Презентация на тему "Культура России первой половины 19 века. Наука и образование"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Культура России в первой половине XIX века. Наука и образование" рассказывает о "золотом веке" российского образования и науки, рассмотрены реформы Александра I и Николая I касательно этих сфер, а также ведущие ученые и изобретатели, внесшие огромный вклад в прогресс русской науки.

Краткое содержание

  • Особенности развития науки и образования в России в 1-й половине XIX века;
  • Образование в период правления Александра I и Николая I;
  • Ученые и изобретатели России и их заслуги.

Содержание

  • Слайд 1

    Культура России в первой половине XIX века. Наука и образование.


  • Слайд 2

    Первая половина XlX века – «золотой век» русской культуры

    Особенности развития:

    • Складывалась под влиянием исторических событий: Отечественная война 1812 гг.
    • Начало промышленного переворота имело особое значение для науки и техники.
    • Рост национального самосознания привёл к усилению интереса к истории.

  • Слайд 3

    Образование в период правления Александра I (1801 – 1825)

    • 1802 г. – создано Министерство народного просвещения.
    • 1804 г. – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов университеты: Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский, Казанский, Санкт – Петербургский.
    • Открыты специализированные учебные заведения: Лесной, Педагогический институты, Техническое училище.
    • 1811 г. – Царскосельский лицей.

  • Слайд 4

    Система образования в начале XIX века

    Таким образом круг образованных людей расширился. Просвещение стало доступно не только дворянству, но и разночинцам.

  • Слайд 5

    Система образования при Николае I (1825 – 1855)

    1827 г. – запрещено принимать в университеты и гимназии детей крепостных.
    1835 г. – отменена автономия университетов. Ограничивалась численность студентов. Усилилась сословность в системе образования.

    Работа с документом "Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 гг.":
    «Предметы учения и сами способы преподавания должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся. Необходимо, чтобы в будущим учащийся не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться».

    Как вы понимаете слова документа?

  • Слайд 6

    Задание

    Сравните систему образования при Александре I и Николае I. Определите общие черты и отличии.

  • Слайд 7

    Сословность в общеобразовательной школе

  • Слайд 8

     

    Несмотря на расширение системы образования в России, уровень грамотности составлял к 50 – м. г. XlX века – 1 %. Грамотными людьми в основном были люди дворянского происхождения.

  • Слайд 9

    Естественно-математические науки

    Н. Лобачевский (1792 – 1856).
    Создал неевклидову геометрию. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии». Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений.

  • Слайд 10

    М. Остроградский (1801 – 1862)

    Став знаменитостью мирового класса, Остроградский развернул в Петербурге большую педагогическую и общественную деятельность. Он стал профессором Николаевских инженерных Академии и училища, Морского кадетского корпуса, Института инженеров путей сообщения, Главного педагогического института, Главного артиллерийского училища и других учебных заведений. Много лет он работал в качестве главного наблюдателя за преподаванием математики в военных школах.

  • Слайд 11

    В.В. Петров (1761 – 1834)

    Нашёл новую форму перехода энергии постоянного тока в тепловую и световую энергию. В 102 г. открыл электрическую дугу., которая стала применяться в металлургии при освещении.

  • Слайд 12

    Б.С. Якоби (1801 – 1874)

    Сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу ему принесло изобретение гальванопластики.
    1839 г. - изобрёл первое телеграфное устройство, действовавшее на подземной линии Петербург – Царское село.

  • Слайд 13

    1839 – основана Пулковская обсерватория

    Главное направление – составление каталога координат звёзд).

    Струве Борис Яковлевич (1793 – 1864). Создатель школы русских астрономов. В области звёздной астрономии Струве открыл реальное сгущение звёзд к центральным частям Галактики и обосновал вывод о существовании и величине межзвёздного поглощения света. Много времени уделял Струве изучению двойных звёзд.

  • Слайд 14

    Павел Петрович Аносов (1799 – 1851)

    В 1831 г. положил начало изучению структуры стали. Первым применил микроскоп в изучении металла.

  • Слайд 15

    ​Паровозы Черепановых

    Паровозы Черепановых — первые паровозы построенные в России. Первый паровоз был построен в 1833 году, второй — в 1835 г.

  • Слайд 16

    Н. Зинини (1812 – 1880)

    Синтезы Зинина послужили научной основой для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ, фармацевтических препаратов.
    Когда в 1853 объединенная англо-французско-турецкая армия высадилась в Крыму, Зинин сделал всё, чтобы русская армия имела на вооружении самые сильные взрывчатые вещества. Он предложил начинять нитроглицерином гранаты (1854), разработал способ получения больших количеств нитроглицерина и способ его взрывания. Однако его предложения не были реализованы артиллерийским ведомством. Только в 1863—1867 гг. нитроглицерин начали применять для подземных и подводных взрывов.

  • Слайд 17

    Бутлеров А. М. (1828 – 1886)

    Впервые начал на основе теории химического строения систематическое исследование полимеризации, продолженное в России его последователями и увенчавшееся открытием С. В. Лебедевым промышленного способа получения синтетического каучука.

  • Слайд 18

    Н. И. Пирогов

    В 1855 г. во время Крымской войны был главным хирургом осаждённого Севастополя. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Внедрил новый метод ухода за ранеными. Метод этот заключается в том, что раненые подлежали отбору на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Пирогов считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия.

  • Слайд 19

    Историческая наука

    Н. Карамзин (1766 – 1826). Автор «Истории Российской» в 8 томах.
    Первый отечественный историк. Труды которого читали не только специалисты. Но и широкая аудитория. Выступал с инициативой установить памятники - мемориалы замечательным людям (Минину И Пожарскому).

  • Слайд 20

    Т. И . Грановский (1813 – 1855)

    Подчёркивая общность исторического развития России и Западной Европы. Стремился науку связать с жизнью, поставить её на службу общественным интересам. Показывая в лекциях закономерность и прогрессивность исторического процесса, подводил слушателей к выводу о преходящем характере крепостнических порядков, об их исторической обречённости.

  • Слайд 21

    М. Погодин (1800 – 1855)

    Обосновывал норманскую теорию возникновения русской государственности. Профессор всеобщей истории Московского университета (1826—1835), затем в 1835—1844 профессор русской истории. Занимался изучением древнерусской и славянской истории, процессов закрепощения русского крестьянства, причин возвышения Москвы. Защитил докторскую диссертацию «О летописи Нестора» (1834). Открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности.
    Собрал «Древнехранилище» — значительную коллекцию икон, медных и серебряных крестов.

  • Слайд 22

    С.М. Соловьёв (1820 – 1879)

    30 лет неустанно работал Соловьёв над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том её появился в 1851 году, и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 году, уже по смерти автора.

  • Слайд 23

    Развитие русской культуры происходило в противоречивых условиях

    1. Экономическое развитие России вызывало потребность в грамотных дюдях.
    2. Реакционная политика правительства в сфере культуры
    3. Многие открытия не получили применения в феодально – крепостнической России.

  • Слайд 24

    Спасибо за внимание.


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд