Презентация на тему "Культура"

Презентация: Культура
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Культура" по мировой художественной культуре (МХК), включающую в себя 25 слайдов. Скачать файл презентации 0.09 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по мировой художественной культуре (МХК)

Содержание

  • Презентация: Культура
    Слайд 1

    Понятие «культура». Типология и классификация культур

    Маслова Г.Г., к.п.н., доцент

  • Слайд 2

    Определения культуры

    1870 – 1880 гг. – 7 определений 1920 – 1950 гг. – 150 определений Настоящее время – около 600 определений К. Маркс: культура – идеологическая надстройка над материальным бытием. Русские религиозные философы: культура значима, если имеет религиозный смысл. П. Флоренский : культура - гармонизация жизни во всех проявлениях. Е.Н. Трубецкой : культура – создание себя человеком по образу и подобию Божию. В.И.Вернадский, Л.Н. Гумилев: культура – влияние космоса, объединяющее людей в этносы. Г. Фостер: культура – совместно усвоенный образ жизни.

  • Слайд 3

    Определения культуры (2)

    Т. Парсонс(американский социолог ХХ в.): культура – система ценностей, которая является частью социальной системы и отвечает за её управляемость и упорядоченность. Э. Хатчинс(современный антрополог): культуру следует понимать как процесс, а не какое бы то ни было собрание объектов, осязаемых или абстрактных… это процесс, и все «вещи», которые появляются в перечисленных определениях культуры, это то, что остаётся от этого процесса. Культура – это адаптивный процесс, аккумулирующий частичные решения часто встречающихся проблем.

  • Слайд 4

    Определения культуры (3)

    О.Шпенглер (немецкий философ): культура – организм, органическая целостность. Каждый такой организм совершенно специфичен, уникален и отличен от других. Не существует единой человеческой культуры, а история человечества есть постоянное сосуществование и смена этих уникальных культурных образований. Э. Тайлор: культура – совокупность , элементами которой являются обычаи, верования, мораль, право, знания, искусство и т.д. При этом этапы культурной эволюции (различия в уровне культурного развития) Тайлор выделял на основе организованности и эффективности элементов культуры: степени дифференцированности и определённости моральных принципов, социальной, политической организованности и т.д.

  • Слайд 5

    Определения культуры (4)

    М. Коул: Культура, с точки зрении понимания человеческой деятельности как опосредованной артефактами, может быть представлена как целостная совокупность артефактов, накопленных социальной группой в ходе её исторического развития. Это «история в настоящем». Способность развиваться в этой среде и обеспечивать её воспроизводство в последующих поколениях составляет отличительную черту нашего вида.

  • Слайд 6

    Определения культуры (5)

    Во всех дефинициях не оспариваются определённые качества культуры: Культура – явление приобретенное. Культура – групповой феномен. Культура образует идентичность. Культуры представляют собой открытые системы.

  • Слайд 7

    Функции культуры

    Познавательная – культура – «база данных человечества», создающая условия для познания и освоения человеком окружающего мира Трансляция программ поведения/общения/деятельности – функция исторической преемственности (коллективная память общества) Семиотическая функция (знаковая) – культура представляет собой знаковую систему, без овладения языками которой невозможно постижение содержания данной культуры

  • Слайд 8

    Функции культуры (2)

    Ценностная или аксиологическая – культура формирует у человека определённые потребности и ценности Коммуникативная – культура формирует условия и средства человеческого общения Придание главных ориентиров всем сферам человеческой деятельности – регулятивно-нормативная функция Функция социальной интеграции и консолидации – культура формирует основания для устойчивого коллективного существования и деятельности социальной общности по совместному удовлетворению потребностей

  • Слайд 9

    Функциональные особенности культуры как системы

    Динамичность Способность к самообновлению, порождению новых форм Способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям бытия Способность к саморазвитию Стадийность в существовании любой культуры как системы, как комплекса

  • Слайд 10

    Стадии развития культуры

    Процесс порождения новых форм культуры; Наследование традиций (превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты, правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов); Процессы пространственно-временного распространения образцов культуры; Процессы модернизации, прогрессивного развития либо деградации тех или иных форм, или всей культуры в целом; Реинтерпретация форм культуры; Процессы системной трансформации культуры.

  • Слайд 11

    Типология культур. Принципы

    Региональная принадлежность Принадлежность к историческому типу общества Хозяйственный уклад Связь с территорией Исторический период Религиозно-конфессиональный признак Сфера общества или вид деятельности Уровень мастерства и тип аудитории

  • Слайд 12

    Принцип Д. Льюиса

    Моноактивные – культуры, в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписания, организовывать деятельность в определённой последовательности, заниматься только одним делом в данный момент. Полиактивные культуры – подвижные, общительные народы, привыкшие делать много дел сразу, планирующие очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент. Реактивные – культуры, придающие наибольше значение вежливости и уважению, предпочитающие молча и спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на предложения другой стороны.

  • Слайд 13

    Категоризация культуры по Э. Холлу

    Монохронные культуры - время рассматривается как линеарная система. Его можно экономить, терять, навёрстывать, ускорять, охватывать… Полихронные культуры – большую роль играют межличностные, человеческие отношения. Общение с человеком важнее, чем принятый план деятельности. Культуры с высоким уровнем контекста – культуры, где информация передаётся опосредованно, преимущественно невербальными средствами, а окружающие должны делать заключения и выводы, исходя из физического и социального контекста. Культуры с низким уровнем контекста – культуры, в которых информация содержится непосредственно в высказываниях, ценится прямой стиль и не приветствуется двусмысленность и неопределённость.

  • Слайд 14

    Категоризация культуры по Г. Хофстеде Концепция «ментальных программ»

    Механизмы формирования ощущений, мыслей и поведения называются в культурной антропологии ментальными программами. Источниками ментальных программ являются культура и социальное окружение, то есть те условия, в которых происходит социализация и инкультурация человека. Это означает, что ментальные программы определяются так называемыми измерениями культуры, включающими в себя: дистанцию власти; коллективизм — индивидуализм; маскулинность — феминность; избегание неопределенности.

  • Слайд 15

    Мировая культура

    Термин употребляется в 2-х смыслах: Совокупность лучших достижений всех национальных культур планеты; Новый тип культуры, приходящий на смену существованию разрозненных национальных культур вследствие их глобальной интеграции в мировое сообщество.

  • Слайд 16

    Культурные универсалии

    Культурные универсалии – это черты, которые присущи всем без исключения культурам. В гуманитарной и социальной науках выделяют более 60 культурных универсалий: язык, изготовление орудий труда, совместный труд, религиозные обряды, брак и семья, запрет на кровосмешение (инцест), кухня, календарь, образование, законы, игры, спорт, украшение тела, декоративное искусство, танцы, гостеприимство, шутки и т.д. Хотя культурные универсалии встречаются в каждой культуре, однако в каждой конкретной культуре они выражаются особым образом.

  • Слайд 17

    Идентификация и идентичность (1)

    Социокультурная идентификация – («отождествлять» -identificare лат) – механизм усвоения и приобретения представлений, идеалов, норм, ценностных установок, социальных ролей, присущих той культуре, к которой принадлежит данный человек. Социокультурная идентичность – осознание человеком своей принадлежность к определённой социальной общности как носительнице конкретной культуры. Суть культурной идентичности состоит в «осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «Я» с позиции тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества».

  • Слайд 18

    Идентификация и идентичность (2)

    Этническая идентификация (этническая идентичность) Детерминирующие факторы: территория проживания, язык, религия Этнокультурная идентичность – отождествления личности или социальной группы с определенной культурой, её символами, ценностями, статусом, исполняемой ролью и т.п. Этнокультурная идентичность определяется в процессе социализации.

  • Слайд 19

    М.Халлер: четыре центральных элемента в процессе этнической идентификации

    Государственная национальность (citizenship) Культурная национальность (cultural identity) Этническая национальность (ethnicity|ethnical identity) Эмоциональная национальность (emotional identity)

  • Слайд 20

    Cоциализация

    осуществляющийся на протяжении всей жизни личности процесс освоения социальных ролей, обретения социокультурного опыта, механизм освоения определённых идей, представлений, символов, стандартов и ценностей, принятых в том обществе, к которому принадлежит данный индивид

  • Слайд 21

    Инкультурация

    приобщение человека к традициям, ценностям, моделям мышления и нормам поведения, свойственным данной культуре. В узком смысле инкультурация - усвоение культурных норм и ценностей ребёнком; в широком – не ограничивается ранним детством, включает способы усвоения культурных образцов и норм взрослым человеком (первичная и вторичная стадии инкультурации) Аккультурация адаптация (изменение кода поведения) под действием враждебных условий с последующим развитием интеркультурной идентичности путем интегрирования в новую среду. Результат – формирование «межкультурной идентичности» - психологическое состояние чужестранца, которое его отличает от представителей новой культурной среды. Синонимы – «мультикультурный человек», «культурный гибрид».

  • Слайд 22

    Способы передачи культурной информации

    Вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передаётся от старшего поколения к младшему; Горизонтальная трансмиссия осуществляется в ходе освоения культурного опыта и традиций в общении со сверстниками; Непрямая трансмиссия предполагает, что человек обучается как у окружающих его более опытных взрослых, так и в специализированных институтах (школах, вузах, СМИ и т.д.).

  • Слайд 23

    Отношения между культурами

    утилитарные неприятия (эгоцентрические культуры, крайние формы – геноцид, сегрегация, дискриминация) взаимодействия

  • Слайд 24

    Типы реакции на чужую культуру и поведение её представителей

    Отрицание различий культур Защита собственного культурного превосходства Минимизация культурных различий Принятие существования культурных различий Адаптация к чужой культуре Интеграция в чужую культуру

  • Слайд 25

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке