Презентация на тему " Крепостное право"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории, посвященная крепостному праву в России. Автор анализирует положение зависимых крестьян в феодальной Европе и России. Помимо теоретической части, работа содержит ряд практических заданий.

Краткое содержание

  • Феодальная зависимость в Европе и России
  • Сравнительный анализ
  • Положение крепостных крестьян в России
  • Урок опроса
  • Вопросы письменной работы

Содержание

  • Слайд 1

    КРЕПОСТНОЕ ПРАВО I

    VII класс

  • Слайд 2

     

    Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой.

    Еще одна сложность заключается в том, что современному семикласснику крайне сложно бывает объяснить (и это, конечно, хорошо) саму возможность внеэкономического принуждения.

    Для преодоления подобных трудностей автор:

    Во-первых, объединил материал отдельных тем курса: экономика, внутренняя политика Екатерины II, культура и быт II половины XVIII века.

    Во-вторых, для усиления эффекта презентации отчасти пожертвовал исторической истиной. Например, в презентации не утоняется, что владельцы Кусково и Марфино не являются типичными представителями дворянского сословия; схемы первого урока намеренно упрощены и тд.

  • Слайд 3

    Цели изучения темы «Крепостное право»:

    • Актуализировать знания о феодальной зависимости в России и Европе (VI, VII класс). Развить навыки сравнительного анализа.
    • Сформировать представление об особенностях социально-экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века.
    • Познакомить учащихся с бытом крестьянской и дворянской семьи.
    • Закрепить навыки работы с разными видами исторических источников: документами, народными пословицами и поговорками, жанровой живописью.
    • Сформировать ценностное отношение к праву человеческой личности на свободу.

  • Слайд 4

    План изучения темы «Крепостное право»:

    • Первый урок. Крепостное право.
    • Второй урок. Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь).
    • Третий урок. Письменный опрос.

  • Слайд 5

    Вопросы письменной работы:

    • Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
    • Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?

  • Слайд 6

    Крепостное право

    ПЕРВЫЙ УРОК

  • Слайд 7

    План урока:

    Феодальная зависимость в Европе и России: сравнительный анализ.

    «Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин).

    Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.

  • Слайд 8

     

    Феодальная зависимость в Европе и России (XVII и XVIII века): сравнительный анализ.

  • Слайд 9

     

    • Вспомните историю средневековой Европы и опишите в чем заключалась зависимость крестьян от феодала?
    • Имели ли владельцы замка какие-либо обязанности по отношению к крестьянам?

    При ответе используйте схему.

  • Слайд 10

     

    • ДЕРЕВНЯ
    • ЗАМОК
    • ОБРОК
    • БАРЩИНА
    • ЗЕМЛЯ
    • ЗАЩИТА
    • СУД

    ФЕОДАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ:

  • Слайд 11

     

    Вспомните, как строились отношения между крестьянином и владельцем поместья по Соборному уложению 1649 года?

    Найдите общее в двух схемах.

  • Слайд 12

     

    • СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ:
    • ОБРОК
    • БАРЩИНА
    • ОБЩИНА
    • КРЕСТЬЯНЕ:
    • ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ
    • МОНАСТЫРСКИЕ
    • ЧЕРНОСОШНЫЕ
    • ПОМЕСТЬЕ
    • ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНИНА – СОБСТВЕННОСТЬ ПОМЕЩИКА
    • ЗЕМЛЕЙ ВЛАДЕЮТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО СЛУЖИТ

  • Слайд 13

     

    • Прочитайте отрывки из книг современных историков, изучите схему и найдите ответ на вопрос: Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
    • Какие изменения произошли с повинностями крестьян, какие сословные привилегии появились у помещиков?

  • Слайд 14

     

    Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней.

    В некоторых случаях (правда, до конца XVIII в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности.

    Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века.http://1543.ru/history/

  • Слайд 15

     

    В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в 60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле.

    Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.

    Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века.

  • Слайд 16

     

    Приобретя в годы царствования Екатерины II огромные привилегии, закрепленные в Жалованной грамоте дворянству, дворяне по праву назвали её время правления «золотым веком».

    Дворяне освобождались от телесных наказаний, не платили налогов, крепостные становились их собственностью.

    Крестьян помещикам разрешалось продавать, отдавать в солдаты, ссылать на каторгу и в Сибирь. Даже за убийство крепостных помещика, обычно, не наказывали.

    Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.

  • Слайд 17

     

    • ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ:
    • КРЕСТЬЯНЕ:
    • ПОМЕЩИЧЬИ
    • ДВОРЦОВЫЕ
    • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
    • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
    • ПОМЕСТЬЕ
    • ОБРОК ДО 10 РУБЛЕЙ В ГОД
    • БАРЩИНА ДО 6 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ
    • КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
    • КРЕСТЬЯНЕ-ОТХОДНИКИ
    • ДВОРЯНИН ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ СЛУЖБЫ
    • КРЕСТЬЯНЕ НА МЕСЯЧИНЕ

  • Слайд 18

     

    «Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин).

  • Слайд 19

     

    Прочитайте типичный для того времени документ и ответьте, что стало предметом сделки между Н.Г. Сипягиным и Я.М. Писемским?

  • Слайд 20

     

    «Лета тысяча семьсот шестидесятого, 19 декабря. Отставной капрал Никифор Гаврилович Сипягин продал майору Якову Михеевичу Писемскому из деревни Глобенова крестьянских дочерей, девок: Соломониду, Мавру, да Ульяну Ивановых дочерей, малолетних на вывоз. А взял я, Никифор, у него, Якова Писемского за тех проданных девок денег три рубли.

    И вольно ему, Якову, и наследникам его теми девками с сей купчей владеть вечно, продать и заложить, и во всякие крепости учинить»

    Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.

  • Слайд 21

     

    • Подумайте, что значит выражение «на вывоз»?
    • Как мог распорядиться майор Писемский своей покупкой?
    • Можно ли сказать, что в основе сюжета картины Н.В Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта.» лежат реальные события?

    Дайте краткую характеристику героев живописного полотна.

  • Слайд 22

     

  • Слайд 23

     

    Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.

  • Слайд 24

     

    Что общего между положением крепостных крестьян в России XVIII века и рабов Древнего мира.

    • Можно ли было среди крестьян XVIII века отыскать будущих рабочих и предпринимателей?

  • Слайд 25

     

    = рабы

    = феодально-зависимые крестьяне

    = рабочие и предприниматели

  • Слайд 26

     

    • Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе?
    • Что изменилось?
    • Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
    • Используйте схему.

  • Слайд 27

     

  • Слайд 28

     

    • П. И. Ковалева
    • Т. В. Шлыкова

    Судьба маленьких Соломониды, Мавры и Ульяны не обязательно сложилась трагично… Звезды российской театральной сцены, подруги Прасковья Ковалева и Татьяна Шлыкова тоже выросли в семьях крепостных. Талант и увлечение графа Шереметьева театром подарили им свободу. Однако для XVIII века случай это очень редкий.

  • Слайд 29

     

    Знакомство с жизнью дворянской усадьбы мы продолжим на следующем уроке виртуальным путешествием в имение Шереметьевых.

  • Слайд 30

    Урок опроса

    ТРЕТИЙ УРОК

  • Слайд 31

    Вопросы письменной работы:

    • Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком?
    • Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи?

  • Слайд 32

     

    Как связаны между собой эти иллюстрации?

  • Слайд 33

     

    • Курная изба. Карелия.
    • Псарня. Марфино.
    • Хозяйственная постройка. Кусково.
    • Чумной бунт
    • Емельян Пугачев

  • Слайд 34

     

    При Борисе Алексеевиче Голицыне в Марфино был возведен ряд усадебных построек, от которых до наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы. Церковь построил в 1701-1707 гг. крепостной архитектор Василий Белозеров. Немолодой мастер не мог точно рассчитать толщину стен и боялся обрушения барабана. Исправить ситуацию должны были несоразмерные колонны, заполнившие объем храма. По преданию, постройка Белозерова не понравилась Голицыну, и мастер был насмерть забит кнутом. Похоронен он неподалеку от построенной им церкви.

    Вернемся в Марфино…

  • Слайд 35

     

    Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

    Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции спроектировал и построил архитектор Филиппо Брунеллески в 1420 – 1436 гг. Блестящий инженер и математик применил новаторское решение (два купола вставленных друг в друга), что позволило обойтись без внешних конструкций. По преданию, друзья были уверены, что купол рухнет и просили Филиппо заранее уехать из города. Однако Брунеллески их не послушал и, наоборот, стоял при открытии церкви прямо под куполом. Свободный человек, он верил своим расчетам и ничего не боялся.

  • Слайд 36

    Список литературы:

    Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.

    Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.,2005.

    Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века.

    Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса

    Очерки русской культуры XVIII века. 1 ч. М., 1985

    Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.

    Векторные изображения «Русская архитектура». Электронное приложение к журналу «Преподавание истории в школе».

    Фото автора.

  • Слайд 37

     

  • Слайд 38

    ВИНОГРАДОВА Марина Викторовна ГИМНАЗИЯ №9 ХИМКИ

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд