Презентация на тему "Культура Казахстана в IX - XIII веках"

Презентация: Культура Казахстана в IX - XIII веках
Включить эффекты
1 из 40
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Культура Казахстана в IX - XIII веках", благодаря которой учащиеся узнают как развивалась культура и искусство казахов в данный период времени, познакомятся с наиболее яркими ее представителями.

Краткое содержание

  • Цели урока
  • Культура
  • Проблемный вопрос
  • Открытый тест
  • Архитектура
  • Алгоритм анализа архитектурных памятников
  • Ходжа Ахмет Яссави
  • Музыка
  • Религия

Содержание

  • Презентация: Культура Казахстана в IX - XIII веках
    Слайд 1

    Культура Казахстана в IX - XIII веках

  • Слайд 2

    Цели урока:

    • Показать самобытность культуры Казахстана, сложившейся на основе ценностей саков, тюрков и кыпчаков.
    • Выявить особенности возникновения городской культуры на территории Казахстана.
    • Познакомиться с архитектурными памятниками, литературой, одеждой, музыкальными инструментами и религией народа.
  • Слайд 3

    Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе

    общественно-исторического развития

    • Материальная
    • Духовная
  • Слайд 4

    Культура

    • Архитектура
    • Городская культура
    • Литература
    • Религия
    • Ремесла
    • Музыкальные инструменты

  • Слайд 5

    Проблемный вопрос

    Где на территории Казахстана сосредотачивались культурный ценности?

  • Слайд 6
    • Назовите причины возникновения и роста средневековых городов?
    • Центры средоточия средневековых городов?
    • Назовите крупные средневековые города и покажите их на карте.
  • Слайд 7

    Открытый тест

    Средневековые города Казахстана состояли из трех частей. Центральная часть города называлась цитадель (орда, хисар). Здесь располагались дворец правителя, здания органов администрации и управления.

    Вторая часть города, окружавшая со всех сторон цитадель, называлась шахристан. Её обитатели были служителями двора, то есть мелкие придворные, богатые и знатные люди города. Две эти части города были окружены высокой оборонительной стеной.

    Рабатом называлась та часть города, которая прилегала к этой стене извне. Здесь жил трудящийся народ.

  • Слайд 8

    Архитектура

    «… архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и тогда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе…»

    Н.В. Гоголь

  • Слайд 9

    Алгоритм анализа архитектурных памятников

    1. Как называется и где находится памятник?

    2. К какому веку относится его создание?

    3. Назначение сооружения?

    4. План сооружения.

    5. Описание архитектурных деталей.

    6. Какое впечатление он производит?

  • Слайд 10

    Мавзолей Баб Ата (Ыскак баб) (реставрация) – один из первых проповедников ислама в IX-X веках. (Южный Казахстан Сузакский район)

  • Слайд 11

    Могильная стела у мавзолея Кара-хана город Тараз

  • Слайд 12
    • Мавзолей-мечеть Арыстанбаб. Южный Казахстан XII в.
    • Реконструкция начала XX в.
  • Слайд 13

    Айша-Биби, Джамбульская обл. XI-XII вв.

  • Слайд 14

    Айша-Биби, Джамбульская обл. XI-XII вв.

  • Слайд 15

    Реконструкция мавзолея Айша-Биби

  • Слайд 16

    Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.

  • Слайд 17

    Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.

  • Слайд 18

    Ходжа Ахмет Яссави - Великий мыслитель Востока

  • Слайд 19

    Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави

  • Слайд 20

    Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Южный портал. XIV-XV вв.

  • Слайд 21

    Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Северный портал. XIV-XV вв.

  • Слайд 22

    Тайказан

  • Слайд 23

    Музыка

    … если бы вы услышали музыку: - то задумчивую и печальную – берущую за душу: - то шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх: - то звенящую, то тревожную, словно предвестие рока: - то радостную и ликующую, как удаль лихого джигита на состязаниях.

  • Слайд 24

    «О домбра, почему твоя песня грустна?

    Грудь твоя забытых признаний полна,

    Лишь рукою коснусь я упругих струн

    Зазвучит вековая боль, Старина…»

    Легенда о золотой домбре Касым Аманжолов

  • Слайд 25

    ...Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый

    музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет.Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю Историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных по количеству девяти ответвлении народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, "шея" стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.

  • Слайд 26

    Что же касается казахского шертера, то вне всякого сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов - щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шертере можно играть и щипком, и смычком. -него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус,- бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции.Домбра же, отделившись от шертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру куыс мойын, т. е. с полым грифом.

    шертер

  • Слайд 27

    Кылкобыз, наркобыз, жезкобыз

  • Слайд 28

    Кобыз реконструированный

  • Слайд 29

    Жетыгены

  • Слайд 30

    Дауылпаз, дангра, шындауыл

  • Слайд 31

    Уульдеки. (yiлдек), керней, камыссырнай Асатаяки

  • Слайд 32

    Конырау. Колокольчики

  • Слайд 33

    Религия

    • язычество
    • Тенгрианство- поклонение Тенгри (Небо);
    • Умай-ана – женское божество - покровительница очага и детей;
    • Йер-Су (Земля-Вода)).
    • Культ священных гор.
    • Культ огня.
    • Камнем «джада» (нефрит) вызывали дождь.
  • Слайд 34
    • Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии с 1в\д (тюрки испытывали сильное влияние с 6в\н). Буддийские храмы в Суябе и Навакете. Зороастризм – религия древнего Ирана – почитание 4 стихий (6в\д) – занесена согдийцами в 6в\н Памятники зороастризма 7в\н обнаружены в сырдарьинских городах.
    • Манихейство – синтез зороастризма и христианства, возник в 3в\н в Иране. В начале 8в глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. В сочинении манихеев упоминается Тараз и еще 4 города (Баласагун, Чигильбалык). Буддизм, манихейство в Центральной Азии распространили согдийцы. Буддизм и христианство в 7в\н были распространены в южном К и Семиречье.
    • Христианство (несторианского толка - первая половина 5в) шло из Сирии, Ирана через Шелковый путь (т.е. через Среднюю Азию) через сирийцев и согдийцев (7в - 8в). В К церкви были сначала в Таразе и Мирки, христиане жили на Сырадарье.
    • Ислам: 571г – родился пророк Мухаммед. В конце 9в - 10в началась исламизация. Исламские мечети (самые ранние в Кедере и Кульшубе) и мавзолеи начинают строиться в 10в -13в. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев – в Буранинском городище (Буланин). Наиболее ранние мусульманские некрополи (могильники) 10в в Отрарском оазисе. В широкие слои населения ислам проникает в 12в. Вытесняет остальные религии. В медресе учебники Яссауи и Бекыргани. Арыстанбаба – главный мусульманский святой для казахов.
  • Слайд 35

    Литература

    Юсуф Баласагуни 11 век «Кудатгу билиг»

    Махмуд Кашгари 11 век «Диуани лугат – ат - тюрк»

    Ходжа Ахмед Ясави 12 век «Диуан – и - Хикмет»

    Ахмет Югнаки 12 век «Хибат улхакайк»

    Абу Насыр аль Фараби 870-950 гг «Энциклопедия наук»,

    «О происхождении наук»

    Абу Райхан Бируни 973-1050гг «Хронология древних народов», «Ключ астронимии»

  • Слайд 36

    Абу Насыр аль Фараби

  • Слайд 37

    Махмуд Кашгари и Юсуф Баласагуни

  • Слайд 38

    Абу Райхан Бируни

  • Слайд 39

    Это был период расцвета средневековой культуры, а впереди еще многие трудные века и годы «…когда казахский народ мог просто раствориться в потоке неумолимой, порой жестокой вечности, но воля к жизни, воля к свободе вновь и вновь поднимали народ с колен. Нельзя не гордится казахским народом сохранившим богатейшую самобытную культуру до наших дней.»

    Н.А. Назарбаев «На пороге XXI века»

  • Слайд 40

    Большое спасибо за внимание

    Авторы: Тимирбаева В.Н.

    • Тюкавкина А.Д.
    • Садовая С.И.
    • Балабай Н.А.
    • Майер Ю.Г.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке