Презентация на тему "Мировоззрение средневекового человека"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Мировоззрение средневекового человека" рассказывает о духовной и материальной жизни Средневековья: какова была роль церкви в Средние века, какие были распространены предрассудки, ценности и традиции, как видел человек этой эпохи систему мироздания.

Краткое содержание

  • Основные философские идеи Средневековья;
  • Мироздание Средневековья;
  • Иерархия ценностей;
  • Церковь Средневековья;
  • Предрассудки;
  • Христианство.

Содержание

  • Слайд 1

    Мировоззрение средневекового человека


  • Слайд 2

    Античный человек

    • Античный человек был частью вечного, гармоничного мира.
    • Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством.
    • Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество.

  • Слайд 3

    Средневековое миропонимание

    Основу средневекового миропонимания составляет религия, в ней мир обретает начальную точку: «Вначале было Слово… И Слово было Бог». Бог как изначальный, вечный и неизменный Творец. Бог как надмирная абсолютная духовность становится высшей ценностью, а связь человека с Богом осуществляется посредством новых добродетелей: веры, надежды, любви и совести.

  • Слайд 4

    Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека

    • Человек в этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей».
    • Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.

  • Слайд 5

    Основные философские идеи Средневековья

    • монотеизм (Бог един и уникален)
    • теоцентризм (Бог – центр мироздания)
    • креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
    • дуализм (двумирность).

  • Слайд 6

     

    • Мир в сознании средневекового человека делится на видимый, реальный, земной – «дольний» и потусторонний, идеальный, небесный – «горний».
    • Так и в человеке присутствуют два начала: тело и душа, причем тело представляется «темницей души», а красота человека выражается в торжестве его духа над телом.

  • Слайд 7

    Мироздание Средневековья

    Представало теперь не в виде гармонично устроенного космоса, в котором люди и боги осуществляли свои предопределенные высшим началом функции, а в виде некоего двоемирия, существования мира горнего, высшего, божественного и мира дольнего, полного скорбей и печали, в котором человек в «поте лица добывает и ест хлеб свой».

  • Слайд 8

     

    Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).

  • Слайд 9

    Главный итог второй ступени познания

    вывод о всеобщей греховности человека, о непостижимости Бога и о том, что высшая цель, высший смысл жизни заключается в том, чтобы через совершенствование души, т.е. самого себя, происходило и постепенное совершенствование мира.

  • Слайд 10

    Средневековье вообще часто называют "временем контрастов"


  • Слайд 11

    "Время контрастов"

    В самом человеке противоречивые чувства постоянно борются, он то взлетает к небесам в упоении и восторге, то летит камнем в безысходность ада.

  • Слайд 12

     

    Сознание средневекового человека формировалось на основе религиозных понятий, а не наоборот.

  • Слайд 13

    Но любой человек, даже святой - грешен

    И значит, испытывает чувство вины. Это чувство находит свой выход в исповеди и покаянии, человек освобождается от совершенного греха при посредничестве Церкви.

  • Слайд 14

    В средневековье атеистов не было

    Искренняя, "наивная" вера людей приближала мир горний, делала его ближе, телеснее в своих проявлениях.

  • Слайд 15

    Дьявол Средневековья

    Контрастность мышления средневекового человека проявлялась и в большом внимании, уделяемым дьяволу.

  • Слайд 16

     

    • Дьявол - персонаж, отнюдь не равный Богу, единственному Творцу.
    • Однако в сознании средневекового человека он тоже очень могущественен, очень близок и страшен.

  • Слайд 17

    Символизм действительности

    В целом восприятие действительности в Средние века было очень символичным. Каждому событию приписывался и символический смысл.

  • Слайд 18

    Иерархия ценностей

    • Духовные реалии важнее, чем материальные.
    • Для любого крестьянина страшнее не совершить положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - единственной непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).

  • Слайд 19

    Традиция щедрости

    В Средние века сохраняла свое значение традиция щедрости: пиры, подарки друзьям и вассалам - это почетно и славно.

  • Слайд 20

    Секты

    • Многочисленные секты Средних веков обвиняют христианство именно в недостаточной аскезе, в слишком сильно приятии материального.
    • С другой стороны, Церковь призывала к "благоразумию" и "умеренности" и в аскезе - другом полюсе телесности.
    • "Все, что нарушает меру - от бесов!" - сурово восклицает Пимен.

  • Слайд 21

    Церковь

    Духовная жизнь и политика, материальное и сакральное - Церковь была силой, во многом определяющей жизнь средневековых людей и мощно влияющий на умы.

  • Слайд 22

    Социум

    В головах людей существовал некий "правильный миропорядок", идеал, а все отклонения от него воспринимались именно как искажение истины.

  • Слайд 23

     

    • В обществе, как во Вселенной, есть раз и навсегда заведенный порядок.
    • Военное сословие должно всех защищать, духовное молиться, податное работать.

  • Слайд 24

    Средневековый человек

    Самые яркие черты средневекового человека - его телесность и его эмоциональность. Телесность его проявляется в том, что окружающий мир он воспринимает не отстранено, а живо, участвуя во всех событиях.

  • Слайд 25

    Понятие времени

    Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории времени, можно сказать, это два разных времени.

  • Слайд 26

    Историческое время

    Историческое время в представлении средневекового человека линейно, но имеет четкую стартовую точку - Сотворение Мира, и четкий финиш - Конец Света и Страшный Суд.

  • Слайд 27

    Бытовое время

    Бытовое время остается цикличным в соответствии с постоянством сельскохозяйственных сезонов.

  • Слайд 28

    Христианское средневековое мировоззрение

    Предрассудки:

    • "Охота на ведьм", инквизиция
    • Преступления ради обладания святыми предметами

  • Слайд 29

    Средневековые пытки и казни

  • Слайд 30

    Христианское средневековое мировоззрение

    Уровни христианства в средние века:

    • церковное: Определяет облик и ценности христианства
    • рыцарское: «Я принес вам не мир, но меч» И.Христос
    • простонародное: Смесь христианства, язычества и предрассудков

  • Слайд 31

     

    • Церковь - основа мировоззрения
    • Мир-арена борьбы между «божьим» и «дьявольским» промыслами
    • Реальность сверхестественного мира
    • Связь важнейших событий эпохи с христианством

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд