Презентация на тему "Культура Древней Руси"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Культура Древней Руси" знакомит аудиторию с особенностями культурного развития этого древнего государства.

Краткое содержание

  • Особенности культуры Древней Руси.
  • Устное народное творчество.
  • Письменность и грамотность.
  • Литература.
  • Зодчество и живопись.
  • Художественное ремесло.

Содержание

  • Слайд 1

    Культура Древней Руси

    Урок истории в 6 классе.
    Автор:
    Каримова Галина Михайловна,
    учитель высшей категории МОУ СОШ № 11 г. Гремячинска Пермского края

  • Слайд 2

    Определение культуры

    Культура

    • материальная
    • духовная
    • Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе.
    1. Что относится к материальной культуре?
    2. Что относится к духовной культуре?

  • Слайд 3

    План урока

    1. Особенности культуры Древней Руси.
    2. Устное народное творчество.
    3. Письменность и грамотность.
    4. Литература.
    5. Зодчество и живопись.
    6. Художественное ремесло.

  • Слайд 4

    Особенности культуры Древней Руси

    • Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
    • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
    • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
    • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
    • Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

  • Слайд 5

    Устное народное творчество

    • Песни
    • Былины
    • Сказания

    Из того ли то из города из Мурома,
    Из того села да Карачарова
    Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
    Он стоял заутреню во Муроме,
    Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
    Дай подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
    У того ли города Чернигова
    Нагнано-то силушки черным-черно,
    Ай черным-черно, как черна ворона.
    Так пехотою никто тут не прохаживат,
    На добром коне никто тут не проезживат,
    Птица черный ворон не пролётыват,
    Серый зверь да не прорыскиват.

    • А. Васнецов. Три богатыря.
    • Что мы подразумеваем под термином УНТ?
    • Вы узнали отрывок?

  • Слайд 6

    Летописание

    Каждый крупный город вел свою летопись.

    Вражда между князьями приводила к тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахомНестором,труд «Повесть Временных лет».

    • Страница из летописи
    • Нестор
    • Летопись – погодная запись событий

  • Слайд 7

    Письменность и грамотность

    Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги.

    • Алфавиты кириллица и глаголица
    • Миниатюра из рукописной книги.

  • Слайд 8

     

    • Грамотность была распространена не только среди феодалов, но и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а также надписи-граффити на стенах.
    • Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

  • Слайд 9

    Берестяные грамоты

    • От Гостяты к Василю.
    • «Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»

  • Слайд 10

     

  • Слайд 11

    Зодчествои живопись

    • Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси.
    • Самый крупный из них – Киев.
    • Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 километра.
    • План Киева в середине XII века.

  • Слайд 12

    Золотые ворота в Киеве

    • Золотые ворота были главным въездом в Киев.
    • Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью.
    • Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".

  • Слайд 13

    Софийский собор в Киеве. XI век.

    • Софийский собор был построен по образцу византийского.
    • В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
    • Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.
    • Реконструкция.

  • Слайд 14

     

    Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид

  • Слайд 15

    Зодчество и живопись

    • Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок.
    • Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
    • Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
    • Мозаики Софийского собора в Киеве

  • Слайд 16

    Иконопись

    • Иконы, как правило писались на липовой доске
    • Специфика иконописного письма:
    • Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение, фигуры не отбрасывают теней, свечение вокруг головы в виде круга (нимб).
    • Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве

  • Слайд 17

     

    • Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками.
    • Канон – свод положений, норм, правил.
    • Мог быть “лицевым" и “словесным"
    • Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .

  • Слайд 18

    Софийский собор в Новгороде

    • В Новгороде, расположенном на севере страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в 1052 построен собор Св.Софии.
    • Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.
    • Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.

  • Слайд 19

    Художественное ремесло

    Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

    Гривна Владимира Мономаха

  • Слайд 20

     

    • Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга железных колец.
    • Воин в доспехах
    • Сережка-подвеска ХІ-ХІІІ ст.
    • Шлем Ярослава Всеволодовича

  • Слайд 21

    Зернь

    Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

    • Сережка-подвеска
    • Бусина, украшенная зернью

  • Слайд 22

    Скань

    Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

  • Слайд 23

    Перегородчатая эмаль

    Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.

  • Слайд 24

    Проверим себя…

  • Слайд 25

    Ресурсы


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд