Презентация на тему "Общие характеристики европейского Средневековья"

Презентация: Общие характеристики европейского Средневековья
Включить эффекты
1 из 61
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Большая презентационная работа на тему: "Общие характеристики европейского Средневековья", созданная студентом. Автор знакомит нас с продолжительным отрезком истории, называемым "Средневековье" и периодами, на которые принято его делить.

Краткое содержание

  • Историография
  • Раннее Средневековье
  • Высокое Средневековье
  • Развитие науки и технологий
  • Позднее Средневековье
  • Средневековое право
  • Образование
  • Изобразительное искусство
  • Скульптура

Содержание

  • Презентация: Общие характеристики европейского Средневековья
    Слайд 1

    ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИСОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    Алексеев А.В. 1курс ГМУ

  • Слайд 2

    СТРУКТУРА

    1.Историография

    2.Раннее Средневековье

    2.1 Великое переселение народов

    2.2 Реконкиста

    2.3 Византийская империя

    2.4 Франкское государство

    2.5 Меровинги

    3. Высокое Средневековье

    3.1 Феодализм

    3.2 Крестовые походы

    3.3 Церковь

    3.4 Схоластика

    3.5 Торговля и коммерция

    4. Развитие науки и технологий

  • Слайд 3

    5.Позднее Средневековье

    5.1 Столетняя война

    5.2 Завоевания Османской империи

    5.3 Реформация

    5.4 Направления в Европейской архитектуре

    6. Средневековое право

    7 .Образование

    8. Изобразительное искусство

    9. Скульптура

    10. Музыка

    11.Литература

    12. Итоги

    13. Источники информации

  • Слайд 4

    ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

    ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

    1.Средневековье как тип культуры.( Гуревич А. Я.)

    2.История средневекового государства и права. (Ливанцев К.Е.)

    3.Средневековая Европа. ( Кенигсбергер Г.)

    4.Историография средних веков. ( Косминский Е. А.)

    5.Средние века. ( Егер О.)

    ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  • Слайд 5

    ИСТОРИОГРАФИЯ

    • В 330 г. император Константин переносит столицу империи в Византию.
    • В 395 г. происходит разделение Римской империи на Западную и Восточную.
    • В 410 г. вестготы под предводительством Алариха штурмом берут Рим и подвергают его разграблению.
    • В 455 г. Римом овладевают вандалы которые окончательно подрывают его могущество.
    • В 476 г. вождь германцев заставил отречься от престола последнего западного римского императора. Таким образом прекратилось 12-ти вековое владычество Рима.

    Началась эпоха Средневековья !!!

  • Слайд 6

    РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Появились государства в Скандинавии, а также в Европе: Моравия и Киевская Русь

  • Слайд 7

    РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 2

    В целом раннее средневековье было временем глубокого упадкаевропейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира. На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающее воздействие на все стороны общественной и личной жизни. Это в полной мере относится и к произведениям материальной культуры.

  • Слайд 8

    РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 3

    В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение. Для юго-восточной части Европы, входившей в состав Восточной Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») - здания удлиненной формы с полукруглым или граненым выступом в восточной части - алтарем (апсидой). Бывшие в Древнем Риме преимущественно общественными зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем стали приобретать все большее значение здания с центрическим планом - крестово-купольные храмы. В таких храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

    Условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированнымикельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    РЕКОНКИСТА

    Реконкиста началась в районе Ковадонги сегодняшней Астурии, которая единственная не была завоёвана маврами. Её инициировал князь Пелайо в 722 году. Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе. Закончилась реконкиста в 1492 году, когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

    Византи́йская импе́рия, Византи́я, Восточная Римская империя (395[4]—1453) — государство, оформившееся в 395 г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Менее чем через восемьдесят лет после раздела, Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья

  • Слайд 15

    ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 2

    В Древней Руси Византию называли Греческим царством ,а Константинополь – Царьградом.

    Наибольшие владения империя контролировала при императоре Юстинеане1 (527-565гг.), вернув себе на несколько десятилетий значительную часть прибрежных территорий бывших западных провинций мира и положение самой могущественной средиземноморской державы. В дальнейшем под натиском многочисленных врагов государство утрачивало земли. После славянских, лангобардских, вестготских и арабских завоеваний, империя занимала территорию Греции и Малой Азии.

    В середине 15 века империя погибла под натиском турок-осман.

  • Слайд 16

    ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО

    Франкское государство -условное название государства в Западной и Центральной Европе с 5 по 9 века, которое образовалось на территории Западной Римской империи одновременно с другими варварскими королевствами. Эта территория была населена франками начиная с 3 столетия. Вследствие непрерывных военных походов майордома франков Карла Мартелла ,его сына Пипина Короткова ,а также внука Карла Великого, территория империи франков к началу 9 века достигла самых больших размеров в период своего существования.

  • Слайд 17

    МЕРОВИНГИ

    Первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории современных Франции и Бельгии. Они происходили из салических франков, которые в V веке обосновались в Камбре (Хлодион Длинноволосый) и в Турне (Хильдерик I).

    С языческих времен и до своего падения Меровинги носили длинные волосы, считавшиеся обязательным атрибутом монарха. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением, на практике оно означало потерю прав на обладание властью.

  • Слайд 18

    ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха высокого Средневековья. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.

    В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавиюхристианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами Крестовых походов с целью отвоевания у сельджуковПалестины. Развиваются и богатеют города (смотри статью Средневековый город). Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.

  • Слайд 19

    ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 2

    В Восточной Европе эпоха Высокого Средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польши и Великого Княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

    Высокое и Позднее Средневековье- время укрепления национальных государств в Европе, между которыми ведутся многочисленные войны.

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    ФЕОДАЛИЗМ

    В результате объединения частично разрушенной западно-римской социально-экономической структуры и германской протомилитомагнарной системы производственных отношений возник совершенно новый общественно-экономический уклад и соответственно способ производства, который принято называть феодальным. Сам факт слияния порядков коренного населения Западной Римской империи с германскими давно уже замечен историками, которые назвали это явление романо-германским синтезом.

  • Слайд 22

    КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

    Одной из определяющих черт эпохи Высокого Средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуковПалестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества — от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришёлся на XII век, когда после Первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство — Иерусалимское королевство. В XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против других христиан, а также против некоторых язычников, исповедовавших другие, немусульманские религии.

  • Слайд 23

    ЦЕРКОВЬ

    Схизма1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви — Римско-католической церкви в Западной Европе и Православной церкви в Восточной. Раскол произошёл в результате конфликта между римским легатомкардиналом Гумбертом и патриархом КонстантинопольскимМихаилом Кируларием, во время которого церковники предали друг друга анафеме.

  • Слайд 24

    СХОЛАСТИКА

    Систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логикиАристотеля.

    По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия.

  • Слайд 25

    ТОРГОВЛЯ И КОММЕРЦИЯ

    В XII веке в Северной Европе был основан Ганзейский союз во главе с городом Любек. В состав союза вошли многие северные города Священной Римской империи — Амстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин — и других регионов — например Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых были Берген и Новгород.

    В конце XIII века венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шёлковому пути в Китай, а по возвращении тщательно описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Вслед за ним на Восток отправились многочисленные миссионеры — Гильом де Рубрук, Джованни Плано Карпини, Андре де Лонжюмо, Одорик Порденоне, Джованни де Маригнолли, Джованни ди Монте Корвино — и путешественники, такие как Никколо Конти.

  • Слайд 26

    РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

    Начиная с XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.

    Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

    Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.

  • Слайд 29

    Около 1300 года, период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее Средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Русское царство.

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

    Серия военных конфликтов между Англией и её союзниками с одной стороны и Францией и её союзниками с другой, длившихся примерно с 1337 по 1453 годы. Поводом к этим конфликтам были притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям. Плантагенеты также были связаны узами родства с французской династией Капетингов. Франция в свою очередь стремилась вытеснить англичан из Гиени, которая была закреплена за ними Парижским договором 1259 года. Несмотря на начальные успехи, Англия так и не добилась своей цели в войне, а в результате войны на континенте у неё остался только порт Кале, который она удерживала до 1558 года.

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    ЗАВОЕВАНИЯ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

    На протяжении 6-ти веков, с XI по XVI, Османская империя завоёвывала всё новые и новые территории. В 1453 году турки взяли Константинополь, тем самым захватив всю Византийскую империю. В 1459 была завоёвана вся Сербия (кроме Белграда, взятого в 1521 году) и обращена в османский пашалык. В 1460 году завоёвано Афинское герцогство и вслед за ним почти вся Греция, за исключением некоторых приморских городов, оставшихся во власти Венеции. В 1462 завоёван остров Лесбос и Валахия, в 1463 — Босния. В 1483 Турция покорила Герцеговину. Балканский полуостров полностью оказался в руках султана. В 1517 году турки взяли Каир. В конце XV века турки захватили Крым, полностью овладев Чёрным морем и торговыми путями через него, Валахию и Молдавию. Под их властью оказались Закавказье, Передняя Азия и Северная Африка. Алжир заняли турки-пираты. В 1534 году был завоёван Багдад. В конце XVI века завоевания прекратились. Начался упадок Османской империи.

  • Слайд 34
  • Слайд 35

    РЕФОРМАЦИЯ

    Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с её первоначальными канонами. Помимо религиозных Реформация также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты.

    Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь.

  • Слайд 36

    РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

    . Романский стиль- художественный стиль Европы в 11-12 вв. Термин вначале применялся только в архитектуре, а позднее к другим видам искусств.

    Это стиль который сформировался одновременно во Франции, Германии, Италии, Испании и Англии в 11 веке.

    Несмотря на национальные различия, он стал первым общеевропейским стилем

    Отличительная черта романского стиля в архитектуре- это массивность, тяжеловесность, толщина стен, которая подчеркивалась узкими проёмами окон, что придавало облику зданий величественность.

  • Слайд 37
  • Слайд 38

    СОБОРНЫЙ АНСАМБЛЬ В ПИЗЕ

    • СОБОР
    • БАПТИСТЕРИЙ
    • ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ
  • Слайд 39
  • Слайд 40

    ГОТИКА

    Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и др..

    Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

  • Слайд 41

    ГОТИКА 2

    Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

    В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).

  • Слайд 42

    СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ

    ШАРТСКИЙ СОБОР

  • Слайд 43
  • Слайд 44

    РЕНЕССАНС

    Эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIII—XVI века.

    Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

  • Слайд 45

    РЕНЕССАНС 2

    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

  • Слайд 46

    СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО

    Право и юриспруденция столь пышно расцветшие а античном Риме и продолженными византийскими правоведами, возродились в Европе в 11 веке.

    Начало этому положило основание Ирхерием(1065-1125гг.) школы глоссаторов в Болонье.

    Целью данной школы было изучение Римского права по первоисточникам. Интерес к Римскому праву в Средние века стимулировали прежде всего обстоятельства сугубо практические. Как только промышленность и торговля активизировали хозяйственную деятельность, развили частную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и получило силу тщательно разработанное римское частное право.

  • Слайд 47

    СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО 2

    В Европейском Средневековье кроме Римского права действовало также каноническое (церковное) и обычное. Каждая из трех ветвей имела своих приверженцев.

    На закате Средневековья формируются две тенденции юридической мысли. Одну характеризует внимание проблематике естественного права. Другую отличает интерес к нормам ,принципам, системе позитивного права. Обе эти тенденции наследуются юридическими знаниями нового времени.

  • Слайд 48

    ОБРАЗОВАНИЕ

    Система обучения в период раннего средневековья мало чем отличалась от позднеантичной. В V в. Марциан Капелла дал краткое изложение тех пред­метов, которые преподавались в античной школе и носили название «семи сво­бодных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили их на две части:

    1) тривиум (три пути знания): грамматика; риторика, которая рассматрива­лась как искусство составлять проповеди; диалектика - умение вести бесе­ду, спорить и доказывать справедливость того или иного положения с точки зрения формальной логики;

    2) квадривиум (четыре пути знания): геометрия, куда входила и география, давала элементарные сведения об измерении пространств и составлении чертежей; арифметика рассматривалась как знание правил счета и умение толковать символическое значение чисел; астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников; му­зыка.

  • Слайд 49

    ОБРАЗОВАНИЕ 2

    В средние века в Западной Европе существовало несколько типов школ. Церковно-монастырские школы готовили клириков. Все образование в них сводилось к изучению молитв и текстов Священного Писания на латинском языке. При монастырях существовали скриптории, где переписывались книги. Запись делалась на пергаменте - специально обработанной телячьей коже. На изготовление одной Библии шло около 300 шкур, поэтому книги стоили очень дорого. В библиотеках книги приковывались к столам цепями.

  • Слайд 50

    ОБРАЗОВАНИЕ 3

    Школы, созданные при епископских кафедрах, обучали учеников «семи свободным искусствам». В XIII в. из епископских школ иногда возникали университеты. В 1160 г. во Франции был основан Парижский университет, который имел четыре факультета: младший (артистический) и три специальных -медицинский, юридический и богословский. В XIII в. университеты появились и в других странах: Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии. В XIV в. были основаны университеты в Чехии (Пражский), Польше (Краковский), Германии (Гейдельбергский, Кельн­ский, Эрфуртский). В конце XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов.

  • Слайд 51

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Литература средневековья разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Прежде всего, в ней можно выделить литературу на латыни и литературу на национальных языках.

    На латыни в основном создавалась литература религиозного характера. Латинская литература представлена историческими хрониками, житиями святых, проповедями, сочинениями богословского характера. Одним из наиболее распространенных был жанр агиографии, повествующий о жизни, чудесах и мученичестве за христианскую веру людей, которые канонизировались церковью. Эта литература воспитывала людей в духе смирения, покорности и стойкости в делах веры. Особое место в латинской литературе занимала поэзия вагантов ( «бродячие люди», или голиардов, появившаяся в Германии, Франции, Англии и Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов совпал с развитием школ и средневековых университетов, поскольку ее носителями были бродячие студенты.

  • Слайд 52

    СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 2

    Литература на национальных языках представлена эпосом, лирикой, романами. В XI-XII вв. был записан героический эпос, который до этого передавался только в устной традиции. Героями народных сказаний были обычно воины, защищавшие свою страну и свой народ. В эпических сказаниях воспевались храбрость, сила, воинская доблесть. Примером французского рыцарского эпоса является «Песнь о Роланде». В ее основе лежит реальное событие - поход Карла Великого в Испанию, где передовые отряды его войска под предводительством Роланда были уничтожены басками. В поэме баски были заменены «неверными» - сарацинами, а испанский поход превратился в семилетнюю войну.

  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    Христианская религия оказала доминирующее влияние на развитие средневекового изобразительного искусства. Христианство отрицало античную гармонию тела и духа, человека и земного мира. Главное внимание деятели искусства средневековья уделяли миру потустороннему, искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу. Основным образцом средневекового изобразительного искусства были памятники церковной архитектуры. Средневековый собор поражал верующих как своим внешним видом, так и внутренним убранством, вселяя в них веру в могущество Бога. Создатели соборов пользовались в период средневековья большим уважением. Считалось, что художнику свойственны все семь благ, подаренные Святым Духом человеческой душе: мудрость, разумение, восприимчивость к советам, душевная крепость, знание, благочестие, богобоязнь.

  • Слайд 56

    Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать глядя на стены.

    Папа Григорий1(590-604гг.)

  • Слайд 57
  • Слайд 58

    СКУЛЬПТУРА

    В тёмную пору раннего средневековья скульптура находилось в полном упадке: в Византии и вообще на Востоке оно было изгнано из употребления для крупных предприятий и производило лишь мелкие вещи, каковы диптихи из слоновой кости, кресты, оклады священных книг и икон, а на Западе, где также ему приходились удовлетворять почти исключительно потребностям религиозного культа, прозябало на почве смутных, заглохнувших античных преданий.

    За романский период истории искусства можно указать на несколько любопытных явлений. Таковы в XI веке бронзовые двери Гильдесгеймского собора — произведение искусного литейщика епископа Бернвальда, в XII веке — большая купель в церкви святого Варфоломея в Люттихе .

  • Слайд 59

    СКУЛЬПТУРА 2

    Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). Наступившее вслед за тем господство готического архитектурного стиля открыло ваянию более обширное поприще деятельности: для декорирования затейливых фасадов, башенок, стен и всех частей храмов этого стиля требовалось сильное содействие пластики, и она наделяла их многочисленными резными украшениями, рельефами и статуями, причем исполняла их в духе самой готики — мистическом и мечтательном.

  • Слайд 60

    МУЗЫКА

    В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музыцирование и фольклор. Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях. Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.). Со временем развиваются любительские и полупрофессиональные формы музицирования рыцарства: во Франции — искусство трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, XIII век), в Германии — миннезингеров (Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, XII-XIII века), а также городских ремесленников. В феодальных замках и в городах культивируются всевозможные роды, жанры и формыпесен (эпические, «рассветные», рондо, ле, виреле, баллады, канцоны, лауды и др.).

  • Слайд 61

    ИТОГИ

    В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч).

    Также в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке