Презентация на тему "Культура Древней Руси"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Культура Древней Руси" знакомит аудиторию с особенностями становления и сферами культурной жизни Руси.

Краткое содержание

  • Что такое «Культура».
  • Происхождение древнерусской культуры.
  • Фольклор.
  • Литература.
  • Архитектура и изобразительное искусство.
  • Художественное ремесло.

Содержание

  • Слайд 1

    Культура Древней Руси

    Методическая разработка урока истории для 6-го класса.
    Учитель: Абдульманов П.А.

  • Слайд 2

     

    “Урок – это совместное творчество учителя и учащихся, помогающее постичь сущность исторических событий,их причины и последствия""

  • Слайд 3

    Цели урока:

    Воспитательные

    1. способствовать восприятию отечественных культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; способствовать развитию чувства прекрасного;
    2. формировать чувство гордости за национальную культуру.

    Развивающие

    1. способствовать развитию исторического мышления на базе материала школьного учебника,
    2. формировать умение использовать дополнительную литературу, самостоятельно работать с ней, вести поисковую работу; умение использовать данный исторический материал на занятиях творческих объединений;
    3. Формировать творческие способности учащихся, чувство цвета и формы; умение излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.

  • Слайд 4

    Задачи урока:

    1. Пробудить у учащихся интерес к истории формирования древнерусской культуры.
    2. Формировать умения:
    • излагать грамотно свои мысли;
    • развивать монологическую речь;
    • прослеживать причинно-следственные связи;
    • творчески подходить к выполнению домашнего задания;
    • работать самостоятельно;
    • работать в нестандартной обстановке.

  • Слайд 5

    Ход урока

    • Оргмомент.
    • Опрос домашнего задания:
    1. доклад творческих групп;
    2. оценка качества творческих работ учащихся, представленных на выставке;
    3. тестирование.
    • Объяснение нового материала с использованием мультимедийной презентации.
    • Закрепление пройденного материала.
    • Итог урока.
    • Оценки за урок.
    • Домашнее задание.

  • Слайд 6

    План изучения новой темы:

    1. Что такое «Культура».
    2. Происхождение древнерусской культуры.
    3. Фольклор.
    4. Литература.
    5. Архитектура и изобразительное искусство.
    6. Художественное ремесло.

  • Слайд 7

    Тип урока:комбинированный

    Приёмы и методы

    • Словесный: беседа, объяснение материала, рассказ.
    • Наглядный: демонстрация видеофрагментов.
    • Самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературой
    • Выполнение творческих работ (ИЗО, лепка, аппликация, эссе).

  • Слайд 8

    Оборудование урока:

    1. История России. учебник. ч.I под ред. А.А, Данилова и Л.Г. Косулиной, 2006 г;
    2. Мультимедийная презентация;
    3. Выставка творческих работ учащихся.

  • Слайд 9

    Культура Руси ХIV - XV вв.


  • Слайд 10

     

    КУЛЬТУРА – все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества

  • Слайд 11

    Понятия

    • КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества.
    • ФРЕСКА — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами.
    • КАНОН – правило, норма, образец. Свод догм.
    • ЖИТИЕ – описание жизни христианских святых.
    • СЛОВО – торжественное, поучающее обращение.

  • Слайд 12

    Культура развивалась в условиях:

    • Упадка государственного строя из-за татарского ига.
    • Возвышения Москвы и Великого княжества Литовского.
    • Постоянной военной опасности от внешних врагов.
    • Становления самодержавия.
    • Превращения Руси в оплот мирового православия.

  • Слайд 13

    Влияния

    • Народов России
    • Угасшей Византии
    • Татарского ига
    • Традиций домонгольской Руси

  • Слайд 14

    Центры культуры

    • Псков
    • Тверь
    • Новгород
    • Москва

  • Слайд 15

    Социальный заказ

    • Становление самодержавия потребовало соответствующей «культурной оправы».
    • Русская православная церковь, после падения Византии стала оплотом мирового православия, и также широко финансировала культуру.
    • Знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства.

  • Слайд 16

    Устное народное творчество

    • Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига.
    • Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

  • Слайд 17

    Летописание

    • Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII — начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.
    • В этот период летописание имело свои особенности. Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.
    • Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. — общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.

  • Слайд 18

    Историческая литература

    • Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г.
    • Победе 1380г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». . Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвало появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей.

  • Слайд 19

    Жития

    Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с татаро-моноголами. Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.

  • Слайд 20

    «Хождение за три моря»

    Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях — «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра — светские хождения, наиболее яркий ее образец — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии.

  • Слайд 21

    Каменное строительство

    • Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV — начале XV в.
    • Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.
    • Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Новый стиль Новгорода отличался обилием декоративных украшений. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

  • Слайд 22

    «Москва не сразу строилась»

    • Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.
    • Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на , Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV—начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.
    • Величию Москвы служили Успенский собор (Аристотель Фиорованти) и Грановитая палата (Марк Фрязин)

  • Слайд 23

     

    Московский кремль в ХII в

  • Слайд 24

     

    Московский кремль при Иване Калите

  • Слайд 25

     

    Московский кремль при Дмитрии Донском

  • Слайд 26

     

    Московский кремль при Иване III

  • Слайд 27

     

    Успенский собор Аристотеля Фиофанти

  • Слайд 28

    Иконопись

    • В это время шёл процесс слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу. Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.
    • Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется преобладанием на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.
    • Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.
    • Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами.
    • Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ. Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Даниил Чёрный, Андрей Рублев, Дионисий вышло за рамки отдельных живописных школ.
    • Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из Византии.

  • Слайд 29

     

    Даниил Чёрный и Андрей Рублёв – мастера иконописи.

  • Слайд 30

    Андрей Рублев

    • Наивысший расцвет Московской школы связывают с Андреем Рублевым, канонизированным Русской православной церковью.
    • Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, — икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троицко-Сергиевой Лавры.
    • Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, другие иконы и фрески.

  • Слайд 31

    Феофан Грек

    Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине.

    В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором — Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

  • Слайд 32

    Особенности культуры Руси

    • Доминирующая роль патриотической тематики
    • Зарождение светских и реалистических черт
    • Слияние в общерусской культуре национальных струй
    • Общий средний уровень её развития
    • Культурное отставание России от Европы

  • Слайд 33

    Итоги

    • Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.
    • Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
    • Конец XIV—XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.
    • Наиболее выдающимися шедеврами этого периода являются ансамбль Московского кремля, икона Андрея Рублёва «Троица» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

  • Слайд 34

    Закрепление:

    Учащиеся повторяют по записям в тетрадях определения понятий «культура», «духовная культура», «материальная культура», источники формирований древнерусской культуры, характеризуют древнерусский фольклор, литературу, искусство, художественное ремесло, выполняют тестовые задания.

    Домашнее задание:

    1. Прочитать параграф №7, записи в тетрадях.
    2. Подготовиться к проверочной работе.

  • Слайд 35

    Итоговое тестирование

    Культура – это...

  • Слайд 36

     

    Культура - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества.

  • Слайд 37

     

    Культура — это живопись водяными красками по сырой штукатурке.

  • Слайд 38

     

    Культура – правило, норма, образец. Свод догм.

  • Слайд 39

     

    Культура – описание жизни христианских святых

  • Слайд 40

     

    Культура – торжественное, поучающее обращение

  • Слайд 41

    Что здесь лишнее и почему?

    • Заговоры
    • Летописи
    • Жития
    • Былины

  • Слайд 42

    Ты не прав!!!

    назад

  • Слайд 43

    Подумай ещё!

    назад

  • Слайд 44

    Неверно!!!

    назад

  • Слайд 45

    Правильно! Молодец!!!

    назад

  • Слайд 46

    Феофан Грек - это

    • Скульптор
    • Живописец
    • Зодчий
    • Архитектор

  • Слайд 47

    Ты не прав! Обидно!

    Ну найди правильный ответ!

  • Слайд 48

    Ой! Ой! Ой! Невнимательно слушал учителя!!!

    Не серди меня!

  • Слайд 49

    Подумай ещё!!!


  • Слайд 50

    Верно! Ты умница!!!


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд