Презентация на тему "Культура Руси XIV-XV вв."

Презентация: Культура Руси XIV-XV вв.
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 8-10 класса на тему "Культура Руси XIV-XV вв." по истории. Состоит из 34 слайдов. Размер файла 9.36 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Культура Руси XIV-XV вв.
    Слайд 1

    Культура Руси XIV-XV вв.

  • Слайд 2

    Особенности культуры XIV-XV вв.

    Замедление темпов культурного развития вследствие татаро-монгольского нашествия Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь

  • Слайд 3

    Основные идеи

    Тема феодальной раздробленности Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий Тема ликвидации ордынского ига через собирание русских земель

  • Слайд 4

    Архитектурный стиль Новгорода в 14 – 15 вв.

    В 13 веке храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства горожан. Во второй половине 13 века каменное строительство полностью замерло (натиск с северо-запада, дань орде). Первой возобновила каменное зодчество Тверь. А за ней Новгород. Уже в 1292 году новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в 14 столетии создается ряд храмов, отличающихся завершенностью и зрелостью архитектурных форм. Новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими пропорциями здания. Храм был расчитан на небольшую группу прихожан одной улицы. Они же собирали деньги на его строительство. Новгородские мастера отказались от закомар, апсиду опустили до середины стены в пользу трехлопастного покрытия – излюбенный зодчих 14-15 вв., символом новгородского стиля. Плинфа не использовалась, выкладывали храм из грубо отесанного известняка и валунов. Это придавало стенам волнистую поверхность. Храмы производят двойственное впечатление. С одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой – изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.

  • Слайд 5

    «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы»

    И.Э.Грабарь

  • Слайд 6

    Архитектура.Новгородская школа

    Церковь Николы на Липне (1292) Новгород

  • Слайд 7

    Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения на Ручью (1360 г.) на Ильине улице (1374 г.)

  • Слайд 8

    Церковь Власия Церковь Симеона Богоприимца (1407 г.) в Зверине монастыре (1467 г.)

  • Слайд 9

    Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) Церковь Петра и Павла на Славне (1367 г.)

  • Слайд 10

    Городская (светская) архитектура Новгорода

    В Новгороде помимо церковной развивалась светская архитектура. Уже в начале 13 века город располагал каменной крепостью – Детинцем. В 15 веке на Владычном дворе была возведена каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре.

  • Слайд 11

    Башня «Часозвоня» 1423 г. Башня Кокуй Детинца 15 век

  • Слайд 12

    Ярославово дворище Владимирская башня Детинца Торговая сторона

  • Слайд 13

    Грановитая палата на Владычином дворе.15 век

  • Слайд 14

    Грановитая палата

  • Слайд 15

    Иконопись. Новгородская школа.

    Пророки Даниил, Давид и Соломон

  • Слайд 16

    Битва Новгородцев с суздальцами

  • Слайд 17

    Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине 15 века вызвало появление иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы «Знамение»). Она воспринимается как историческая картина. Тема ее поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г. Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь силы небесные. Таков публицистический подтекст иконы.

  • Слайд 18

    Святой Никола Устюжское Благовещение

  • Слайд 19

    Спас Нерукотворный Вторая половина 12 века. Новгород Прославление Креста. (Оборотная сторона иконы «Спас Неруковтворный». Вторая половина 12 века. Новгород)

  • Слайд 20

    Зодчество Пскова

    Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 века от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли местные зодчие в крепостном строительстве. В 1330 году возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около 9 км. Вся архитектура города имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора.

  • Слайд 21

    Архитектура. Псковская школа.

    Изборск Изборск (крепостная стена) (Башня-Луковка)

  • Слайд 22

    Псковский Кремль

  • Слайд 23

    Церковь Василия на горке Церковь Николы на Усохе (1413 г.)

  • Слайд 24

    Иконопись. Псковская школа.

    Богоматерь Умиление Борис и Глеб на конях

  • Слайд 25

    Богоматерь Знамение Голова святого

  • Слайд 26

    Феофан Грек

    Вторую половину 14- начало 15 века называют «золотым веком» стенной живописи Руси. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, потом в Москве. Он приехал из Византии уже зрелым живописцем и отдал свое мастерство новой родине.

  • Слайд 27

    Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиления Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов.

  • Слайд 28

    Легенда. Однажды Христос взял с собой трех учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на высокую гору Фавор. Там Христос преобразился:» одежды его сделались белыми как свет, и лицо его просияло как солнце». Учитель предстал перед учениками в невиданном блеске Божественной Славы. Апостолы пали и очень испугались. А к Христу приблизились великие пророки древности Моисей и Илия. Знаменитая икона «Преображение» связана с именем Феофана Грека. Вероятно мастер помогал своим ученикам. Любимая тема Феофана Грека – преображающий, потрясающий основы мироздания Божественный свет – получает здесь ярчайшее выражение.. Христос стоит на вершине горы в белоснежных одеждах, в ореоле блистающего света. Небесное сияние пронизывает всю икону, сверкающие голубые лучи направлены к ликам потрясенных учеников. Божественный свет преображает их души, срывает с глаз завесу неверия. В праздник Преображения 6 августа (19 августа по новому стилю) на Руси освящали первые плоды нового урожая. Этот день еще называют Яблочным Спасом. Люди радовались изобилию плождов и славили Бога, подарившего земле живительный свет Преображения.

  • Слайд 29

    Столпник

  • Слайд 30

    Троица (1378 г.)

  • Слайд 31

    Андрей Рублёв

    Андрей Рублев. Троица. 1425-1427 гг. Москва

  • Слайд 32

    Иоанн Предтеча Апостол Павел

  • Слайд 33

    Апостолы Пётр и Павел Архангел Михаил

  • Слайд 34

    Вознесение (1408 г.) Андрей Рублев. Спас.Звенигородский чин. Начало 15 века. Москва

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке