЦЕ IV ТЫС. ДО Н.Э.
    • Со временем номы превратились в объединения речного бассейна или объединились под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых городов-государств;
    • Характерной формой социально-политического устройства государств в III - II тыс. до н.э. была деспотия;
    • Правитель государства-деспотии обладал всей полнотой власти;
    • Правитель считался богом или потомком богов;
    • Правитель опирался в управлении страной на бюрократический аппарат, где существовали четкая система рангов и субординация;
    • На все трудовое население государство налагало налоги и государственные повинности – общественные работы.

  • Слайд 8

    ЭПОХА РАСЦВЕТА ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ(конец II – конец I тыс. до н.э.)

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

    • период возникновения мировых держав или империй, которые по сравнению с государствами ранней древности представляли более прочные объединения с центральным управлением и единой внутренней политикой;
    • наибольшего развития достигла деспотическая форма государственного устройства;
    • в мировых державах сельская территория постепенно оказалась в составе государственного сектора, общинный сектор экономики сохранялся в городах, где наряду с центральной властью существовали органы самоуправления;
    • рабский труд стал преобладать в ремесленном производстве городов;
    • в сельском хозяйстве традиционно были заняты крестьяне-общинники, хотя труд рабов начал использоваться гораздо шире, особенно государством;

  • Слайд 9

     

    Важнейшим отличием 2-го этапа древности в экономической сфере является активное использование железа и стали;

    • железные орудия труда повысили производительность труда, что способствовало развитию сельского хозяйства, ремесла, росту товарности производства и денежных систем (в форме монет);
    • развитие международной торговли, в которую включились Индия, Китай, Средняя Азия и юг Аравийского полуострова;
    • следствием развития ТДО является возникновение в конце этапа частной земельной собственности (наряду с государственной и общинной), земля превратилась в объект купли-продажи;
    • в экономике большинства стран начали преобладать крупные частные хозяйства.

  • Слайд 10

    ЭПОХА ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ (первая половина І тыс. н.э.)

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

    Все более важную роль начали играть племена и народы периферии древних государств, у которых шел процесс социального расслоения и возникли предпосылки государственности;

    В III-V вв. началось Великое переселение народов, охватившее все окраины древних государств и ставшее непосредственной причиной их крушения;

    Наметились значительные сдвиги во всех сферах жизни:

    - формируются новые социально-экономические отношения,

    - ликвидируются городские свободы,

    - наблюдается общее уравнивание различных групп трудового населения (свободных, неполноправных, рабов) до положения зависимых подданных,

    - началось свертывание товарно-денежных отношений,

    - центр экономической жизни из городов стал перемещаться в имения крупных землевладельцев, которые сосредоточили в своих руках экономическую, политическую, судебную власть.

    Таким образом, в первые века новой эры происходило формирование новых – феодальных отношений, Древность уступила место Средневековью.

  • Слайд 11

     

    Долгий период история Шумер была забыта.

    Первые сведения о Месопотамии восходят к классикам древности — историку Геродоту (V в. до н.э.) и географу Страбону (рубеж н.э.).

    Широкомасштабные исследования начались в ХІХ в.

    Главной целью в ХХ в. стало восстановление облика цивилизации посредством раскопок городов и расшифровке аккадской клинописи.

  • Слайд 12

    Географическое положение, природные условия и население

    «Месопотамия» («земля между реками») расположена в долине нижнего течения рек Тигра и Евфрата.

    Равнина в результате разлива рек превращалась то в плодородную почву (аллювиальный ил), то в болото.

    Лето длилось 6 месяцев (t + 52°С).

    Недостатки природных условий: отсутствие камня, дерева и металла.

    Однако используя водные пути уже в IV тыс. до н.э шумеры для покупки ресурсов проложили торговые пути на Ближнем Востоке (Турция, Египет, Сирия).

  • Слайд 13

    Роскошь шумерской земли породила в иудаизме, христианстве и исламе миф о рае на земле —

    Эдеме (место рождения человечества)

    Как и почему стали возможны грандиозные изменения в цивилизации Шумера?

    Историки утверждают, что великими воспитателями человечества являлись исторические реки. Возникновение и эволюцию первобытных цивилизаций должно усматривать не в природной среде, а в соотношении среды и способности людей к кооперации и солидарности.

  • Слайд 14

    Вехи на пути к цивилизации.Возникновение шумерской цивилизации относится к второй половине IV

    тыс. до н. э.

    В то время, когда большинство населения Земли ютилось в пещерах и грубых хижинах, занималось охотой и собирательством, в Шумеревпервые в истории человечества осуществлялись:

    • прогрессивное эффективное сельское хозяйство, которое реализовывало большие ирригационные проекты, что привело к появлению прибавочного продукта и создало условия для обмена излишками продукции;
    • развитые ремесла (гончарное, кузнечное дело, ткачество).

  • Слайд 15

    Социальная организация шумеров

    Граждане городов жили в развивающемся обществе с четким разделением на классы, управляемые религиозной и политической элитой.

    Фундаментом государств была бюрократия, которая выполняла функции:

    • административной работы;
    • сбор налогов;
    • принятие судебных решений.

    Самое древнее в мире право — шумерское право, построенное на принципе компенсации (плата серебром заменяла физическое наказание).

    Шумеры создали первую в мире регулярную армию в виде легкой пехоты с луками и блестяще маневренными колесницами.

  • Слайд 16

    Достижения шумер в области строительства и искусства

    Возникновение первых в мирегородов (блестящий город Эриду, священный город Ниппур и самый большой город древнего мира Урук).

    Строительство первого в мире грандиозного инженерного сооружения — зиккурат — ступенчатаякирпичная пирамида, на вершине которой возвышался храм (высота ассоциировалась с жильем богов).

    Глиняные кирпичи обжигали на солнце и облицовывали первой в мире мозаикой.

    О высоком искусстве художников говорят замечательные работы из камня, покрытые раковинами и полудрагоценными камнями.

  • Слайд 17

    Опередив египтян на 300 лет, шумеры около 3300 г. до н.э. создали клинописную письменность с

    использованием пиктограмм — простые изображения предметов окружающего мира.

    Возникнув как средство учета товаров, развитие письма привело к появлению сложных понятий, выражающихся сочетанием знаков (например, символом приема пищи были голова и чаша). Пиктограммы становились более абстрактными, изображая вещи, идеи и звуки.

    Сложная шумерская письменность состояла из 800 многозначных символов. Ею владели только государственные особы и жрецы (в наше время - 250 специалистов).

    Важное место в системе занимала «эдубба» — школа писцов, выпускники которой были посвящены в секреты управления государством.

  • Слайд 18

    Область научных исследований

    Известно 27 тыс. клинописных табличек, на основе которых создан 18-томный словарь значений клинописных символов (университет Пенсильвании). Они поведали, что шумеры впервые создали:

    • медицинский рецептурный справочник;
    • библиотечный каталог;
    • декоративное садоводство;
    • положили начало регулярных астрономических наблюдений и создали древнейший календарь.

    Однако в длинный список достижений Шумера входит и первый пример неразумного обращения с природой. Земледельцев притягивали богатые города, что привело к снижению продуктивности с/х угодий.

  • Слайд 19

    В древних Шумерах развивалось все более реалистичное искусство, а ранняя шумерская

    литература предвосхитила большую литературу классической Греции и библейские истории

    Весомым вкладом в мировую культуру является древнейшая на земле эпическая поэма «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»)

    XVIII в. до н.э.

    Герой поэмы, получеловек-полубог, побеждая многочисленных врагов, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти.

    История культур Междуречья даёт пример противоположного типа культурного процесса: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

    Глиняная табличка с фрагментом

    «Эпоса о Гильгамеше». Британский музей.

  • Слайд 20

    Развитая религиозная система шумеров

    Многочисленный пантеон богов подтверждает, что все в Шумере — от музыки, скульптуры до болезней, урожая и мудрости — работало от божественной силы.

    На вершине иерархии богов стояло 3 бога, которых украшали, приносили им жертвы и устраивали ритуальные церемонии:

    • Ан — создатель небес;
    • Энлиль — создатель воздуха;
    • Энки — создатель вод.

  • Слайд 21

    Государственная организация цивилизации Шумер

    І форма: система конфедерации самостоятельных государств

    • Шумерский эпос так описывает свое происхождение: «…вначале был город Эриду»;
    • первым городом-государством, объединившем Шумеры, был Киш;
    • при правлении Гильгамеша власть перехватил город-государство Лагаш.

    ІІ форма впервые возникла в мировой истории:

    империя (2330 г. до н.э.)

    Империя - государство, которое объединяет различные племена или народы и управляется из единого центра.

    Царь города Аккад Саргон (отпрыск семитского племени (не шумер!) искусно соединил традиции шумеров и аккадцев. Просуществовав 200 лет, под ударами орд иранского племени гутеев империя Саргона погибла XXI в. до н.э. (2193 г. до н.э.).

    в 2120 г. до н.э. власть перехватил город Урук. Власть шумеров разрушили амориты из Сирии и Аравии и эламиты с востока (2004 г. до н.э.).

  • Слайд 22

    Причины падения политического могущества шумер

    • Природно-климатический фактор: изменение русла Евфрата оставило шумерские города на бесплодных возвышенностях;
    • Политический фактор: бесконечных восстания покоренных народов;
    • Внешний фактор: натиск нецивилизованных кочевников (гутеи, амориты и эламиты).
    • Шумеры сохраняли культуру и национальную идентичность ещё V в. Тысячи лет просуществовало шумерские жрецы, став своеобразной научной и религиозной кастой (в Библии известны как халдеи).
    • Хотя шумерский язык вышел из широкого употребления, но шумерская культуране пропала бесследно. Под ее влиянием возниклонечто новое — великие Вавилонская и Ассирийская цивилизации. Они позаимствовали у шумеров письмо, системы права, государственного управления, религиозную мысль и литературу.

  • Слайд 23

    ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

    Возглавляемое царями аморитской династии в XVIII в. до н.э. возвысилось Вавилонское царство, наследник культуры Шумера и Аккад.

    Вершины величия Вавилон достиг при царе Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), который прославился как автор 1-го в мире свода законов, основанного на принципе «око за око, зуб за зуб».

    Закат Вавилона пришелся на II в. до н.э., среди его руин сохранилось маленькое деревенское поселение.

    В VI в. арабские завоеватели даже не знали, что под холмами когда-то находился великий город.

  • Слайд 24

    АССИРИЙСКОЕ ЦАРСТВО

    В XVI в. до н.э.политический и культурный центр переместился в верхнее течение р.Тигр, где возникло Ассирийское царство. В VIII в. до н.э. Ассирия захватила Вавилон.

    В 538 г. до н.э.персидский царь Кир завоевал Ассирию, а в 336 г. до н.э.Александр Македонский завоёвывал Междуречье.

    В последующем стало областью эллинистического государства Селевкидов.

  • Слайд 25

    Вавилоно-ассирийская культура

    • Висячие сады Семирамиды
    • Вавилон при Хаммурапи

  • Слайд 26

    Характерные черты науки:

    • относительно высокий уровень науки, литературы и искусства;
    • преобладание религиозной идеологии.
    • Наследие вавилонской культуры:
    • создание позиционной системы исчисления;
    • системы измерения времени— разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд;
    • измерение площади геометрических фигур;
    • отличие звезд от планет;
    • придумали 7-дневную неделю, посвятив каждый день божеству;
    • астрологию — наука о связи человеческих судеб с движением планет.

  • Слайд 27

     

    ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ- одна из самых древних и долговременных цивилизаций мира (ІІІ тыс. – IV в. до н.э)

  • Слайд 28

    Географическое положение, природные условия и население Египта

    Благоприятные условия для ведения хозяйства:

    • относительная географическая изолированность страныизбавила Египет от вмешательства других государств;
    • наличие плодородной долины Нила, простирающейся с юга на север до Средиземного моря длиной 1120 км;
    • разливы Нила — это дар реки земледельцам, приносящей бурый ил на землю. Древнее название Египта — «Кемет» («черная земля») — подчеркивает благодеяние водной стихии.

  • Слайд 29

    История Египта велась по родословным царей или династий. Окруженные ореолом величия и

    легендами, правители — фараоны почитались сошедшими с небес живыми богами на земле.

    РАННИЙ ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (2920—2575 гг. до н.э.)

    В ІХ тыс. до н.э. кочующие племена охотников сконцентрировались в пойме Нила. В V тыс. до н.э. возникло 2 объединения:

    • Нижний Египет — в дельте Нила;
    • Верхний Египет — вдоль зеленого коридора берегов Нилом.

    Около 3000 г. до н.э. Верхний Египет покорил северного соседа и основал І династию.

    В Египте сложилась централизованная деспотическая монархия:

    • фараон обладал неограниченной властью;
    • фараону принадлежал весь земельный фонд страны и большие ресурсы рабочей силы;

    Основой экономики являлись крупные царские хозяйства, часть земли выделялась храмам и некоторым частным лицам;

    крестьяне-общинники были превращены в зависимую категорию царских людей – хему. За работу хему получали продовольственный паек или надел земли;

    большое распространение получили общественные работы, возложенные на хему (строительство пирамид и оросительных каналов);

    Управлением страной занимался разветвленный бюрократический аппарат, чиновники играли большую роль в жизни общества.

  • Слайд 30

    Пирамида фараона Джосера

    Во времена III-й династии зодчий Имхотеп воздвиг из известняковых блоков Ступенчатую пирамиду для погребения фараона Джосера ок. 2650 г. до н. э.

    S -125 × 115 м, высота — 61 м.

    Пирамида стала 1-й в списке гигантских монументов на земле Египта.

    Пирамида отражала религиозно-философскую символику солнца: дух фараонов взбирался на небо по ступеням пирамиды и взмывал вверх по наклонной линии луча солнца, сопровождая бога солнца Ра в его движении по небу.

  • Слайд 31

    2. Древнее царство — 2575—2134 гг. до н.э.

    Во времена IV-ой династии наступил период расцвета египетской культуры, письменности (иероглифическое письмо), искусства и торговли. Это стало провозвестником новой эры в истории Египта — Древнего царства.

    Во времена V-й династии возрос культ Солнца Ра, ослабив влияние фараонов.

    К концу VI-й династии Древнее царство распалось на враждующие княжества.

    Комплекс Большого Сфинкса состоит из статуи лежащего льва с головой человека в царском уборе и традиционной накладной бородой фараонов и храма. Сфинкс вытесан из единой глыбы известняка длиной 57,3 м, высотой 20 м.

    Построен по приказу фараона Хафры, черты которого запечатлены в Сфинксе.

    Беспримерные архитектурные памятники эпохи — комплекс пирамид в Гизе и Сфинкс

  • Слайд 32

     

    Древнеегипетский некрополь включает:

    • Пирамида фараона Хуфу (Великая пирамида или пирамида Хеопса);
    • Пирамида Хафры (высота 143,5 м;
    • Пирамида Менкаура;
    • Пирамиды-спутники (цариц, тротуары и пирамиды долины).
    • Пирамида Хуфу – единственное сохранившееся до наших дней чудо из семи чудес света.
    • Самая высокая из всех пирамид – 146,6 м,
    • S - 55 тыс. м²; сложена из 2 млн. 300 тыс. известняковых блоков весом по 2,5 т. Изначально поверхность облицована отполированными известняковыми плитами и сияла.

    Гипотеза утверждает, что ее формы содержат божественные числа для измерения пространства и времени, а пропорции соответствуют расстоянию от Земли до Солнца.

    Между блоками нельзя вставить даже лезвие бритвы

    Реконструкция комплекса пирамид в Гизе

  • Слайд 33

    3. Первый переходный период(2134 — 2040 гг. до н.э.)

    В начале периода фараоны обладали слабой реальной властью, а междоусобицы ослабляли Египет. В итоге произошло воцарение IX и X династий в Египте. Однако агрессивно настроенные князья в Фивах провозгласили себя законными наследниками престола и основали собственную династию. Культурное развитие Египта испытывало подъем.

    Хети ІІІ, фараон IX династии

  • Слайд 34

    4. Среднее царство — 2040 — 1640 гг. до н.э.

    Объединив Египет, фараон Фив основал XI династию и провозгласил Среднее царство. Царь пользовался поддержкой чиновников, сводя на нет власть местных правителей. Они заботились о нуждах населения, осваивая путем искусственного орошения тысячи акров пахоты.

    Этот период дал толчок новому расцвету искусства. Огромной популярностью продолжал пользоваться культ бога солнца Ра, но одновременнораспространился культ бога Озириса, властителя Подземного царства, который привлекал и богатых, и бедных.

    • Бог солнца Ра
    • Бог Озирис

  • Слайд 35

    5. Второй переходный период (1640 — 1550 гг. до н.э.)

    XVII династия Фив, используя новейшее оружие (колесницы), освободила Дельту от иноземного владычества. Она провозгласила новую эру в истории Египта —

    Новое царство.

    Голова мумии фараона Яхмоса I

    По неизвестным причинам Среднее царство распадалось. Египет погрузился в пучину безвластия. Корона переходила из рук в руки.

    Этим воспользовались племена гиксосов из Палестины, которые основали XV династию.

  • Слайд 36

    Одной из тайн египетской цивилизации является деятельность фараона Эхнатон Аменхотепа IV

    (1353—1335 гг. до н.э.)

    Эхнатон и его жена Нефертити провели религиозную реформу:

    • запрет пантеона египетских богов;
    • введение монотеизма — признание единственного божества Атона — бога «животворного солнца» (солнечного диска).

    Фараон заложил город Ахетатон («Горизонт Атона») — религиозный центр культа Атона (население 50 тыс. человек). Среди новых образов наиболее привлекательным стал бюст Нефертити. Великолепие форм олицетворяет время творческих поисков, изменения стиля в искусстве и харизму женщины.

    ПреемникиЭхнатона — Тутанхамон и Эйе — вернули старых богов, разрушили Ахетатон и вычеркнули имя еретика из списка правивших фараонов, что в цивилизации, одержимой идеей бессмертия, было страшным наказанием. Археологи нашли 28 статуй сброшенных с пьедестала статуй Эхнатона.

  • Слайд 37

    6. Новое царство (1550—1070 гг. до н.э.)

    В период правления фараона Тутанхамона с востока шел поток награбленных трофеев и пленников. Египет снова стал процветающим и открытым обществом, где расцвело искусство. Центральным образом произведений был фиванский бог Амон.

    Современников поражала роскошь гробницы Тутанхамона, где найдено 5 тыс. ценных вещей. Пирамида построена в «Долине Царей» около г. Фивы на глубине 4 м под землей.

    В массивном саркофаге из кварцита находилось 3 гроба, последний выполнен из золота высокой пробы. В кладовой находилось 3 царских ложа, сундуки с драгоценностями; кресла, трон, колесницы и ларцы. Вход в покои «охраняли» 2 золотые статуи фараона с булавой.

    По сравнению со «скромной» усыпальницей Тутанхамона самым роскошным подземным дворцомбыла гробница Рамзеса II (1224 г. до н.э.).

  • Слайд 38

    7. Третий переходный период (1070 — 712 гг. до н.э.)

    Внутри страны зрел кризис власти. Владения Египта оккупировали палестинские племена, которые терроризировали население. Египет раскололся надвое: военная хунта захватила Верхний Египет, Дельту — династия фараонов-купцов.

    Затем власть перешла к ливийской династии, которую свергли военные из Нубии. Фараоны новой династии носили на коронах символ объединенного владычества над Нубией и Египтом — двойной урей.

    Осоркон II XXII династия

  • Слайд 39

    8. Поздний период (712 — 332 гг. до н.э.)

    В VII в. до н.э Египет подвергся нападению ассирийцев. Короткий период спокойствия наступил только при XXVI династии.

    Однако в 525 г. до н.э. в Египет вторглись персы, которые основали XXVII династию в статусе провинции.

    Последние независимые фараоны — это XXVIII—XXX династии, однако новый удар персов навсегда покончил с независимостью Египта.

    Персия и Египет в 332 г. до н.э. пали под ударами армий Александра Македонского, который перевернул последнюю страницу истории великой египетской цивилизации. Окончательный упадок в статусе провинции Рима наступил в результате нападения Цезаря Августа в 30 г. до н.э.

  • Слайд 40

    ИНДИЙСКАЯ и КИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    Автор: доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ЛГАКИ Г.И. Королёва

  • Слайд 41

    ФЕНОМЕН ВОСТОКА

    Восточный тип цивилизации — древний тип цивилизации, представленный синтезом высокоразвитой культуры и религии народов Китая, Индии и Японии

    Классические черты восточного типа цивилизации:

    Цикличность («витки») поступательного развития философии, науки, культуры и искусства;

    Замедленные темпы общественных изменений;

    Специфичные представления об историческом времени: человек одновременно существовал в прошлом, настоящем и будущем, т.к. бессмертная душа изменяет форму существования;

    Особое представление о предках: умершие предки (прошлое) существовали в иной форме в настоящем. Не родившиеся потомки (будущее) существуют в другой форме в настоящем;

    Канонизация традиций и опыта поколенийкак высшей общественной ценности;

    Патернализм — непререкаемо высокий авторитет старшего поколения, отсутствие проблемы «отцов и детей»;

    Хорошая жизнь разворачивается в «пяти присущих человеку отношениях»: правитель - государственный служащий, отец - сын, муж - жена, старый - молодой, друг - друг.

  • Слайд 42

     

    7. Харизматичный характер ментальности, при котором восприятие действительности происходит через: чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу), веру в божественные силы, боги - часть живой природы, активно участвуют в жизни человека, а человек влияет на богов;

    8. Медленные темпы изменений в восточных обществах;

    9. Цель существования общества - движение к высшему божественному идеалу;

    10. Главная ценность бытия человека — постижение высшего сакрального (священного, тайного) смысла, а не реализация его конкретных целей;

    11. Превалирование принципа коллективизма,подчинение интересов личности целямобщины;

    12. Развитие особого вертикального типа социальных связей в рамках восточного деспотизма, основанных на:

    • неограниченной власти правителя, обожествление земных владык, «обладающих» сверхъестественной силой;
    • обезличенности государственной машины
    • полной зависимости человека от бюрократии,
    • отсутствие ценности личности человека,
    • исключение личной инициативы и ответственности человека;

    13. Фактически отсутствие горизонтальных связей между общинами.

  • Слайд 43

    ИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    Индия — это цивилизация, в рамках которой переплелись различные религии и культуры. Индийский народ отражает многообразие природы и климата, языков, жизненных укладов и памятников культуры. Комплекс многообразий предопределили и исторические истоки индийской цивилизации.

    Многообразны и религиозные системы Индии:

    • племенные культы.
    • буддизм,
    • джайнизм,
    • зороастризм,
    • христианство;
    • индуизм,
    • ислам,
    • сикхизм.

  • Слайд 44

     

    Центры цивилизации сформировались в 3 географических зонах:

    1 зона: на севере Индии высочайшая в мире горная цепь — Гималаи — стали надежной преградой на пути массовых передвижений групп людей;

    2 зона:долины рек Ганга и Инда, сыгравших важную роль в зарождении цивилизации;

    3 зона: южная часть Индии — Индостан, омываемый Индийским океаном.

    Факторы, способствующие развитию индийской цивилизации:

    • жаркий и влажный благодатный климат, поэтому большая часть территории - джунгли;
    • обилие больших и малых рек.

    Разнообразие этнического состава населения сложилось в результате:

    • многочисленных завоеваний;
    • миграционных потоков.

    В Индии насчитывается 14 основных языков и 250 региональных диалектов, которые происходят из 2-х языковых семей:

    • дравидская на юге;
    • индоевропейская на севере.

    Географическое положение, природа и население

  • Слайд 45

    Одной из древнейших цивилизаций мира была Харраппская, или протоиндийская цивилизация

    (3300—1300 гг. до н.э.)

    Об уровне цивилизации свидетельствуют:

    Развитое земледелие (выращивали пшеницу, ячмень, овощи, рис, сахарный тростник, хлопчатник; строили оросительные системы, похожие на египетские);

    2.Развитоескотоводство (разводили коров – священное животное, буйволов, приручили слонов);

    3. Развитые ремесла (изготовление орудий труда из меди и бронзы, гончарство, строительство, хлопковых тканей, кораблестроительство)

    4. Развитая торговля (с Междуречьем, Средней Азией);

    5. Развитая письменность (не расшифрована);

    6. Развитое градостроительство: в долине Инда возникли великие города – Мохенджо–Даро и Хараппа.Для них характерносочетание монументальной архитектуры с высоким уровнем благоустройства и комфорта домов (система городского водоснабжения — бани, канализация, туалеты, техническое чудо — бассейн).

    Город был формой социальной интеграции;

    7. Организованный институт наследственной власти, при котором жречество выполняло роль посредника между обожествляемой политической верхушкой и обществом.

    • Город Мохенджо–Даро Статуэтка жреца,
    • ІІІ тыс. до н. э. Керамика
    • ІІІ тыс. до н. э. Статуэтка «танцовщицы»

  • Слайд 46

    В середине II тыс. до н.э. север Индии превратился в арену новых этнических взаимодействий

    Кочевые племена скотоводов ариев (санскрит – «благородный»),пришедшие с севера,расселились в долине Ганга, вытеснив на юг коренное население — дравидов.

    Жизненный уклад, мифология и язык ариев составили ядро индоевропейской культуры.

    Индоарии поклонялись солнцу, дождю, небу, верили в переселение душ и жизнь после смерти. Однако их боги — Варуна, Чандра, Индра, Савитар — имели древнеперсидское происхождение.

  • Слайд 47

    Индоарии создали новую социальную структуру общества — касты (джаты), соответствующие 4-м

    главным варнам (сословия, в переводе с санскрита означает «цвет, форма, внешность»)

    1. Брахманы (жрецы-священники и учителя) — высшая каста общества, этнически выходцы из ариев;

    2. Кшатрии (воины, правители, дворяне), этнически выходцы из ариев;

    3. Вайши (ремесленники, крестьяне и торговцы), состояла из автохтонных племен дравидов;

    4. Шудры (слуги и рабочие) — низшая каста.

    Отдельная группа — «неприкасаемые» — бесправный слой из людей, выполняющих «грязную работу».

    Принадлежность к варне зависела от рода занятий, личных качеств и наклонностей. Деградация концепции системы варн со временем переросла в жёсткую кастовую систему, в которой принадлежность к варне передавалась по наследству, что является дискриминацией человека.

    Сословно-кастовая система служила цивилизационным интересам:

    • обеспечивала средства к существованию за счет сельского хозяйства;
    • развивала специфическую социокультурную модель;
    • обеспечивала преимущества индуизма, подчинившем другие религии.

  • Слайд 48

    Веды — древнейшие священные тексты, хранящие знания древних ариев (пер. с санскрита –

    «божественное знание»), созданные в 2 тыс. до н.э.

    Знания о богах, человеке и жертвоприношении, соединяющем мир земной и божественный;

    Представления человека об окружающем мире, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и морали.

    Единое Знание разделено на 4 части священных книг (Веды):

    • Ригведа — начала индийской философии, рассматривает проблему создания мира — первоэлементы, персонифицированные в образах божеств;
    • Яджурведа — жертвенные формулы;
    • Самаведа — напевы;
    • Атхарваведа — заклинания.

    Тексты Вед - «брахманы» - имели право изучать, объяснять и произносить только жрецы, которых стали называть «брахманы» (живые боги).

    Некоторые понятия Вед позже перешли в философию брахманизма.

  • Слайд 49

    Упанишады — это религиозно-философские тексты IX—V вв. до н.э., учение о карме, мировом духе,

    познании внутреннего «Я». Построение текстов построено на основе трансляции священного знания от учителя к ученику (диалоги мудрецов с юношами, постигающими тайны бытия)

    Содержание «Упанишад»:

    1. Центральная тема - идея вечного «хоровода» рождения и смерти ... возрождение - жизнь - смерть - возрождение - жизнь - смерть - ...

    2. Учение о переселении душ (реинкарнация) предполагает возрождения после смерти живых существ. Вечный цикл между рождением и смертью называется сансара (samsara).

    3. Идея аскетического бегства от мира обусловлена поиском истины не «вне» текста или природы, а «внутри» человека.

    4. Ведущее место в философии - поиск путей избавления от вечного цикла.

  • Слайд 50

    В VI в. до н.э. возникла одна из 3-х мировых религий— буддизм. С IV до н.э. - ХII в. н.э имела статус

    государственной религии, оказав влияние на все на мировые цивилизации

    Основные положения учения буддизма:

    • Буддизм — это философско-религиозное учение, «атеистическая религия»;
    • Буддизм — это этическое учениесердца, практические рекомендации относительно самосовершенствования человека;
    • Будда («Просветленный») —это не имя, а состояние сознания, высшая степень знания сверхчеловека. Физическое тело (низшее «я») подчинено духовному разуму - просветленной материи;

    Будда из-за сострадания к человеку несколько раз являлся на землю :

    • в 1-ю группу избрано 97 Будд,
    • во 2-ю группу — 53 Будд.
    • 27-м в группе был принц-монахГаутама Будда Шакьямуни (родился в 621 г. до н.э.). - основоположник одной из 3-х мировых религий. Будда не вмешивается в карму (человек свободен в выборе), а указывает путь эволюции души человека, как смысла самой Жизни.

    Гаутама Будда Шакьямуни

  • Слайд 51

    Характерные черты буддизма

    1. Главный объект внимания и ценность — не Бог, а человек. Идея бога-спасителя (Христа) не совместима с универсальным законом Кармы.

    2. Цель - достижение состояния «нирваны» — освобождения или спасения человека, выход из круга перерождений для перевоплощения в чистый дух (или в бога).

    3. Буддизм — единственная бескровная религия, которая не опозорила себя насаждением веры мечом и огнем.

    4. Достижение нирваны возможно при соблюдении «4-х благородных истин»:

    1) Истина о страдании: жизнь есть страдание (рождение, старость, болезнь и смерть);

    2) Истина о причине страданий: желание, даже если оно иногда ведет к смерти;

    3) Истина о прекращении страданий: устранение желаний и страстей;

    4) Истина о благородном (восьмеричном) пути избавления от страданий: правильное понимание, речь, мышление, поведение, образ жизни, усилие, направленность мысли и сосредоточенность.

    Гаутама говорил: «Человек сам творит себя и свою судьбу». Он не должен лбом (деньгами) вымаливать прощение у богов, а обязан исправить ошибки личными усилиями. Карма (судьба) — это человеческая Мысль.

    В число современных буддийских стран входят Монголия, Китай, Япония, Северная Индия, Вьетнам, Тибет, Россия (калмыки), Шри-Ланка и Бирма

  • Слайд 52

    Культовые памятники буддизма

  • Слайд 53

     

    (сер. ІІІ тыс. до н.э – VI в. н.э.)

    Особенности культуры:

    • сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов;
    • богатство и разнообразие религиозно-философских учений;
    • обращенность ко Вселенной (тайны мироздания) и внутрь мира человека (философия йоги);
    • удивительная музыкальность и танцевальность;
    • особое почитание любви – чувственной и физической.

  • Слайд 54

     

  • Слайд 55

     

    Научное знание мудрецов древности охватывает широкий спектр наук: физика, химия, математика, металлургия, биотехнология, геология, ботаника, метеорология, геммология, медицина (создали «Аюрведу» -науку о жизни), астрономия (знали, что Земля вращается вокруг Солнца), создали шахматы и счеты

  • Слайд 56

     

    Огромная территория Китая — от пустынь на западе,лесов с речными долинами на севере и джунглей на юге — была благоприятной для жизни гоминидов (1,5 млн. лет назад), а впоследствии — гомо эректус (синантропов).

    Цивилизация Китайская возникла в ІІІ тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ, где поочередно правили 3 династии: Ся, Шан и Чжоу.«Золотым веком» Древнего Китая считается период династии Шан.

    XX в.

    Страна «Желтого дракона»

  • Слайд 57

    Название «Китай» произошло от монгольского племени Киданей («китаев»), завоевавших в X—XI вв.

    север империи

    Однако население именовало себя ханьцами, по имени династииIII в. до н.э. — III в. н.э., заложившей основы государственности и культуры.

    Древнейшее самоназвание страны — «Чжунго» — «Среднее царство» или «Срединная империя» указывало на осознание себя как некоего центра.

    Для развития земледелия в 250 г. до н.э. в Китае возникла совершенная система дамб и шлюзов. Канал длиной 100 миль, который соединил реки Хуанхэ и Янцзы, является частью Великого Канала даже в ХХІ в.

    Ремесленники изготавливали изделия, удивляющие тонкостью работы и изысканностью.

  • Слайд 58

    Китайскую цивилизацию окружали «варвары 4-х сторон света»

    Орды степных кочевников волнами накатывались на Китай:

    • тюрки (IV—VI вв.),
    • кидани чжурчжени (X—XIIвв.),
    • монголы (XII—XIV вв.),
    • маньчжуры (XVII—XIX вв.).

    Захватив часть или весь Китай, они поглощались многомиллионным населением Срединной Империи, т.к. не могли противостоять высокой культуре.

  • Слайд 59

    Китай — классический образец цивилизации циклического типа

    Каждая новая династия начинала новый цикл: процветание сменялось признаками упадка (разорялись крестьяне, провинции вели борьбу за независимость от центра, чиновники коррумпировались, всеобщий развал венчало народное восстание).

    Так, в 206 г. до н.э. пришла к власти династия Хань, основанная крестьянином — вождем восставших. Однако уже в середине II в.н.э. в империи наступил период упадка.

    В III в. Китай распался на 3 государства, но новая династия Цзинь восстановила единство страны.

    В начала IV в. страну раздробили орды кочевников. Вновь объединила Север и Юг династия Суй, которую в VII в. свергла династия Тан, правившая до X в.

    С X в. по XIII в. правила династия Суп.

    Император из династии Хань

  • Слайд 60

    Специфика культуры цивилизации Китая

    Межэтническое единство, система культурно-политического, административно-хозяйственного, бюрократического управления Китая складывались постепенно.

    В эпоху Западного Чжоу ван (царь) провозгласили священной особой - сыном Неба. Все правители именовали себя владыками «Поднебесной», что сохраняло преемственность в сакрализации власти различных династий. Сдерживающим фактором самодержавия было убеждение, что за злодеяния Небо лишит правителя права на управление Поднебесной, что погубит династию.

    Владыки «Поднебесной» отличались высокомерием: в обращении с послами вели себя как сюзерен с вассалами, подарки принимались как дань, от послов требовали 9 поклонов, а своих послов в другие страны не отправляли. Европейцы, незнающие иероглифов и Ритуала, в глазах китайцев были варварами «хуже последней крысы».

  • Слайд 61

    В середине І тыс. до н.э. образовался устойчивый этнокультурно-политический комплекс средних

    царств (чжунго) и представление о превосходстве над периферией «варваров четырех сторон света»

    Император удерживал мировой порядок, однако не вмешивался в естественный порядок событий. Владыка «Поднебесной» был подобен главе большой семьи.

    Китай не заложил основ замкнутой касты жрецов и сановников, а сформировал рациональный тип чиновника-управленца. С середины IV в. до н.э. принцип занятия административных должностей определяла не знатность рождения, а заслуги перед государством.

    Во II в. учредили систему экзаменов для «отбора достойных» в госаппарат. 3-х ступенчатый экзамен завершал заключительный тур раз в 3 года под эгидой «Сына Неба». В XVII—XIX вв. по этому принципу заполнялось 70 тысяч должностей. Каждые 5 лет проходила пертурбация чиновников, что обусловило появление в новое время общенационального разговорного языка - «мандаринский» язык.

    Однако мандарины славились произволом и лихоимством, порой открыто торговали должностями и чуть ли не узаконивали взятки.

    Мандарины

  • Слайд 62

     

  • Слайд 63

    Формирование ментальности людей китайской цивилизации базировалось на основе «ІІІ учений» —

    конфуцианства, даосизма и буддизма

    Эру в жизни народов Востокасоздалоконфуцианство (VI в. до н.э.). Его основы ученики Конфуция записали в книге «Суждения и беседы». Термин «конфуцианство» ввели европейцы, в Китае оно именуется «школой книжников», т.к. начала учения шли из мудрости прошлого.

    Основополагающая идея конфуцианства — «место человека в мире природы», который не является аскетом (как отшельник в даосизме), не ищет спасения (как в буддизме), а находит своё место в социуме

    • 1-е ключевое понятие - «Ли» — Этикет, Ритуал, Обрядность, Церемонии. Если человек не облекся в плоть Установления, он — мерзкая крыса. «Ли» сформировал китайский язык на основе стандартных оборотов вежливости, при этом «ли» — способ самосовершенствования личности, внешние формы формируют «я» благородного человека.
    • 2-е ключевое понятие - «Жэнь» — Гуманность, Совесть, Милосердие, Человеколюбие. «Жэнь»ю Предназначение человека — относиться к людям в соответствии с принципом «взаимности» (принцип меры):«Не делай другим того, чего не желаешь себе».
    • 3-е ключевое понятие — «Вэнь»—Образование, Культура, Воспитание, что в синтезе с естественностью «делает человека благородным». Благородными не рождаются, а становятся. Противоположностью благородному является «низкий» человек, который преследует выгоду, раздоры и грубость. Культура и гражданская служба почитались выше военной силы («у»).

    Итак, идеальная личность (благородный человек) всегда (во время еды, неудачи или занятости) следует принципам человеколюбия («жэнь»); ограничивается правилами, ритуалами(«ли») и постоянно учится(«вэнь»).

    Конфуций (Кун-цзы, «учитель Кун») (551-479 гг. До Р.Х.) – мыслитель, государственный служащий

  • Слайд 64

    Учение Конфуция о человеколюбие и сострадании защищало строго иерархическую организацию

    общества, где обязанности личности определялись его социальным положением

    Основу социума китайцы видели в «корне» (предках, родителях, старших), Запад — в ветвях (детях). Ценность ребенка состояла в продолжении рода. Людей, не почитающих родителей, ожидало наихудшее наказание — не иметь потомства.

    Залогом вечности Поднебесной империи считалось подчиненность низшего высшему: подданного — государю, детей — родителям, жены — мужу. Отношения правителя с подданными выражала сентенция: «Суть простых вещей подобна траве. Когда ветер дует, трава не может выбирать, а наклоняется». Эта сентенция понятна в контексте принципа меры, который совмещал традиции господства и подчинения.

  • Слайд 65

    Человек в этой культурной системе стремился не к подчинению природы, а к живой жизни во всей ее

    природной полноте и рациональной устроенности

    Задачей разума было не изменение и разрушение, а следование всеобщему Пути (дао) в гармоничном единстве человека и Неба. Китаец был включен в ритм природы: он не вел земляных работ зимой, чтобы не разбудить землю; казнь преступников назначалась на осень с полудня (время умирания природы и дня).

    Основанием пирамиды государственности была семья. Количество членов большой патриархатной семьи исчислялось сотнями. Семья держалась на «5 постоянствах» — отец следует Долгу и Справедливости, мать — источает милосердие, старшие братья — питают дружеское расположение к младшим, младшие к старшим — уважение, все сыновья — почитают родителей и старших.

    Конфуцианская мораль определяла различные пути женщины и мужчины: им даже предписывалось ходить по разным сторонам улицы. Женщина рассматривалась как средство продления жизни и укрепления здоровья. Чем богаче дом, тем бесправнее была женщина. Сопричастной власти главы семьи жена становилась после рождения сына. Безграничность прав свекрови сочеталась с тяжестью положения невестки. По традиции вдова не выходила замуж.

    Род воспринимался как «единая плоть» с единой судьбой: нынешние могли изменить участь ушедших, а предки — даровать удачу и богатства. Потому важным считался выбор места могилы, совершение жертвоприношений и ритуал перехода из мира людей в мир духов. Погребения царствующих особпроходили пышно (стоимость погребения последней императрицы Цыси —750 млн. $, а траур по жене императора Сянь Фэна продолжался 14 лет (вместо 3-х).

    Китайское общество было повязано круговой порукой: сосед отвечал за соседа, отец — за сына, покровитель — за рекомендуемого. Существовала система ответственности «соседей с 4-х сторон» за деяние преступника: считалось, что они «знали о нем, но не донесли», поэтому их дома сравнивали с землей. За преступление одного их членов казни подвергалось 4 поколения семьи.

    Глубину почитания стариков показывают такие примеры: невестка кормила грудью свекровь, в то время как ее ребенок гибнул от голода; мальчик летними ночами раздевался донага, чтобы комары кусали его, а не родителей. И в современной 1-детной семье самое лучшее по-прежнему предлагают предкам.

  • Слайд 66

    Философско-религиозное учение даосизма, возникшее в VI в. до н.э., созвучно современному

    научному мышлению

    Объект познания:космос и человек, начала синергетики, идеяинформационного поля, теория резонанса, предостережение от последствий НТП, способность овладения силами природы на сверхъестественном уровне.

    Модель мира: эволюционное саморазвитие Вселенной из «небытия» в результате «первоимпульса». Духовное семя (Цзин) возникло в недрах Небытия, проросло в человеке, который должен вернуть умножившуюся духовность Мирозданию.

    В даосизме отсутствует Бог-Творец и проповедь, т.к. человек должен приобщиться к Дао сам;

    Дао — Путь Вселенной, человеческий микрокосмос и гигантская Вселенная суть одно. Человек соединил небесное и земное, доброе и злое, мужское и женское, а потому встал вровень с Землей и Небом. От человека зависит, будет ли Вселенная правильно функционировать, поэтому безнравственность отзывается на состоянии природы и Космоса;

    Утверждалась концепция «недеяния», т.е. действие в сфере мыслей («Познать Поднебесную можно не выходя со двора»). Для успеха надо воздействовать на корни, произрастающие из Дао. Это поощряло отсутствие инициативы и невмешательство в события;

    Даосы свято чтили кисть, тушь, книги и картины, что есть выражение Дао.

    Выдающийся даос Лао-Цзы

  • Слайд 67

     

  • Слайд 68

    Изготовление шелка

  • Слайд 69

     

    В V—IV вв. до н.э. в Китае возникла иероглифическая письменность, на овладение которой ученики тратили до 10 лет. Китайская традиция утверждает, что способность писать указывает на эрудицию в той же степени, как и почитаемое греками ораторское искусство. Тексты писали на кости, бамбуковых дощечках и бумаге, используя каллиграфию.

    Уникальные фарфоровые вазы

  • Слайд 70

    Изготовление бумаги

  • Слайд 71

     

    АРХИТЕКТУРА

    Великая Китайская стена - самый знаменитый архитектурный памятник Древнего Китая

    Период постройки: III век до н.э. —1644 г. Длина стены: 9 тыс. км;

    Количество работников: только в начале строительства участвовало 1 млн. человек;

    Причины строительства:

    • защита от набегов врагов (кочевников хунну);
    • не допустить вовлечения подданных «Поднебесной» в полукочевой образ жизни и ассимиляции с варварами.

    Под влиянием буддизма в архитектуре возникли пагоды – каменные башни в несколько ярусов с выступающими крышами

  • Слайд 72

    «Терракотовая армия»  — принятое название захоронения 8099 полноразмерных терракотовых 

    статуй китайских воинов и их лошадей у гробницы 1-го императора династии Цинь Шихуанди в Сиане

  • Слайд 73

     

    • Кораблестроение
    • Первый компас

  • Слайд 74

    Вывод

    Таким образом, жители Китая всегда были устремлены не в будущее, а в прошлое. Личность человека значила мало, не случайно фамильный знак всегда предшествует имени: сначала — клан, потом — человек. Культ клана, государства и пренебрежение интересами личности выработали удивительную способность китайцев адаптироваться в новой реальности. Этому способствовала и идея постоянных «изменений» (вплоть до трансформации жизни в смерть).

    Неверие в прогресс обусловило специфическую картину изменения мира —движение по кругу, которое приведет к «датун» (великому единению). Это миропонимание облегчило распространение социалистических идей в XX в.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд