Презентация на тему "Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима"

Презентация: Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима" по истории, включающую в себя 19 слайдов. Скачать файл презентации 4.79 Мб. Средняя оценка: 4.3 балла из 5. Для учеников 5-6 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по истории

Содержание

  • Презентация: Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима
    Слайд 1

    Проект: "Нравы и обычаи Древней Греции и Древнего Рима". "История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего." М.Сервантес

  • Слайд 2

    Цель проекта: Учебная цель:изучить сформировавшиеся традиции двух античных государств, сравнить духовную сторону жизни Древней Греции и Рима, выяснить, чем схожи и в чем различие между этими странами, выробатать и доказать определенную точку зрения по поводу античных государств. Воспитательная цель:побудить учеников к познавательной деятельности, способствовать духовному воспитанию учеников на примерах достижений античных цивилизаций, вызвать чувство уважения к традициям стран Древнего мира

  • Слайд 3

    тип проекта: информационно-групповой

  • Слайд 4

    План урока: 1) Роль семьи в Древней Греции и в Древнем Риме 2)Воспитание и образование в Древней Греции и в Древнем Риме 3)Медицина в Древней Греции и в Древнем Риме 4)Монетная система в Древней Греции и в Древнем Риме 5)Праздники и зрелища в Древней Греции и в Древнем Риме

  • Слайд 5

    Роль семьи в Древней Греции

    Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Заключение брака предшествовалось формальное обручение. Обещание жениху давала не сама невеста, а её отец от её имени. В классической Греции свобода женщин подвергалась существенным ограничениям. Даже свободная женщина не имела прав. Почти все дни гречанки проводили на женской половине дома – в гинекее, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей. Появлением на свет мальчиков было для семьи событием торжественным. Когда рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, а когда девочка – шерстяными нитками.

  • Слайд 6

    Роль семьи в Древнем Риме

    Уже в древние времена семья была в Риме прочной и сплоченной ячейкой общества, в которой безраздельно властвовал отец семейства – «патер фамилиас». Понятие семьи в римских правовых памятников было иным, чем сегодня, в состав её входили не только отец и мать и незамужние дочери, но и замужние дочери, не переданные формально под власть мужа, сыновья со своими семьями, а также рабы и прислуга. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей, пока те были маленькими. В канун свадьбы невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки и носившееся ею до той поры одежды–точно также поступали и греческие девушки. Хотя римские законы и отстраняли женщину от участия и отстраняли женщину от участия в делах государственных, матери, жены и сестры римских граждан хорошо ориентировались в политике, о многом узнавали от своих мужей, отцов, и даже помогали своим родным. Ухаживать за малышами римлянки доверяли рабыням-гречанкам.

  • Слайд 7

    Воспитание и образование в Древней Греции

    Начиная с семи лет мальчики попадали под опеку отца. Они приобретали навыки обращения с оружием, обучались музыке и танцам. Готовясь к участию в общественной жизни, мальчики овладевали ораторским искусством. Готовили мальчика и к жизни практической: он учился вести хозяйство, наблюдал, как работают в поле и в винограднике, знакомился даже с практической медициной. С 14 лет начиналось систематическое занятие физическими тренировками, что служило подготовкой к воинской службе. Начиная с 18 лет, молодые люди должны были окончить эфебию (военно-спортивное учреждение), в которрой обучались 4 года. Совершенно иную, чем в Афинах, форму обучение мальчиков в Спарте. Семи лет от роду мальчик переходил под опеку государства. Включенный в один из отрядов, называвшихся илами, он мог после 4-летней подготовки, в 12 лет, приступить уже к более серьезным занятиям, которые завершал лишь в 20-летнем возрасте в качестве ирена-зрелого юноши. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать, писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также некоторые сведения о традициях Спарты, о её истории, религии и обрядах.

  • Слайд 8

    Девочки рано привыкали к труду. Под опекой матери они учились прясть, ткать, вести домашнее хозяйство, практиковались даже в лечении своих домочадцев, а также учились читать и писать. В Спарте воспитание девочек мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояла физическая сила и выносливость. Девочки занимались гимнастикой, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. А также их учили пению и танцам. В VI-V в. до н.э. первые школы ещё отличались между собой системой образования, у истоков многих школ стояли греческие философы. Ничего неизвестно о греческих школах для рабов наподобие римских. Но так как рабы – педагоги должны были водить в школу греческих мальчиков, присутствовать на уроках, делать вместе с детьми уроки, то можно предпоожить, что среди рабов было немало грамотных и образованных людей.

  • Слайд 9

    Воспитание и образование в Древнем Риме

    Как мальчики, так и девочки начинали учиться с семи лет. Девочки из богатых семей – дома, под руководством матери, мальчики имели своего домашнего учителя, а те, кто происходил из семей менее состоятельных, посещали школу. Школы эти были частными, содержали их, чаще всего, греки – вольноотпущенники. Мальчики, ходившие в школу, были под постоянной опекой раба-педагога: он сопровождал их на занятия, а дома выполнял роль воспитателя и учителя одновременно. Римляне охотно отправляли своих детей на учебу за границу. Денег на это не жалели. Учились римляне в Афинах или на острове Родос. В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло на время оставить обучение и пройти военную службу. Одинаковое значение придавалось развитию интеллектуальных и физических способностей, упражнения и иные занятия не носили военного характера.

  • Слайд 10

    Девочки из богатых семей учились дома, те же, кто победней, ходили в школу вместе с мальчиками. Существовало, таким образом, совместное обучение с обязательной общей программой. Образование было необходимо женщинам прежде всего для участия в общественной жизни, в частности в общих собраниях граждан. Кроме того, девочки должны были заботиться о своем интеллектуальном развитии как будущие матери. Рабов разделяли на две категории: это те, кто оказался в Риме уже взрослыми людьми, и те, кто родился в доме своего господина. Среди первых было много образованных людей и, овладев латинским языком, они становились секретарями, библиотекарями. Для детей рабов организовывали школы – педагогиум. Программа в таких школах мало отличалась от программы для детей свободных граждан. Иного рода учебным заведением была школа гладиаторов. Сражаясь и умирая в амфитеатрах, они, лучшие ученики этих школ, развлекали богачей и отвлекали, успокаивали народные толпы, пристраиваюшиеся к подобным кровавым зрелищам.

  • Слайд 11

    Медицина в Древней Греции

    Изобретение врачебного искусства греки приписывали богам: Апполону, Асклепию и Артемиде. В VI веке до н.э. в Греции появились многочисленные святилища – больницы, так называемые асклепионы, где жрецы – лекари поддерживали культ великого бога-исцелителя. Расцвет врачебной деятельности жрецов в асклепионах пришёлся на V век до н.э. На рубеже V – VI вв. до н.э. получило известность святилище Асклепия на острове Кос, где сформировалась знаменитая медицинская школа, связанная с именем Гиппократа, «отца медицины», работавшего не только на острове Кос, но и в Афинах, в Фессалии. Методы лечения постоянно обновлялись и уже не сводились только к принятию лекарства. Геродик из Силибрии во Фракии стал применять массажную терапию, лечебную гимнастику. Диокл из Кариста большое внимание уделял вопросам гигиены тела, диете и умению правильно чередовать работу и отдых. Искусство врачевания росло, применялись все новые методы лечения, но независимо от этого сохранялась и народная медицина.

  • Слайд 12

    Медицина в Древнем Риме

    Родоначальниками медицины в Риме считали богов – Апполона и Асклепия-Эскулапа. Однако люди в Италии лечили друг друга еще задолго до того, как там утвердился культ Эскулапа. Практика и теория врачевания развивалась в Риме параллельно. В I веке н.э. Авл Корнелий Цельс, теоретик, сам не занимавшийся лечением больных, написал о различных недугов и методов борьбы с ними. Одним из самых выдающихся врачей древности был Гален. Он был практиком и теоретиком одновременно. В своих медицинских трактатах он касается анатомии, физиологии, гигиены и диететики, патологии и других областей медицины. Постепенно в Риме складывалась четкая специализация: были хирурги, окулисты, ларингологи, специалисты по женским болезням. Женщины в Риме, в отличие от греческих, не были отстранены от лечения, но независимо от этого сохранялась и народная медицина, траволечение, знахарство, а также вера в целительную силу некоторых священных источников.

  • Слайд 13

    Монетная система в Древней Греции

    В древнейшие времена в Греции, как и повсюду существовала торговля в форме непосредственного обмена. В дальнейшем за товары стали платить кусочками ценных металлов, а на следующем этапе кусочкам придавали форму: бруски, кружочки определенного веса. Пользовались ими до тех пор, пока не начали выпускать, наконец, настоящие монеты с выбитыми на них символами отдельных государств. Ценность бесформенных кусочков металла определялась их весом, и это нашло выражение даже в названиях некоторых мер веса и самих греческих и римских монет. Но когда ценность этих кусочков стала определяться штемпелем, нанесенным на монету, возникла система, близкая к современному денежному обращению. Первые монеты появились в греческих городах на побережье Малой Азии около 700 г. До н.э. Монеты эти чеканили из сплава золота с серебром, с так называемым электроном, или с «белым серебром». Первые золотые монеты начали чеканить в Лидии, именно там было много золотого песка. С появлением монет пришлось ввести устойчивую монетарную систему. Отдельные полисы имели свою монетную систему. Одним из способов наживы было уже в те времена изготовление фальшивых денег. О греческих фальшивомонетчиках упоминает Геродот. Однако крупных размахов этот малопочетный промысел достиг только в Риме.

  • Слайд 14

    Монетная система в Древнем Риме.

    В эпоху перехода от непосредственного обмена товарами и введению денежного обращения главным средством платежа был скот. В дальнейшем за товары стали расплачиваться медными брусками прямоугольной формы. При всех расчетах деньги отмеряли по весу. Настоящие монеты появились в Риме в середине V века до н.э. Но лишь с IV века до н.э. в Риме стали чеканить серебряные монеты. Их появление связано с растущими контактами между Римом и греческими колониями на юге Италии, где деньги из драгоценных металлов были уже в ходу. Золотые монеты вошли в обиход в период, когда Римская республика доживала свои последние годы. Организация монетного дела в Риме произошла в 289 г. До н.э. с учреждением особой коллегии в составе трех человек. Между монетами времен республики и империи заметны различия в знаках. Около 225 г. До н.э. в Римской империи действовала крупная, хорошо организованная шайка фальшивомонетчиков. Их центром была провинция Паннония. Свой преступный промысел они довели до совершенства и нанесли громадный ущерб финансовой системе государства.

  • Слайд 15

    Праздники и зрелища в Древней Греции

    Музыка и пение находились под покровительством трех муз: Эвтерпы, Эрато и Полигимнии. Только танец имел свою музу – Терпсихору. Среди музыкальных инструментов следует отметить большую популярность флейты, арфы, кифары. Изобретение лиры приписывают богу Гермесу. Считается, что в III в. до н.э. в греческих городах появились первые музыкальны школы. Большой интерес у греков вызывали у греков вызывали выступления мимов. Они демонстрировали очень выразительные бытовые сценки, сопровождающиеся легкими песнями и танцами, остроумными импровизациями. В V веке до н.э. триединовая хорея – музыка, пение, танец – породили театр. Это были представления, посвященные богу виноделия, плодородия Дионису. Это были великие Дионисии. Театр Диониса в афинах дошел до наших дней, однако он несколько раз перестраивался и восстанавливался. Театр для греков – это было большое религиозное торжество. Известен всему миру был также и греческий одеон – здание, предназначенное для музыкальных и поэтических состязаний. Главные торжества проходили в Аттике во время Панафинейских празднеств. Великие Панафинеи длились пять дней. Начинались они с торжественной процесии к храму богини Афины Паллады. В эти дни проходили состязания: гонки на колесницах, легкоатлетические состязания. В эти дни праздника проходили также и музыкальные конкурсы, выступления чтецов. Излюбленным развлечением были танцы в полном вооружении (пирриха)

  • Слайд 16

    Традиционной датой начала Олимпийских игр считается 776 год до н.э. – под этим годом они впервые упоминаются в источниках. Игры в Олимпии проходили в священной роще Зевса. С Олимпийскими играми связаны великие достижения древнегреческой цивилизации, а также новые традиции страны. Например, экехирия – запрет всем греческим государствамвести войны в период проведения игр. В 708 г. До н.э. было введено пятиборье – пентатлон: прыжки, бег, метание диска, метание копья, борьба. Устраивались ли соревнования по плаванию неизвестно. Как бы то ни было, среди греков были великолепные пловцы. Известно, что к участию в играх не допускались рабы, иностранцы и замужние женщины. Лишь одной женщине позволено было наслаждаться зрелищем: это была жрица богини Деметры, святилище которой находилось в Олимпии. Игры проходили пять дней. В Афинах олимпионикам ставили памятники, они могли занимать в театре и на всю оставшуюся жизнь был освобожден от уплаты налогов. В Спарте победителей чествовали по-своему, по-военному: во время войны олимпиники сражались в первых рядах бок о бок со спартанским царем.

  • Слайд 17

    Праздники и зрелища в Древнем Риме

    Как и в Греции, в Древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев. И здесь существовала триединая хорея. Из ударных инструментов римляне знали кимвал, систр (разновидность трещотки), крупесиорны. Широко распространены были кифара, лира, самбук (небольшая арфа треугольной формы), флейта. Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Говоря о римском театре, следует отметь, характер театральных представлений в Риме был совершенно иным, чем в Греции. Здесь заметно сказалось влияние этрусков, а затем и греков. Старейший считается малый театр в Помпеях (80 в. до н.э.) вместить он мог около 15 тысяч человек. Новинкой римского театра был занавес. По окончанию представления занавес поднимался. Помимо театра в Помпеях, Рим славился еще двумя театрами: театр Бальба, сооруженный при Октавиане Августе , театр Марцелла, начатый при Юлии Цезаре, но открытый только 11 году до н.э. Древнейшими в Риме считались Таврские игры в честь подземных богов. Впервые они были проведены царем Тарквинием Гордым. Важнейшими играми считались Великие игры. Они были посвящены Юпитеру и длились 4 дня. Каждую весну, в середине мая, в Риме устраивали Амбарвалии, праздник в честь бога Марса;

  • Слайд 18

    Первые организованные гладиаторские игры сохранили связь с погребальными обрядами. Само слово «гладиатор» образовано от слово «гладиус» - меч. Со временем для гладиаторских боев стали строить амфитеатры. И бои стали устраивать по разным поводам: будь то похороны или праздники. Гладиаторов отбирали главным образом из военнопленных, преступников, осужденных на смерть. Первоначально вооружение гладиатора состояло из копья, шлема, длинного прямоугольного щита и ножных доспехов. Постепенно вооружение менялось и становилось все более разнообразным. Особое удовольствие безжалостной публике доставляло, когда на арену выходил гладиатор в глухом шлеме, спускавшимся на лицо и лишенных отверстий для глаз. Как известно, жизнь раненного бойца зависела от воли зрителей: большим пальцем они указывали жить раненному или нет, поднимая палец или опуская его вниз. Некоторые гладиаторы были особенно популярны в Риме: Гермес, Гелий, Адволант. Со временем на аренах амфитеатров стали устраиваться бои гладиаторов с дикими зверями.

  • Слайд 19

    Результаты и выводы. Сравнительный анализ данных:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке