Презентация на тему "Начало Гражданской войны в России-этапы"

Презентация: Начало Гражданской войны в России-этапы
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Начало Гражданской войны в России" знакомит аудиторию с основными предпосылками, а также ходом и итогами Гражданской войны в России. Презентация выполнена в хронологическом порядке и рассматривает это историческое событие поэтапно. Презентация иллюстрирована фотографиями для наглядности и предназначена для проведения урока истории.

Краткое содержание

  • Основные причины гражданской войны
  • Основные особенности Гражданской войны в России
  • Белое движение в Гражданской войне
  • Первый этап гражданской войны
  • Второй этап гражданской войны
  • Мятеж чехословацкого корпуса
  • Организация обороны страны большевиками
  • Образование региональных «демократических правительств»

Содержание

  • Презентация: Начало Гражданской войны в России-этапы
    Слайд 1

    Начало Гражданской войны в России

    Уроки истории России в 9 классе

  • Слайд 2

    Гражданская война – это …

    Академик Ю.А.Поляков:

    «Вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия», которая первоначально имела локальный, а затем приобрела общенациональный масштаб.»

  • Слайд 3

    Каковы основные причины гражданской войны?

    Политические:

    • Изменение характера политической власти в стране.
    • Отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и принципов парламентаризма.
    • Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность чрезвычайных органов)
    • Заключение Брестского мира.

    Социально-экономические:

    • Экономическая политика советской власти в деревне.
    • (фактическая отмена Декрета о земле, установление продовольственной диктатуры, организация продотрядов, комбедов и т.д.)
  • Слайд 4

    Основные особенности Гражданской войны в России:

  • Слайд 5

    Белое движение в Гражданской войне

    Антибольшевистский лагерь

    • Кадеты: коалиция российской буржуазии, дворянства и др.
    • Правые эсеры, меньшевики (создание Комучей в Поволжье, Директории в Омске, Временного правительства в Томске)
    • Анархисты, левые эсеры (в оппозиции после Брестского мира и левоэсеровского мятежа)
    • Белое движение Генералитет российской армии: А.В.Колчак, А.И.Деникин, Н.Н.Юденич и др.
  • Слайд 6

    Выполните тестовые задания по теме «Гражданская война: белые»

  • Слайд 7

    Первый этап гражданской войны (октябрь 1917 г. – май 1918 г.) Локальный характер

    • Северо-Запад: октябрь 1917г.
    • Наступление на Петроград отрядов Краснова и Керенского
    • Юг Урала: атаман А.И.Дутов
    • Дон: Добровольческая армия (А.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин)
    • Забайкалье: атаман Г.С.Семёнов
    • Мурманск: март-апрель 1918 г.
    • Высадка английского десанта.
    • Дальний Восток: высадка американских и японских войск.
    • Верховный руководитель Добровольческой армии А.В.Алексеев
  • Слайд 8

    Численность Красной Армии (декрет о создании от 15 января 1918 г.)

    • В годы гражданской войны на стороне Красной Армии сражалось до 30% бывшего офицерского корпуса.
    • Вопросы:Какие причины заставляли царских офицеров служить Красной Армии?
    • Определите основные причины роста численности красной Армии?
  • Слайд 9

    Второй этап гражданской войны (май – ноябрь 1918 г.) Мятеж чехословацкого корпуса.

    • Май 1918 - попытка разоружения чехословаков в Челябинске приводит к восстанию 45-тыс. корпуса.
    • Командир корпуса капитан Р.Гайда: «Всем эшелонам приказываю, по возмож-ности наступать на Иркутск. Советскую власть арестовать…»
    • В Казани восставшие захватили золотой запас России (свыше 30 тыс. пудов золота.)
    • Война приобрела общенациональный характер. Лето 1918г. – восстание крестьян в Поволжье и на Урале.
  • Слайд 10

    Организация обороны страны большевиками

    • 2 сентября 1918г.- декрет ВЦИК о превращении Советской республики в военный лагерь.
    • Сентябрь –создан Реввоенсовет Республики во главе с Л.Д.Троцким
    • 30 ноября – декрет ВЦИК об образовании Совета рабочей и крестьянской обороны во главе с В.И.Лениным

    Л.Д. Троцкий

    В.И. Ленин

  • Слайд 11

    Образование региональных «демократических правительств» летом 1918 г.

    • Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) – председатель эсер В.К.Вольский.
    • Временное правительство Сибири – председатель эсер П.В.Вологодский.
    • Уфимская директория – эсер Н.Д,Авксентьев.
    • После свержения Советской власти на «освобожденных территориях» социалистические партии (эсеры) при поддержки крестьянских повстанческих отрядов создавали свои «демократические правительства»
  • Слайд 12

    Комитет членов Учредительного собрания

    • Создан 8 июня 1918г.
    • Осуществлял управление Самарской, Саратовской, Казанской и Уфимской губерниями.

    Провозгласил:

    • Восстановление демократических свобод.
    • Разрешил деятельность рабочих и крестьянских съездов, профсоюзов.
    • Создал народную армию.
    • Денационализация промышленных предприятий, банков
    • Свобода торговли.
    • Возвращение конфискованных земель помещикам и т.д.
  • Слайд 13

    Региональные правительства

    Временное правительство Сибири.

    Создано в июне 1918г. в Омске.

    • Приняли Декларацию независимости Сибири.
    • Создание собственной армии
    • Насильственная мобилизация населения

    18 ноября 1918г. – военный переворот, разгон правительства. А.В.Колчак – Верховный правитель России. ( территория Урала, Сибири)

    Уфимская Директория. Создана 23 сентября 1918г.

    • Борьба с большевиками
    • Выступала за продолжение войны
    • Восстановление договоров со странами Антанты.
    • Добивались упразднения всех других областных , национальных и казачьих правительств.

    Вопрос: Почему региональные правительства не сумели сохранить власть и потерпели поражение в противостоянии с большевиками?

  • Слайд 14

    Работа с документом: «Из письма А.В. Колчака во французское министерство иностранных дел».

    • Моей первой мыслью после окончательного разгрома большевиков будет мысль об установлении даты выборов в Учредительное собрание…
    • Россия ни сегодня. Ни в будущем не может быть ничем иным, кроме как демократическим государством…
    • « …в отношении аграрного вопроса, имеет целью удовлетворить интересы огромных масс…Россия может быть сильной и процветающей лишь при условии, если миллионы русских крестьян получат все гарантии на владение землёй…
    • Земельные захваты должны быть прекращены…» (земельный закон должен быть разработан Учредительным собранием)

    А.В. Колчак

    • Как можно охарактеризовать политические взгляды А.В.Колчака?
    • Сравните аграрную политику большевиков с обещаниями колчаковского правительства? Что могло привлечь крестьян, а что насторожить в решении аграрного вопроса?
  • Слайд 15

    Зелёное движениев годы гражданской войны.

    Нестор Махно (1888 -1934 г.г.)

    • Крестьянское движение, активно выступавшее как против Белого, так и против Красного движений. Зелёный цвет – символ воли и свободы.
    • Территория – Причерноморье, Северный Кавказ, Крым, юг Украины.
    • Украина – отряды «батьки Махно» Н.И.Махно– в юности увлёкся идеями анархизма, после революции в Гуляй-Поле (Украина) крестьяне под его руководством провели «чёрный передел» земли. После оккупации Украины германскими войсками возглавил партизанскую борьбу за независимую Украину. Они сражались под чёрными знамёнами с надписями «Свобода или смерть!» Против белогвардейцев махновцы выступали вместе с Красной армией. Но сперва в июне 1919 г., а затем в 1920г. командование Красной армии ведёт борьбу с махновщиной.
    • Махновцы вели борьбу до осени 1921 г., а затем после тяжёлого ранения Н.Махно эмигрирует из России. Скончался во Франции.
  • Слайд 16

    Третий этап (ноябрь1918 г. – весна 1919 г.)Активизация иностранной интервенции

    Ведущие силы в борьбе с большевиками:

    • Армия генерала А.В.Колчака
    • Армия генерала А.И.Деникина
    • Армия генерала Н.Н.Юденича

    Восток страны

    Армия генерала Е.К.Миллера

    • Юг страны
    • Северо-запад страны
    • Север страны

    Массовая интервенция против России:Ноябрь 1918г. – высадка французских и английских войск в черноморских портах России.

    • Вопрос: С какими изменениями в международной обстановке связана активизация интервенции против России?
    • Ответ: Окончание Первой мировой войны.
  • Слайд 17

    Третий этап (ноябрь1918 г. – весна 1919 г.) Осень 1918 года

    • Главный фронт – Восточный
    • Контрнаступление Красной Армии под командованием И.И.Вацетиса
    • Итог: белогвардейские части вытеснены из Среднего Поволжья и Прикамья.

    Домашнее задание: заполните таблицу «Основные события гражданской войны»

  • Слайд 18

    Использованная литература:

    1. А.А.Данилов Л.Г.Косулина История России, ХХ век:
    2. Учеб. кн. для 9 кл.- М.: Просвещение, 1995г.
    3. Энциклопедия для детей. Т.5, ч.3. История России ХХ век / Сост. С.Т.Исмаилова. – М.:Аванта+, 1996. – 672 с.:ил.
    4. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. Пособие / Р.А.Арсланова, В.В.Керов, М.Н.Маросейкина, Т.М.Смирнова; Под ред. В.В.Керова. – М.: Высш. Шк.2001. – 784 с
    5. Конспекты уроков по истории России ХХ века. 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001,
Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока по истории для учащихся 7-х классов в системе развивающего обучения «ШКОЛА 2100»

Учитель истории и обществознания Урунова Насфия Миндиураловна. Г.Лангепас ХМАО МОУ СОШ №3.

Урок 44 . Раскол в умах и сословиях

Цель урока: Учить выделять причины церковного раскола и восстания Степана Разина; Учить оценивать исторических деятелей (Никона и Аввакума)

Ход урока:

Орг момент

Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации

Как вы понимаете название темы?

На какое явление в истории России похожи эти события? /Смутное время

Познакомимся с документами, узнаем, верны ли наши предположения

Исходя из этих идей, в 17 веке в Российском государстве должны были преобладать гражданские смуты или гражданский мир?

К чему призывали письма, рассылаемые Степаном Разиным по России?

Судя по этому источнику, в 17 в. в Российском государстве царил гражданский мир или смута? / в России вновь начались смутные времена

Проблема: Почему в 17в. вновь начались гражданские смуты в России?

Открытие нового знания (1 пункт)

Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

План:

Какие события вызвали новую смуту (причины)?

Каковы были результаты новой смуты?

Какая религия была господствующей в России?

В 1653 г. в Российском государстве началась реформа церковных обрядов, проводимая патриархом Никоном. В таблице (презентация) содержится информация о церковной реформы:

Какие данные о церковной реформе внесены в таблицу?

Каких данных о церковной реформе не хватает? (известно, какова была суть реформы, но неизвестны причины и последствия)

По ходу урока мы будем заносить недостающие факты в таблицу. /таблица в законченном варианте

Вопросы

Содержание реформы

Причины

-Необходимо было менять моральный облик священнослужителей: не уделяли внимания прихожанам: пили, чревоугодничали

-Среди верующих сохранились языческие традиции

-Существовали различия в церковных обрядах и текстах

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

- Стали переписывать книги по византийским образцам

Результаты реформ

Церковная реформа привела к расколу в обществе: сторонники реформы и противники (раскольники)

Используя учебник стр. 142-144 (1 абзац) выделите причины церковной реформы

Для того, чтобы заполнить графу результаты реформ, обратимся к иллюстрации стр. 147 (Боярыня Мороза. Худ. Суриков)

Кто изображен в центре картины?

Что означает жест, который показывает боярыня? Почему она его показывает?

За что ее арестовали? (власти наказывают тех, кто не принимает реформы Никона. )

Каково было отношение властей к сторонникам старой веры? (раскольникам)? (власти наказывают тех, кто не принимает реформы Никона..

Как к этому событию относятся люди, находящиеся на улице? (Многие сочувствуют боярыне).

Прочитайте отрывок из «Жития протопопа Аввакума».

Как патриарх относился к тем, кто шел против его воли? (Аввакум был арестован, подвергся жестоким пыткам)

Каким наказаниям подвергались раскольники?

Сторонников Аввакума стали называть старообрядцами или раскольниками. Сторонников старой веры отлучали от церкви. Через некоторое время многие приняли реформу Никона. Но остались те, кто были верны своим взглядам, от преследований они уходили в леса севера, Сибири. Раскольники не успевшие скрыться, сжигали себя на кострах, таким образом погибло около 20 тыс человек

Открытие нового знания (2пункт )

Церковная реформа привела к расколу в обществе, в умах людей. Однако это событие было не единственным, которое заложило раскол в обществе. В начале урока мы познакомились с содержанием грамот, которые рассылал Степан Разин.

Почему он стал так делать, кого он называл «изменниками» и «мирскими кровопийцами» и кем был сам Степан Разин?

Работа с текстом: Стр. 148-150

Какие личные качества Степана Разина вы можете выделить на основе фактов из его личной жизни?

Заполняем таблицу: «Восстание Степана Разина»

Вопросы

Содержание

Причины

Ухудшение положения простых людей: в связи с оформлением крепостного права, после войны с Польшей

Противоборствующие стороны и их цели

Борьба с «изменниками»- так называли бояр, дворян и др. богатых людей. Восставшие не призывали бороться с царем

Методы достижения целей

Восставшие убивали, грабили богатых, жгли приказные документы

Итоги

Разин был казнен. Восстание было подавлено

Применение нового знания

Почему в 17в. в Российском государстве вновь начались гражданские войны?

Продолжите фразу: « В 17в. началась смута, потому что…

Вывод: В 17в. после церковной реформы с стране начался раскол. Общество было разделено на сторонников Никона и раскольников. Ухудшение положения простых людей с связи с оформлением крепостного права, войной с Польшей привели страну к новой гражданской войне

Конспект урока по истории для учащихся 7-х классов в системе развивающего обучения «ШКОЛА 2100»

Учитель истории и обществознания Урунова Насфия Миндиураловна. Г.Лангепас ХМАО МОУ СОШ №3.

Урок 44 . Раскол в умах и сословиях

Цель урока: Учить выделять причины церковного раскола и восстания Степана Разина; Учить оценивать исторических деятелей (Никона и Аввакума)

Ход урока:

Орг момент

Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации

Как вы понимаете название темы?

На какое явление в истории России похожи эти события? /Смутное время

Познакомимся с документами, узнаем, верны ли наши предположения

Исходя из этих идей, в 17 веке в Российском государстве должны были преобладать гражданские смуты или гражданский мир?

К чему призывали письма, рассылаемые Степаном Разиным по России?

Судя по этому источнику, в 17 в. в Российском государстве царил гражданский мир или смута? / в России вновь начались смутные времена

Проблема: Почему в 17в. вновь начались гражданские смуты в России?

Открытие нового знания (1 пункт)

Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

План:

Какие события вызвали новую смуту (причины)?

Каковы были результаты новой смуты?

Какая религия была господствующей в России?

В 1653 г. в Российском государстве началась реформа церковных обрядов, проводимая патриархом Никоном. В таблице (презентация) содержится информация о церковной реформы:

Какие данные о церковной реформе внесены в таблицу?

Каких данных о церковной реформе не хватает? (известно, какова была суть реформы, но неизвестны причины и последствия)

По ходу урока мы будем заносить недостающие факты в таблицу. /таблица в законченном варианте

Вопросы

Содержание реформы

Причины

-Необходимо было менять моральный облик священнослужителей: не уделяли внимания прихожанам: пили, чревоугодничали

-Среди верующих сохранились языческие традиции

-Существовали различия в церковных обрядах и текстах

Суть реформ

-Вводились поясные поклоны

- Раньше крестились 2 перстами, стали тремя.

- Стали переписывать книги по византийским образцам

Результаты реформ

Церковная реформа привела к расколу в обществе: сторонники реформы и противники (раскольники)

Используя учебник стр. 142-144 (1 абзац) выделите причины церковной реформы

Для того, чтобы заполнить графу результаты реформ, обратимся к иллюстрации стр. 147 (Боярыня Мороза. Худ. Суриков)

Кто изображен в центре картины?

Что означает жест, который показывает боярыня? Почему она его показывает?

За что ее арестовали? (власти наказывают тех, кто не принимает реформы Никона. )

Каково было отношение властей к сторонникам старой веры? (раскольникам)? (власти наказывают тех, кто не принимает реформы Никона..

Как к этому событию относятся люди, находящиеся на улице? (Многие сочувствуют боярыне).

Прочитайте отрывок из «Жития протопопа Аввакума».

Как патриарх относился к тем, кто шел против его воли? (Аввакум был арестован, подвергся жестоким пыткам)

Каким наказаниям подвергались раскольники?

Сторонников Аввакума стали называть старообрядцами или раскольниками. Сторонников старой веры отлучали от церкви. Через некоторое время многие приняли реформу Никона. Но остались те, кто были верны своим взглядам, от преследований они уходили в леса севера, Сибири. Раскольники не успевшие скрыться, сжигали себя на кострах, таким образом погибло около 20 тыс человек

Открытие нового знания (2пункт )

Церковная реформа привела к расколу в обществе, в умах людей. Однако это событие было не единственным, которое заложило раскол в обществе. В начале урока мы познакомились с содержанием грамот, которые рассылал Степан Разин.

Почему он стал так делать, кого он называл «изменниками» и «мирскими кровопийцами» и кем был сам Степан Разин?

Работа с текстом: Стр. 148-150

Какие личные качества Степана Разина вы можете выделить на основе фактов из его личной жизни?

Заполняем таблицу: «Восстание Степана Разина»

Вопросы

Содержание

Причины

Ухудшение положения простых людей: в связи с оформлением крепостного права, после войны с Польшей

Противоборствующие стороны и их цели

Борьба с «изменниками»- так называли бояр, дворян и др. богатых людей. Восставшие не призывали бороться с царем

Методы достижения целей

Восставшие убивали, грабили богатых, жгли приказные документы

Итоги

Разин был казнен. Восстание было подавлено

Применение нового знания

Почему в 17в. в Российском государстве вновь начались гражданские войны?

Продолжите фразу: « В 17в. началась смута, потому что…

Вывод: В 17в. после церковной реформы с стране начался раскол. Общество было разделено на сторонников Никона и раскольников. Ухудшение положения простых людей с связи с оформлением крепостного права, войной с Польшей привели страну к новой гражданской войне

Скачать конспект

Сообщить об ошибке